Программа спецкурса по математике 3-4 класс
элективный курс (5 класс) по теме

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3-4_klass.zip17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

« Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » (Э. Кант).

        Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка  содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка  основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   

        Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

Программа гимназии №75 «Одаренные и талантливые дети: поиск, поддержка и развитие»

Цель программы:

формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.

Задачи:

- расширение математического кругозора учащихся, развитие умениий анализировать, делать логические выводы;
- развитие пространственное воображение на основе используемого  геометрического материала.
- развитие навыков решения задачи повышенного уровня сложности;
- овладение математической терминологией, математической речью;
- формирование психологической готовности учащихся к математическим олимпиадам;
- установление связи между учебной и внеучебной работой;
- создание  условиий для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

Принципы программы:

- занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
- добровольность (приобщение к деятельности в кружке с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
- научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
- доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
- практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
- дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий).

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 3 -4 классов . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (64 часов в год).

Содержание программы курса «Занимательная математика»

Тема

Количество занятий

Математические ребусы  

8

Задачи на переливания      

6

Геометрические задачи

6

Задачи на разрезание  

4

Графы на плоскости

4

Текстовые задачи

8

Логические задачи

4

Принцип Дирихле  

2

Задачи на взвешивания  

4

Комбинаторные задачи

6

Проектная деятельность «Газета любознательных»

6

Математические соревнования  

6

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. сформировать творческое мышление;
  4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня

    сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх,

    конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. Решение занимательных задач;
  2. Оформление математических газет;
  3. Участие в Марафоне занковцев, международной игре «Кенгуру», дистанционной олимпиаде;
  4. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  5. Проектная деятельность
  6. Самостоятельная работа;
  7. Работа в парах, в группах;
  8. Творческая работа.

Методы и приемы обучения.

  1. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
  2. Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  3. Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
  5. Дидактические игры.

Основные формы проверки знаний:

  1. тестирование;
  2. личная олимпиада;
  3. математические соревнования

Материально-техническое обеспечение  программы:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная  доска. Мультимедийный проектор.
  3. Комплект презентаций по математике, истории математики.
  4. Медиатека  учителя.

Учебно-тематический   план :

п/п

Тема

Количеств часов

Дата

По плану

Фактическая

Математические ребусы (8ч)

1

Ребус. Правила разгадывания ребусов.

1

2

Ребусы на математическую тему. Творческая работа.

1

3

Криптография. Исторический экскурс.

1

4

Поиск закономерностей.

1

5

Шифры и я

1

6

Правила, регламентирующие работу по отгадыванию ребусов

1

7

Числовые и буквенные ребусы

1

8

Числовые и буквенные ребусы

1

Задачи на переливание(6ч)

9

Первое знакомство.

1

10

Работа со схемами и таблицами.

1

11-13

Решение задач.

3

14

Личная олимпиада

1

Геометрические задачи  (6ч)

15-17

Задачи со спичками

3

18-19

Двенадцать стульев

2

20

Личная олимпиада

1

Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

21-22

Выпуск первого номера стенгазеты

2

Задачи на разрезание(4ч)

23-24

Задачи по готовым рисункам

2

25-26

Текстовые задачи

2

Графы на плоскости (4ч)

27

Исторический экскурс

1

28

Основные правила работы с простейшими графами

1

29-30

Решение задач

2

Текстовые задачи (8ч)

31-32

Обратный ход

2

33

Возрасты

1

34-36

Гонки

3

37-38

Знакомство с уравнением

2

Логические задачи (4ч)

39

Книга стоит рубль

1

40

Обходы

1

41

Лингвистические задачи

1

42

Конструкции и примеры

1

Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

43-44

Выпуск второго  номера стенгазеты

2

Принцип Дирихле (2ч)

45

Исторический экскурс

1

46

Решение простейших задач

1

Задачи на взвешивания (4ч)

47

Исторический экскурс

1

48-50

Решение задач

3

Комбинаторные задачи (6ч)

51-52

Комбинаторика

2

53

Перестановки

1

54

Размещения

1

55

Сочетания

1

56

Личная олимпиада

1

Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

57-58

Выпуск третьего номера стенгазеты

2

Математические соревнования (6ч)

59

Сказки и подсказки

1

60

По мотивам русских сказок

1

61

КВН

1

62

Математический лабиринт

1

63

Эстафета

1

64

Математическая рулетка

1

                                                Литература для учителя:

  1. Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
  1. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
  1. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
  1. Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
  2. Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
  3. Математический кружок. Спивак А.В. «Посев»,2003

Литература для учащихся:

  1. Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  1. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  1. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  1. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  1. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  2. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"

  Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления  и  познавательной активности учащихся. Материал данного курс...

Рабочая программа спецкурса по математике в 11 классе "Подготовительный курс к ЕГЭ"

Курс составлен на основе кодификатора элементов содержания КИМов ЕГЭ по математике и предназначен для систематической подготовки части В....

Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

Программа спецкурса по математике, 10-11 классы

Этот курс поможет учащимся 10-11 классов систематизировать свои математические знания,  поможет с разных точек зрения взглянуть на другие,  уже известные темы,  расширить круг математич...

Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по математике  для 8 класса...

Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования «Нестандартные задачи по математике»

Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования "Нестандартные задачи по математике" включает пояснительную записку, литературу, требования к учащимся, со...

Рабочая программа спецкурса по математике в 10 классе «Уравнения и неравенства с модулем» 2часа в неделю

Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования 2 часа в неделю...