Программа спецкурса по математике 3-4 класс
элективный курс (5 класс) по теме
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-4_klass.zip | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
« Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » (Э. Кант).
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)
Программа гимназии №75 «Одаренные и талантливые дети: поиск, поддержка и развитие»
Цель программы:
формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.
Задачи:
- расширение математического кругозора учащихся, развитие умениий анализировать, делать логические выводы;
- развитие пространственное воображение на основе используемого геометрического материала.
- развитие навыков решения задачи повышенного уровня сложности;
- овладение математической терминологией, математической речью;
- формирование психологической готовности учащихся к математическим олимпиадам;
- установление связи между учебной и внеучебной работой;
- создание условиий для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.
Принципы программы:
- занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
- добровольность (приобщение к деятельности в кружке с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
- научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
- доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
- практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
- дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий).
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 3 -4 классов . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (64 часов в год).
Содержание программы курса «Занимательная математика»
Тема | Количество занятий |
Математические ребусы | 8 |
Задачи на переливания | 6 |
Геометрические задачи | 6 |
Задачи на разрезание | 4 |
Графы на плоскости | 4 |
Текстовые задачи | 8 |
Логические задачи | 4 |
Принцип Дирихле | 2 |
Задачи на взвешивания | 4 |
Комбинаторные задачи | 6 |
Проектная деятельность «Газета любознательных» | 6 |
Математические соревнования | 6 |
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- сформировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх,
конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- Решение занимательных задач;
- Оформление математических газет;
- Участие в Марафоне занковцев, международной игре «Кенгуру», дистанционной олимпиаде;
- Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- Проектная деятельность
- Самостоятельная работа;
- Работа в парах, в группах;
- Творческая работа.
Методы и приемы обучения.
- Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
- Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
- Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
- Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
- Дидактические игры.
Основные формы проверки знаний:
- тестирование;
- личная олимпиада;
- математические соревнования
Материально-техническое обеспечение программы:
- Компьютер.
- Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
- Комплект презентаций по математике, истории математики.
- Медиатека учителя.
Учебно-тематический план :
№ п/п | Тема | Количеств часов | Дата | |
По плану | Фактическая | |||
Математические ребусы (8ч) | ||||
1 | Ребус. Правила разгадывания ребусов. | 1 | ||
2 | Ребусы на математическую тему. Творческая работа. | 1 | ||
3 | Криптография. Исторический экскурс. | 1 | ||
4 | Поиск закономерностей. | 1 | ||
5 | Шифры и я | 1 | ||
6 | Правила, регламентирующие работу по отгадыванию ребусов | 1 | ||
7 | Числовые и буквенные ребусы | 1 | ||
8 | Числовые и буквенные ребусы | 1 | ||
Задачи на переливание(6ч) | ||||
9 | Первое знакомство. | 1 | ||
10 | Работа со схемами и таблицами. | 1 | ||
11-13 | Решение задач. | 3 | ||
14 | Личная олимпиада | 1 | ||
Геометрические задачи (6ч) | ||||
15-17 | Задачи со спичками | 3 | ||
18-19 | Двенадцать стульев | 2 | ||
20 | Личная олимпиада | 1 | ||
Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч) | ||||
21-22 | Выпуск первого номера стенгазеты | 2 | ||
Задачи на разрезание(4ч) | ||||
23-24 | Задачи по готовым рисункам | 2 | ||
25-26 | Текстовые задачи | 2 | ||
Графы на плоскости (4ч) | ||||
27 | Исторический экскурс | 1 | ||
28 | Основные правила работы с простейшими графами | 1 | ||
29-30 | Решение задач | 2 | ||
Текстовые задачи (8ч) | ||||
31-32 | Обратный ход | 2 | ||
33 | Возрасты | 1 | ||
34-36 | Гонки | 3 | ||
37-38 | Знакомство с уравнением | 2 | ||
Логические задачи (4ч) | ||||
39 | Книга стоит рубль | 1 | ||
40 | Обходы | 1 | ||
41 | Лингвистические задачи | 1 | ||
42 | Конструкции и примеры | 1 | ||
Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч) | ||||
43-44 | Выпуск второго номера стенгазеты | 2 | ||
Принцип Дирихле (2ч) | ||||
45 | Исторический экскурс | 1 | ||
46 | Решение простейших задач | 1 | ||
Задачи на взвешивания (4ч) | ||||
47 | Исторический экскурс | 1 | ||
48-50 | Решение задач | 3 | ||
Комбинаторные задачи (6ч) | ||||
51-52 | Комбинаторика | 2 | ||
53 | Перестановки | 1 | ||
54 | Размещения | 1 | ||
55 | Сочетания | 1 | ||
56 | Личная олимпиада | 1 | ||
Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч) | ||||
57-58 | Выпуск третьего номера стенгазеты | 2 | ||
Математические соревнования (6ч) | ||||
59 | Сказки и подсказки | 1 | ||
60 | По мотивам русских сказок | 1 | ||
61 | КВН | 1 | ||
62 | Математический лабиринт | 1 | ||
63 | Эстафета | 1 | ||
64 | Математическая рулетка | 1 |
Литература для учителя:
- Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
- Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
- Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
- Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
- Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
- Математический кружок. Спивак А.В. «Посев»,2003
Литература для учащихся:
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"
Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления и познавательной активности учащихся. Материал данного курс...
Рабочая программа спецкурса по математике в 11 классе "Подготовительный курс к ЕГЭ"
Курс составлен на основе кодификатора элементов содержания КИМов ЕГЭ по математике и предназначен для систематической подготовки части В....
Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"
Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....
Программа спецкурса по математике, 10-11 классы
Этот курс поможет учащимся 10-11 классов систематизировать свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на другие, уже известные темы, расширить круг математич...
Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса...
Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования «Нестандартные задачи по математике»
Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования "Нестандартные задачи по математике" включает пояснительную записку, литературу, требования к учащимся, со...
Рабочая программа спецкурса по математике в 10 классе «Уравнения и неравенства с модулем» 2часа в неделю
Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования 2 часа в неделю...