«Красота здоровья и его сбережение».
методическая разработка по теме

 Валентина Ивановна Зуева

 

в статье рассказывается о деятельности классного руководителя по направлению «Здоровье». Подробно описана  организация некоторых внеклассных мероприятий по созданию положительных условий для комплексного решения задачи сохранения и укрепления всех компонентов здоровья школьников: духовного, физического и психического.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор

Зуева Валентина Ивановна

Е-mail школы:

MOU-kolpskaya@yandex.ru

E-mail претендента:

v.zueva@yandex.ru

zuevalent2011@yandex.ru

Почтовый адрес:

601543,  с.Колпь,

 Гусь-Хрустальный район,

Владимирская область.

 ул. Молодежная, 11.

Зуева Валентина Ивановна

Название работы: «Красота здоровья и его сбережение».

Краткая аннотация работы: в статье рассказывается о деятельности классного руководителя по направлению «Здоровье». Подробно описана  организация некоторых внеклассных мероприятий по созданию положительных условий для комплексного решения задачи сохранения и укрепления всех компонентов здоровья школьников: духовного, физического и психического.

Ключевые понятия: здоровье; сохранение и укрепление здоровья; компоненты здоровья, создание благоприятных условий, интегративно-деятельностный подход, комплексное решение проблемы.

Цели и задачи: сохранение и укрепление здоровья школьников через:

  1. системно организованную воспитательную работу по  формированию в классе благоприятной здоровьесберегающей среды;
  2. комплексный подход к решению задачи;
  3.  использование ИКТ в воспитательном процессе.

Содержание работы, предоставляемой на конкурс

Красота здоровья и его сохранение.

Я не знаю большей красоты, чем здоровье»                

Г.Гейне

Актуальность вопроса

Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. В течение всей жизни мы приобретаем много различных навыков, например, учимся водить машину, шить, вязать и т.д. Эти навыки считаются очень важными, но ни один из них не позволит нам прожить дольше. И когда человек теряет свое здоровье, то все остальные навыки обесцениваются. Многие богатые люди, утратив здоровье, говорят, что в жизни больше ничего и не надо: ни власти, ни богатства, лишь бы его вернуть.

Главным показателем здоровья является продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В нашей стране самая низкая продолжительность жизни в Европе. По статистике, мужчины живут у нас на 14 лет меньше, чем женщины. Такой ситуации нет ни в одной стране мира. В Японии и Исландии продолжительность жизни сегодня – 80 лет.

За последние годы в России происходит значительный рост заболеваемости среди детей и подростков. У 90% подростков, прошедших профилактические осмотры, зарегистрированы различные заболевания. Особую тревогу вызывает резкое ухудшение состояния психического здоровья. Процентная доля детей с отклонением психического здоровья долгое время в обществе была стабильной или росла незначительно, в последние же десятилетия численность таких детей резко увеличилась. Таким образом, оценка современного состояния здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезных отклонениях в здоровье подростков. А в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.

 Поэтому насущной и главной задачей любого педагогического коллектива всегда была и будет – забота о сохранении и укреплении здоровья детей и учителей. Здоровый учитель – здоровые дети! Дело в том, что учителя определяют не только собственное здоровье, но и здоровье будущего поколения. С детьми должны работать только люди, занимающиеся постоянно своим собственным здоровьем и ведущие здоровый образ жизни.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Ещё древние римляне говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы. У древних здоровый и красивый обозначалось одним словом. А что такое «дух»? Дух – это совокупность мыслей, чувств, знаний, стремлений, поступков. Поступки тоже могут быть «здоровыми» и «нездоровыми».

Хорошее здоровье – это образ жизни, это стиль жизни, который человек выбирает для себя сам, если  хочет достичь счастья и благополучия. Ещё в 1946 году Всемирная организация здравоохранения дала такое определение здоровья:« Здоровье – это состояние полного физического, психического и нравственного благополучия при отсутствии болезней и дефектов».

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, можно заметить, как сильно компоненты здоровья взаимосвязаны между собой,  и как многомерно их взаимовлияние.

Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.

Здоровый образ жизни моих пятиклассников

        На примере организации воспитательной работы с классом хочу показать, как можно использовать интегративно-деятельностный подход для эффективного решения задачи сохранения и укрепления здоровья школьников.

        Один из главных факторов, который ведёт к разрушению здоровья – это неправильные установки, отсутствие веры, отсутствие серьезных мыслительных программ, касающихся саморазвития и самообразования. Когда наше тело начинает говорить с нами языком болезней, недомоганий и прочих физических проблем, оно хочет, чтобы мы осознали и изменили свой образ мыслей и действий. Если человек недоволен собой, если он никого не любит или его никто не любит, то отразится ли это на его здоровье? Конечно. Он будет испытывать смесь самых разрушительных эмоций: обиду, зависть, страх, злобу или гнев. У таких людей нет даже шансов быть здоровыми. Психология - это мощнейший фактор и надо начинать с него. Нужно определить жизненные приоритеты.

        Как классный руководитель я поставила перед собой цель: способствовать личностному росту учащихся класса, а  в особенности развитию их ценностного отношения к родной природе, отечеству, семье, к другим людям, к знаниям, труду, культуре, к своему здоровью.

        Соответственно были определены задачи для реализации поставленной цели:

  1. способствовать формированию сплоченного коллектива в классе.
  2. способствовать формированию положительной мотивации учения.
  3. использовать психологические, нравственные, правовые и тематические классные часы для развития и самосовершенствования личности школьников (опираться на интегративно-деятельностный  подход).
  4. организовать трудовые и творческие дела класса, направленные на помощь другим людям, пользу селу, школе.
  5. организовать спортивную, туристическую деятельность (отдых на природе, спортивные соревнования с другими классами, однодневные походы: пешие, велосипедные, лыжные и др.), способствующую созданию благоприятной здоровьесберегающей среды.

Мною была выбрана следующая структура плана мероприятий:

  1. классные часы (часы общения);
  2. спортивные и туристические дела;
  3. трудовая и творческая деятельность;
  4. игровая деятельность;
  5. общешкольные дела.

На примере 2-х мероприятий постараюсь показать комплексный подход к решению проблемы.

  1. Велосипедный поход на природу.

дата проведения

Классные часы

 ( часы общения)

Спортивные и туристские дела

Трудовая и творческая деятельность

Игровая деятельность

сентябрь

Час общения

Велосипедный поход на речку. Отдых на природе.

Во время прогулки на речку расчистка окрестностей реки от мусора. Обязательно уборка мусора за собой.

Спортивные подвижные, интеллектуальные, психологические игры в походе.

Анализ мероприятия

Накануне, в целях безопасности, была проведена беседа о правилах безопасной езды на велосипедах. Поход был организован в целях сплочения детского коллектива, укрепления духовного, нравственного и психического компонентов здоровья детей. Мы получили много положительных эмоций от красоты осенней природы, подвижные спортивные игры на воздухе оказали большой оздоравливающий эффект. Психологическая, игра «Я иду в поход и беру с собой…» позволила выявить хорошие качества, которые ценятся в коллективе класса (набрать рюкзак с такими качествами).  А потом ребята «собрали рюкзак» с плохими качествами, которые могут навредить коллективу и сожгли его в костре.

Игра «Я иду в поход и беру с собой …»

Цель игры:  выявить хорошие качества, которые ценятся в коллективе класса (набрать рюкзак с такими качествами).

Учитель спрашивает ребят, знают ли они, что необходимо брать с собой в поход. Ученик имеет право назвать только одну вещь, которую он считает самой необходимой в походе.

Учитель – ведущий. Он берет какой-то банальный предмет в руки, например ручку и произносит слова: «Я иду в поход и беру с собой…» - затем отдает ручку тому ученику, который должен отвечать со словами: «Пожалуйста!».Ученик, взявший ручку обычно сразу дает ответ и называет при этом какую-то действительно необходимую в походе вещь, забывая при этом сказать «Спасибо» - ведь ему предоставили возможность ответить и дали предмет со словами «Пожалуйста».Тогда учитель говорит  ученику: «Да. Эта вещь в походе нужна, но я тебя в поход не возьму», -  учитель забирает ручку, передает ее другому ученику и т.д. до тех пор, пока кто-то из учащихся не догадается сказать «Спасибо!».

Показав ребятам, что они забыли взять с собой в поход элементарную вежливость, вспоминаем много других хороших человеческих качеств, которые пригодятся в походе и очень часто нужны бывают человеку в жизни.    

Ребята называют хорошие качества, собирают их символически в рюкзак.

        внимание,                чуткость,                доброта.

        интеллект,                юмор,                        бескорыстие,

        честность,                смелость,                трудолюбие.

        справедливость,        аккуратность,                      ответственность,

        любовь к природе и др.  

Затем можно и проранжировать эти качества по их значимости для учащихся, а потом «собрать рюкзак» плохих качеств, которые могут помешать коллективу, навредить ему: разрушить дружбу, испортить настроение, кого-то обидеть.

Ребята называют плохие качества, один из учащихся записывает их на лист бумаги, где заранее выполнен рисунок рюкзака.

Плохие качества:          грубость                ложь                        лень

                        трусость                злость                              равнодушие

                        черствость                жестокость                безответственность                                                      зависть                              жадность                мстительность

и другие.

Далее следует символическое сожжение в костре плохих качеств.

Взрыв положительных эмоций вдохновил ребят на сочинение стихов на мотив песенки путешественника:

«ДРУЖНЫЙ» в походе.

Сегодня «Дружный» - наш отряд,

В поход на речку отправлялся,

И долгий путь, километров в пять

Преодолеть он собирался.

Надежный друг велосипед

Помог нам сделать это быстро.

Теперь мы можем отдыхать:

Играть и петь и веселиться.

Играли мы в одну игру,

Где надо на вопрос ответить:

Что взять с собой  в поход должны

И взрослые, а также дети.

Что взять с собой? Еду, рюкзак,

Топорик, нож, и соль, и спички.

Ни в коем случае не брать

С собой в поход дурной привычки.

В походе дружба нам нужна

И доброта, и щедрость тоже.

Но жадность, вредность – никогда,

А шутка тоже нам поможет.

Туристы все смешной народ,

И нам всем море по колено.

Турист всегда поесть готов,

Хоть подавай ему полено.

Играли, пели от души,

Пора домой нам собираться.

Мы все убрали, подмели,

Не стыдно будет возвращаться.

После похода мы вместе с ребятами  оформили альбом  «Мы за здоровый образ жизни», который принял участие в районном конкурсе. Мной была создана компьютерная презентация «Дружный в походе», которую дети озвучили своей походной песней, а затем выступили перед родителями с этой песней на родительском собрании. Презентация прилагается к статье. Несомненно, это мероприятие останется в сердцах школьников надолго, и оно создало благоприятную почву для сохранения и укрепления всех компонентов их здоровья.

  1. «Зимняя сказка» - лыжная прогулка на природу.

дата проведения

Классные часы

 ( часы общения)

Спортивные и туристские дела

Игровая деятельность

  1. январь

Час общения

Прогулка на лыжах в выходной. Красота зимней природы, общение, отдых, здоровье.

Подвижные игры на свежем воздухе

Анализ мероприятия

Это мероприятие было организовано с аналогичной целью, и оно тоже прошло очень успешно.

Были организованы лыжные соревнования на скорость, разгадывание следов зверей и птиц, чаепитие в зимнем лесу. Незабываемые краски зимы и счастливые, розовые от мороза лица детей были запечатлены на пленку. Счастье общения, свобода движений, красота зимней природы породили много положительных эмоций. Немного позднее я создала компьютерную презентацию «Зимняя сказка» с помощью программы Windows Movie Maker, каждый слайд которой сопровождался словами-высказываниями о дружбе и товариществе. Эту презентацию я использовала при проведении классного часа «Настоящий ли ты друг?». Презентация тоже прилагается к статье. Как видим, одно мероприятие является продолжением другого, и последовательно решаются задачи формирования нравственных качеств детей, развития коллективизма, коммуникабельности, волевой и эмоционально-чувственной сферы, а также создаются благоприятные условия для профилактики вредных привычек, для возникновения высокой удовлетворенности школой. А все это вместе и есть комплексное решение проблемы укрепления и сохранения здоровья. Важно и то, что после каждого мероприятия используются ИКТ, в частности, программы Microsoft  PowerPoint  и  программы Movie Maker  для совместного с ребятами анализа проведенного мероприятия, ребята повторно переживают положительные эмоции, и мы имеем возможность использовать полученные ЭОР для последующих внеклассных мероприятий или родительских собраний, для создания документов «Хроника класса».

Результаты инновации: положительный психологический климат в классе, высокая степень удовлетворённости учащихся жизнью школы и класса – создание благоприятной здоровьесберегающей среды.

Критерии оценивания результатов:

Диагностический классный час «Хорошо ли мне в школе?» - тестирование по методике изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, разработанной А.А.Андреевым показал, что у всех без исключения детей класса высокая степень удовлетворенности школьной жизнью (средний балл удовлетворенности – 3,4 ; это соответствует вышесказанному).

Результаты теста «Какой вы друг» показали, что ребята умеют дружить и дорожить дружбой, что несомненно, очень ценно для жизненного утверждения и сохранения здоровья.

 А буквально сегодня, 16 мая, когда я пишу эту статью, я проводила итоговый классный час «Поставь оценку классу» с целью выявления отношения учеников к школе, к классу, к классному руководителю; с целью развития критического мышления, способности оценивать свои и чужие поступки. Все без исключения ребята  из списка проведенных в течение года классных и общешкольных мероприятий отметили как понравившиеся следующие: классные часы «Давайте познакомимся», «Как жить будем?»(совместное составление плана работы),  «Познай самого себя»( самооценка личности), «Огонь ошибок не прощает»(на тему пожарной безопасности), «Герои земли русской» (день воинской славы России – Куликовская битва). Высший балл поставлен мероприятиям: 1. Велосипедный поход; 2. Совместное изготовление и оформление отрядного уголка; 3. Общешкольная игра «Пираты Карибского моря»; 4. Проект «Открытка учителю»; 5. Подготовка номера художественной самодеятельности к концерту на Юбилей школы (разучивание песни «Там» и создание презентации к ней); 6.  Новогодний бал (5 – 8 классы);  7. Прогулка на лыжах; 8. Сюрпризы - праздничные презентации ко Дню Защитника Отечества и ко Дню 8 марта; 9. Участие в районных соревнованиях «Безопасное колесо»; 10. Общешкольный субботник по уборке территории школы (присутствовали все, убирали весело, дружно, организовали музыку).

        Ребята очень ждут «Весеннего похода на природу» и экскурсии в соседнюю школу с посещением музея леса, что мы намериваемся выполнить на последней неделе перед летними каникулами. Думаю, что не так важно количество проведенных мероприятий, важно – сотрудничество, совместная деятельность, общение, в результате которого и происходит развитие, социализация, проявляется творчество, ребята больше узнают друг о друге, о себе, стараются быть полезными коллективу. К статье прилагаются:

  1. Компьютерная презентация «Дружный в походе» (программа PowerPoint, смена кадров –по щелчку).
  2. Компьютерная презентация «Там» - номер художественной самодеятельности, поставленный на концерте к Юбилею школы (программа PowerPoint, вставлен звук из файла типа МРЗ – песня «Там», смена кадров автоматическая).
  3. Компьютерная презентация «Зимняя сказка» (программа Movie Maker).  
  4. План воспитательной работы с классом ( программа Microsoft  Word ).
  5. Анализ воспитательной работы с классом (программа Microsoft  Word ).
  6. Диагностические методики (программа Microsoft  Word ).
  7. Компьютерные презентации «Девочкам» и «Мальчикам» - сюрпризы к праздникам Весны и Дню Защитника Отечества (смена кадров автоматическая, презентации со звуком из файлов типа МРЗ).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по аэробике "Красота! Здоровье! Грация!"

урок разработан по новым требованиям ФГОС...

Элективный курс "Красота, здоровье обаяние"

    Здоровье, несомненно – основа красоты. Однако важно также и заботливое отношение к своей внешности. За кожей и волосами надо тщательно ухаживать. Если лицо и волосы не мыть, не смазывать смягчающи...

Презентация проекта "Единственная красота - здоровье!"

Проект ориентирован на учащихся 5-9 классов ОУ. Презентация дана в сокращенном варианте....

Неделя спорта, красоты, здоровья.

С 24 по 29 ноября в нашей школе прошла неделя спорта, красоты и здоровья. Ученики, их родители и педагоги приняли активное участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, посвященных здорово...

программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...

Учебный проект "Красота здоровых волос"

Работу выполнили Харитонова екатерина и Ким Валерия. Руководитель Ребалкина А.П....