деловая игра "Гражданином быть обязан!"
классный час (7 класс) по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская общеобразовательная средняя школа №2»
ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Профессиональный конкурс педагогов
«Лучшая разработка внеклассного мероприятия»
Автор:
Темежникова Ольга Сергеевна
учитель истории, обществознания
МОУ «Общеобразовательная
Октябрьская средняя
школа № 2»
Устьянского района
Архангельской области
Пед.стаж работы: 17 лет.
Домашний адрес:
165210, Архангельская область,
Устьянский район,
п.Октябрьский,
ул.Ленина, д.50б , кв.10.
Контактный телефон: +79214979997
п.Октябрьский, 2011 г.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»
Пояснительная записка.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Цели игры:
1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
2. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.
3. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, познавательный интерес к изучению обществознания.
Участники: в игре участвуют по 2-3 команды учащиеся 6-7 классов, которые только приступают к изучению обществознания. Особой подготовки данная игра не требует.
Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Форма проведения: командная интеллектуальная игра.
Организация игры:
· каждая команда сидит за отдельным столом;
· игра состоит из 5 конкурсов;
· каждый конкурс разбит на темы;
· побеждает команда, получившая в конце игры наибольшее количество баллов.
Игра способствует формированию познавательного интереса учащихся к предметам «история» и «обществознание». Об этом свидетельствует огромное количество вопросов, задаваемых детьми по окончании игры. Учащиеся «требуют» немедленного ответа на вопросы, на которые они не смогли дать правильные ответы.
В последние годы возрастает количество учащихся 9 классов, которые выбирают предмет «обществознание» для сдачи в форме ГИА. По окончании 11 класса так же большое количество выпускников сдают данный предмет в форме ЕГЭ, планируя связать свою профессиональную карьеру с историей и обществознанием. Исходя из этого можно утверждать, что проведение таких игр обосновано.
ХОД ИГРЫ.
Конкурс «Символы побед»
1.Государственный флаг.
Команде необходимо из предложенных полосок составить государственный флаг Российской Федерации. Время на выполнение задания – 1 минута. За правильное выполнение задания 1 балл.
Дополнительная информация: Когда-то флаги на поле боя указывали местоположение военачальника или отдельного полка. Самые первые флаги славян были красные. Наиболее заметный и яркий красный цвет повышал воинственность, звал на битву. Красный, белый и синий цвета были любимыми цветами народа. Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту. (одно из значений слова «красный» - красивый, прекрасный). Синий цвет означал величие, красоту, ясность. Белый – цвет чистоты и святости. Традиция трехцветного знамени пошла от Петра I. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. На протяжении истории флаг еще неоднократно менялся, а с 21 августа 1991 года Государственный флаг России вновь стал трехцветным, как написано в законе, он является государственным символом страны ,представляющим прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красного цвета.
2.Государственный гимн.
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны слова государственного гимна России. Необходимо сложить эти строки, чтобы получился первый куплет и припев гимна. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильное выполнение задания – 2 балла.
Правильный ответ:
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достояние на все времена!
Припев: Славься, отечество наше свободное!
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Дополнительная информация: первый государственный гимн Росси был написан в XIX в. на английскую мелодию поэтом Жуковским «Молитва русских». Гимн прославлял царя, затем гимном был Интернационал. А с 2001 г. был утвержден обновленный вариант гимна с музыкой А.В.Александрова и новым текстом С.В.Михалкова.
3.Государственный герб
Команды получают изображение государственного герба Российской Федерации. Необходимо найти три ошибки. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильное выполнение задание – по 1 баллу за правильно найденную ошибку.
Правильный ответ:
В приведенном изображении герба Российской Федерации допущены следующие ошибки: у орла нет лапок, в которых должны быть скипетр и держава; недостает третьей короны, которая располагается между головами орла; на груди орла отсутствует герб Москвы (изображение святого Георгия Победоносца).
Дополнительная информация:до Петра I на Руси существовали эмблемы – личные знаки князей, такие эмблемы были и у городов. В изображении многих из них присутствовал двуглавый орел. Официальным символом власти государя орел стал при Иване III, но лишь в XVII в. его изображения стали именовать государственным гербом России. На протяжении истории герб также претерпел значительные изменения, и с 2000 г. данный герб становится официальным символом России.
Конкурс «Государственная власть»
Команды выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. Время на выполнение 2 минуты. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
Президент Российской Федерации является:
1) главой государства;
2) главой Правительства РФ;
3) главой парламента РФ;
4) Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правильный ответ:
Президент РФ является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Парламент России называется:
1) Советом Федерации;
2) Федеральным Собранием;
3) Государственной Думой;
4) Верховным Советом
Правильный ответ:
Федеральным Собранием.
Суды в России:
1) принимают законы;
2) проводят выборы в стране;
3) вершат правосудие в стране;
4) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Правильный ответ:
Суды осуществляют правосудие в стране; являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Дополнительная информация: в нашей стране существует три вида (ветви) власти: законодательная – издает законы (парламент – Федеральное Собрание), исполнительная – исполняет принятые законы (Правительство), судебная – судит (наказывает) за неисполнение законов (все суды). Контролирует деятельность всех видов власти глава государства – Президент.(Кто является Президентом нашей страны?)
Конкурс «Преступление и наказание»
1.Уголовное наказание
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказания. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным Кодексом Российской Федерации: лишение свободы, ссылка, высылка, предание публичному позору, штраф, четвертование, избиение плетьми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация (изъятие) имущества.
Время на выполнение – 1 минута. За правильное выполнение задания – по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Правильный ответ:
Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация (изъятие) имущества.
2.Возраст.
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.
Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.
Преступления: убийство (с 14 лет); кража (с 14 лет); грабеж (с 14 лет); бандитизм (с 16 лет); получение взятки (с 16 лет); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет).
Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
Дополнительная информация: уголовная ответственность по большинству преступлений наступает с 16 лет, но есть группа преступлений, за которые подростки будут нести ответственность уже с 14 лет (убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, разбой, вандализм, приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения и т.д.).
3.Обстоятельства.
Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) облегчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в) освобождает от ответственности (снимает ответственность).
Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.
Обстоятельства: совершение преступления группой лиц (отягчающее); явка с повинной (смягчающее); несовершеннолетие виновного (смягчающее); необходимая оборона (освобождает от ответственности); совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее).
Время на обсуждение каждого пункта – 10 секунд. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
Конкурс «Наша Родина»
1.Официальное название
Команды получают карточки: Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Республика, Республика Россия, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача команд: выбрать правильное название нашей страны.
Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
Правильный ответ:
Россия и Российская Федерация.
2.Территория
Каждая команда получает карту России (это может быть лист бумаги с контуром границ страны) и карточки с названием стран: а) США; б) Япония; в) Великобритания; г) Германия; д) Китай; е) Финляндия; ж) Казахстан; з) Индия; и) Монголия; к) Белоруссия.
Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и прикрепить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной. Можно усложнить задачу, попросив назвать столицы этих стран.
Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
Правильный ответ:
Япония (на востоке); Китай (на юго-востоке); Монголия (на юго-востоке); Казахстан (на юге); Белоруссия (на западе); Финляндия (на северо-западе).
3.Население.
Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России.
Задача команд: выделить те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).
Нации: татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, украинцы, чуваши, грузины, чеченцы, узбеки, турки.
Время на выполнение задания – 1 минута. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
Правильный ответ:
Татары (Татарстан), башкиры (Башкортостан), якуты (Якутия), чуваши (Чувашия), чеченцы (Чеченская Республика).
Конкурс «Гражданин России»
1.Гражданство
Командам необходимо написать на листке бумаги основания приобретения российского гражданства. Время на выполнение задания – 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает – по 1 баллу.
Правильный ответ:
1. Факт рождения от родителей – граждан России.
2. Натурализация – прием в российское гражданство на основе просьбы.
3. Регистрация – относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России.
Дополнительная информация: гражданство – это принадлежность человека к какой-либо стране, оно дает человеку возможность участвовать в политической жизни страны(ходить на выборы, быть депутатом, президентом).
2.Права и свободы гражданина.
Командам выдаются листы бумаги с предложенными ситуациями.
Задача команд: необходимо назвать какие права были нарушены с точки зрения закона в каждой из предложенных ситуаций: 1) «Схватил Волк всех козлят и съел!» (право на жизнь); 2) «Дунул Волк еще раз, и дом Ниф-Нифа разлетелся во все стороны» (право на неприкосновенность жилища); 3) «Заточил Змей Горыныч Василису Прекрасную в темницу» (право на свободу передвижения).
Дополнительная информация: человек имеет очень много прав: право на жизнь, на личную свободу, на неприкосновенность частной жизни, жилища, на защиту со стороны государства и т. д., но не надо забывать, что наши права очень тесно переплетаются с нашими обязанностями («Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав!»).
3.Обязанности гражданина
Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей.
Задача команд: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции РФ.
Обязанности: соблюдать законы; платить налоги; состоять в рядах какой-либо партии; быть членом профсоюзной организации; работать на предприятии; защищать Отечество; охранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; учиться, получать образование.
Время на выполнение – 2 минуты. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
Правильный ответ:
Соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятниками истории и культуры.
Подведение итогов и награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Гражданином быть обязан!"
Деловая игра «Гражданином быть обязан»Цель игры: расширить и углубить знания учащихся, полученные ими на уроках обществознания; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социал...
Деловая игра "Гражданином быть обязан"
Деловая игра "Гражданином быть обязан" Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве общественных и государственных...
Деловая игра «Гражданином быть обязан»
деловая игра "Гражданином быть обязан"...
Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…
Музыкант… слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной ...
Классный час (Деловая игра) «Гражданином быть обязан»
Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»
привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН».
привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....