Духовно-нравственное воспитание учащихся 5 – 9 классов на уроках литературы
статья по литературе на тему

Подорванова Лилия Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podorvanova_tomilina_-_statya.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся 5 – 9 классов

на уроках литературы

Л. Н. Подорванова, Н. А. Томилина

У литературы одна цель - помочь человеку,

дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.

В. Распутин

В настоящее время современная школа пытается влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению. И основой здесь может и должно стать изучение литературы. Это единственный предмет в программе школьного курса, который в системе на протяжении всех лет обучения выполняет функцию духовно-нравственного развития и воспитания человека.

За постперестроечные годы выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых, старых мультфильмах, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить только единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно–нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И современная школа может и должна решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках литературы.

Многие ученики не только не умеют, но и не хотят мыслить. Культурно-литературное наследие и духовный опыт поколений остаётся ненужным, невостребованным. И наша задача – «достучаться» до юных сердец, душ детей, дать им возможность прикоснуться к миру прекрасного. Регулярная работа, проводимая по духовному оздоровлению и нравственному воспитанию учащихся через произведения художественной литературы, обязательно даст свои положительные результаты: такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием. Они с удовольствием читают классическую литературу.

Не секрет, что далеко не всё из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
Жизненный опыт показывает, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашего русского менталитета характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в грязь и вознести до небывалых высот.

Искусство слова как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями, учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу, что способствует выработке нравственно-жизненной позиции. Уроки литературы – уроки нравственности. Наряду с развитием читательской и литературно-творческой деятельности общей сверхзадачей изучения литературы в школе является формирование у учащихся творческого начала, привития навыков сопереживания, гуманизма, милосердия, миротворчества, бескорыстия, великодушия.

Каждый педагог прекрасно знает, что процесс нравственного развития проходит через три основные этапа: формирование, рост, завершение. Такое поэтапное развитие нравственных ценностей в наших учениках можно использовать и на уроках литературы. 

К этапу формирования относятся учащиеся 5-6 классов. У них с начальных классов сформирован стереотип мышления: есть «добро» и «зло», «добро побеждает зло». И в силу своей несамостоятельности они не умеют выбирать, анализировать информацию, вынуждены получать то, что предлагают взрослые. На этом этапе через анализ литературного героя ученики ищут ответы на вопрос: «Какой он

        Например, в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» есть утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности: любовь  к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь. И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. До учащихся нужно донести мысль о том, что самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью.

        Высокие нравственные качества:  дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине -  воплощены в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

        Тарас Бульба – сильный, мужественный и отважный казак, отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Он не пожалел родного сына, собственноручно убив его за предательство.

        Погиб Тарас Бульба с верой в торжество свободы, товарищества и национальной независимости Украины. Его вера и вся героическая жизнь есть ни что иное, как яркое выражение веры и борьбы всего украинского народа за своё освобождение.

        Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретённый на литературном материале. Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателей и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно–нравственного потенциала русской классики.

На этапе роста учащиеся 7-8 классов хотят понять нравственные законы, по которым существует мир. Мы должны помочь им найти в художественном тексте ответы на вопрос: «Как быть?» Этот этап, учитывая возрастные особенности учеников, требует иного подхода к анализу текста. Он идёт через сравнительный анализ героев. И здесь большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы. На них формируется любовь к Отечеству и своему народу.

        Так в «Повести о Петре и Февронии Муромских» основной идеей является торжество веры, мудрости, добра и любви. Своей жизнью Пётр и Феврония показали, каким должен быть человек, какой должна быть его жизнь. Хотя они не были соединены узами брака, но именно в них мы можем проследить становление взаимоотношений супругов, что имеет большое значение в формировании семьи. Феврония совершает чудеса: исцеляет больного Петра, оживляет срубленные ветки. Она напоминает героиню волшебной сказки «Василиса Премудрая».

        Феврония исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает нежным, чутким сердцем, способностью любить и бороться за свою любовь.

        Пётр выступает в роли борца за поруганную честь брата Павла. С помощью Агрикова меча он одерживает победу над змеем, посещавшим жену Павла. Однако  в некоторых моментах он проявляет слабость и нерешительность: не сразу решился жениться на Февронии, подвергая её испытаниям.

        Повесть наполнена многообразной христианской символикой. Один из них – образ князя-змееборца.

        При изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» мы воспитываем у учащихся доброту, сострадание. Воспитание этих чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. С одной стороны, это не педагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику. Общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, дети сопереживают вместе с ним, размышляют о добре и зле, испытывают чувства добрые.

        В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» выражается стремление писателя показать истоки народного характера, таких его слагаемых, как сострадание, долг, совесть, красота. В центре нашего внимания две судьбы - бабушки и её внука. Ведь именно под влиянием бабушки происходит становление юного героя. Мальчик Витя – сирота, поэтому он живёт с бабушкой Катериной Петровной. Она сильная и властная женщина, но, вместе с тем, сколько душевного тепла, доброты и любви скрыто под внешней её суровостью. Они бедны. Но под пластом бедности  материальной  живёт богатство духовное, которое пробивается наружу и не даёт душе очерстветь, и именно это делает человека стойким перед лицом испытаний.        

Для Астафьева немаловажно показать взаимоотношения своего героя с друзьями, потому что, по его мнению, настоящая дружба – редкая и драгоценная награда человеку. Порой она бывает крепче и вернее родственных связей. Особым уважением в рассказе пользуется учитель – не только за свои знания, но и за то, что он сам всех уважает, со всеми здоровается и никогда не отказывает в просьбе о помощи.

        Главное в этом рассказе – это человеческие характеры и отношения между людьми. Люди хоть и не идеальны, но притягивают к себе внутренней душевной красотой.

        При изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы подробно останавливаемся на образе Маши Мироновой. Она скромна. У неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастья», - говорит она Петру. Марья Ивановна решила, что ей не судьба быть за Гринёвым, что следует покориться воле божьей. В тяжёлых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет её бескорыстная любовь. Пережитое закаляет её стойкость.

        Подробно останавливаемся и на образе главного героя Петра Гринёва. Через его действия и поступки дети узнают, что он умеет быть верным своему слову, умеет по достоинству оценить людей, что он очень наблюдателен.

        В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви, сострадание.

        Важные черты характера Гринёва раскрываются в истории отношений его с Пугачёвым: верность долгу, прямодушие, честность, отвага, умение понять другого человека. Перед учащимися вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного на большое чувство, верного долгу.

        В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» писатель заставляет учащихся задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за всё происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям подводит нас сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича.

        Автор разоблачает объективные социальные условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в жизни.

У учащихся 9-х классов на этапе завершения начинается подготовка к самостоятельной жизни. Через анализ художественного текста идёт поиск ответа на вопрос: «Каким быть?» 

На данном этапе изучения литературы уже на более высоком теоретическом уровне осваиваются философские и мировоззренческие основы морали как формы общественного сознания. Мы говорим о нравственных нормах в жизни общества и индивида.

Герои произведений    А. И. Солженицына, праведники являются образцом для подражания, они борются за доброту, духовность, справедливость, но при этом не забывают о человечности и нравственности.

Рассказ «Матрёнин двор» - один из интереснейших рассказов Солженицына. Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности.

        Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» ставит много философско-нравственных проблем. Одна из них – проблема счастья и долга.

         Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

        Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.

        Онегин впервые задумался о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он, в конце концов, добивается. «Я думал: вольность и покой замена счастью», - признаётся Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

        Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор даёт нам надежду на нравственное возрождение Онегина. В романе автор размышляет о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна – личность цельная, гармоничная. Смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в центре внимания автора – прежде всего нравственные проблемы. И, конечно, нравственная проблематика связана с образом главного героя. Печорин как бы существует одновременно в трёх планах бытия, каждый из которых – арена борьбы добра и зла: для себя в себе самом, для других людей – в обществе и перед Богом.

Печорин затевает жестокие игры с любовью и смертью. Судьба хранит героя, а за его игры расплачиваются другие: Бэла и Грушницкий – жизнью, Мери и Вера – счастьем.

Человек перед лицом Бога – одна из основных нравственных проблем русской литературы, а для Лермонтова, может быть, самая главная.

Печорин приговорён высшим судом  к пожизненному одиночеству, однако это одиночество, несмотря на свою безысходность, трагически прекрасно. Герой чужд христианского смирения, и героическая борьба, которую он ведёт с судьбой, не надеясь ни на Бога, ни на людей, не может не вызвать уважения.

О трудности и необходимости нравственного выбора пишет в своём рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов. Андрей Соколов, так же, как и все люди, сталкивается с необходимостью выбирать. Отличие его выбора в том, что подчас от его правильного шага зависела судьба окружающих людей.

В своём рассказе Шолохов не пытался научить читателя поступать так, а не иначе. Он просто показал на примере одной, отдельно взятой судьбы человека, как нравственный выбор изменяет нашу жизнь. Как поступки, совершённые нами, трансформируют нас и окружающий мир, что они нам приносят, какие последствия могут быть у неправильного нравственного выбора.

        Общаясь каждый день с детьми, мы, учителя, видим их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с государством и обществом. И мы, педагоги, тоже меняемся, много переосмысливаем, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее, чувствуешь свою ответственность  за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения. Настоящим бедствием в современном обществе стала бездуховность народа. Именно литература создает набор качеств, необходимых душе, поэтому уроки литературы очень благодатны для воспитания духовных ценностей. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не сразу, а постепенно. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть даже частично.

Литература:

  1. Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы. - Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.16, - СПб.: ООО НЕСТОР, 2006. – 11 с.
  2. Распутин В. Повести. – М.: Просвещение, 1990. – 334 с. (Б-ка словесника).

3. Роговер Е.С. Русская литература XX века: Учебное пособие. - 2-е издание. - СПб.: 2004.  -  496 с.

4. Соловьева Ф.Е.  Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2012. -  319 с.

5. Филина Ф.Ф. Сокровища древнерусской литературы. – М.: «Россия», 1981. -  4792 с.

6. Щеблыкин И.П. История русской литературы XI – XIX веков. – М.: «Высшая школа», 1995. -  335 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...

Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...

Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...