Деловая игра «Гражданином быть обязан»
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Деловая игра
«Гражданином быть обязан»
Разработала Ликшина А.Д. учитель истории и обществознания
Апрель 2014
г. Зима
Деловая игра
«Гражданином быть обязан»
Цель: дать представление о том, что такое права человека, познакомить с основными символами государства.
В игре участвуют учащиеся 6-7 классов, которые еще не изучали обществоведческие курсы.
В игре участвуют 2 команды. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
1 конкурс «Символы победы»
- Государственный флаг.
Командам выдается набор полосок цветной бумаги. Необходимо сложить из них государственный флаг России. Время на выполнение – 1 мин. За правильный ответ 1 балл.
- Государственный гимн.
Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех куплетов Государственного гимна РФ. Необходимо сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна. Время выполнения – 2 минуты. За правильный ответ 3 балла. Исполнение гимна.
- Государственный герб.
Команды получают изображение Государственного герба России, герба Воронежской области, Контемировского района. Необходимо найти на каждом из них по 3 ошибки. На работу отводится 5 минут. За правильное выполнение задания команды получают 3 балла.
2 конкурс «Государственная власть»
Рассказ учителя об основном законе нашей страны – Конституции РФ.
Команды выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. Время – 15 сек. За правильный ответ – 1 балл.
- Президент РФ является:
- Главой государства;
- Главой правительства РФ;
- Главой парламента РФ;
- Верховным главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ.
- Парламент РФ называется:
- Советом Федерации;
- Федеральным Собранием;
- Государственной думой;
- Верховным советом.
- Суды России:
- Принимают законы;
- Проводят выборы в стране;
- Вершат правосудие в России;
- Являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
3 конкурс «Преступление и наказание».
I Командам предлагаются карточки на которых перечислены разные формы наказаний. Необходимо выбрать наказания которые предусмотрены Уголовным кодексом:
- Лишение свободы;
- Ссылка;
- Высылка;
- Предание публичному позору;
- Штраф;
- Четвертование;
- Избиение плетьми;
- Смертная казнь;
- Бессрочная каторга;
- Конфискация имущества.
Время на выполнение – 1 мин. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла.
II Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории : 12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет. Задача - во время перечисления преступлений поднимать карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ:
Убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, бандитизм, получение взятки.
Время на обдумывание – 5 сек. Правильный ответ – 1 балл.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:
Команды получают карточки:
- отягчающие;
- смягчающие;
- освобождает от ответственности;
- никак не учитывается.
(Во время перечисления – поднимать соответствующие карточки)
- совершение преступления в группе;
- явка с повинной;
- несовершеннолетие виновного;
- необходимая оборона;
- совершение преступления в состоянии опьянения
- наличие заболевания у обвиняемого.
Время на обсуждение каждого пункта – 10 сек. За правильно выполненное задание – 3 балла.
4 конкурс. «Наша Родина»
Слово учителя о Родине на фоне песни Блантера «С чего начинается Родина».
ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
Команды получают карточки: Россия, Российская республика, Республика Россия, Российская Федерация, Российская Советская социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача команд выбрать правильный ответ названия нашей Родины. Время выполнения – 1 мин. За правильность -2 балла.
ТЕРРИТОРИЯ
Команды получают карту России.
Задача: выбрать из набора стран те, что граничат с Россией: США, Япония, Великобритания, Китай, Финляндия, Казахстан, Индия, Монголия, Белоруссия, Германия.
Время – 3 мин. За правильные ответы – 6 баллов.
НАСЕЛЕНИЕ
Команды получают листки с перечнем народов, проживающих в России. Задача – поставить галочки напротив тех, которые входят в состав России как республики (6 баллов, 3 мин.).
Нации: татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, калмыки, эскимосы, турки, узбеки.
5 конкурс. «Гражданин России»
- Гражданство.
Командам необходимо написать на листе бумаги основания для приобретения российского гражданства.
Время – 3 мин. За правильность – 6 баллов.
- Права и свободы граждан.
Команды получают карточки с заданиями. Задачи команд:
- Вписать права персонажей «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С. Пушкина в пустые строки:
- Приказав Чернавке извести царевну и бросить ее связанной в лесу, царевна посягнула……….
- Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охраняя право …..
- Юридическая полиция. Определить нарушение ребенка по персонажам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». (Используется распечатка Конвенции прав ребенка).
«Какой красивый цветок!» - воскликнула женщина и поцеловала прелестные лепестки. Но не успела она их поцеловать, как в цветочке что-то щелкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке, на зеленом пестике сидела крошечная девочка, ростом не больше дюйма. Поэтому ее назвали Дюймовочкой.. «Вот славная жена для моего сынка», - квакнула жаба и, схватив скорлупку с девочкой, выпрыгнула через окно в сад»
Время выполнения задания – 3 мин. За правильный ответ 6 баллов.
- Кто поможет гражданину?
- На листочках написаны названия различных правоохранительных и правозащитных организаций: адвокатура, прокуратура, милиция, нотариат, суд.
Нужно грамотно обратиться в требуемую организацию для решения своей проблемы.
СИТУАЦИИ
- Восьмиклассницу Сидорову постоянно избивают родители-алкоголики;
- Школьница Аня хочет создать общественную организацию по защите прав несовершеннолетних, но не знает как;
- Иванова продержали в милиции семь часов, проверяя документы.
- Студента Сидорова призывают в армию, хотя он имеет отсрочку до окончания ВУЗа, кроме того, в соответствии со ст. 59 Конституции он имеет право выбрать альтернативную гражданскую службу.
- Обязанности граждан
Команды получают листики с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить те, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.
Соблюдать законы, платить налоги, состоять в рядах какой-либо партии, быть человеком профсоюза, работать на предприятии, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к памятникам истории и культуры, учиться, получать образование.
Время – 2 мин., за правильный ответ -5 баллов.
6 конкурс. «Дом права» (опережающее дом. Задание)
Постройте на листочке «Дом права», «расселив» на его этажах правоохранительные органы и правозащитные и правозащитные организации, которые действуют в нашем районе. В каждый «кабинет» этого дома впишите название, адрес, телефоны правоохранительных органов и правозащитных организаций.
Адреса и телефоны правоохранительных органов и организаций можно найти в телефонном справочнике, в средствах массовой информации, в местах органах власти.
За работу учащиеся получают 5 баллов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
деловая игра "Гражданином быть обязан!"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Октябрьская общеобразовательная средняя школа №2» ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН ДЕЛОВАЯ ИГРА...
Деловая игра "Гражданином быть обязан!"
Деловая игра «Гражданином быть обязан»Цель игры: расширить и углубить знания учащихся, полученные ими на уроках обществознания; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социал...
Деловая игра "Гражданином быть обязан"
Деловая игра "Гражданином быть обязан" Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве общественных и государственных...
Правовая игра " Гражданином быть обязан!"
Правовая игра для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений «Гражданином быть обязан!" направлена на правовое просвещение учащихся, формирование правовой к...
Классный час (Деловая игра) «Гражданином быть обязан»
Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»
привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН».
привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....