деловая игра
методическая разработка (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Деловая игра
"Разработка системы первичной профилактики табакокурения
в условиях школы (района)"
Цель деловой игры: разработка системы первичной профилактики табакокурения в условиях школы (района)
Задачи деловой игры:
в процессе деловой игры решаются задачи двух уровней
Задачи первого уровня (специфические):
- определение конкретного содержания профилактической работы для разных целевых групп (дети, родители, педагоги, психологи) и формы этой работы;
- разработка целевых программ первичной профилактики для учащихся трех ступеней обучения
- определение внутренних и внешних ресурсов для проведения работы по первичной профилактике табакокурения
Задачи второго уровня (неспецифические):
- формирование целостного видения проблемы профилактики табакокурения у специалистов системы образования
- изменение отношения к проблеме и ее реализации у участников деловой игры
Организация и проведение деловой игры
Процедура деловой игры включает следующие этапы.
I этап. Изложение проблемы
На данном этапе ведущий деловой игры делает информационное сообщение, в котором освещает следующие вопросы.
1. Современное состояние проблемы табакокурения в стране, городе (районе).
2. Существующие модели профилактики табакокурения (медицинская, образовательная, социально-психологическая).
3. Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная)
4. Цели и стратегия первичной профилактики табакокурения
5. Факторы риска табакокурения (биологические, социальные, психологические).
6. Факторы, препятствующие формированию табачной зависимости (социально-психологические, личностные).
Данная информация позволяет участникам деловой игры сориентироваться в проблеме, дает отправные точки для дальнейшей работы в группах.
Этап завершается обозначением целей и задач деловой игры. В нашем случае это:
- определение конкретного содержания профилактической работы для разных целевых групп (дети, родители, педагоги) и форм этой работы;
- разработка целевых программ первичной профилактики для учащихся начальной, средней, старшей школ;
- определение внутренних и внешних ресурсов для проведения работы по первичной профилактике табакокурения.
II этап. Разработка системы первичной профилактики табакокурения в начальной, средней и старшей школах.
На этом этапе работа проходит в малых проблемных группах. Все участники деловой игры распределяются по малым группам с учетом их личностных и профессиональных качеств. Для эффективной работы групп рекомендуется в каждую группу включать специалистов с различным уровнем квалификации, опыта работы, знания проблемы. Так же желательно, чтобы в группу включились люди, испытывающие друг к другу симпатию и имеющие опыт совместной работы над другими проблемами.
В нашей деловой игре - три проблемные группы.
1 группа - должна разработать систему первичной профилактики табакокурения в начальной школе (1 - 3 классы);
2 группа - должна разработать систему первичной профилактики табакокурения в средней школе (5 - 9 классы);
3 группа - должна разработать систему первичной профилактики табакокурения в старшей школе.
Каждая группа располагается за отдельным столом. Отдельно от групп находятся ведущий деловой игры и внешний эксперт.
Для того, чтобы участники деловой игры могли продуктивно решить стоящие перед ними задачи, можно предложить им методические материалы
В процессе работы члены проблемных групп должны:
- определить "группы риска" табачной зависимости для данного возраста;
- обозначить профилактические мероприятия для каждой группы детей, а также для родителей, педагогов;
- свести все предложенные мероприятия, упорядочив их, в единую систему;
- определить условия, методические материалы, специалистов других профессий, которые необходимы для успешной реализации разработанной системы.
Во время обсуждения участники могут обращаться за помощью к внешнему эксперту для уточнения стоящих перед ними задач, получения дополнительной информации по проблеме.
Результатом работы на данном этапе является система первичной профилактики табакокурения
III этап. Общее обсуждение разработанных систем.
На этом этапе каждая группа представляет сообщение по определенной схеме:
1.Планируемые профилактические мероприятия.
2.Исполнитель, сроки проведения каждого мероприятия, общий срок выполнения программы.
3.Основные формы, условия, особенности проведения мероприятий.
4.Привлекаемые дополнительно специалисты и организации для проведения профилактических мероприятий.
5.Ресурсы, необходимые для успешного проведения мероприятий.
После сообщений представителей групп идет работа экспертов. Во время выступления представителя первой группы, члены двух других являются экспертами, оценивающими предлагаемую информацию по следующим критериям:
-достоинства предложенной системы,
-возможные недостатки предложенной системы,
-можно ли оптимизировать данную систему работы?
Если можно - предложите как это сделать.
После окончания информационного сообщения эксперты задают уточняющие вопросы.
Затем следуют сообщения экспертов.
Таким образом, каждая группа выступает один раз в роли докладчика и дважды - в роли эксперта.
После выступления групп-экспертов высказываются ведущий деловой игры и внешний эксперт.
Этап считается завершенным после выступления представителей групп, экспертов и уточнения всех нюансов.
IV этап. Подведение итогов деловой игры
На этом этапе группы объединяются в общий круг, в который включают ведущий деловой игры и внешний эксперт. Каждый участник деловой игры по кругу говорит о полученном опыте, о чувствах, возникших в процессе деловой игры, об отношении к проблеме.
Во время высказывания остальные члены круга не имеют права перебивать, оценивать (особенно негативно) слова другого. За соблюдением правила строго следит ведущий. Это делается для того, чтобы не разрушить доверительную атмосферу, возникшую в процессе деловой игры. После прохождения круга некоторые захотят высказаться повторно, что должно быть им позволено. Ведущий деловой игры и внешний эксперт высказываются последними.
Этап считается завершенным, когда высказались все.
Для успешного проведения деловой игры и ее результативности необходимо жестко соблюдать регламент.
I этап. Изложение проблемы - до 30 минут
II этап. Разработка системы первичной профилактики табакокурения в начальной, средней, старшей школах - 2 часа
После завершения II этапа объявляется перерыв - 20 минут
III этап. Общее обсуждение разработанных систем
Доклад представителя группы - 10 минут
Работа экспертов - 10 минут
Доклад экспертов - 10 минут
В связи с тем, что в деловой игре принимают участие три группы, общее время этапа - 1 ч. 30 мин.
IV этап. Подведение итогов -20-30 минут
Таким образом, общее время деловой игры составляет от 4 часов 30 минут до 4 часов 50 минут.
Материалы, необходимые для проведения деловой игры:
- отдельное помещение,
- комплект методических материалов,
- бумага, ручки,
- часы для контроля за временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...
Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"
Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....