Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9"
Урок мужества и патриотизма, посвященный
Дню юного героя-антифашиста
Составила:
учитель математики
Щурина Е. В.
Саранск 2012
Тема : «День юного героя антифашиста»
Цели : 1. Расширить знания о героях антифашистах;
2. Развивать кругозор, пополнить словарный запас;
3. Воспитывать любовь к Родине, воспитывать патриота страны.
Оборудование: запись на доске темы и эпиграфа, таблица с именами героев
антифашистов, музыка.
Ход мероприятия.
«Пусть всегда будет солнце!»
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Пять десятилетий минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.
2. Объявление темы.(фон музыки «Вставай страна огромная»)
Сегодня вечер «Юные герои антифашисты» мы посвящаем детям, которые сражались на войне вместе со взрослыми.
3. Содержание.
1.Беседа по вопросам.
- Как вы понимаете слово «фашист»?
Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.
Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах Москвы и других городов можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые боролись против фашизма.
Как вы понимаете слово «антифашист»?
На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящён день 8 февраля.
4. Чтение стихотворения.
1. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
2. Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами,
В наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
5. Слово ведущего.
Много юных погибло в борьбе, имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – Орлята. Орлята - значит отважные, смелые. Им, орлятам всех стран мы говорим сегодня слова любви и благодарности. (звучит фонограмма песни «Орленок» , в это время дети проходят с портретами юных героев-антифашистов).
8 февраля 1962 года рабочий Париж вышел под красным флагом на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. В Демонстрации принимал участие юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера газет. Он был своим в этой среде, его любили.
Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль.
А 8 февраля юные интернационалисты Москвы обратились к детям трудящихся стран:
- Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголках Земли, вспоминая о бесстрашных подвигах юных героев, ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир на всём Земном шаре.
Московская школьница Наташа Филиппова написала стихи, посвятив их памяти французского комсомольца Даниэля Фери.
6. Чтение стихотворения.
1 уч. Я никогда не была в Париже-
Ни в этот день, ни раньше.
Но я сегодня так ясно вижу
Его бульвары, мосты и башни.
Молчалив и суров Париж!
Плачут безлюдные улицы,
Роняя тяжелые капли с крыш,
От боли дома сутулятся.
Цветы. И снова цветы.
Черные ленты горя.
Франция, это сегодня ты
Провожаешь своих героев.
По виллам, дворцам
Расползается страх.
Как перед боем ,
Тревожная тишь.
Вдруг, как набат,
Миллионный шаг:
Это идет рабочий Париж.
Кровью спаянные ряды,
Все ниже каштаны склоняются.
Франция , их не забудешь ты:
Кровь с мостовой не смывается.
2 уч. Пусть она вечно алеет
В розах родной земли,
Чтоб дети твои в аллеях
Спокойно играть могли...
Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за отчизну постоять.
И в восемнадцатом ,
И в сорок первом
Шли в бой они,
А рядышком порой
Шагал парнишка,
Сверстник наш, наверно, -
Еще мальчишка, Но уже герой!
Ведущий: В 1941 г, когда на Советский Союз , напали войска фашисткой Германии, тысячи ребят в красных галстуках встали вместе со взрослыми на защиту Родины.
- Ребята, давайте по очереди назовем известных героев (на доске висят плакаты известных героев).
Володя Дубинин
Валера Волков
Леня Голиков
Нина Сагайдах
Валя Котик
Марат Казей
Зина Портнова
7. Слово учителя.
Ребята, почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете.
8.Чтение стихотворений.
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там стоящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
9. Рассказ о герое.
Когда фашисты заняли родную деревню лени, он ушел в партизаны. Леня не раз ходил в разведку, приносил сведения о расположении фашистских частей. 13 августа 1942 г. Леня с партизанами отправился в разведку к шоссе. Выполнив задание, партизаны уходили в лес, Леня шел последним. В это время вдали показалась немецкая штабная машина. Леня швырнул гранату. Машину подбросило. Из кабины выскочил гитлеровец с портфелем и побежал. Около 1 км. Леня бежал за ним, наконец, он сразил врага последним патроном. Это был немецкий генерал. Портфель с важными документами Леня доставил в партизанский штаб. И они немедленно были отправлены в Москву. Из Москвы пришла радиограмма - предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных документов. Но мальчику не удалось узнать о своем награждении. Он погиб 24 февраля 1943 г.
10. Чтение стихотворения.
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми,
Детей своих в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
11. Сообщения учащихся.
Мать белорусского мальчика Марата Казея помогала партизанам. За это ее фашисты повесили. Марат поклялся отомстить врагам. Он стал партизанским разведчиком. Он хорошо запоминал расположение немецких постов, помнил, где замаскированы вражеские пушки, где расставлены пулеметы. Наряжаясь пастухам или нищим , он отправлялся во вражеский гарнизон, всегда возвращался с ценными сведениями. Однажды в разведке фашисты окружили его и хотели взять в плен живым, но Марат понял это. Он отстреливался до последних патронов, когда же фашисты подошли совсем близко, он взорвал около себя гранату. Марат погиб сам, но вокруг него полегло немало врагов. Он был награжден посмертно орденом В.О.В.1-й степени и удостоен звания героя Советского Союза.
12. Чтение стихотворения
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Вместе с нами вы шагали рядом
Дорогами, которым нет конца.
Рядом с вами не выносят фальши
Наши беспокойные сердца.
13. Сообщения учащихся.
« В начале В.О.в. Валя Котик вместе с друзьями организовал тайный склад оружия, куда они прятали найденное оружие. Подпольщики доверили Вале быть их связным. Она доставляла в партизанский отряд оружие, собранное пионерами. Он распространял листовки против фашистов и совершал много подвигов. Он узнавал о расположении постов, следил за сменой караулов. У складов был разведчиком. Погиб в бою. За проявленную храбрость был награжден орденом Ленина, орденом В.О.В.
14. Чтение стихотворения.
И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившем строен
Мы сегодня мысленно идем.
15. Рассказ о героях.
- Ребята, вы знаете имя героя Советского Союза Зины Портновой? Зина Портнова В.О.в. застала в Белоруссии. По заданию подпольной партийной организации она выполняла важные поручения: распространяла сводки сов. Информбюро, собирала и прятала оружие.
В январе 1944 г, возвращаясь с задания, Зина неожиданно натолкнулась на вражескую засаду. Ее схватили, долго и жестоко пытали, а затем расстреляли. Но фашисты не услышали не единого слова признания. Посмертно присвоено звание героя Советского союза.
16. Чтение стихотворения.
1 уч. И в руках у нас не автоматы,
А цветы, весенний дар земли,
Той земли, которую когда-то
Защищали, сберегли солдаты,
Чтоб весной Цветы по ней цвели.
2 уч. Янтарные рассветы и закаты
И свежесть леса, и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты
Умели за отчизну постоять.
17. Рассказ о герое
Саша Кондратьев. Во время оккупации своей деревни Голубково Ленинградской области Саша с матерью прятали раненых бойцов и летчиков, рискуя своей жизнью, спасали их от карателей. Вместе со своим другом Саша собирал боеприпасы после боев. Вскоре они собрали целый склад оружия: мины, гранаты, патроны и даже ручной пулемет. Они собирались передать все это партизанам.
Ребята пришли к своему тайнику, чтобы приготовиться к переправке оружия, но вдруг увидели немецкий самолет, который летел к ним и так низко, что можно было видеть на нем черный крест.
Вот он пришел, их час, отомстить немцам за всех убитых летчиков и солдат! Ребята не хотели упускать момент. Они, не сговариваясь, вытащили пулемет. И когда самолет был почти над мальчиками, Саша тщательно прицелился и выпустил длинную очередь из пулемета. Потом еще одну. Самолет опустил одно крыло, выпрямился, полетел низко над озером, и, выпуская клубы черного дыма, врезался в темнеющую полосу черного леса.
Мальчики услышали вдалеке голоса. Тогда они поспешили спрятать пулемет в тайнике и бросились бежать подальше от этого места.
Саша вышел на открытое место. И вдруг прямо перед собой увидел старосту-полицая. Он успел предупредить своего друга: «Не выходи, беги отсюда!» А сам остался стоять на месте, потому что бежать не было смысла.
На базарной площади в г.Луге немцы повесили Сашу Кондратьева.
В настоящее время в г.Луге Ленинградской области воздвигнут памятник в честь юного героя.
18. Итог урока
- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, посвященное героям - антифашистам. Мы надеемся, что эти имена героев останутся в вашей памяти навсегда. Чтите тех, кто умер за наше счастье, пролил кровь за ясное небо над головой.
Помните, никогда не забывайте, какой ценой досталась нам победа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....
Линейка, посвященная Дню памяти юных героев-антифашистов
Сценарий торжественной линейки для пионерской организации, посвященной Дню памяти юных героев-антифашистов (8.02). Приложена презентация с фотографиями пионеров-героев. На линейке члены пионерской дру...
Литературный вечер, посвященный юным героям-антифашистам. «Пусть всегда будет солнце!»
Памяти юных мальчишек и девчонок, всех стран мира, тем, кто боролся и умирал, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе, имена у них разные, но старшие дали им общее имя – ОРЛЯТА. Орлята –...
Коллективный классный час, посвященный Дню юного героя - антифашиста
В ходе этого мероприятия учащиеся знакомятся с историей возникновения этого дня, узнают о пионерах - героях, отдавших свою жизнь в борьбе против фашизма....
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню юного героя - антифашиста.
Целями данного мероприятия являются воспитание любви к Родине, чувства благодарности защитникам Отечества;воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенн...
Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню освобождению города Бахчисарая и Дню памяти Вити Белоусова
Сценарий проведения торжественной линейки (мероприятия) на тему "Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню освобождению города Бахчисарая и Дню памяти Вити Белоусова"...
Сценарий «Урок мужества и патриотизма, посвящённый дню юного героя-антифашиста»
Формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому...