Набережные Челны в годы Великой Отечественной войны
методическая разработка (8 класс) по теме
Внеклассное воспитательное мероприятие ,посвященное годовщине Победы в Великой отечественной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naberezhnye_chelny_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Внеклассное мероприятие на тему
Набережные Челны в годы
Великой Отечественной войны
Разработку внеклассного мероприятия
выполнила Шакирова Рамиля Мидхатовна
учитель технологии 1 кв. категории.
Набережные Челны
2010
Эпиграф
…И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты — косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели.
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу,
И рвали те песни комбата отцовскую душу…
Цель: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. Ознакомление учащихся с историей военных лет города набережные Челны.
Задачи:
- создать условия для развития инициативы и творческих способностей учащихся;
- формировать активную жизненную позицию гражданина России.
Форма: тематическое внеклассное мероприятие по истории города Набережные Челны.
Метод реализации: литературно-музыкальная композиция с применением компьютерных технологий.
Тематическое содержание: события Великой Отечественной войны и их отражение в истории города.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер и проектор.
- Музыкальный центр.
3.Презентация.
Действующие лица:
Ведущий (учитель), ученики 8 класса
Декорации: треугольники писем в виде треугольников, атрибуты военного времени.
На экране – фото современного города Набережные Челны. Фотографии комментирует ведущий:
А может, не было войны…
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
А может, не было войны?
И «шмайсер» - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
«Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?» -
Однажды ночью я подумал.
На сцену выходит ведущий:
Середина 1941 года. Начиналась страда 3 года пятилетки – заготовляли корма для животноводства, обкашивали ржаные поля. Должны были начаться подготовительные работы по строительству Нижнекамской ГЭС, строится железная дорога до города Бугульма. На берегах Камы уже работают геологи в поисках татарской нефти.
И вдруг – голосом репродуктора, известившим о начале войны, отброшены планы. На улицах толпы мужчин, собравшихся у райвоенкомата. Замерли в страшном ожидании женщины: знали – их мужья, сыновья, дети уходят на войну. Проводы в действующую армию проходили обычно на речной пристани рядом с элеватором.
На экране фрагмент стихотворения челнинского автора, звучит песня в исполнении Ю.Визбора «22 июня»
Читает 1 учащийся:
Июнь. Сорок первый.
Зорьки
звон
крут…
«Вера Засулич» в гудках, да навзрыд
Гребет лопастями к закату.
День расставаньем,
плачем изрыт,
Военкома речью плакатной…
Июнь. Воскресенье.
Челны.
Левитан.
Первый призыв добровольцев…
Боль – жаворонок
Им вслед трепетал
Исчезающим - вдаль! –
колокольцем…
А за закатом горящего дня
Гремели военные грозы…
И пристань рыдала в печали огня,
Как зыбка, плывущая в слезах. (М. Сафин)
2 учащийся:
По Каме уплывали на войну мужчины, женщины – медсестры. В первые месяцы войны надели военную форму более 2000 человек. С одним из первых пароходов по Каме уехали на фронт 14 медсестер челнинской больницы – на фронтах много раненных. Из села Боровецкое ушло 140 человек. 14 Кузнецовых, 15 Недопекиных защищали Родину и все не вернулись.
Значительная часть, мобилизованных в городе и районе призывников, была направлена в состав формировавшихся на территории Татарстана соединений 18-й, 146-й, 120-й, 334-й,352-й стрелковой дивизии, 202-й им. Верховного Совета ТАССР бомбардировочной авиационной дивизии, лыжных дивизий. Лыжные подразделения осуществляли оборону восточного побережья Онежского озера.
Специальные наборы проводились в Челнах и среди девушек. Они заканчивали 6 –месячные курсы медсестер и уходили на фронт. Более 100 девушек воевала в войсках противовоздушной обороны (ПВО). В списки боевых потерь Красной Армии, были санитарки и связистки пограничных застав. Среди тех, кто умер в фашистских лагерях, были 18-летний ефрейтор службы ПВО г.Бреста Клавдия Михайловна Алеутдинова из Мамадышского района и 25-летняя уроженка Набережных Челнов Александра Михайловна Серикова.
В 1941 г. в блокадном Ленинграде погибли сотрудницы рабочего батальона из Челнинского села Старые Гардали Галия Мусифуллина и Зайнап Сахабутдинова.
Всего за 1941-1945 г. из Челнинского района ушло на фронт 14 тысяч человек; 8,5 тысяч из них не вернулось.
Звучит песня в исполнении детей (или фонограмма)
От героев былых времен,
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их,
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю...
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат,
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
Песня из к/фильма "Офицеры", автор Владимир Златоустовский
3 учащийся:
Татарский народ обратился с письмом к фронтовикам из Татарии: «Мы твердо верим, - писали они, - что вы не дадите передышки врагу, будете гнать его все дальше и дальше на запад и не пожалеете ни крови, ни сил, ни самой жизни».
Многие тысячи челнинцев за боевые заслуги были награждены орденами и медалями СССР. Многие совершили подвиги, которые стали известны всей стране.
Вот фрагменты биографий наших земляков:
4 учащийся:
Уроженец села Иштиряково Челнинского района Якупов Николай (Камиль) Якупович в годы войны служил фельдшером 5- го гвардейского кавалерийского полка. При форсировании Днепра, он 27 раз переплывал реку туда и обратно, доставляя с правого берега на левый раненых, а обратно боеприпасы, и спас жизни 74 раненым бойцам. В том бою из 180 кавалеристов осталось в живых только 8 человек. Им присвоены звания Героев Советского Союза.
5 учащийся:
Зоотехник Халиуллин Мисбах Халиулович – командир эскадрильи штурмового авиационного полка совершил 88 боевых вылетов, сбил 3 вражеских самолета.
Мозжаров Иван Иванович. На фронте служил механиком- водителем танка. За мужество и храбрость, проявленные в бою при форсировании Днепра, получил звание Героя Советского Союза.
Уроженец Челнов Кошаев И.М. Во время войны он командир танковой бригады, проявил героизм под Уманью в дерзком танковом рейде по тылам противника. Его бригада уничтожила 124 вражеских танка, сотни гитлеровцев. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
6 учащийся:
МаннановИ.М из села Буляк Муслюмовского района. До войны работал комбайнером. Вот как описывают его подвиг журналисты:» 29 ноября 1941 года противник перешел в наступление. На открытых позициях беспрерывно рвались снаряды. Пал командир орудия, наводчик. Маннанов сам заряжал, сам бил прямой наводкой бронебойными, осколочными снарядами, сметавших гитлеровцев и поджигавших танки. В городе Тихвине
до сих пор стоит эта грозная пушка, которая зовется «орудием Маннанова».
Кардашенко Юрий Борисович совершил подвиг при форсировании р. Одер. За мужество и отвагу ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Гафиатуллин Газинур Гафиатуллович Родился он в семье бедняка. В армии был санитаром, рядовым стрелком. Воевал на разных участках фронта. Бойцом Гафиатуллин был дисциплинированным и смелым. Совершил бессмертный подвиг, заслонив амбразуру немецкого дзота.
1 учащийся:
Шарипов Нурми Халяфович Родом из села Казаклар челнинского района. Призван в армию в 1943 году. Командир отделения разведки. При выполнении задания по захвату «языка», окруженный фашистами, взорвал себя и гитлеровцев гранатой. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Прекрасно сказал о наших стойких, мужественных воинах Маршал Советского Союза И.С. Конев: «Уроженцы Татарии дерутся с врагом, как львы».
Показ слайдов презентации (портреты героев войны)
2 ученик:
С первых Дней войны лозунг «Все для фронта! Все для победы!» стал боевым знаменем тружеников тыла. Основная тяжесть тыловых забот легла на женщин, подростков и стариков. Труженицы Челнинского района с уходом мужчин на фронт возглавили колхозы, животноводческие фермы, стали комбайнерами, шоферами. Труженики предприятий леспромхоза выполняли военный заказ – изготовляли лыжи, сани- «снегоступы».
В судоремонтных мастерских Челнинского затона ремонтировались суда Волжской флотилии. Республика Татарстан беспрерывным потоком поставляла для фронта свыше 600 видов оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования. Предприятия Татарии ежедневно одевали полк, обували целую дивизию. Одежды и обуви, изготовленных в республике в годы войны, было бы достаточно, чтобы снабдить трехмиллионную армию. Население собирало теплую одежду, варежки, валенки, полушубки. Челнинцы поставляли также сельхозпродукцию. Из своих личных запасов и общественного фонда челнинцы отправляли хлеб, картофель, мясо, мед.
В годы Великой Отечественной войны в Челнинском районе колхозы начали выращивать такую трудоемкую культуру как каучуконос кок – сагыз, чтобы обеспечить сырьем важную отрасль – производство резинотехнических изделий.
3 ученик;
В 1942 году труженики тыла собрали средства на постройку танковой колонны и авиаэскадрильи.
В годы войны население Челнов увеличилось в 1,5 раза. Сюда прибывали эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Минска, Рязани и др. городов. К декабрю 1941 года приняли 8 детских домов.
Эвакуированные в Челны, ткацкая фабрика, хлопчатобумажный комбинат, изготавливали для фронта марлю, вату.
По воспоминаниям женщин, детей, оставшихся в тылу, жить далеко за линией фронта тоже было тяжело. «Мой брат 11-летним пришел на завод работать. В цехе шили ботинки из брезента, а подошва была деревянная. Такие ботинки брат сшил и мне, помню, как радовалась, когда он их принес.
По железной дороге постоянно шли поезда, эшелоны с ранеными – на восток, на запад – с боеприпасами. Зимой снежные заносы мешали им, и мы, ученики, ходили на расчистку этих заносов. В 1943 году было очень голодно, а нас было четверо детей в семье. Мама делила на кусочки хлеб, полученный по карточкам, никогда не обделяла, кроме себя. Часто ходила по деревням, чтобы обменять вещи на еду. (Мустафина, совет ветеранов Центр. р-на)
4 ученик:
В период ВОВ на территории Прикамья действовало несколько госпиталей. Один из них Тарловский эвакогоспиталь №4089(с ноября 1942г). Здесь был развернут госпиталь со специфическим назначением – в условиях прекрасного соснового леса лечили воинов с ранениями грудной клетки и туберкулеза. Перед войной, директором этого санатория был Соболев Николай Леонтьевич, который тоже ушел воевать, и был удостоен звания Героя. Над тарловским госпиталем шефствовал совхоз « Красный ключ», помогая раненым быстрее поправиться. Но часть тяжелораненых воинов умирали и в госпитале. Их хоронили на Тарловском кладбище в братской могиле.
Тарловский эвакогоспиталь
Тарловка. Здесь даже вешний
Ветер – как бродяга грустный…
Здесь спасал бойцов от смерти
Кобылиц табун кумысный.
Между смертушкой и жизнью
Сотням дан был шанс последний –
Возрождала их кумысня
И от ран, и от болезней!..
Тарловка – эвакогоспиталь
Был, все ж, продленьем фронта:
Кровушкой солдатской политы
Здесь могилки, как высоты…
Свой последний бой держали –
Погибали… почему – то…
Сосенки, в слезах, дрожали
От отчаянных салютов.
Мансур Сафин
5 ученик:
Знали люди, что война — это пропасть, это гибель... Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма. И между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.
Фронтовое письмо, не молчи, расскажи,
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
ученик:
Почти три тысячи километров пришлось прошагать челнинцам от Волги до Берлина. Всех их - рядовых и командиров, танкистов и пехотинцев, летчиков и моряков, артиллеристов и военных врачей - объединяло одно стремление: отстоять независимость Родины, уничтожить ненавистный фашизм.
Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы сейчас мы жили. Мы обязаны все помнить.
звучит песня Ю.Визбора «Военные портреты»
Ведущая:
Живут не шумно ветераны,
Для них награда-тишина.
Ещё гудит осколком рваным
В их сердце адская война.
Им ночью вспомнится такое,
Что жар души не заглушить…
Уже из сотни только двое
Фронтовиков осталось жить.
В последний путь, конечно, рано
А что поделаешь? Война…
Но пусть на бархате румяном
Несут их внуки ордена.
Несут и знают всё, как было
У безымянной высоты
Пускай цветут на их могилах
Победной памяти цветы,
Законы жизни не стихийны,
Седых отцов редеет рать,
Мы их салютом орудийным
Должны сегодня провожать,
Но тем, кто жив, не в униженье,
А в уваженье, как сыны.
За их и мудрость и терпенье,
Мы низко кланяться должны!
Ученик:
В каждой школе нашего города есть отряд тимуровцев, которые поддерживают ветеранов, ходят к ним в гости, поздравляют с праздниками, с интересом слушают воспоминания. Связь поколений не прерывается.
Ведущая:
Речи помпезно звучат,
Площадь полна празноцветьем.
В майских пригревшись лучах,
Фениксом дремлет бессмертье.
Лижет огонь тишину,
С вечностью стяги беседуют..,
Птицы спешат в вышину,
Горя войны и не ведают!
Только мифический Феникс
Грустью объял все Челны,
Крылья сложив белокаменно
Горькою долей весны… Мансур Сафин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны
Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....
Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"
Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Мужество медицинских работников в годы Великой Отечественной Войны в городе Набережные Челны
Мужество медицинских работников в годы Великой Отечественной Войны в городе Набережные Челны...
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...
«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...