Наш район Лианозово
классный час (10 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Геральдическое описание гербовой эмблемы района Лианозово

В зеленом щите московской формы золотая лира, сопровождаемая снизу золотой гирляндой из двух дубовых ветвей с желудями, в пояс.

На зеленой ленте надпись золотыми буквами – ЛИАНОЗОВО.

Объяснение гербовой эмблемы района Лианозово – золотая лира в зеленом поясе, как атрибут гуманитарной образованности символизирует культурно-оздоровительную зону района, любовно называемую «Лианозовским Арбатом».

Золотая гирлянда из двух дубовых ветвей с желудями в зеленом поле символизирует бережно сохраненную при строительстве дубовую рощу и крупную лесопарковую зону, занимающую 1/5  часть территории.

Описание флага района Лианозово

Флаг района представляет собой зеленое прямоугольное полотнище (отношение ширины к длине 2:3) с желтой лирой (высота 2/5 ширины флага) и желтой горизонтальной гирляндой из двух дубовых ветвей с желудями, высота которой составляет ¼ ширины флага.

Оборотная сторона флага воспроизводит лицевую сторону, при этом изображения лицевой и оборотной стороны располагаются идентично по отношению к древку флага.



Предварительный просмотр:

Загадка храма в Алтуфьеве

Прихожане издали книгу об истории удивительной церкви

В редакционно-издательском центре «Северо-Восток» вышла книга о храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста в Алтуфьеве. Она открывает серию «Православный атлас», которую начинают Василий и Сергей Толстуновы.

По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II книгу подготовил авторский коллектив, в который  входят сотрудники и авторы нашей газеты. Это своеобразное издание включает в себя самый разнообразный материал, связанный с историей и сегодняшним днем одной из интереснейших московских церквей. Вот небольшой отрывок из новой книги.

«Что было на этом месте, когда не было церкви? Что за люди здесь жили и как?

Был ,например, тут человек с интересным именем Неупокой. Он служил ключником Хлебного двора  и хозяйствовал здесь еще задолго до того, как появился храм. С ним связано одно из первых упоминаний о здешней деревне Олтуфьеве на речке Самотышке в старинной писцовой книге времен правления Федора Иоанновича в 1585 году: «…поместье за Неупокоем Дмитриевым Мякишевым, а в деревне – двор помещиков, а в нем живут деловые люди».

В 1623 году Олтуфьево значится пустошью, принадлежащей братьям Акинфовым – Архипу и Ивану Федоровичам. У одного из них подрастал наследник Никита, которому и суждено было стать основателем храма.

Судя по всему, Никита Иванович Акинфов был человеком энергичным и деятельным. После того, как он стал владельцем Олтуфьева, жизнь здесь забурлила. В 1678 году это уже село.

Вероятно, много чего и планировал, и успел осуществить Никита Иванович. Однако главным делом его жизни, как это теперь ясно, стала церковь. Он построил церковь в своем поместье, видимо, в 1687 году. Появление храма  преобразило место даже по названию. Теперь Олтуфьево стало зачастую именоваться в документах то селом Крестным, то Воздвиженским. А потом внуку, Николаю Петровичу, отписал по духовному завещанию Никита Иванович имение вместе с церковью.

На годы его хозяйствования как раз приходится важнейшее в истории нашего храма событие. Важнейшее и отчасти таинственное.

Есть многие основания и документальные свидетельства тому, что существующий ныне храм был построен именно Николаем Петровичем в 1750 году на месте сооруженного его дедом Никитой Акинфовым. Впрочем, можно сказать и иначе: храм пережил в 1750 году свое второе рождение. Ведь история его началась в предыдущем, семнадцатом веке, и если уж не стены, то основание закладывал все-таки Никита Иванович.

После смерти Николая Петровича Акинфова имение перешло в 1755 году его сыну Юрию. Он хозяйствовал недолго. И через пять лет продал Ивану Ивановичу Вельяминову. Так закончилось владение Акинфовыми эти селом.

Вот тут-то и возникает загадка. Едва купив Алтуфьево, новый хозяин, судя по некоторым документам, рьяно берется за его переустройство. Во всяком случае, есть тому такое любопытное свидетельство: « 19 ноября 1759 г. Св. Правит. Синода Члену великому Господину Преосвященнейшему Тимофею Митрополиту Московскому и Севскому Всепокорнейшее прошение Подпоручика Ивана Иванова сына Вельяминова о нижеследующем: В Епархии Вашего Высокопреосвященства в вотчине моей в Московском уезде в Пехрянской десятине в селе Алтуфьеве имеется издавна построенная каменная церковь во имя Святыя мученицы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которая пришла в совершенную ветхость – и от этой ветхости вся разселась, в которой священнослужение исправлять никак невозможно. Ныне я нижайше вместо показанной ветхой церкви желаю поставить каменную во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня точие».

Странный, на наш сегодняшний взгляд, документ. О каком строении и какой перестройке речь? Ведь другие документальные свидетельства говорят о том, что церковь в Алтуфьеве совсем недавно, менее десяти лет назад, была отстроена заново. То есть никак не могла превратиться в ветхую, о чем пишет Вельяминов. Далее еще загадочнее. Почему он называет храм в своем селе церковью святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии? И лишь собирается переименовать его в Крестовоздвиженскую? Ведь таковой, судя по всему, здешняя церковь была от рождения. Тому подтверждением и вторые имена села: Крестное и Воздвиженское. Однако и на недоразумение все это не похоже, поскольку не ограничивается одним документом, а, напротив, получает документальное же продолжение.

Через короткое время в протоколе Московской Духовной Консистории появляется запись: «По Указу Ея Императорского Величества духовная Св. Правительствующего Синода Члена Преосвященного Тимофея Митрополита Московского и Севского по резолюции его подписанной на прошение И. И. Вельяминова, то оную разобрать и вновь на том же месте каменную же церковь во имя Воздвижения Креста по подобия прочей святой церкви олтарем на восток строить позволить. Секретарь Дмитрий Протопопов, Смиренный Тимофей сие подтвердил. 20 декабря 1759г.».

Потом церковь освятили, после чего Иван Иванович Вельяминов, как будто выполнив свою историческую по отношению к селу и церкви миссию, продал Алтуфьево новому хозяину – графу Матвею Федоровичу Апраксину. Дальнейшие перемены на протяжении многих лет касались уже самого села, его жителей, хозяйственной деятельности… Но не храма, который долгое время оставался практически в неизменном виде после своего второго рождения. Вот только точная дата этого второго рождения и его обстоятельства так и остаются загадкой».

Патриарх Алексий Второй предваряет книгу такими словами:

«Мне хорошо знаком храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста, действующих в Алтуфьеве, на самой границы Москвы. Еще совсем недавно это был маленький сельский храм. Затем он оказался в городской черте. А в последние годы было сделано немало для его преображения. Реконструкция, расширение, тщательная отделка позволили поднять на новую высоту деятельность храма по духовному просвещению населения. Теперь храм духовно окормляет большое количество жителей крупного столичного района. И делает это успешно. Сюда всегда приходят много людей, чтобы молиться, участвовать в богослужениях, крестить детей, совершать другие таинства. Прихожане любят свой храм, который действительно такой любви заслуживает».



Предварительный просмотр:

Лианозово основали олигархи.

По сведениям журнала Forbes, купцы-промышленники Лианозовы входили в первую десятку богатейших людей России начала XX века. Однако первоначальный капитал основателя династии Геворга Мартыновича Лианозяна (на русский лад- Георгия Мартыновича Лианозова) прирастал не нефтью – «черны золотом», как принято считать, а черной, вернее серой, каспийской икрой.

Самый знаменитый деликатес.

Еще в 1880-х годах с помощью русских купцов-староверов Лианозян основал у персидского порта Энзели рыбно-икорные промыслы.

  Когда-то именно работавшие здесь русские промысловики (их было более 2 тысяч) выучили местных рыбаков технологии заготовки серой каспийской икры. Сначала она прославилась на весь миркак исключительный русский деликатес. Потом право на его монополию СССР передал Ирану, который сделал икру одной из главных статей государственного дохода. Факт передачи советские дипломаты объяснили туманно-«целями особой политики на южном направлении».

Лианозовы против Ротшильда и Нобеля.

  Сыновья Лианозова – Мартын, Степан и Лион прошли суровую выучку. Средний сын Степан стал не только директором-распорядителем, членом правления свыше 20 нефтепромышленных и других компаний, но и известным политиком. Он одним из первых начал борьбу с монополией западного капитала на юге Русско-азиатского, Международного и других банков против фирм Ротшильда, «Товариществ братьев Нобель» и и англо-голландской компании «Шелл».

   В прикаспийском бассейне Лианозовы вели «кровопролитные купеческие войны», а в Москве и Петербурге являли собой образец цивилизованных меценатов.

Дачный бум.

  В конце XIX века возникла идея соединить две железнодорожные линии – Северную (известную прежде как Ярославская) и Савеловскую. С этой целью к станции Бескудниково от Лосиноостровской протянули ветку, просуществовавшую до 1970-х годов.

   Пологая, что в леса к северо-востоку от столицы скоро потянутся дачники, Лианозовы предусмотрительно скупили здешние земли и построили здесь усадьбу. В 1903 году возле нее (от усадьбы остался барский дом, в котором действует воскресная школа Кресто-Воздвиженского храма) начал расти дачный поселок. Его тут же назвали именем «главных дачников» - Лианозово. Участки нарезали по 10, 15, 20 десятин. Масштаб застройки, тяготеющих к железной дороге, был невиданным для этих мест. В прекрасном смешанном лесу появилась целая сотня двухэтажных домов. Архитектура была затейливой, с верандами и балконами, с громадными садовыми участками. Более того, к дачам тут же протянули дорогу и телефонную связь, устроили стоянку возчиков возле железнодорожной платформы.

Поменял бизнес на московскую прописку.

   Еще в Москве у семейства Лианозовых было три особняка: «мавританский дворец» на Воздвиженке, дома в Гнездниковском и Газетном переулках. Последний известен как театр МХАТ в нынешнем Камергерском переулке.

    Эту недвижимость большевики национализировали в первую очередь.

    А вот как дотянуться до богатств, которыми Лианозовы владели в заморской Персии? Неожиданно помог сам «главный держатель персидских акций», старший сын и наследник Мартын Георгиевич. «Бакинский армянин московского разлива», как он сам себя называл. Он был блестяще образован, знал семь иностранных языков, но не мог жить без любимого города. Как дорого он заплатил за право столичной прописки, поведала миру единственная в России наследница Лианозовых, внучка Мартына Георгиевича – Светлана Яковлевна Колесниченко. Она – вдова известного журналиста-международника Томаса Колесниченко, живет на Ростовской набережной.

    Среди ее даров музею в лианозовской школе № 166 есть такая справка «Дана в том, что М. Г. Лианозов, один из главных участников б. Фирмы Лианозовых в Персии, в 1923 году, прибывши в СССР, добровольно передал Советскому Союзу свои права на Южно-Каспийские рыболовные промыслы в Персии… После чего остался жить в Москве и числится за «Главрыбой», получая пожизненную субсидию в размере 400 рублей в месяц».

    И еще один документ, дотированный1931 годом, в котором высокий правительственный чиновник обращается в Моссовет: «…Тов. Лианозов М.Г. временно помещен в Доме союза коммунальников по Страстному бульвару, 4…В комнате 2,5 квадратных сажени проживает семья из 3 человек…Учитывая несомненные заслуги тов. Лианозова перед СССР и ВСНХ…прошу оказать содействие в получении тов. Лианозовым М.Г. жилплощади, соответствующей его семейному положению…».

    Мартыну Лианозову выделили «трешку».

Лианозовы торговали икрой, нефтью и тайно помогали советской власти.

При чем тут Берия.

     Средний сын – Степан Георгиевич после 1917-го года сошелся с другим выдающимся предпринимателем – Павлом Рябушинским. В 1920 году они основали в Париже знаменитый «Торгпром», главной задачей которого была официально объявлена борьба с советской властью.

    Но…большая игра велась очень тонко. Оба промышленника активно и негласно финансировали большевиков. После эмиграции во Францию их сотрудничество не прекратилось. Есть версия, что именно Степан Лианозов, воспользовавшись старыми связями, организовал контрабандную доставку во Францию художественных ценностей и черной каспийской икры. Советам была нужна валюта…

     Говорят, что безопасность этого канала, налаженного из персидского порта Энзели через Батуми в Черное, а потом в Средиземное море, якобы лично обеспечивал товарищ Лаврентий Берия. В то время он возглавлял грузинскую ЧК.

Звонки из Парижа.

    Такие были правила игры. Лианозовы в ней уцелели, это главное. В отличие от подавляющего большинства «классовых врагов пролетариата». И даже сохранили о себе память, не вытравленную официальной пропагандой. Мартын Георгиевич закончил свои дни в «семейном гнезде» на Берсеневской набережной. Его братья – в далекой Персии. Степан Георгиевич застрелился от несчастной любви. Недавно не стало его сына Николая. Зато живет и здравствует в Париже сын Лиона Георгиевича по имени Лялек. Регулярно звонит по телефону Светлане Яковлевне – в столицу далекой России, где остались его лианозовские корни.



Предварительный просмотр:

Лианозово сегодня.

    Район разместился на площади 660 гектаров. Живут в нем более 75 тысяч человек.

    Через район проходит Алтуфьевское шоссе, основные улицы – Череповецкая, Новгородская, Абрамцевская, Илимская, Псковская. По границам района проходит Дмитровское шоссе, .московская кольцевая дорога, а также линия Савеловской железной дороги.

    Среди основных промышленных предприятий – автохозяйство «Лианозово», АООТ «Лианозовский колбасный завод», типография «Внешторгиздата»        .

    На территории «Лианозово» расположен Кресто-Воздвиженский храм. Жители отдыхают в Лианозовском парке культуры и отдыха.

    Молодежь может учиться и совершенствоваться физически в музыкальной школе, спортивном клубе «Лианозово», детско-юношеской ассоциации боевых искусств. В районе 10 общеобразовательных школ, учебно-производственный комбинат.

    О здоровье жителей района заботятся сотрудники двух взрослых и двух детских поликлиник, психоневрологического диспансера, а также женской консультации. Имеется реабилитационный центр для инвалидов.

    Здесь находится музей Константина Васильева.



Предварительный просмотр:

Мало кому известно, что история Лианозова насчитывает более 400 лет. В период царствования Федора Иоановича это была деревня Алтуфьево. В XVII веке здесь постоили каменную Кресто-Воздвиженскую церковь, котораяя сохранилась до наших дней. В 1786 году деревню купил князь Куракин, богатый потомок старинного рода. Он выстроил господский дом, разбил сад. Во время войны 1812 года Алтуфьво разорили. В последующие годы село было отстроено и перешло к скульптору-любителю Николаю Жеребцову. При нем около церкви возделали небольшой парк с аллеей. В 1888 году Алтуфьево перешло к Григорию Мартыновичу Лианозову, который рядом с поместьем построил дачный поселок, названный Лианозовом. После 1917 года все постройки пришли в упадок.



Предварительный просмотр:

Новая жизнь старого парка.

     В черте Москвы Лианозово находится с 1960 года. С 1975 года здесь началось строительство жилых кварталов.

     В 1991 году в связи с изменением административного деления Москвы возник район «Лианозово».

     По итогам прошлого года Лианозово признано самым зеленым районом Москвы. Так как район «спальный», то одна из целей главы Управы  и его заместителя – обеспечить достойный отдых жителям.

     Лианозовский парк культуры и отдыха был создан в 1932 году. За последнее время он значительно преобразился и стал излюбленным местом отдыха, проведения праздников не только лианозовцев, но и жителей близлежащих мест.

Совместно с префектурой округа разработан план развития парковой зоны, включающий реконструкцию парка, оснащение его новыми аттракционами, создание пешеходной зоны на Углической улице, дальнейшее развитие теннисных кортов,  музея К. Васильева, реконструкция прудов. И уже бывшая грунтовая дорога (Угличская улица) превратилась в «Лианозовский Арбат». Работа велась финскими строителями: улицу вымостили булыжником, сделали парковое освещение, поставили скамейки.

     Развитие получил расположенный на территории парка «Русский теннисный клуб». Имеются теннисные корты, ресторан, сауна.

     Появился в Лианозове и культурно-развлекательный центр для молодежи с дискотекой и детским кафе.



Предварительный просмотр:

«Олтуфьеву» 420 лет.

Москва – город древний, со славным историческим прошлым. Это знают все.

И возраст столицы – в 2007 году 860 лет стукнуло – тоже ни для кого не секрет.

     Город рос, увеличивался с каждым годом, и бывшие подмосковные села и деревни стали неотъемлемой его частью, жители новостроек – полноправными москвичами.

     Но   у каждого современного района тоже есть свое прошлое, своя история.

     Немногие знают о живописном месте на окраине Москвы, на карте города именуемом Лианозово. Однако история его насчитывает более четырехсот лет. Первое упоминание об этом месте, которое раньше было подмосковной деревней Олтуфьево (древнерусская орфография) относится к 1585 году, ко временам царствования Федора Иоановича.

     Алтуфьево принадлежало тогда ключнику Хлебенного дворца Неупокою Дмитровичу Мякишеву. Поселение располагалось на берегах маленькой чистой речки Самотышки.

     Село Алтуфьево процветало вплоть до наступления Смутных времен.

     В начале семнадцатого века Алтуфьево пришло в упадок и превратилось в пустошь.

     К этому времени хозяевами деревни стали братья Архип и Иван Акинфовы. Почти сто лет жизнь села Алтуфьева была связана с именем Акинфовых. В 1687 году Никита Иванович Акинфов, думный дворянин и потомок братьев Архипа и Ивана, построил в Алтуфьеве каменную церковь в честь Воздвижения Креста Господня, и с этого момента Алтуфьево стало называться селом Крестным, а иногда и Воздвиженским.

     В первой половине восемнадцатого века случился пожар, после чего церковь переименовали в Софийскую. В 1759 году последний владелец из рода Акинфовых продал село поручику Ивану Вельяминову, который отстроил новый храм взамен прежнего, пришедшего в абсолютную негодность. В 1763 году церковь с красивой внешней отделкой в духе «позднего русского барокко» была готова и вновь получила имя Кресто-Воздвиженской. Чуть позже в 1766 году Вельяминов продал имение.

     Среди его владельцев числился граф Апраксин, графиня Брюс и некий Андрей Риндер. В 1786 году Алтуфьево купил князь Степан Куракин, потомок старинного известного рода, богатый земледелец, действительный тайный советник.

     Он выстроил в селе большой господский дом, посадил сад, вырыл пруд, который можно лицезреть и поныне. Граф вел подобающий аристократу образ жизни: охотился в ближайших лесах, удил рыбу и, будучи человеком весьма светским, периодически устраивал в своей усадьбе приемы. Среди его гостей были такие известные персоны, как И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, портретист Ф. С. Рокотов. Имение росло и процветало.

      Отечественная война 1812 года не обошла стороной и Алтуфьево. Село было разорено французами.

      Прошло несколько лет. Алтуфьево отстраивали сызнова, часто менялись владельцы, один из которых, Николай Жеребцов, и отстроил новый господский дом в стиле древнерусских хором. При Жеребцове рядом с церковью был разбит парк с главной аллеей, ведущей к пруду, которые сохранились и по сей день.

      Также помещик владел собственным винным заводом, приносившим хороший стабильный доход. По воспоминаниям Жеребцов был человеком жестоким, властным и очень богатым.

       В 1888 году имение перешло к Георгию Мартыновичу Лианозову, который был известен всей Москве. Он владел домом в Большом Гнездниковском переулке. Как человек деловой и дальновидный, желая выгодно поместить средства, построил поблизости от своего имения дачный поселок, который получил его имя.

       

 После революции семнадцатого года поселок пришел в запустение.

        Барский дом многократно перестраивали, некоторое время использовали под больницу.

        В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, а с началом застройки севера города рядом со старинной усадьбой и церковью вырос жилой микрорайон – сегодняшнее Лианозово. Кресто-Воздвиженский храм, усадьба, пруд, сад – все это теперь памятники старины, охраняемые государством.

        Новый район не стер с лица земли этот кусочек своей истории. Наоборот, люди бережно хранят ее. Отдавая дань прошлому, создали музей истории Лианозова, который появился в районе благодаря стараниям директора школы № 166 Лапко Фаины Ивановны, долгое время кропотливо собиравшей материалы. И хотя ходить в музей нынче не модно, наверное, все же иногда стоит задуматься, что у того, кто не помнит о прошлом, нет будущего.



Предварительный просмотр:

Песня о районе Лианозово

На северо-востоке вырос он,

С Москвой сумел так органично слиться.

Высокий молодой микрорайон –

Один из младших сыновей столицы.

Наш Лианозово весь бело-голубой,

Он окружен зелеными лесами,

И птицам так привольно здесь весной

Всех радовать своими голосами!

Мы – жители прекрасного района,

Мы – вместе все – огромная семья.

Чтоб был район и чистым и зеленым,

Должны стараться вместе -  ты и я.

Он нашей малой родиной зовется,

В нем детям, внукам жить, творить, мечтать.

Так пусть в сердцах призыв мой отзовется:

К его судьбе не равнодушным стать!

Чтоб свой район они родным считали,

Гордились им, любили, берегли,

И где бы волею судьбы не оказались –

Найти дороже места не смогли!

Автором стихов к песне о районе Лианозово является жительница района Эмма Лучкина, музыкальная обработка – директора Лианозовского парка

культуры и отдыха Андрея Михеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар по английскому языку Волжского района г.Саратова.

Открытый урок на районном семинаре учителей Волжского района г.Саратова.9 класс....

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Разработка проекта "Моё село на карте района", посвященного 75-летию Саратовского района

Проект разработан  совместно с учениками 6 класса и позволяет целенаправленно вести работу по ● формированию положительного имиджа родного села; ● развитию интереса учащихся МОУ «СОШ с.Михайлов...

План работы Районного методического объединения учителей иностранного языка Хабарского района

Тема: «Повышение качества образования на основе реализации принципов компетентностного подхода».  Цель:эффективное использование метапредметных знаний  как  фактор повышения качест...

08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.

На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...

Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс

Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...