Интеллектуальный марафон "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"
методическая разработка по теме
В методической разработке представлены насущные экологические проблемы современности и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_marafon_-_sohranim_nashu_zemlyu_goluboy_i_zelenoy.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохраним нашу Землю голубой и зеленой
(интеллектуальный марафон)
Цель: Рассмотреть насущные экологические проблемы современности и пути их решения.
Задачи: 1. Показать зависимость современного состояния окружающей среды
от антропогенного фактора.
2. Рассмотреть основные экологические проблемы, причины их
возникновения и возможные пути решения.
3. Продолжить формирование экологической культуры и мировоззрения.
4. Формирование практических умений и навыков при решении
экологических проблем.
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жить.
Берегите Землю! Берегите!
М. Дудин.
Учитель биологии: Борчанинов С.Н.
МКОУ «Кислянская средняя
общеобразовательная школа»
Юргамышского района
Курганской области
Интеллектуальный марафон проходит в форме состязания команд путешествующих по страницам экологического журнала, где рассматривается современное состояние и меры по охране окружающей среды.
1 страница: «Планета Земля»
Человечество волнуют мир и война, отношения с далекими и близкими соседями, открытия в медицине, экономика, новости науки и техники. С самых высоких международных трибун гово рят о том, как сохранить жизнь на нашей планете, как сохра нить нашу Землю голубой и зеленой. И если раньше выжива ние ассоциировалось, прежде всего, с предотвращением ядер ной войны, то нынче выжить – значит не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать самих себя горами мусора.
Земля!.. Какая она? …
Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Земля качает на себе города. Выбрасывает всплески уносящих ся ввысь ракет. Здесь, на Земле, за каждым селом – дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей. На всех великих пространствах – тронь эту землю и коснешься железа шлема, пробитого гренадерского кивера, ржавой солдатской каски – тонкой, хрупкой, легкой. В новгородской стороне гово рит с тобой человеческим голосом берестяная грамота, земля дарит зеленое от времени ожерелье.
Человека земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, бес предельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелец кий посад или тихую, над прудом, усадьбу.
По топям, по тропам, по безымянным доро гам шел землепроходец, меняя ладью на ло шадь, обдирая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к стопам заморскую водоросль. Стоял человек на краю земли седой, состарившийся в странст виях, опираясь на кремневую пищаль с растре скавшейся рукоятью, и огромной казалась ему Земля! И слаб, и мал был человек перед силами природы!
Вопросы:
1. Оборудование: географическая карта мира, флажки, карточки с изображе нием растений (картофель, табак, рис и др.), муляжи плодов, ветка сосны, плод лимона и др., рельефы материков.
Сейчас на Земле нет таких мест, о природе и населении которых люди совершенно ничего не знают. Понадоби лось несколько веков, чтобы составить кар ты материков и океанов.
• Задание: нанесите на карту маршруты путешественников, совершивших великие географические открытия.
Путешественники видели необычную природу незнакомых земель, и многие рас тения привозили в Европу, где они стали пользоваться большой популярностью.
• Задание: распределите растения по местам их происхождения.
• Задание: вы готовы к путешествию, ваш корабль проплывает мимо незнакомых берегов, по очертаниям берегов определите географические объекты и покажи те их на карте.
2. Много споров велось вокруг темы внут реннего строения планеты Земля.
Инсценировка (спор двух ученых).
Доказано, что температура в недрах Земли поднимается по мере углубления, в центральных областях планеты она долж на превышать 200 000 °С, следовательно, все вещества в недрах Земли находятся в
огненно-жидком состоянии.
Ни вы, ни кто другой не знает достоверно, что происходит внутри земного
шара, поскольку изучена лишь двенадцати тысячная часть его радиуса. Истинные ученые доказали, что если бы внутри земного шара жар доходил бы до 200 000 °С, то газ, образовавшийся от веществ, раскаленных до таких невероятных температур, взорвал бы земную кору. Жидкое состояние земных
недр немыслимо и по другой причине...
Что же это за причина?
Весьма простая: расплавленная масса подобно океану была бы подвержена силе лунного притяжения и, следовательно, два раза в день происходили бы внутри Земли приливы и отливы, под сильным давлени ем огненной массы земная кора давала бы разломы.
Но все-таки несомненно, что оболоч ка земного шара была в огненно-жидком состоянии, и можно предполагать, что, прежде всего, остыли верхние слои земной коры, в то время как жар сосредоточился в больших глубинах.
Заблуждение! Земля стала раскален ной только благодаря горению ее поверхности, но не наоборот. Ее поверхность состояла из большого количества металлов вроде калия и натрия, имеющих свойство воспламеняться при одном лишь со прикосновении с воздухом и водой. Эти металлы воспламенились, когда атмосферные пары в виде дождя опустились
на Землю.
• Вопрос: в чем состояло заблуждение ученых? Какова современная теория про исхождения Земли? Расскажите о внутрен нем строении Земли. (Ответ детей.)
2 страница: «Как мы дошли до жизни такой»
Если бы можно было на машине времени перенестись на несколько тысячелетий назад и подняться над территорией нынешней густо населенной Европы, то мы заметили бы очень мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса!
Возможно, нам удалось бы увидеть охоту на дикого зверя. В то время со своим примитив ным орудием человек не мог нанести природе сколько-нибудь существенный урон. Он сам был частью природы и не отделял себя от нее.
С развитием скотоводства и земледелия на чинается новый этап в развитии человечества. Голод перестал быть постоянным спутником людей. Их становится все больше. И соответственно возрастает давление человека на природу. Выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под на тиском человека все глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем. Так, по мнению некоторых ученых, не без помощи человека исчезли мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь.
С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками все чаще находят свою жертву, палку вытесняет соха с лемехом, под натиском железного топора трещат и отступают лесные дубравы и их место занимают новые поля.
Населенные пункты становятся крупнее, обно сятся рвами, стенами, совершенствуются транс портные средства, развивается кораблестроение. Люди пытаются заглянуть за горизонт, и вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы, и чудом, вернувшиеся из плавания моряки утверж дают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже не за горами колонизация Африки и Амери ки, истребление коренного населения, а заодно и местных видов животных и растений. Чело век научился прокладывать каналы и осушать болота. Родился лозунг «Покоряй природу!».
Создано новое водохранилище – человек покоряет природу.
Создан новый химический препарат, который избавит вас от всех насекомых, летающих и кусающих – человек покоряет природу.
Открыто новое месторождение, и в тайге построен новый комбинат, новый поселок, проложена железная дорога – человек покоряет природу.
Утро 12 апреля 1961 г.
В этот день весь мир узнал Ю. А. Гагарина, услышал его слова: «маленькая, голубая плане та». Оказалось, что нашу планету можно облететь всего за 108 минут.
И те леса, которые с поверхности Земли казались бесконечными, можно просто окинуть взглядом, можно обозреть необозримые океа ны, пересчитать зверей в лесу и запасы рыбы в реках, заглянуть в недра Земли и рассчитать запасы полезных ископаемых.
И оказывается, континенты расположены совсем недалеко друг от друга, и все люди, живущие на нашей планете, кажутся сверху, из космоса, всего лишь пассажирами одного косми ческого корабля, плывущего по действительно безбрежному океану – Вселенной, и, несмотря на разный цвет кожи и разное политическое устройство их государств, у всех этих людей одни и те же проблемы: люди хотят быть здоровыми, долго жить, растить детей.
Для этого нужен мир, нужно ясное солнце над головой, чистая вода,
свежий воздух, голубое небо! И поэтому не в покорении нуждается природа, а в глубоком познании ее законов.
Человек - часть природы: без пищи он может прожить пять недель, без воды – пять дней, без воздуха – пять минут. Но, выращивая растения, занимаясь хозяйст венной деятельностью, мы постоянно из меняем окружающую нас природу и часто наносим ей непоправимый вред. Именно действия человека поставили биосферу на грань экологического кризиса.
Вопросы:
- Какие глобальные экологические проблемы стоят перед человечеством?
- Почему в XX в. Появились кислотные дожди? Каковы их последствия?
- Ученые-археологи установили, что многие цивилизации погубили сами себя –
была утрачена плодородная почва, ис чезли источники пресной воды, цветущие края превратились в пустыни. Ка кие действия человека были причиной
гибели цивилизаций? О каком компоненте природы идет речь? - Назовите экологически чистые виды энергии.
3 страница: «Человек природа»
Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! В это верится с трудом. Да полно, возможно ли такое!? Это на нашей-то планете, где чуть ли не каждую неделю бывают страшные наводне ния, когда вдруг разливаются реки, когда с небес низвергаются миллионы кубометров воды, когда в этой воде буквально захлебываются люди!
Но – вся беда в том, что вод распространена на нашей планете крайне нерав номерно – где густо, а где и пусто. Годами не выпадает ни капли осадков в пустынях Африки, Америки, Монголии.
А вот мы привыкли, что, повернув кран, всегда можем получить любое количество хо лодной или горячей воды. Подсчитано, что на каждого жителя Москвы тратится ежедневно до 400 л воды!
Огромное количество воды требуется для промышленных целей: для выплавки 1 т чугуна – 300 м3 воды, никеля – 4000 м3, для получения 1 т капронового волокна – 5600 м3. А сколько воды необходимо для выращивания сельско хозяйственных культур!
Вода, пригодная для использования, составляет на Земле лишь около 2 %, причем 3/4 ее приходится на ледники Арктики и Ан тарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечены питьевой водой.
А какое ее качество? Так, по словам германских ученых, Рейн являет собой насыщенный раствор дегтя. Вода в этой реке содержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ. Сток кислот в реку Северный Потомак достиг таких размеров, что там запрещено не только купаться, но и пользоваться алюминиевыми ложками – их разъедает кислота. В настоящее время резко возросла загрязненность морских пространств нефтепродуктами.
В воду попадают излишки удобрений с полей. Изменяется химический состав воды, бурно разрастаются водоросли в водоемах, нарушается биологический круговорот веществ. Проникая в подземные слои земли, азотистые соединения делают не пригодной для питья колодезную воду.
Не маловажная проблема – наличие чистого воздуха.
Рассказывает американский ученый Баттон: «3 декабря 1952 г. в Лондоне стоял прекрасный день. В небе виднелись пушистые облака, ветер с Северного моря принес прохладный, свежий воздух, люди вдыхали его, наслажда лись и радовались превосходной погоде.
4 декабря сила ветра уменьшилась, облака закрыли все небо, в воздухе почувствовался запах дыма. Из многих тысяч труб тихо под нимались вверх несгоревшие остатки угля – горючие газы, копоть, зола. Крупные частицы сажи падали на улице, сыпались на одежду прохожих, а более мелкие продолжали парить в воздухе.
5 декабря ветер окончательно стих, на город пал туман, он ухудшил видимость, затруднил движение транспорта. Запах дыма усиливался
с каждым часом. Уже в 10 метрах ничего не было видно, пешеходы брели по тротуарам на ощупь, как слепые, автомашины включили даль ний свет. Город погрузился в смог!
У людей болели и слезились глаза, старики и люди с больными легкими и сердцем тяжко страдали, не хватало кислорода, люди задыха лись. Больницы были переполнены. 4 тыс. человеческих жизней унес в те дни лондонский смог!»
К сожалению, смог – частый гость и других крупных городов мира. Нередко их сравниваю с действующими вулканами. И днем, и ночью
изрыгают они в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти, золы.
Проблема чистоты воздуха – это междуна родная проблема! Копоть Рурских металлур гических заводов осаждается в норвежских фьордах, а сернистый газ Бирмингема «сжи гает» хвойные леса Швеции. Эксперты ООН предлагают ввести в связи с этим новый тер мин – «экологическая агрессия».
Сернистый газ во влажном воздухе образует серную кислоту. Выпадая с дождем, она разъедает не только легкие человека, но и металлы, краски и даже камень. Совсем недавно в Италии скульптурное изображение четверки коней, украшавшее площадь Св. Марка, пришлось за менить копией. Серная кислота разъедает ка мень скульптур, простоявших века!
ТЭЦ средней мощности выбрасывает в сутки около 400 т золы и 120 т сернистого газа!
Исследованиями ученых установлена прямая зависимость между загрязненностью воздуха и частотой заболевания детей рахитом. Запы ленный воздух плохо пропускает ультрафиоле товые лучи, необходимые для нормального формирования скелета.
Травы, растущие вблизи оживленной авто страды, непригодны в корм скоту, так как ядо витые соединения свинца, которые накапливают ся в них, могут отравить молоко и мясо животных.
Наиболее подвержены действию вредных га зов хвойные деревья — сосна, ель, пихта, лиственница.
Пыль и сажа оседают на поверхности почвы. 1 км2 территории крупного города собирает за месяц 25 т сажи!
«Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что, мы имеем, а потом сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по равнению с которыми Чингисхан и Наполеон — беспомощные дети. Эти места называются свалками, имя этих врагов — отходы!»
Так образно написали о важнейшей проблеме современности защитники окружающей среды. В своей жизни мы не очень-то задумываемся над проблемой мусора и не знаем, куда отвозит вой малосимпатичный груз ежедневно приезжающий за ним фургон.
Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10—15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 м!
Только для свалок бытовых отходов Москвы ежегодно приходится отводить площадь в 40 га! Вместе с необходимой зеленой санитарной зо ной эта площадь увеличивается до 170 га, и так ежегодно! При этом загрязняются почва, воздух, подземные воды!
Нельзя сжигать отходы. Это наносит ущерб здоровью людей, так как при сгорании поролона, лаков, красок, пластмассы в воздух выделяются очень ядовитые газы.
Вопросы:
- Назовите источники загрязнения, производящие мусор.
- Последнее время наибольшую тревогу вызывает повышенное загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, содержащимися в отходах. Что это за металлы? Какое влияние они оказывают на человека?
- Автотранспорт – добро или зло? Почему?
- Что такое озоновый слой? В чем его значение? Что такое «озоновые дыры»? Назовите причины истощения озонового слоя.
- Радиация способствует возникновению генетических мутаций. Назовите виды ионизирующего излучения. Какое из них наиболее опасно. С чем связана проблема радиоактивного загрязнения на территории Курганской области?
Задание:
- Распределите загрязнение окружающей среды по типам в зависимости от их природы: ионы тяжелых металлов в питьевой воде; сильный шум; колорадский жук на вашем огороде; вибрация; повышение температуры воды в озере из-за сброса в него теплой воды от ТЭЦ; нефтяная пленка на поверхности водоема; избыток атмосферного газа в атмосфере.
- Разделите приведенные ситуации на две группы в зависимости от источника загрязнения: угарный газ, выделяемый двигателем внутреннего сгорания на холостом ходу; удобрения, смытые с поля в водоем; сероводород как продукт жизнедеятельности анаэробных бактерий; зола, остающаяся после сжигания угля; метан, выходящий из трещин в земной коре; ПАВ, попадающие в городскую канализацию при использовании СМС; сернистый газ, выделяемый при извержении вулканов. Назовите природные и антропогенные источники загрязнения окружающей среды, опираясь на эти примеры.
4 страница: «Создай свой проект!»
Мы говорили о глобальных экологических проблемах, волнующих все человечество, но ведь каждый из нас жи вет в своем районе, играет в своем дворе, ходит в школу. Поэтому мы предлагаем вам решить экологическую проблему конкрет ной территории.
Перед вами макет нашей школы и при легающей к ней территории.
Задача: най ти факторы загрязнения и предложить свой проект решения экологических про блем. (На обсужде ние вопроса дается 4-5 мин., защита про екта – 5 мин.)
Литература:
- Биология в школе: научно – методический журнал. М. Издательский дом: «Школа-пресс 1», 2003., №5, 6, 8.
- Беллер Г. А. Экзамен разума. М.: Мысль, 1988.
- Воронцов А. И., Харитонова Н. 3. Охрана природы. М.: Высшая школа, 1973.
- Завьялова О. Г. Экология и цивилизация: Пособие для учителей и учащихся 10 классов. – Курган «Парус – М», 1994.
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2002.
- Козлов О. В. Экология и здоровье человека. – Курган: «Парус-М», 1994.
- Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.
- Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 7-8 класс: Пособие для учащихся. - Курган: ИПКРО, 1999.
- Старикова В. М. Основы общей экологии: Пособие для учащихся 8 класса. – Курган: «Парус-М», 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов
Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...
Выступление экологической агитбригады по теме "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"
Выступление экологической агитбригады по теме "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"...
Акция "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"
АКЦИЯ«СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ГОЛУБОЙ И ЗЕЛЁНОЙ»...
Наша планета - наша Земля!
Сценарий экологического праздника День Земли 22 апреля...
Классный час, посвящённый Году экологии: «Сохраним нашу планету Голубой и Зелёной!»
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию природных ресурсов.Задачи:1. Показать влияние хозяйственной деятельности ...
Наша Земля - в наших руках
Данное мероприятие разработанно в игровой форме и подойдет для учеников 5-6-х классо....