Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа
методическая разработка (5 класс) на тему

Юдина Виктория Валентиновна

Искусство русского народа в музыке и изобразительном искусстве

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска  Саратовская область»

Внеклассное занятие

на тему:

«Декоративно-прикладное искусство

и музыка русского  народа»

Автор работ:

учитель музыки

Юдина В.В.

Вольск

2010 г.

   

Внеклассное занятие на тему:

Декоративно-прикладное искусство

                                           и музыка русского  народа.

Цели:

воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма, познакомить с народными промыслами русского народа

Современная программа по музыке позволила учителю более глубоко осуществить международные связи, показать внутреннее родство музыки и других искусств – например, изобразительного.

Наш сегодняшний урок является примером того, как можно осуществить связи. Он является уроком обобщения по 2 предметам: музыки и рисования.

Слово учителя.

Мудрость народа отражена в фольклоре. Истоки народного мастерства уходят своими корнями в глубокое прошлое: это народные песни, обряды, искусное мастерство народных умельцев. И сейчас с возрождением национальной духовной культуры этот вид искусства приобретает особый интерес, служит источником вдохновения для профессиональных художников. Все богатство, существующее на земле, создано руками народа.

М. Горький писал: «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он  единственный источник ценности духовной».

Слайд№2

Одна из таких ценностей – это народная песня.

Вы уже знаете различные жанры народной песни.

 Какие это жанры?  (лирические, трудовые, хороводные, частушки).

Слайд№3

Один из распространенных жанров народной песни - хороводные. Хороводы появились тогда, когда не было разделение на танец и песню. Самые древние хороводы – Магические. Люди в те времена верили в Бога-Солнце, в Бога-Луну и, вставая в круг, они тем самым показывали божеству свое

преклонение. Кроме того важно было совершить обряд перед охотой, перед сбором урожая.

Слайд№4

Позднее появились и другие хороводы: зимние в избе, летние на лужайке.

Слайд№5

Одним из разновидностей хороводов - орнаментальный хоровод.

В орнаментальных хороводах главным был тот узор, которым затейница вела своих подруг. Это были: змейка, капустка, плетень.

Слайд№6

И мы сейчас с вами исполним хороводную песню «На горе-то калина».

Исполнение песни

Но самые любимые хороводы те, в которых разыгрывалось действие. Смысл таких хороводов -  в вечном стремлении соединиться доброму молодцу с красной девицей. А символом любви  считался веночек.

 Слайд№7

Непременным атрибутом в хороводе являлся народный костюм. Ансамбль костюма создает интерьер избы, крестьянской жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на костюмах. Во всех деталях показана любовь к этим узорам.

Слайд№8

Лучшие традиции народного костюма продолжают жизнь и сегодня. Его художественные достоинства вдохновляют наших модельеров на интересные поиски в современной одежде.

 Слайд.№9

Ребята, обратите внимание на эту выставку. Здесь представлены некоторые народные инструменты. Какие инструменты вы видите?

Слайд№10

Музыкальные инструменты, особенно ударные, рождает сама жизнь. Нужно быть только по внимательнее и  изобретательнее.

Слайд№11

Есть инструменты, ставшие символом того или иного народа.

Гитара – Испания.

Мандалина – Италия

Бандура – Украина.

Балалайка – Русская.

Слайд№12

А сейчас мы с вами составим небольшой оркестр. Ребята на деревянных инструментах исполняют русскую народную песню  «Светит месяц».

Слайд№13

Вопросы к классу:

Сколько куплетов прозвучало? (Три).

Как изменяется музыка от куплета к куплету? (Меняется темп, ритм, фактура).

Определите форму произведения. (Вариационная форма).

Слайд№14

Традиции русского искусства складывались не только в песнях, хороводах, умения владеть инструментами. Руками русских умельцев – мастериц подвластны и глина, и дерево, и железо. Они создавали истинные произведения искусства.  Слайд №15-18,

Предлагаю вам создать узор на тарелке, в которой можете использовать элементы народной росписи, или придумать свой узор.

Слайд№19-20

Связь узора с природой показывает любовь к природе.

Какие  излюбленные мотивы изображены на изделиях?

(Работа в альбомах)

Сегодня на уроке прозвучит ещё один жанр народных песен. Это частушки.

Все вы слышали веселые озорные куплеты, чаще всего сатирические. Иногда их называют припевками, чаще – частушками. Возникли они в конце 60 годов 19 века. Мелодия у этих песен совсем коротенькая. Слова в частушках меняются, в зависимости от того, где и когда по какому поводу они поются.

Исполнение частушек.

 Итог урока.

Вопросы классу:

С какими жанрами народных песен вы познакомились? (Хороводные песни, частушки).

Мелодии каких народных песен прозвучали на уроке? ( “Светит месяц ”, “На горе-то калина ”, Частушки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно – прикладное искусство и музыка русского народа.

Слайд 2

Все богатство, существующее на земле, создано руками народа. «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный источник ценности духовной». М. Горький.

Слайд 3

Народная песня. Какие знаете жанры народной песни? Лирические Трудовые Хороводные Частушки

Слайд 4

Магические хороводы

Слайд 5

Зимние и летние хороводы.

Слайд 6

Орнаментальные хороводы.

Слайд 7

Народный костюм – (конец 19 –нач.20в.)

Слайд 9

Народные инструменты. Испания Италия Украина Русская

Слайд 10

“Светит месяц” в исполнении фольклорного ансамбля.

Слайд 11

Вопросы классу: Сколько куплетов прозвучало? (Три). Как изменяется музыка от куплета к куплету? (Меняется темп, ритм, фактура). Определите форму произведения. (Вариационная форма).

Слайд 12

Поделки народных умельцев. Поделки из глины

Слайд 13

Поделки из дерева Поделки из железа

Слайд 14

Росписные тарелки.

Слайд 15

Озорные куплеты – частушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкал...

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...