«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Юдина Виктория Валентиновна

 

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма, познакомить с народными промыслами русского народа 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

Внеклассное занятие на тему:

Декоративно-прикладное искусство

                                           и музыка русского  народа.

Цели: воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма, познакомить с народными промыслами русского народа

Современная программа по музыке позволила учителю более глубоко осуществить международные связи, показать внутреннее родство музыки и других искусств – например, изобразительного.

Наш сегодняшний урок является примером того, как можно осуществить связи. Он является уроком обобщения по 2 предметам: музыки и рисования.

Слово учителя.

Мудрость народа отражена в фольклоре. Истоки народного мастерства уходят своими корнями в глубокое прошлое: это народные песни, обряды, искусное мастерство народных умельцев. И сейчас с возрождением национальной духовной культуры этот вид искусства приобретает особый интерес, служит источником вдохновения для профессиональных художников. Все богатство, существующее на земле, создано руками народа.

М. Горький писал: «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он  единственный источник ценности духовной».

Слайд№2

Одна из таких ценностей – это народная песня.

Вы уже знаете различные жанры народной песни.

 Какие это жанры?  (лирические, трудовые, хороводные, частушки).

Слайд№3

Один из распространенных жанров народной песни - хороводные. Хороводы появились тогда, когда не было разделение на танец и песню. Самые древние хороводы – Магические. Люди в те времена верили в Бога-Солнце, в Бога-Луну и, вставая в круг, они тем самым показывали божеству свое преклонение. Кроме того важно было совершить обряд перед охотой, перед сбором урожая.

Слайд№4

Позднее появились и другие хороводы: зимние в избе, летние на лужайке.

Слайд№5

Одним из разновидностей хороводов - орнаментальный хоровод.

В орнаментальных хороводах главным был тот узор, которым затейница вела своих подруг. Это были: змейка, капустка, плетень.

Слайд№6

И мы сейчас с вами исполним хороводную песню «На горе-то калина».

Исполнение песни

Но самые любимые хороводы те, в которых разыгрывалось действие. Смысл таких хороводов -  в вечном стремлении соединиться доброму молодцу с красной девицей. А символом любви  считался веночек.

 Слайд№7

Непременным атрибутом в хороводе являлся народный костюм. Ансамбль костюма создает интерьер избы, крестьянской жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на костюмах. Во всех деталях показана любовь к этим узорам.

Слайд№8

Лучшие традиции народного костюма продолжают жизнь и сегодня. Его художественные достоинства вдохновляют наших модельеров на интересные поиски в современной одежде.

 Слайд.№9

Ребята, обратите внимание на эту выставку. Здесь представлены некоторые народные инструменты. Какие инструменты вы видите?

Слайд№10

Музыкальные инструменты, особенно ударные, рождает сама жизнь. Нужно быть только по внимательнее и  изобретательнее.

Слайд№11

Есть инструменты, ставшие символом того или иного народа.

Гитара – Испания.

Мандалина – Италия

Бандура – Украина.

Балалайка – Русская.

Слайд№12

А сейчас мы с вами составим небольшой оркестр. Ребята на деревянных инструментах исполняют русскую народную песню  «Светит месяц».

Слайд№13

Вопросы к классу:

Сколько куплетов прозвучало? (Три).

Как изменяется музыка от куплета к куплету? (Меняется темп, ритм, фактура).

Определите форму произведения. (Вариационная форма).

Слайд№14

Традиции русского искусства складывались не только в песнях, хороводах, умения владеть инструментами. Руками русских умельцев – мастериц подвластны и глина, и дерево, и железо. Они создавали истинные произведения искусства.  Слайд №15-18,

Предлагаю вам создать узор на тарелке, в которой можете использовать элементы народной росписи, или придумать свой узор.

Слайд№19-20

Связь узора с природой показывает любовь к природе.

Какие  излюбленные мотивы изображены на изделиях?

(Работа в альбомах)

Сегодня на уроке прозвучит ещё один жанр народных песен. Это частушки.

Все вы слышали веселые озорные куплеты, чаще всего сатирические. Иногда их называют припевками, чаще – частушками. Возникли они в конце 60 годов 19 века. Мелодия у этих песен совсем коротенькая. Слова в частушках меняются, в зависимости от того, где и когда по какому поводу они поются.

Исполнение частушек.

 Итог урока.

Народная песня…

Но разве и по сей день не вдохновляет она миллионы россиян? Ведь еще В.Даль  в своем словаре отмечает — «весело поется — весело прядется». Она сохраняет представление о красоте, о доброте, о любви, о чести, о дружбе; а еще — спасает душу, не давая ей забывать о полете, о парении, о крыльях. И, конечно же, о красивом русском языке, который песня старается сохранять во всей его чистоте и многогранности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа

Искусство русского народа в музыке и изобразительном искусстве...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...