Кого берут в космонавты
классный час (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие - познавательная игра для учащихся 5-6 классов, посвященная первому полету человека в космос. Презентация знакомит с методами подготовки космонавтов. Веселые конкурсы и вопросы викторины повышают интерес к астрономии и космонавтике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogo_berut_v_kosmonavty.doc | 65.5 КБ |
kogo_berut_v_kosmonavty.ppt | 685 КБ |
Предварительный просмотр:
Кого берут в космонавты
Внеклассное мероприятие - познавательная игра
для учащихся 5-6 классов,
посвященная первому полету человека в космос
Медведева Елена Леонидовна,
учитель химии
Тип урока: Внеклассное мероприятие, классный час.
Цели и задачи:
Образовательная: активизация интереса учащихся к астрономии и космонавтике, ознакомление с методами подготовки космонавтов.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, культуры межличностного общения при работе в группах и между участниками разных групп.
Оборудование:
- Компьютер с мультимедийным проектором и колонками.
- Инвентарь для проведения спортивной программы.
Проведение мероприятия
- Кого берут в космонавты?
(Показ презентации)
Учитель:
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток » впервые в истории человечества совершил полет в космос. Весь мир в этот день отмечает День авиации и космонавтики.
Полет Юрия Гагарина дал толчок к дальнейшему освоению космоса. На сегодняшний день человечество достигло поразительных успехов в космической технике. Не за горами полеты человека на Луну и другие планеты.
Кто же может стать космонавтом?
Будущий космонавт должен быть здоровым человеком, способным выдерживать большие нагрузки. Чтобы это выяснить, проводятся испытания, для которых используются специальные приборы.
Центрифуга: тренировки на перегрузку
Для моделирования перегрузок используется специальная быстро вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом - противовес. Этот вид тренировок очень важен: на спуске космонавт подвергается воздействию перегрузок, особо ощутимых после длительного пребывания в невесомости.
Вестибулярные тренировки
Подготовка к пребыванию в невесомости называется вестибулярной тренировкой. Это очень неприятный вид тренировок. Они призваны облегчить период адаптации к невесомости в первые несколько суток полёта и сделать его как можно короче. Самые известные приспособления, предназначенные для этой цели, - вращающееся "кресло Барани" и "качели Хилова", перемещающиеся параллельно полу.
Чтобы легче переносить приливы крови к голове, вызываемые невесомостью, проводят тренировки в антиортоположении. Космонавт располагается на специальном поворотном столе, угол наклона которого меняется, и испытуемого то опускают вниз головой, то возвращают в исходное положение.
Барокамера
Во время полёта на космическом корабле создаётся искусственная атмосфера, параметры которой могут заметно меняться в случае каких-либо нештатных или аварийных ситуаций (например, снизится содержание кислорода или произойдёт резкий перепад давления). Учитывая это, космонавтов подвергают испытанию в барокамере. Их "поднимают на высоту" 5000 м без кислородной маски, чтобы определить, как они переносят кислородное голодание. В таких ситуациях очень хорошо выявляются и скрытые болезни, и резервные возможности организма.
Термокамера
Проверка устойчивости кандидата в космонавты к воздействию высоких температур проводится в термокамере.
Во время пребывания на орбите космонавтам регулярно приходится работать в открытом космосе. Эта работа требует большого физического напряжения, организм человека выделяет много тепла. Конечно, скафандр снабжён системой терморегулирования, но иногда, чтобы завершить запланированное, космонавтам приходится работать на пределе возможностей системы жизнеобеспечения, и они в конце концов могут отказать. Поэтому при подготовке к полёту очень важно, во-первых, знать индивидуальную тепловую устойчивость каждого космонавта, а во-вторых, подготовить его организм к неблагоприятным воздействиям. Испытания проводятся при температуре 60° С и влажности 50 % в течение одного часа.
Сурдокамера
Пребывание в сурдокамере связано с проведением серьёзного комплексного исследования, были случаи, когда некоторые кандидаты в космонавты его не выдерживали.
Подготовка к работе в открытом космосе
Подготовка космонавтов к работе в открытом космосе, вероятно, самая сложная. Ведь на Земле практически невозможно создать длительную - более нескольких десятков секунд - невесомость. Способов её имитации довольно много. Все они несовершенны, но их применяют для отработки отдельных операций, связанных с выходом в открытый космос.
Самая "чистая" невесомость возникает в самолёте при полёте по параболической траектории. В самолете Ту- 104 создали «летающую лабораторию», в которой можно свободно "плавать" и отрабатывать элементы полётного задания, но невесомость длится не более 20 с.
Наиболее эффективный способ моделирования невесомости - создание гидроневесомости.
Хотя невесомость в воде сильно отличается от её прототипа на орбите, испытатель может находиться в ней практически неограниченное время и свободно перемещаться в любом направлении. Все операции отрабатываются в реальном масштабе времени.
В Центре подготовки космонавтов построили гидробассейн и создали гидролабораторию - сложное сооружение с целым комплексом технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов. Сам бассейн представляет собой цилиндр диаметром 23 м и высотой 12 м с вмонтированными в него иллюминаторами.
Скафандры, используемые для тренировок, почти не отличаются от штатных. Ранец системы жизнеобеспечения имитируется макетом, размеры которого соответствуют реальным. Воздух для дыхания и вода для системы терморегулирования подаются по шлангам. Работы под водой обычно связаны с определённой опасностью, поэтому космонавтов и испытателей страхуют аквалангисты.
Учебная подготовка
Но важна не только физическая подготовка, хотя на неё отводится почти половина времени обучения. Кандидаты в космонавты изучают науки, составляющие фундамент профессии. Вначале их набиралось немного: ракетная и космическая техника, основы космической медицины, астрономия, геофизика, астронавигация. Кроме того, изучались устройство и принципы эксплуатации космического корабля
По мере усложнения космической техники и осуществляемых на орбите работ, исследований и экспериментов расширялся и объём подготовки. В неё включили такие разделы, как информационно-вычислительные системы, основы испытаний, ведь каждый космический полёт является испытательным. Космонавты, сдавая 101-й экзамен, ворчали: "Безобразие, отбирали по здоровью, а спрашивают по уму!".
Закончив обучение, кандидаты в космонавты сдают государственный экзамен, и выдержавшим его присваивается квалификация "космонавт-испытатель" или "космонавт-исследователь". После этого они направляются на непосредственную подготовку к конкретному полёту, либо совершенствуют свои профессиональные качества в составе групп, закреплённых за определённым типом космического корабля.
Юрий Гагарин, обращаясь к ребятам 5 мая 1961 года, сказал: «Помните, друзья, что путь в космос начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошее сочинение по литературе, через отличную контрольную по математике. Он, этот полет, начинается на ваших спортивных площадках, в ваших столярных и слесарных мастерских. Играйте в футбол, занимайтесь в кружках, помогайте младшим – словом занимайтесь своими обычными делами. Но всегда и во всем стремитесь к большой цели, тренируйте свою волю, не отступайте ни перед чем, что кажется трудным. И Родина доверит вам самое почетное задание.»
- Спортивная программа
Проводить спортивную программу можно в спортзале или в классе, заранее подготовив помещение и реквизит. Испытания веселее проводить под музыку, например музыка «космических» песен группы Манго-Манго.
Учитель: А теперь перейдем к спортивной программе, которая состоит из тренировочных игр.
Они развивают сноровку и внимание, ловкость и находчивость – качества нужные любому человеку, а космонавту особенно. Представьте себе, что две команды готовятся лететь в космос. Добро пожаловать на космодром.
(Ученики делятся на две команды, выбирают название для своей команды).
В спортивной программе, команде, лучше справившейся с испытанием, вручается «Звезда», вырезанная из бумаги или картона. Достаточное количество звезд необходимо подготовить заранее. Судьей в конкурсах может быть учитель, а могут быть специально приглашенные помощники – старшеклассники («жюри»). Они же могут помогать и в предварительной подготовке программы, и в проведении конкурсов.
Испытание 1 «Центрифуга»
Для обеих команд ставят два вращающихся стула. Недалеко прикрепляют два плаката, на которых изображены цифры от 0 до 9.
Задание: Представители команд (1 или 2-3 участника, в зависимости от количества человек в команде) совершают несколько оборотов на стуле. Потом подходят к плакатам, указкой показывают на цифры, являющиеся ответом на вопрос по таблице умножения (например: 8х8 = 64; цифры – 6 и 4). «Звезду» получает тот, кто быстрее справится с заданием.
Испытание 2 «Пейзаж чужой планеты»
Для обеих команд готовят бумагу (формат А3 или А2) и фломастеры.
Задание: на конкурс космонавтов – художников приглашается по одному игроку от каждой команды. Нужно изобразить пейзаж чужой планеты. Остальные члены команды придумывают рассказ об этой планете (расположение, название, обитатели и т. д). И за лучшую картину, и за лучший рассказ (по оценке жюри) присуждается по «Звезде».
Испытание 3 «Цветы в космосе»
Каждой команде выдается цветная бумага, проволока, ножницы, цветочный горшок.
Задание: нужно «вырастить цветы в космосе» за 5 минут.
Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок получает «Звезду».
Испытание 4 «Кольца Сатурна»
Раскрашенный глобус представляет собой макет планеты Сатурн. На нем укрепляется одно неподвижное кольцо. Из плотного картона вырезается 10 колец такого диаметра, чтобы они свободно набрасывались на макет.
Задание: набрасывать кольца по очереди с расстояния 3-4 метра. Команда, набросившая больше колец, получает «Звезду».
Испытание 5 «Кресло космонавта»
Для обеих команд ставится по стулу. Вокруг них раскладываются 10 предметов на расстоянии до 1,5 метров.
Задание: участник садится на стул и как можно быстрее собирает предметы, не вставая со стула. Справившийся с заданием быстрее - получает «Звезду».
Испытание 6 «Срочная инвентаризация»
На столе раскладывают предметы и закрывают бумагой или тканью.
Задание: за одну минуту запомнить какие предметы лежат на столе и за три минуты составить их список на листе бумаги. Участвуют по два игрока от каждой команды. Выигравшая группа получает «Звезду».
Во время пауз члены команд отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 «Звезда».
Викторина для юных космонавтов:
- Кто из ученых нашей страны считается основоположником космонавтики?
- Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем.
- Первая женщина – космонавт?
- Может ли космонавт для физических упражнений в невесомости использовать гантели и эспандер?
- На какой планете Солнечной системы обнаружены русла высохших рек?
- На каких планетах побывали Российские межпланетные аппараты?
- Что они привезли с этих планет?
- Сколько планет в Солнечной системе?
- Какая планета Солнечной системы самая большая?
- Какая планета Солнечной системы самая маленькая?
- Какая планета Солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу?
- Какая планета Солнечной системы расположена дальше всего от Солнца?
- Как называется упавший на землю камень из космоса?
- Граждане какой страны первыми высадились на Луне?
- Сколько длился космический полет первого в мире космонавта?
- Как называются видимые на небе фигуры из ярких звезд?
- Что такое Зодиак?
- Какие знаки Зодиака вы знаете?
- Назовите главное отличие Земли от других планет Солнечной системы.
Ответы на вопросы викторины:
- К.Э.Циолковский.
- Академик С.П. Королев.
- Валентина Терешкова.
- Гантели космонавт использовать не может – в космосе невесомость; а эспандер на пружинах может.
- На Марсе.
- На Луне и на Венере.
- Пробы грунта.
- 8 (или 9, если считать Плутон).
- Юпитер.
- Меркурий.
- Меркурий.
- Нептун (раньше Плутон считался планетой, но сейчас - астероидом, карликовой планетой).
- Метеорит.
- Граждане США.
- 108 минут.
- Созвездия.
- Зодиак – от греческого «круг животных, зоопарк». В своем годовом движении среди звезд Солнце последовательно переходит из одного созвездия в другое.
- 12 знаков Зодиака: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.
- На Земле существует разумная жизнь.
Команде, набравшей большее число «Звезд», вручается диплом Победителя Космических Игр. Второй команде – диплом участника. А всем игрокам обеих команд– памятные призы.
Список использованных источников
- Затейник: Альманах. Вып. 34/ Сост. Е. Орлова.- М.: Молодая гвардия, 1986.-63 с., ил.;
- Энциклопедия для детей, Т.25: Космонавтика/вед. Ред. А. Ростоцкая. М.: Аванта+, 2004.-447 с.: цв. ил + 1CD-ROM;
- Энциклопедический словарь юного астронома/ Сост. Н.П. Ерпылев.- М.: Педагогика, 1980.-320 с., ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откуда берутся неспортивные дети
В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современ...
Откуда берутся вредные привычки?
Причиной появления у человека вредных привычек чаще всего является стресс и неудовлетворенность. Давайте попробуем определить, откуда исходят их корни.Первый шаг на пути к искоренению вредной привычки...
Урок Откуда берутся грязнули
Урок по внеурочной деятельности для 1 класса в игровой форме. Воспитывает у младших школьников внимательное отношение к своему здоровью...
откуда берутся грязнули
Игра-путешествие...
Клубный час «У кого мастерок, у кого молоток»
Занятие по профориентации...
презентация Лучший космонавт художник, художник лучший космонавт.
Презентация посвященна творчеству космонавта Алексея Леонова....
Конкурсно-игровая программа к 12 апреля "Таких не берут в космонавты"
Конкурсно-игровая программа к 12 апреля "Таких не берут в космонавты"...