Внеклассное мероприятие по информатике "5*5".
методическая разработка (6 класс) на тему

Ветошкина Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 5-7 классов  "5*5".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5h5.zip12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кезская  средняя  школа  №1»

П.  Кез,  Кезского  района  Удмуртской  Республики

Внеклассное  мероприятие

по  информатике

для  учащихся  5-7  классов

  Интеллектуальная  игра «5» х «5»

Подготовила

учитель информатики

  Ветошкина  Наталья  Владимировна

П. Кез  2010

Интеллектуальная  игра «5» х «5».

Информатика, пожалуй,  одна из важнейших  дисциплин  в  наше время.  Если такие предметы как алгебра,  геометрия,  физика  и  др.  являются  частью  школьной  программы  на  протяжении  длительного  времени,  то  информатика  в  школе  преподаётся  сравнительно недавно,  около  25 - 30  лет.  Нашу  жизнь  уже  невозможно  представить  без  компьютера  и  Интернета.  Последний  облегчает  поиск  нужной  информации,  а  без  многих  компьютерных  программ  невыполнимо  огромное  количество  работ.  Именно  поэтому  учащимся  нужно  прочно  овладеть  такими  необходимыми  знаниями.  Важнейшим  видом  профессионального  общения  учителя,  наряду  с  уроком,  являются  внеклассные  мероприятия.  Весёлые  познавательные  игры,  КВНы,  конкурсы  значительно  оживят изучение  такого  строгого,  «сухого»  предмета,  как  информатика,  научат  ребят  пользоваться  полученными  знаниями,  терминологией,  разовьют  их  память  и  логику.  Недостаток  занимательных  материалов,  сценариев для  проведения  внеклассных  мероприятий  для  учащихся  разного  возраста,  побудили  меня  к  разработке  сценариев  проведения  самых разных  мероприятий   в  дни  предметной  недели  по  информатике.

Участники: учащиеся  5-7  классов (две  команды).

Оборудование:  игровое  поле  (рис. 1),  таблички  с буквами  по  размеру  с  клеткой  игрового  поля,  табло  для  учёта  очков  (рис.  2),  ПК,  мультимедиапроектор,  секундомер,  ручки  и  листы  бумаги  для  расчётов,   призы  и  награды.

Продолжительность  игры:  30-40  минут.

В

И

Р

У

С

 Рис.  1.  Игровое  поле  демонстрационное

                (большого  размера)

Команда   «Супербайт»

очки

Команда  «Килобайтик»

очки

суп

3

пуск

4

рис

3

риск

сип

3

писк

4

Итого:

9

Итого:

8

Рис.  2.  Таблица  для  учащегося-помощника  для  учёта  очков  и  слов

        (  заполнение в  текстовом  процессоре  WOPD  с  проекцией  через  проектор)

Дано  слово:  ВИРУС.

Ход  игры:

  1. К  уже  имеющемуся  слову  добавить  одну  букву(под  прямым  углом),  чтобы  получилось  новое  слово (существительное,  в  ед. числе),  чем  больше  букв  в  слове,  тем  сложнее  вопрос,  и  тем  больше  очков  можно  принести своей  команде  ответив  на  него.
  2. Команда,  начинающая  игру,  определяется  по  жребию  (бросание  монеты).
  3. За  1  мин.  команда  учащихся  должна   продумать слово,  выбрать среди букв нужную  и  прикрепить  её  в  таблицу.  
  4. Ведущий-учитель  задаёт  вопросы  из  разных разделов  информатики.  Если  буква  учащимися поставлена в  жёлтый  столбец – по  теме  «Кодирование»,  в  красный – «Системы  счисления»,  в  зелёный – «Устройство  компьютера»,  в  синий – «Единицы  измерения»,  в  белый – «История  ВТ».
  5. Чтобы  команда  заработала  очки, ведущий-учитель, задаёт  вопрос,  сложность  определяется  по  количеству  букв  в  составленном  слове.  
  6. Если  ответ  команда  дала  правильный,  то ей  зачисляется  соответствующее  число  очков,  если  нет,  то  очки  сгорают,  продолжает  игру  вторая  команда.
  7. Выигрывает  та  команда,  которая  наберёт  больше  очков.
  8. Слова  и  очки  фиксирует  специальный  учащийся-помощник  на  доске  (см. рис. 2).

Вопросы:

        

2  балла.

Жёлтый  столбец:

Расшифруйте  слово:

1.  ьшым                                (мышь)

2.  абтй                                (байт)

3.  сивкур                                (курсив)

4.  базца                                (абзац)

Красный  столбец:

Переведите  число  из  десятичной  системы  счисления в двоичную:

1.  7                                (111)

2.  10                                (1010)

3.  11                                (1011)

4.  8                                (1000)

Зелёный  столбец:

Продолжите  предложение:

  1. Основное  электронное  устройство  компьютера - …                 (Процессор)
  2. Устройство  для  ввода  в  компьютер  изображения  с  бумаги  - …        (Сканер)
  3. Устройства  для  хранения  информации - …                        (Носители)
  4. Визуальное средство отображения информации - …                (Монитор)

Синий  столбец:

Заполните  пропуски:

  1. 1 байт = …битов
  2. 1 Кб=…байтов
  3. «МЫШЬ»  содержит …битов
  4. «ПРИНТЕР»  содержит  …байтов
  5. 1 Мб=…Кб

Белый  столбец:

Впишите пропущенные  слова:

1. Первый компьютер, где был создан  …(страна).                (США)

2. Первый компьютер назывался … (название).                (ЭНИАК)

3. Первую суммирующую механическую машину создал …(ФИ учёного)                        (Блез  Паскаль)

4.  Расшифруйте  ЭВМ - …         (Электронно-вычислительная машина)

5.  Имя первой  женщины-программиста …                  (Ада)

3 балла.

Жёлтый  столбец:

Расшифруйте  слово:

1.  Ниофмртакиа.                        (Информатика)

2.  Мокбьпреп.                        (Компьютер)

3.  Фнимроицая.                        (Информация)

4.  Рпцосеоср.                        (Процессор)

5.  Арутаивалк.                        (Клавиатура)        

Красный  столбец:                

Переведите  число  из  двоичной  системы  счисления в десятичную:

1.  1101                                (13)

2.  10001                                (17)

3.  1110                                (14)

4.  11000                                (24)

5.  10101                                (21)

Зелёный  столбец:

Придумайте  слово,  в  котором  бы  был элемент  устройства  компьютера.

  1. БИС                                (БИСквит,  чиБИС,  БИСер)
  2. ДИСК                                (ДИСКотека, реДИСКа)
  3. АЛУ                                (пАЛУба,  шАЛУн)
  4. ЧИП                                (ЧИПсы,  ЧИПоллино)
  5. ПЛАТА                        (зарПЛАТА,  расПЛАТА)

Синий  столбец:

1.  Сколько  байтов  информации  содержит  один  лист  печатного  текста  на  котором   45  строк  по  60  символов?   (2700  Байтов)

2.  Сколько  битов  информации  в  имени  арабского математика,  которое  послужило  основой  термина  АЛГОРИТМ – Абу Абдулл Мухаммед Бен Мусса аль-Маджус аль-Хорезми?   (320  битов)

3.  Сколько  байт  информации  содержит  чёрно-белая  картинка  размером  60*80  пикселей?  (60  байтов)

4.  Сколько  байтов  информации  необходимо  для  кодировки  цветной  картинки  10*10  пикселей?    (300 байтов)

5.  Сколько  газет  объёмом  1  Гб  можно  записать  на  CD-R  диск?  (700)

Белый  столбец:

Впишите пропущенные  слова:

1.  Как  назывался  инструмент  (аналог  русских  счёт),  созданный  греками?  (абак)

2.  Как  называлась  суммирующая  машина,  созданная  Блезом  Паскалем?  (паскалина  или  «Паскалево  колесо»)

3. Каким  инструментом  для  расчётов  пользовались  в  древнем  Китае (аналог  русских  счёт)?  (суан-пан)

4.  Назовите  имя  учёного  - первого,  кто  разработал  механическую  машину,  выполняющую  все  четыре  арифметических  действия.    (Готврид  Вильгельм  Лейбниц)

5.  Чем  знаменит  английский  учёный  Чарльз  Беббидж?   ( Он  предложил  схему  «аналитической  машины»,  в  устройстве   которой  предполагалось – три  основные  части: «Склад»  для  хранения  чисел,  набиравшихся  с  помощью  зубчатых  колёс;  «Фабрику»  для  операций  над  числами,  изъятыми  из  «склада»;  устройства  управления  операциями  с  помощью  перфокарт.

4 -5  баллов.

Жёлтый  столбец:

Расшифруйте  слово:

1.  12 6 2 6 5 2 3  (фамилия  советского  учёного) – каждая  буква  закодирована  её порядковым  номером  в  русском  алфавите.                (ЛЕБЕДЕВ)

2.  13 31 18 13  (название  электронной  машины,  которую  разработали  под  руководством  С.А.Лебедева  в  1950 г.) - каждая  буква  закодирована  её порядковым  номером  в  русском  алфавите.                        (МЭСМ)

3.  19 20 18 7 12 2  (название  ЭВМ,  разработанной  в  Советском  Союзе  в  1953 г.) - каждая  буква  названия  закодирована  номером  следующей  после  неё  в  алфавите.        (СТРЕЛА)

4.  33 11 3 14 11  (название  языка  программирования, разработанного  в  1957  г.) – каждая  буква  закодирована  номером  предыдущей  буквы  в  алфавите,  буквы  записаны  по  кругу.                        (АЛГОЛ)

Красный  столбец:

Заполните  пропуски:

  1. 112 + 1110 = …10
  2. 1110 - 112 = …10
  3. 112 * 1110 = …10
  4. 10010 / 1012 = …10
  5. 112 + 12 = …10

Зелёный  столбец:

Ответьте на вопросы:

  1. Объясните,  что  общего  между  предлагаемыми  словами  и  устройством  компьютера?  (Дискант,  дискобол,  дискуссия,  дисквалификация)          (Все  слова  содержат  слово  ДИСК,  а  диски  относят  к  внешней  памяти)
  2. Объясните  назначение  Voice Pen?  (голосовая  ручка,  предназначенная  для  считывания  и  записи  текста  с  бумажного  носителя)
  3. Составьте  слово,  которое  имеет отношение  к  устройству  компьютера  и  к  словам:  ива  и  шлак,  вал  и  ишак?   (КЛАВИША)
  4. Нота,  хвойное  дерево  и  слово  ТОН.  Что  их  объединяет?   (НОСИТЕЛЬ)

Синий  столбец:

Заполните  пропуски:

1.  12288  бит = …байт = …Кб        (12288 бит = 1536 байт = 1,5  Кб)

2.  2 Мб = … Кб = …байт                (2Мб = 2048 Кб = 2097152 байта)

3.  Сколько  картинок  можно  записать  на  дискету,  если одна  картинка   занимает  69 Кб?  (1,38Мб=1413 Кб,  1413 / 69 ≈ 20 картинок)

4.  Сколько  дискет  заменяет  1  CD-R  диск?  (700 Мб / 1,38 Мб ≈ 507)

Белый  столбец:

Ответьте на вопросы:

  1. Какое  отношение  к  истории  вычислительной  техники  имеет  Леонардо  да  Винчи?    (Он  создал  эскиз  тринадцатиразрядного  суммирующего  устройства  с  десятизубными  колёсами)
  2. В  каком  веке  была  создана  первая  механическая  суммирующая  машина?  (17 веке,  1642 году)
  3. Чем  знамениты  английский  математик  А. Тьюринг  и  американский  математик  и  логик  Э.Л. Пост?   (Разработали  концепцию  абстрактной  вычислительной  машины).
  4. Какой  учёный  разработал  концепцию  электронно-вычислительной  машины?  (Джон  фон  Нейман)

Литература

  1. Златопольский  Д.М.  Сборник  заданий  для  внеклассной  работы  по  информатике.  М.:  Чистые  пруды,  2006  (Библиотечка  «Первое  сентября»,  серия  «Информатика».  Вып.  1  (7)).
  2. Златопольский  Д.М.  Задания  для  конкурсов,  викторин,  КВН  и  учебные  кроссворды  по  информатике.  М.:  Чистые  пруды,  2007  (Библиотечка  «Первое  сентября»,  серия  «Информатика».  Вып.  1  (13)).
  3. Молодцов  В.А., Рыжикова  Н.Б.  Современные  открытые  уроки  информатики.  8-11  классы. -  Ростов/нД:  изд-во  «Феникс»,  2002.
  4. Агеева  И.Д.  Занимательные  материалы  по  информатике  и  математике.  Методическое  пособие. – М.: ТЦ Сфера,  2006.
  5. Григоренко  Ю.Н.,  Кострецов  У.Ю.  Коллективно-творческие  дела.  М.: Педагогическое  общество  России,  1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...