Неделя естественно- научных дисциплин
методическая разработка (10 класс) по теме

 

создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_estestvenno_2009.doc44.5 КБ
Файл doc1.docx677.77 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя естественно - научных дисциплин

Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям.

Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности..

Основные задачи : создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по предметам.

Цель и содержание предметной недели органически включаются в учебно - воспитательный процесс, продолжая начатую педагогами работу на уроках.

Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть: быть направленными на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися); содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное общение в школьном коллективе.

Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения.

Подготовительный период должен быть кратким. При этом важно , чтобы затраченное педагогами и учащимися время было целесообразным , а самовыражение и активность учащихся наиболее полными.

Учащиеся должны испытывать удовлетворенность проведенными мероприятиями.

Должна четко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность , свобода проявления чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.

Ожидаемые результаты: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Проведение предметной недели.

1.Конкурс газет : «Жизнь и деятельность ученых».

Знакомство учащихся с фрагментами истории имеет вполне определенные задачи, а именно:

- сведения из истории повышают интерес школьников к изучению предметов и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала;

- ознакомление с историческими фактами расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль наукив современном обществе;

- знакомство с историческим развитием науки способствует общим целям воспитательной работы.

Критерии оценки:

  1. Полное раскрытие темы;
  2. Красочность оформления.

2. Конкурс на лучшее оформление тетради. 

Для участия в конкурсе каждый учитель отбирает тетради учащихся по своему предмету.

  1. Оцениваются тетради учащихся по пятибалльной системе.
  2. В жюри входят члены МО учителей  гуманитарного цикла
  3. При подведении итогов учитывается выполнение всех нормативов по ведению и оформлению работ.

3.Поэзия в науке.

– Что может быть общего? Какая связь между такими полярными направлениями? Не общее ли первоначало у теоремы и стиха: вдохновение и интуиция? Не едино ли предназначение: поиск истины, ответов на бесконечное "почему"? Древние ученые  были, по существу, философами-мыслителями, а современные поэты знакомы с великими теориями и математиков, и физиков, и химиков. Законы мира и бытия интересны людям любого времени, независимо от их природной склонности. Пример тому человек-энциклопедия Михаил Васильевич Ломоносов.
Что интересует поэтов в точных науках? Об этом вы узнаете, слушая сегодня стихи в исполнении учащихся лицея.

"Да здравствуют музы!
Да здравствует разум!"

Критерии оценки:

  1. Знание текста;
  2. Выразительность ;
  3. Владение аудиторией

4. «Умники и умницы» (тестирование).

  1. Тестирование в системе « MY TEST » по естественно – научным дисциплинам ( среди учащихся 2 курса ).
  2. Решение заданий по ЕГЭ ( среди учащихся 3 курса ).

Для проведения таких мероприятий целесообразно создавать разновозрастные объединения : команды, звенья, отряды, комплектуя их из различных классов с разной подготовкой. В заданиях для состязаний, ЕГЭ должен содержаться разнообразный материал, различные задачи. Однако следует учитывать и негативные стороны таких состязаний. Легкие задачи неинтересны для сильных учащихся, как членов команды, так и болельщиков, а более трудные недоступны для слабых учащихся. В таких условиях очень важно продумать систему оценивания и выставления баллов за каждое выполненное задание.

5. “Интеллектуальные состязания: « Своя игра».

Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями  по общеобразовательным предметам можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.

Цель состязания:

  1. Повышение познавательного интереса .
  2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
  3. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
  4. Способствовать развитию кругозора учащихся.
  5. Подведение итогов. 

Подведение итогов предметной недели можно разделить на две части:

1. Основные итоги недели объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения  Участники недели поощряются призами, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. В качестве призов можно использовать книги, школьные принадлежности. Результаты доводятся до сведения родителей.

2. Преподаватели  должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы школы. Для получения результатов необходимо использовать различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседу с учащимися и учителями, изучение продуктов деятельности учащихся.

.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы преподавания естественно-научных дисциплин

Статья посвящена изучению особенностей адаптационного периода студентов младших курсов Высшей школы в процессе изучения естественно-научных дисциплин...

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте концепции математического образования.

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте    концепции математического образования....

Декады естественно-научных дисциплин

Материал может быть использован во внеклассной работе...

Декады кафедры естественно-научных дисциплин

Материал может быть использован во внеклассной работе...

Неделя естественно-научных дисциплин

Цели:повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению дисциплин естественно-научного цикла;развитие творческих способностей обучающихся. Задачи:создать условия для развития творческой, социа...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...