Большая математическая игра
методическая разработка (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Харламова Екатерина Александровна

Игра состоит из 3-х туров и  проходит во время недели математики. В 1 туре принимают  участие все учащиеся 5- 11 классов, победители переходят во 2 тур. Из них формируется 2 команды и в финал проходит команда победителей. В 3 туре каждый участник выступает сам за себя. Победители и призёры финала награждаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshaya_matematicheskaya_igra1_5-11_kl.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Большая математическая игра «Фортуна»

I тур. «Отборочный»

На этот тур приглашаются учащиеся, которые закончили учебный год на «4» и «5».

Отбор проходит по классам, начиная с пятого. По одному учащемуся заходят в кабинет, где отвечают на вопросы в течение 30 секунд. Тот, кто ответил, проходит и садится на свободное место в кабинете и слушает ответы одноклассников, сравнивая свой ответ с ответами одноклассников и т. д.

Ответы фиксирует жюри (учителя математики и информатики, уч-ся 9-11-х классов). Выходит во II тур тот ученик, который набрал больше всех баллов. Каждый ответ оценивается в 1 балл. После каждого тура, в школе вывешивается информация о победителях.

Вопросы:

5 класс.

  1. Сколько будет 4*7? (28) 
  2. Сколько вершин имеет треугольник? (3) 
  3. Как называется единица с шестью нулями? (Миллион)
  4. Какая линия не имеет ни начала, ни конца? (Прямая) 
  5. Как называется результат сложения? (Сумма)
  6. Сколько будет 24:3? (8) 
  7. Если любое число разделить на 0, получится? (На 0 делить нельзя) 
  8. Назовите самое маленькое трёхзначное? (100) 
  9. Назовите четырёхугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат) 
  10. Сколько секунд в минуте? (60)
  11. Результат деления? (Частное)
  12. Прибор для построения окружности? (Циркуль).
  13. Чему равна 1/4 часа? (15 минут)
  14. Сколько будет 102? (100)

6 класс.

  1. Делиться ли число 300 на 3? (Да)
  2. Три – простое число или составное? (Простое)
  3. 12 * 2? (24) 
  4. Линия, которая не имеет ни начала, ни конца. (Прямая линия) 
  5. Если дроби имеют разные знаменатели, что будем делать? (Находить общий) 
  6. 3 : 0 (На нуль делить нельзя) 
  7. Результат умножения. (Произведение) 
  8. Общее количество процентов. (100) 
  9. 3< 4? (да) 
  10. Сколько лет в одном веке? (100)
  11. Величина прямого угла? (90 градусов)
  12. Радиус окружности 6 см. А диаметр? (12)
  13. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  14. Отношение – это какой знак действия? (Деление) 

7 класс.

  1. Какой буквой обозначается площадь? (S) 
  2. Есть путь, время, чего не хватает? (Скорости) 
  3. Что является графиком линейной функции? (Прямая) 
  4. 23? (8) 
  5. Равенство, содержащее переменную. (Уравнение) 
  6. Какой буквой обозначается ось абсцисс? (х) 
  7. Общее количество процентов (100) 
  8. Начало отсчёта это число… (0) 
  9. Сумма одночленов называется… (Многочленом) 
  10. Сколько цифр вы знаете? (Десять)
  11. Отношение – это какой знак действия? (Деление) 
  12. Какую часть часа составляет 20 мин.? (1/3).
  13. Треугольник, в котором 2 стороны равны? (равнобедренный)
  14. Какой скобкой обозначается система? (Фигурной) 

8 класс

  1. Какое число не должно стоять в знаменателе? (0) 
  2. 82 =? (64) 
  3. Наибольшее двузначное число? (99)
  4. Сколько имеет корней уравнение х2 = -5? (Ни одного)
  5. От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5)
  6. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
  7. Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются? (Параллельные)
  8. Сколько часов в сутках? (24)
  9. Результат умножения? (Произведение)
  10. Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны? (Квадрат)
  11. Отрезок, соединяющий две  не соседние вершины четырехугольника?  (Диагональ)
  12. Какой буквой обозначается область определения? (D) 
  13. Какой скобкой обозначается система? (Фигурной) 
  14. Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет. (Трапеция) 

9 класс.

  1. Какой буквой обозначается область определения? (D) 
  2. Как называется функция вида ах2 + bх + с? (Квадратичной) 
  3. Какой буквой обозначается дискриминант? (D) 
  4. Через сколько точек можно построить прямую линию? (2) 
  5. Какой скобкой обозначается система? (Фигурной) 
  6. 39:18? (2) 
  7. Чему равен sin 30° ? (1/2) 
  8. Вектор это луч или направленный отрезок? (Направленный отрезок) 
  9. Как называется уравнение вида х2 + bx + с = 0? (Квадратным) 
  10. Как называется теорема, где рассматривается сумма корней и произведение корней? (Виета) 
  11. Какой учёный доказал с2 = а2 + b2? (Пифагор)
  12. Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки? (Угол)
  13. Если дискриминант равен 0, то, сколько корней имеет квадратное уравнение? (1)
  14. Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет. (Трапеция) 

10 класс.

  1. Как называются функции sina, cosa, tga, ctga? (Тригонометрические) 
  2. Какой буквой обозначается область определения? (D) 
  3. Что строят на координатной плоскости? (График) 
  4. Она бывает арифметическая и геометрическая? (Прогрессия) 
  5. Сколько признаков подобия треугольников существует? (3) 
  6. Чему равен sin 30° ? (1/2) 
  7. Как называется теорема, где рассматривается сумма корней и произведение корней? (Виета) 
  8. Какой учёный доказал с2 = а2 + b2? (Пифагор)
  9. Чему равно число П в градусах? (1800) 
  10. Сколько точек пересечения имеют скрещивающиеся прямые? (Ни одной) 
  11. Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
  12. Как называется вторая координата точка? (Ордината)
  13. Чему равен объем 1 кг воды? (1 литр)
  14. Кто разработал основы математического анализа? (Ньютон) 

        

11 класс.

  1. Сколько вершин имеет конус? (1) 
  2. Какой буквой обозначается первообразная функции? (F) 
  3. Нужен ли для вычисления площади круга , радиус? (Да) 
  4. Вектор это луч или направленный отрезок? (Направленный отрезок) 
  5. Как называется знак квадратного корня? (Радикал) 
  6. Как называют симметрию относительно точки? (Центральная) 
  7. На какое тело вращения похоже ведро? (Усечённый конус) 
  8. 132 = … (169)
  9. Кто разработал основы математического анализа? (Ньютон) 
  10. Как обозначается производная при записи? (Штрих) 
  11. Какой буквой обозначается угловой коэффициент? (к) 
  12. Как называется точка, в которой производная равна 0 или не существует? (Критическая) 
  13. В чём заключается геометрический смысл производной? (Найти угловой коэффициент) 
  14. Сколько точек пересечения имеют скрещивающиеся прямые? (Ни одной) 
  15. В чём заключается механический смысл производной? (Найти скорость) 

II. Тур «Один в поле не воин»

Участники игры, прошедшие отборочный тур, попадают во второй тур «Один в поле не воин».

Участники делятся на две команды, становятся напротив друг друга.

№1. “ВИЗИТКА”.

В этом конкурсе команды придумывают название на математическую тему.

№2. “РЕШАЕМ ВМЕСТЕ”.

Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.

(121,8 : 3 + 37,85 x 68) x (371 + 23 x 78 – 2165)

№3. “КАПИТАНЫ”.

Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание даётся одновременно для всех капитанов (можно взять в помощь одного члена команды). Капитан записывает ответы на листке и даёт письменное определение всех отгаданных понятий.   Каждый ребус и определение оцениваются в 1 балл.

№4. “ХУДОЖНИКИ”.

Конкурс проводится во время состязаний капитанов. Команде необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д.

№5. “НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ”.

Конкурс проводится в 2 этапа.

Первый этап: всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа : 9, 4, 3).

На самом деле задаются следующие вопросы:

  1. Какое число записано в квадрате?
  2. Каким цветом нарисован круг?
  3. В какой фигуре записано число 9?
  4. Какая фигура стоит последней?

Второй этап: читается отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”.

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..

Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)

Побеждает та команда, которая наберёт больше всех очков. Участники этой команды выходят в третий тур «Алфавит».

III тур «Алфавит»

Это заключительный тур игры «Фортуна».

Оборудование: 

  1. 28 карточек с буквами алфавита,
  2. карточка с чёрным квадратом накрывает букву Е, 
  3. карточка с нарисованным огнём накрывает букву Ш,
  4. карта алфавита со всеми обозначениями,
  5. магнитная доска,
  6. карточки с номерами для жребия. 

ОБОЗНАЧЕНИЯ: 

  1. Б переход на В;
  2. Е – «чёрный квадрат» (Чёрный ящик);
  3. Ж переход на К;
  4. Л, Х – бросает кубик ещё раз;
  5. Ш – «огонь» (сгорают 3 балла);
  6. Щ – пропускает ход;
  7. Э (получает приз без добавления балла или отказывается от приза и получает 1 балл) ;
  8. Ю переход на Щ; Я – (+ 3 балла ) в виде сердечка.

Вступает в игру тот участник, который по жребию вытянул №1.

Карточки с буквами алфавита, чёрным квадратом, с изображением огня раскладываются на полу по порядку.

Участник №1 бросает кубик с точечками от 1 до 6 на гранях. Сколько точек выпадет на грани, настолько участник передвигается вперёд по алфавиту, останавливается возле той буквы, которой соответствуют количество точек на гранях.

Участнику задаётся вопрос по математике в соответствии с классом, ответ должен быть на букву, напротив которой остановился участник и т. д. Если он отвечает, то продолжает игру дальше, а если нет, то уступает место следующему по жребию. Предыдущий участник начнёт игру с той буквы, напротив которой остановился.

В это время жюри подсчитывают очки.

За правильный ответ – 2 балла, за чёрный квадрат – 1 балл. 

В чёрном ящике лежит предмет. Участник задаёт ведущему 5 вопросов по данному предмету. Ведущий отвечает только Да или Нет. Если участник отгадал, то предмет достаётся ему и в любом случае продолжает игру. Также баллы добавляются за выпавшее количество точек на гранях. Если в школе есть параллели, то вопросы готовят для участников из параллелей.

Побеждает тот участник, который набрал больше всех баллов. Он является Победителем большой игры «Фортуна».

Вручается приз.

Болельщики, то есть учащиеся школы, после I тура могут участвовать в прогнозе «Победитель большой игры «Фортуна». Если прогноз угадан болельщиком, то он премируется призом.

Буквы алфавита.  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я.

5 класс

А. Восточная единица измерения ткани (по - другому «локоть»). (АРШИН).
В. Число, которое вычитают из другого числа. (ВЫЧИТАЕМОЕ).
Г. В этом измеряется температура тела , воздуха. (ГРАДУС).
Д. Хорда окружности, проходящая через центр. (ДИАМЕТР).
З. Число, стоящее под дробной чертой. (ЗНАМЕНАТЕЛЬ).
И. Проявляем на уроке. (ИНТЕРЕС).
К. Его называют спасательным на воде. (КРУГ).
М. Это число называют в народе «лимоном». (МИЛЛИОН).
Н. Так называют букву Х в уравнении. (НЕИЗВЕСТНОЕ).
О. Линия, которую можно построить с помощью циркуля. (ОКРУЖНОСТЬ).
П. Результат умножения. (ПРОИЗВЕДЕНИЕ).
Р. Чувство, которое получаем при оценки «5». (РАДОСТЬ).
С. Числа, которые складывают. (СЛАГАЕМЫЕ).
Т. Инструмент, который применяют для построения углов. (ТРАНСПОРТИР).
У. Фигура, образованная двумя лучами. (УГОЛ).
Ф. Запись какого – нибудь правила с помощью букв. (ФОРМУЛА).
Ц. Этим словом можно заменить 100 кг. (ЦЕНТНЕР).
Ч. Так называется 1/4 числа. (ЧЕТВЕРТЬ).

6 класс

А. Этот раздел математики изучается с 7 класса. (АЛГЕБРА).
В. Это можно назвать действием, результатом, которого называется «разность». (ВЫЧИТАНИЕ).
Г. В этом измеряются углы. (ГРАДУС).
Д. Число, на которое делится первое число. (ДЕЛИТЕЛЬ).
З. Любые дроби можно привести к одному и тому же числу. (ЗНАМЕНАТЕЛЬ ОБЩИЙ).
И. Действие, с помощью которого находят длину отрезка. (ИЗМЕРЕНИЕ).
К. Число, стоящее перед буквой. (КОЭФФИЦИЕНТ).
М. Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. (МАСШТАБ).
Н. Какое число всегда делится без остатка и в результате ничего не даёт? (НУЛЬ).
О. Замена числа ближайшим к нему натуральным числом или нулём. (ОКРУГЛЕНИЕ).
П. Равенство двух отношений. (ПРОПОРЦИЯ).
Р. Как называется действие избавления от скобок? (РАСКРЫТИЕ СКОБОК).
С. Запись числа, содержащую целую и дробную части. (СМЕШАННОЕ ЧИСЛО).
Т. В этом числе содержится 100 десятков. (ТЫСЯЧА).
У. Число, из которого вычитают. (УМЕНЬШАЕМОЕ).
Ф. Старинная мера взвешивания мелких, но дорогих товаров и равно 384 грамма. (ФУНТ).
Ц. Его носят на голове английские лорды и американские сэры. (ЦИЛИНДР).
Ч. В старину часто пользовались солнечными и уже известны более 3000 лет. (ЧАСЫ).

7 класс

А. Как называют ось ОХ? (АБСЦИСС).
В. Конька – Горбунка измерили только этой мерой длины. (ВЕРШОК).
Г. Раздел математики. (ГЕОМЕТРИЯ).
Д. Она бывает столбчатая и круговая. (ДИАГРАММА).
З. Переменная, значение которой зависит от другой переменной. (ЗАВИСИМАЯ).
И. Угольник, линейка, циркуль, транспортир – всё это называют… (ИНСТРУМЕНТОМ).
К. Плоскость, на которой отмечают точки, строят графики. (КООРДИНАТНАЯ).
М. Прибор, который используют для быстрого вычисления. (МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР).
Н. Результат сравнения двух чисел записывают в виде этого выражения. (НЕРАВЕНСТВО).
О. Как называется ось ОУ? (ОРДИНАТ).
П. Эта линия является графиком линейной функции. (ПРЯМАЯ).
Р. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой этой окружности. (РАДИУС).
С. Запись, составленная из двух уравнений с двумя переменными. (СИСТЕМА).
Т. Фигура, состоящая из 3-х вершин, последовательно соединённых отрезками.

(ТРЕУГОЛЬНИК).
У. Как называется то, что дано в теореме. (УСЛОВИЕ).
Ф. Зависимость одной переменной от другой. (ФУНКЦИЯ).
Ц. Точка, равноудалённая от всех точек окружности. (ЦЕНТР).
Ч. Бывают чётные и нечётные. (ЧИСЛА).

8 класс

А. Зависимую переменную называют функцией, а независимую… (АРГУМЕНТ).
В. При решении задач иногда записывают только действия, а выполняют их потом. Как называются эти записи? (ВЫРАЖЕНИЯ).
Г. Эта линия состоит из множества точек координатной плоскости. (ГРАФИК).
Д. Это число подписывается в верхнем углу числителя. (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ).
З. Числа, которые заменяют букву. (ЗНАЧЕНИЕ).
И. Увлечение на уроке, которое нравится детям. (ИГРА).
К. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (КВАДРАТ).
М. 1/60 часа. (МИНУТА).
Н. Углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых, третьей.(НАКРЕСТЛЕЖАЩИЕ).
О. Линия, которая имеет начало и конец. (ОТРЕЗОК).
П. Выражение, стоящее под знаком корня. (ПОДКОРЕННОЕ).
Р. Трапеция, у которой боковые стороны равны. (РАВНОБЕДРЕННАЯ).
С. Произведение одинаковых чисел. (СТЕПЕНЬ).
Т. Дробь 1/3 называют… (ТРЕТЬ).
У. Равенство, содержащее букву. (УРАВНЕНИЕ).
Ф. Мера длины, которая равна 35 см. (ФУТ).
Ц. Первоначальное название чисел в переводе с арабского «СИФР». (ЦИФРЫ).
Ч. Многоугольник, состоящий из 4-х углов. (ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК).

9 класс

А. Предмет, преподаваемый в школе в давние времена. (АРИФМЕТИКА).
В. Наивысшая точка параболы. (ВЕРШИНА).
Г. Площадь квадрата со стороной 100 метров. (ГЕКТАР).
Д. Точки А и В разделили окружность на две части. Как называется каждая часть? (ДУГА).
З. Что, спасает ученика от оценки «2» на уроке. (ЗВОНОК).
И. Обманчивое зрение. (ИЛЛЮЗИЯ).
К. Отношение прилежащего катета к гипотенузе (КОСИНУС УГЛА).
М. Отрезок, проведённый из вершины треугольника к середине противоположной стороны. (МЕДИАНА).
Н. Число, которое называют zero. (НУЛЬ).
О. Это образуют все значения независимой и зависимой переменной. (ОБЛАСТЬ).
П. Числа, записанные в ряд (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ).
Р. Единица измерения углов. (РАДИАН).
С. Название отрезков, из которых состоит треугольник. (СТОРОНЫ).
Т. Отношение противолежащего катета к прилежащему катету. (ТАНГЕНС).
У. Книга для занятий по предмету в школе. (УЧЕБНИК).
Ф. Она бывает чётной и нечётной. (ФУНКЦИЯ).
Ц. Часть, которую имеет смешанное число. (ЦЕЛАЯ).
Ч. Прибор для построения прямого угла. (ЧЕРТЁЖНЫЙ УГОЛЬНИК).

10 класс

А. Высота боковой грани правильной пирамиды. (АПОФЕМА).
В. Угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность. (ВПИСАННЫЙ).
Г. Смысл производной, в котором состоит нахождение углового коэффициента касательной. (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ).
Д. Старинная мера длины, равная 25 мм. (ДЮЙМ).
З. Вопрос для решения. (ЗАДАЧА).
И. Длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда. (ИЗМЕРЕНИЯ).
К. Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны. (КУБ).
М. Смысл производной, в котором состоит нахождение производной от координаты по времени. (МЕХАНИЧЕСКИЙ).
Н. Точка пересечения графика с осью абсцисс. (НУЛЬ ФУНКЦИИ).
О. Угол меньше прямого. (ОСТРЫЙ).
П. Процессы, повторяющегося характера. (ПЕРИОД).
Р. Сторона грани многогранника. (РЕБРО).
С. Алгоритм исследования функции.(СХЕМА).
Т. Многогранник, составленный из 4-х треугольников. (ТЕТРАЭДР).
У. Производная скорости от времени. (УСКОРЕНИЕ).
Ф. Первый древнегреческий математик. (ФАЛЕС).
Ц. Процесс движения маятника. (ЦИКЛ).

Ч. Бывает целой и дробной. (ЧАСТЬ).

11 класс

А. Утверждение, которое не доказывается. (АКСИОМА).
В. Угол, смежный с внутренним углом треугольника. (ВНЕШНИЙ).
Г. Многоугольник, из которого составлен многогранник. (ГРАНЬ).
Д. Часть числа, стоящая после целой части. (ДРОБНАЯ).
З. Что отделяет целую часть от дробной? (ЗАПЯТАЯ).
И. Слово, придуманное Бернулли и видоизменённая буква S. (ИНТЕГРАЛ).
К. Тело, полученное при вращении прямоугольного катета вокруг одной из сторон. (КОНУС).
М. 10
9.(МИЛЛИАРД).
Н. Максимальное значение функции .(НАИБОЛЬШЕЕ).
О. Каждое тело имеет не только площадь, но и… (ОБЪЁМ).
П. Многогранник, составленный из параллельных многоугольников и n- граней. (ПРИЗМА).
Р. Путь иначе называют … (РАССТОЯНИЕ).
С. Совместное решение двух уравнений. (СИСТЕМА).
Т. Натуральное число. (ТРИ).
У. Часть, полученная при пересечении конуса плоскостью. (УСЕЧЁННЫЙ КОНУС).
Ф. Без этих записей нельзя обойтись ни в физике, ни в математике и не в других науках. (ФОРМУЛЫ).
Ц. Фигура, полученная при вращении прямоугольника вокруг одой из его сторон. (ЦИЛИНДР).
Ч. В старину на Руси как назвали монету достоинством 25 копеек? (ЧЕТВЕРТАК).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Большая математическая игра "Фортуна". Внеклассное мероприятие по математике.

Большая математическая игра «Фортуна» проводится в рамках недели математики, II и III туры проходят в актовом зале в присутствие педагогов и остальных учащихся.I тур. «Отборочный»На этот тур приглашаю...

Сценарий интегрированного занятия в интеллектуальном лагере "Эрудит" для 8-9-х классов "Большой математический форум"

Разработка направлена на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению предмета математики, расширение познания учащихся по истории математики и о математиках, по истории, музыке, технологии.У...

Сценарий интегрированного занятия в интеллектуальном лагере "Эрудит" для 8-9-х классов "Большой математический форум"

Разработка направлена на поддержание устойчивого интереса к математике у учащихся, расширения их границ познания по истории математики, музыке, технологии, общей истории.Учащиеся развивают личностные,...

Спортивно-математическая эстафета "Большие математические гонки"

Как интегрировать математику и физкультуру? Очень просто, провести праздник спорта и математики. Материал рассчитан  для 7-8 классов...

Большая математическая игра "ФОРТУНА"

Большая математическая игра "ФОРТУНА". Участники: обучающиеся 5-9 классы. Можно использовать в малокомплектных сельских школах....

Математическая игра "Большие гонки"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 класса . Командная игра по станциям....