Круг общения "Всему начало - отчий дом"
методическая разработка (7 класс) на тему
Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_obshcheniya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида Советского района
КРУГ ОБЩЕНИЯ
«ВСЕМУ НАЧАЛО - ОТЧИЙ ДОМ»
(занятие с воспитанниками 7 класса)
Воспитатель: Блинов Е.В.
Социальный педагог: Арсентьева В.И.
Цель:
Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
- Формирование нравственного долга детей перед родителями.
- Определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений.
- Развивать способности коммуникативного общения;
- Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной про блемой.
Подготовительный этап.
- Запись песен «Родительский дом», «Погода в доме», «Под крышей дома моего».
- Оформительская работа.
- Запись стихотворения «Семья».
Оборудование (все размещено на доске):
1. Плакат с высказыванием:
«Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»
А.С. Макаренко
- Плакат - рисунок «7 Я - моя радость».
- «Дом»: фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина).
- «Тучи» (5 шт.) и «солнце» (1 шт.)
- «Поленья дров» (13 шт.)
- «Пламя».
Ход занятия.
Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые взрослые. Я благодарен всем вам за то, что вы пришли на эту встречу. Я очень рассчи тываю на вашу поддержку, на вашу помощь, на ваше взаимопонимание. Я уверен, что наше со трудничество будет успешным.
Ребята, я неслучайно выбрал такую не совсем обычную форму общения - круг. Как вы думаете - почему? Ответы детей. Да, вы правы, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг - это гарантия вашей защищенности.
Социальный педагог:
А сейчас я на помню вам несколько неотложных правил, которые нужно выполнять:
- В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
- Говорит один, все слушают, не перебивая.
- Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.
А чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое я чувствую у нас с вами присутст вует, выполним несложное упражнение. Вы, ребята, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие вот именно сейчас. Попрошу всех по очереди, по кругу высказаться. (Все по очереди высказываются.)
Молодцы. Сегодня мы с вами будем говорить по теме «Всему начало - отчий дом». Чтобы на строиться на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни «Родительский дом». (Звучит фраг мент песни «Родительский дом».)
Воспитатель:
Да, действительно всему начало - отчий дом. У каждого человека есть свой дом, своя семья. А что же такое дом? Отчий дом? (Отвечают все по кругу.)
Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Когда-то Лев Толстой оказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? (Дети по кругу отвечают на вопрос)
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не об манут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом. (Показывает плакат «7 Я - моя радость».)
Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я? (Ответы детей).
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья?
Социальный педагог:
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я, я, я» - Ева молвила - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Воспитатель:
А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.
Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом, Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пиро гов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе...
Откройте глаза.
Вам понравился этот дом? (Ответы детей).
А теперь давайте разведем очаг и согреем наш дом. (Снимает «фасад дома», под ним виден «камин».) Ребята, у нас есть дрова, вот они. Их надо положить в камин и развести огонь. Сейчас вы поочередно будете выходить, брать «полено», читать надпись на «полене» и отвечать на вопрос: Кто эту обязанность по-вашему может выполнять дома? (По очередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)
Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны);
- Стирать.
- Приготовить завтрак, обед, ужин.
- Мыть обувь.
4.Ухаживать за домашними животными.
. 5. Пылесосить в дом
6. Позаниматься с младшими братьями, сестрами,
7. Вынести мусор.
8. Подоить корову.
- Сходить в магазин.
10.Прополоть грядку.
11. Отнести бабушке продукты.
- Вымыть полы.
- Вскопать грядки.
Молодцы, ребята, вы положили в «камин» все «поленья», осталось нам развести «огонь». Посмотрите, вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Значит, если каждый член семьи имеет свой участок работы, то тогда в доме есть уют, есть тепло, есть гармония. А там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, раз рыв в общении. Запомните это, ребята, на всю жизнь.
А сейчас, ребята вам нужно придумать прилагательные к слову «семья»:
- «С» - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная,...
- «Е»— единая, единственная, единомыслящая,...
- «М» - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная,...
- «Я» - ясная, языковедческая, яркая,...
Молодцы. Хорошие прилагательные назвали.
Ребята, в народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Сейчас вы по очереди будете называть пословицы о доме, семье. (Дети по кругу называют пословицы, по выбору воспитателя несколько пословиц объясняют)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом вести, не бородой трясти.
Без хозяина дом сирота.
Дом невелик, да лежать не велит. (Пусть дети объяснят пословицу)
Дом построить - не шапку на голову надеть.
Домой придешь - хлеб-соль найдешь.
Домом жить - обо всем тужить. (Объяснят)
Не красна изба углами, красна пирогами. (Объяснят)
Социальный педагог:
(Тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме».)
В семье разлад, так и дому не рад.
Семья без детей, что цветок без запаха. (Объяснят)
Согласную семью и горе не берет.
Не нужен клад, когда в семье лад.
(Продолжает звучать песня «Погода в доме».)
Воспитатель:
Обретите внимание на слова этой песни. Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и черные тучи. Как вы думаете, что является причиной непогоды в доме? Назовите, какие черты характера могут вызвать непогоду в доме? Посмотрите, над нашим домом собрались тучи. Давайте их разгоним. (Участники снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону.) Надписи на тучах: лень, грубость, уп рямство, несдержанность, вспыльчивость. Дети читают и обязательно объясняют, как это влияет на непогоду в доме?)
Вот и уже засияло солнышко над нашим домом. (Прикрепляет «солнце» над домом.) Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом и от вас самих и вашего поведения...
Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием (т. е. обещани ем) «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле» ... В послании апостола Пав ла Ефесяна сказано «почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг же требует осмысле ния и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.
Звучит запись стихотворения «Семья».
На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась.
Мы не просто вдвоем, мы - семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь перед сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи, снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец...»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят...
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
Хорошее стихотворение. А какие прекрасные слова:
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
Скажите, ребята, а вам хотелось бы иметь дружную семью?
Социальный педагог:
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте повторим упражнение, с которого начали встречу.
Скажите, изменилось у вас на строение?
Как вы сейчас себя чувствуете?
Что у вас на душе? (Ответы участников, реф лексия ведущего.)
И еще прошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече:
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что больше всего запомнилось?
Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу ак тивность. Мне было приятно с вами общаться.
Воспитатель:
Мне очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом, ваша семья были радостными и уютными.
Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всему начало отчий дом.
Сценарий классного родительского собрания...
Всему начало - отчий дом
Презентация к классному часу....
Внеклассное занятие "Всему начало - отчий дом"
внеклассное занятие по нравственному воспитанию...
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...
"Всему начало - отчий дом"
Коллективный проект, для которого были подготовлены и выполнены учащимися задания, демонстрирующие интересы, заботы, взаимоотношения в семье каждого ученика. Ребята узнавали о своих предках, о жизни р...
Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»
Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...
Сценарий классного часа «Всему начало – отчий дом» 5-6 классы
Семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок п...