Воспитание нпавственности
методическая разработка (8 класс) по теме
Рецензия
на методические рекомендации по теме «Этикет и стиль»
Мартыновой Нины Ефимовны, воспитателя МКОУ СКОШ VIIIвида № 9,
Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально – экономических условий жизни, остро чувствует потребность формирований культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения культуру речевого поведения. В работе представлен целый комплекс материала по освоению норм этикета. Изучение этикета особенно важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как специальная коррекционная школа является единственным учебным заведением для большинства из них. После окончания школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи. На конкретных примерах и практических занятиях учащимся с ОВЗ легче усваивать материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.
Важной инновационной особенностью материалов является адаптация материала для особой категории детей – обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Материал составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательно – методический комплекс состоит из методических рекомендаций к внеклассным занятиям. Практическая значимость работы заключается в том, что использование представленных материалов педагогами и дефектологами будет способствовать формированию и воспитанию у обучающихся усвоению норм этикета, личностных качеств и индивидуальных способностей, формированию социально – адаптированной личности. Таким образом, все компоненты воспитательно – методических рекомендаций будут являться хорошим методическим материалом для педагогов и дефектологов при подготовке к проведению внеклассных мероприятиях по воспитанию норм этикета.
Представляется, что работа в целом может быть оценена положительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik.doc | 128.5 КБ |
soderzhanie.doc | 19.5 КБ |
vvedenie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…....4
Пояснительная записка…………………………………………………………..7
Внеклассные мероприятия……………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...67Список литературы……………………………………………………………..68
Предварительный просмотр:
Введение
Главное при разработке методических рекомендаций по любому виду внеурочной деятельности школьников – так выстроить формы и содержание деятельности, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов.
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующую логику: приобретение учеником социального знания (первый уровень результатов)– переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов)– приобретение учащимися опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).
Социальные знания – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п. В школе оно передается учащимся педагогом либо в форме учебного знания (например: с помощью так называемых примеров из жизни в ходе изучения предметов), либо в форме повседневного знания (в ситуациях общения лицом к лицу, столь характерных для внеурочной сферы школьной жизни). К сожалению, в современном учебном процессе социальное значение часто оказывается почти вытесненным предметным знанием, а повседневное социальное знание ряда педагогов носит не столько гражданский, сколько обывательский характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Полнота социального знания школьника, переход с обывательского на гражданский уровень социального знания не только показатели личностного роста школьника, но и важнейшие задачи воспитательной деятельности педагога.
Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, сто он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, т.е. ценит их. Личностный рост школьника – это еще и развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура). Для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт ее эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания ценности может возникнуть у школьника в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объединении, классном коллективе, школьном коллективе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). У него появляется (или не появляется) желание, намерение жить в соответствии с принятыми им ценностями.
Но намерения – это еще не вся личность; свою целостность личность приобретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим критерием личностного роста человека. «Опыт поступания» (М.М.Бахтин) ничем не заменим. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать, и хочет стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для взросления школьника важна возможность не только социального действия в школьной сфере (по определению защищенной, дружественной), но и действия в открытой общественной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов.
Итак, каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм) Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог – ребенок», второй уровень – детская среда (коллектив), третий уровень – в формах, устроенных по принципу «педагог – ребенок – детская среда (коллектив)– общественная среда (социальные субъекты)».
Невозможно достигнуть результатов второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то жен время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает качества и эффективности деятельности. Педагог, надежно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Поэтому при организации внеурочной деятельности так важно избежать форсирования результатов, форм и содержания.
Пояснительная записка
Досуговое общение – это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досуго – развлекательно деятельности. На достижение подобного качества направлены методические рекомендации. Как известно, термин «диалог» несет в себе множество смыслов. Применение к педагогической реальности общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект – субъектных отношений между педагогом и школьником в противоположность субъект-объектным (монологическим) отношениям.
Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одного из участников (например, педагога), то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Если в системе монологического общения субъекты делятся на активных и пассивных, то диалогическое общение предполагает активность всех участников. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Предметом досугового общения могут быть праздничные события, внутренний мир человека, межличностные отношения, творчество и т.п. Но в любом случае предмет диалогического общения должен отвечать следующим требованиям:
- в общении должны быть воплощены те интересы и смыслы, которые занимают в данный момент одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта;
- каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от видения другого видение предмета;
- содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.
Первый атрибут диалога – свобода его участников. Собеседники в диалоге свободны от внешних, внеличностных целей, прагматических интересов, задач убеждения, переубеждения ит.п. Они не имеют цели оказать воздействие друг на друга, но тем не менее (а точнее, именно поэтому) диалог создает оптимальные условия для реального влияния на развитие личности, так как личностный рост обязательно предполагает свободу самореализации. Именно свобода самоосуществления, свобода стать и быть самим собой играет в диалоге ведущую роль.
Принимая такую свободу, ученик одновременно признает ответственность за себя и за свою свободу. И это создает еще один парадокс диалога: принятие на себя ответственности за собственную позицию делает обучающегося более внимательным и терпимым к позициям других. Однако свобода субъектов диалога не абсолютна (абсолютная свобода есть власть). Она ограничена совокупностью их прав. Именно равноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга является вторым атрибутом межличностного диалога.
Третий атрибут диалога – это личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Взаимопонимание создает рациональную основу контакта, но глубинной основой контакта, «связующей нитью диалога» является сопереживание как эмоционально – интуитивное постижение собеседниками внутреннего мира друг друга, создающее единство встречи индивидуальных переживаний. Остальные особенности межличностного диалога – открытость и доверие собеседников, их сотворчество – выводимы из трех названных атрибутов.
Методические рекомендации досугового общения школьников, помимо принципа диалогичности, основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности.
Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе, в том числе в старшем школьном возрасте перед человеком встает ряд специфических задач, о решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно – культурные (достижения уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально – культурные (познавательные, морально – нравственные, ценностно – смысловые), социально – психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи.
Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов.
Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско – взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.
В логике действия данных методических рекомендаций предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты преобразовывают общности и общества, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
* коммуникабельность – легкость вступления в межличностное общение, инициатива на этапе взаимодействия;
* предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное отношение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
* самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, от посторонней поддержки, принуждений, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
* организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по образованию социальной структуры, координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
* конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
* законность (легальность)– стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
Методические рекомендации нацелены на освоение обучающимися среднего звена коррекционной школы культуры домашнего праздника, досугового общения в домашней обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Классный час для учащихся 5-6 классов. «Воспитание… Воспитание? Воспитание!»
Классный час на тему «Воспитание… Воспитание? Воспитание!» разработан для учеников 5-6 классов. Цель данного мероприятия - воспитывать в учениках навыки культурного поведения. Класс...