"За здоровый образ жизни"
материал по теме
Одной из главных задач нашей школы является пропаганда здорового образа жизни. В школе проходят Недели здоровья,
конкурсы рисунков, плакатов, фотографий по теме "Мы выбираем здоровый образ жизни", проходят спортивные мероприятия. В школе члены кружка "Юный натуралист" ставят экологические сказки, проводят акции, посвящённые здоровому образу жизни.Принимаем активное участие в районных и областных мероприятиях. Неоднократно агитбригады нашей школы являлись победителями конкурсов агитбригад. В этом проекте мы рассказали о формах нашей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_informacionno.doc | 107 КБ |
prilozhenie_3_skazki_v_borbe_s_kureniem.doc | 55.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» д. Трегубово
Чудовский район Новгородская область
Творческий информационно-поисковый проект
«Организация информационной работы по пропаганде здорового образа жизни».
Номинация: «Здоровым быть здорово!»
Подгруппа: сельская общеобразовательная школа
«Если хочешь быть здоров ……..»
Выполнили: Швед Виталий,
Кузьмичева Жанна, ученики
9 класса
Руководитель: Марченкова
Ирина Михайловна,
учитель биологии.
2011 год
Тип проекта: творческий, информационно-поисковый, игровой.
Участники: учащиеся 8 - 9 классов.
Учебные предметы: биология, экология.
Цели: способствовать укреплению в сознании учащихся школы понимания того, что курение и употребление алкоголя пагубно влияет на молодой, недостаточно окрепший организм и что сохранение здоровья в руках самого человека.
Введение.
В настоящее время наибольшее влияние на здоровье человечества оказывают самые массовые социальные пороки, такие как пьянство, алкоголизм и курение. Их влияние сказывается на всех сферах жизни человека, затрагивает интересы всех социальных групп. Особенно сила воздействия пьянства, алкоголизма и курения значительно возрастает в кризисные моменты развития общества. В свою очередь это стимулирует развитие других негативных явлений и процессов.
Данные Всемирной организации здравоохранения подтверждают, что во многих государствах в последние годы смертность от алкоголизма значительно возросла и уступает только смертности от таких заболеваний, как рак и заболевания сердечно - сосудистой системы.
Сейчас перед человечеством как никогда остро стоит проблема здорового образа жизни. Особенно опасно вовлечение в нездоровую среду молодёжи. По мнению психологов, возраст 14 – 15 лет самый проблемный. Подростки в силу своих возрастных особенностей легко поддаются влиянию внешней среды. На данный момент очень важное значение имеет профилактическая и просветительская работа. Ребятам необходимо показать влияние и других факторов пагубно влияющих на наше здоровье.
Задачи:
- в интересной форме довести до учащихся необходимые знания о вреде и опасности курения и употребления алкоголя.
-организовать информационную работу по пропаганде здорового образа жизни;
-средствами художественной наглядности донести до учащихся школы информацию о пагубном влиянии алкоголя и табакокурения на организм человека.
- через экскурсии по экологической тропе класса показать, что беречь здоровье надо смолоду.
Методы работы: - изучение литературы;
- разработка сценариев и проведение мероприятий;
- оформление информационных стендов;
- выступление агитбригад и волонтёрских групп;
- проведение конкурсов творческих работ.
Этапы работы.
1 этап. Круглый стол «А что такое здоровье?»
Участники заседания – учащиеся 8-9 классов.
Цель мероприятия:
- познакомить ребят с определениями здоровья, используя разные источники, словари, документы и т.д.; - сформировать у учащихся чёткое и правильное понятие «здоровья»;
- выявить отношение подростков к проблеме здоровья;
Круглый стол можно провести на 2 часа.
Первый час Круглого стола «Что такое здоровье?».
Ведущий открывает заседание:
- Ребята, в заголовок нашего «круглого стола» мы вынесли вопрос: «А что такое здоровье?». На первый взгляд этот вопрос покажется странным. Ну кто же не знает, что такое здоровье. Здоровье – это… Давайте продолжим эту фразу (ребята предлагают свои определения и понятия. Определения не чёткие, расплывчатые).
- Мы видим, что возникла проблема – как же всё-таки его определить?
- Хорошее самочувствие? – Да.
- Привлекательная внешность? – Да.
- Красивая фигура? – Да.
- Безусловно, это и способность развиваться, самосовершенствоваться, это высокая работоспособность.
- Как вы считаете, кто более здоров – инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий интересной и насыщенной жизнью, сумевший реализоваться в какой-то профессиональной деятельности, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни? (ребята обсуждают сказанное и объясняют выбор своего мнения).
- «У всякого времени свои эталоны». С этим утверждением трудно не согласиться. Оно относится и к понятию «эталона здоровья». Каждая эпоха порождает свои представления о здоровье, о его роли в жизни человека.
(Здесь можно предложить ребятам самим найти высказывания о здоровье в разные времена или подготовить 1-2 учеников).
- Например, в античные времена человек рассматривал заботу о собственном физическом здоровье и развитии как одно из условий духовного совершенствования.
- Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья:
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище.
- В документах, которые относятся к 18 веку, прочитаем: всё, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь.
- На сегодняшний день существует около 300 различных определений с различными критериями. При этом выделяют три большие группы. Первая группа носит нормоцентрический характер. Примерами «нормоцентрического» определения здоровья могут служить следующие формулировки: (предлагаем ребятам найти определения здоровья в словарях) - в словаре В. Даля: здоровье – «…состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке (словарь В. Даля с. 675);
- в словаре Ожегова С. – отсутствие недуга, болезни, «нормальное состояние правильно функционирующего, неповреждённого организма» (словарь С. Ожегова с. 212). Отсутствие тех или иных нарушений в организме («когда ничего не болит»);
- в Толковом словаре русского языка здоровье – «…правильная, нормальная деятельность организма» (Толковый словарь русского языка с 605).
Нормоцентрический подход сегодня весьма распространён. «Ничего не болит, температура нормальная – значит здоров»,- именно так считают многие из нас.
- Но здоровье – это сложный, многомерный феномен, который отражает различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром. Не стоит сущность здоровья сводить лишь к набору среднестатистических норм и параметров.
- Вторая группа определений отражает сложную и комплексную сущность здоровья и носит адаптационный характер. Самое популярное из них – определение Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». В этом случае здоров не тот, у кого ничего не болит, а тот, кто может эффективно выстраивать свои отношения и связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешен.
- Сегодня всё чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. В этом случае подлинно здоровый человек тот, кто не просто « благополучен», но и стремится к раскрытию, усовершенствованию и преумножению своих собственных способностей, к расширению связей с окружающим миром. Именно такая антропоцентрическая модель наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, позволяет человеку рассматривать её не как деятельность, «замкнутую на себя», а направляет её на расширение сфер возможностей и способностей человека. Именно эта модель меняет содержание мотивов здоровьесберегающей деятельности, её прагматический характер (я забочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и т.д.) постепенно замещается альтруистическим (заботясь о своём собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг). Антропоцентрическая модель здоровья соответствует концепции 21 века и гуманистическому мировоззрению, развивающемуся в культуре Нового времени. Она может стать основой формирования и культуры здоровья современного человека.
- Какой итог мы подведём всему сказанному?
- Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества. Эта задача важна для всех групп общества, но особую значимость она приобретает для подрастающего поколения.
Второй час Круглого стола
«Как подростки относятся к проблеме здоровья».
Для проведения второго часа Круглого стола заранее необходимо провести опрос среди школьников 14 – 16 лет на тему «Как я отношусь к своему здоровью». Такую же анкету можно предложить и учителям. Такое построение исследования не случайно. Учителя сегодня – основные «реализаторы» важной воспитательной задачи – формирование культуры здоровья у подрастающего поколения. Успешность её решения во многом зависит от того, насколько совпадают ценностные ориентации и нормативы участников воспитательного процесса – взрослых и подростков.
Ведущий:
- Мы предложили нашим респондентам расставить 10 социокультурных факторов в порядке их значимости:
Карьера
Семейное благополучие
Здоровье
Материальный достаток
Образование
Любимая работа
Свобода
Независимость
Наличие близких друзей
Интересное общение
- Оказалось, что здоровье входит в круг социальных приоритетов и подростков, и взрослых. У большинства подростков (96 %) оно занимает второе место, а у педагогов – первое (100%). Получается, что подростки прекрасно осознают, что «быть здоровым – это здорово», и тут их позиция полностью совпадает с позицией взрослых.
- Но мы уже сказали, что понятие здоровье может быть охарактеризовано с разных позиций, поэтому нам важно было узнать, какой смысл вкладывают опрашиваемые в это понятие. Им было предложено выбрать в списке определений здоровья три, наиболее важных для них. Сами определения разделили на три группы:
1 группа характеризует здоровье как состояние физического и психического благополучия человека (хорошее самочувствие, привлекательная внешность, хорошая фигура, отсутствие болезни, хорошее настроение, способность противостоять стрессам);
2 группа определяет здоровье как составляющую социального благополучия (возможность обеспечить себя и своих близких, возможность иметь хорошую семью и здоровых детей, возможность сделать карьеру);
3 группа – это определения, описывающие здоровье как условие личного роста и самореализации (возможность реализовать свои способности и идеи, возможность быть полезным, нужным другим людям, возможность многому научиться).
Оказалось, что и здесь взгляды ребят и учителей совпадают. Чаще всего все характеризуют сущность здоровья как состояние физического и психического благополучия. Реже используют характеристики, которые связаны с описанием здоровья как условия социального благополучия. Наименее значимыми оказались характеристики здоровья как условия личностного роста и самореализации.
Большинство опрошенных говорят о том, что здоровье зависит от самого человека, но при этом указывают на «независимые» факторы, которые человек не в состоянии изменить (государственная политика, экология, наследственность). Получается, что формально признаём связь здоровья и поведения человека, а фактически снимаем с себя ответственность за своё здоровье. Вызывает беспокойство, что подростки не все рассматривают алкоголь, курение, наркотики как реальную угрозу здоровью.
Из опроса мы увидели, что о здоровом образе жизни знают все, но их образ жизни сложно назвать здоровым. Занимаются спортом – 33 %, а взрослых - всего 15 %; не менее 7 часов спят - 28 % ребят и 18 % взрослых; соблюдают режим питания -13 % подростков и 15 % взрослых. Никто не считает сложившуюся ситуацию опасной. Большинство оценивает свой образ жизни как нормальный.
- Сам собой напрашивается вывод: для всех очевидна социально значимая роль здоровья. И взрослые, и дети признают высокую степень зависимости здоровья человека от его поведения. Однако это носит формальный характер, так как образ жизни нельзя назвать здоровым. Исследование показало, что и подростки, и взрослые нуждаются в сугубо практических знаниях о том, как следует заботиться о здоровье. Ответы подростков свидетельствуют о высокой актуальности профилактического воспитания, цель которого – изменение нормативных представлений несовершеннолетних о допустимости наркотизации (употребление алкоголя, курения). Следует учитывать и низкий уровень значимости, который все придают таким доступным и весьма действенным факторам, укрепляющим здоровье, как соблюдение режима дня, занятия спортом, утренняя зарядка и т.д.
2 этап: Выступление агитбригады
«Вредным привычкам скажем «Нет».
(варианты выступлений – см. приложение 1)
В агитбригаде 10 участников. Первая пятёрка участников занята в части про никотин, вторая пятёрка участников – в части про алкоголь и наркотики.
Зал, где проходит мероприятие, украшен плакатами, напечатанными пословицами и поговорками о курении, об алкоголе и т.д.
В начале выступления звучит песня «Бросай курить, вставай на лыжи!».
Выходят участники агитбригады (участники говорят по очереди).
1.- Что за песни пошли? Неужели больше петь не о чем?
2.- А мне кажется, что песня актуальна сегодня. У каждого времени песни свои.
3.- Да, посмотрите, что показывают по телевизору – типичные киногерои с сигаретой в зубах, со стаканом спиртного в руках. Это же ужас!
4.- В любимом моём сериале «Менты» в каждой серии пьют прямо на работе.
5.- А как тебе в кино женщины и девушки с сигаретами? С кого брать пример? Ведь никотин и сигареты – те же наркотики.
1.- Чем же так опасен никотин?
2.- Опасность заключается в том, что никотин принадлежит к нервно-паралитическим ядам. Даже в малой дозе он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
3.- А в больших дозах тормозит и парализует деятельность нервных клеток. Курильщик буквально тупеет, память ослабевает. Естественно, что работоспособность понижается, появляются хронические заболевания.
4.- Да, я заметил, что и голос у курильщика хриплый, неприятный.
5.- А я прочитал, что в табачном дыме обнаружено 6000 различных компонентов, 30 из них – натуральные яды.
1.- Говорят, что одна капля никотина убивает лошадь. А для человека установлена смертельная доза?
2.- Для человека смертельная доза никотина составляет 50-100 мг, или 2-3 капли. Такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет.
3.- Такую дозу человек получает постепенно, не в один приём, поэтому курильщик не погибает.
4.- Это что же получается, что за 30 лет курильщик выкуривает около 20 тысяч сигарет, т.е. 160кг табака?
5.- По статистике, от последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Одна выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 минуты.
1.- Сколько же теряет человек в год, если выкуривает пачку в день?
2.- Но такие данные не останавливают курильщиков. Во Франции, в Ницце, устроили конкурс для курильщиков «Кто больше выкурит». Двое «победителей» умерли сразу, а другие участники попали в больницу с тяжёлыми отравлениями.
3.- Примеров можно привести много. Длительно курящие болеют в 13 раз чаще некурящих стенокардией, в 12 раз чаще – инфарктом миокарда, в 10 раз чаще – язвой желудка.
4.- Между прочим, 95 человек из 100, страдающих туберкулёзом, к моменту начала заболевания уже курили.
5.- А ещё курильщики составляют 96% всех больных раком лёгких. Рак ежегодно уносит 5 млн. жизней на планете.
1.- Ну всё, надо бросать курить!
2.- Мини сценка для вас.
По сцене прохаживается девушка. На скамеечке сидят мальчики – блондин и брюнет – курят.
- Свет, а Свет, тебе какие больше мальчики нравятся: светленькие или тёмненькие? А?
Брюнет: Я знаю, ей больше нравятся тёмненькие!
Блондин: Нет, я уверен, что нравятся ей больше светленькие!
Вместе: Свет, ну какие? А?!
Света: Мне нравятся некурящие, но вам это не грозит!
Девушка уходит со сцены.
Блондин и Брюнет: Бросай курить – вставай на лыжи!
(Ломают сигареты и бросают в урну).
3. – А что вы скажете по поводу алкоголя? Там тоже такие же ужасные цифры?
(Звучит фрагмент песни в исполнении Вики Цыгановой «Русская водка»).
4.- Да, такие песни слушать не хочется. Ведь алкоголь - этиловый спирт, относится к сильнодействующим наркотикам. Как и никотин, он вызывает сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы.
5.- А помните, Владимир Маяковский не зря предупреждал:
Не пейте
Спиртных напитков.
Пьющим – яд,
Окружающим – пытка.
1.- Хотите узнать, каков механизм воздействия алкоголя на организм?
2.- При поступлении в кровь алкоголь начинает взаимодействовать с красными кровяными клетками – эритроцитами. Эритроциты переносят кислород от лёгких к тканям, а обратно – углекислый газ. Спирт «склеивает» эритроциты, образуются крупные шарики. Чем больше выпиваем, тем крупнее шарики. Они не могут передвигаться по капиллярам, образуется тромб или кровоизлияние, наступает «онемение», а затем отмирание микро- участков тела и головного мозга. Человеком такое состояние воспринимается как опьянение.
3.- Получается, что сон в таком состоянии – это потеря сознания, алкогольная кома.
4.- В мозгу примерно 17 млрд. клеток – нейронов. Мозг впитывает до 30 граммов выпитого этанола, а 1 грамм этанола убивает 200 нейронов. Действие этилового спирта в мозгу продолжается 65 дней.
5.- А вот ещё интересные данные: восстановление обратимых изменений от употребления бутылки пива (500 гр), праздничного фужера шампанского (200 гр), водки (100 гр) может наступить при абсолютной трезвости лишь в течение 2-3 лет.
1.- Да, такого я ещё не слышал!
2.- Получается, что синдром похмелья – это процесс, связанный с удалением из головного мозга погибших нейронов. Организм отторгает погибшие клетки, и с этим связаны утренние головные боли (похмелье).
3.- А тут можно вспомнить, что нервные клетки не восстанавливаются.
4.- От алкоголя страдает и печень, ведь она нейтрализует 95% алкоголя. Как следствие этого возникает гепатит, цирроз, а потом и некроз, приводящий к гибели организма.
5.- Американские учёные экспериментально доказали, что алкоголь разрушает пищеварительную систему. Группе лиц ввели миниатюрное устройство, которое позволяет увидеть стенки желудка. Натощак этим людям давали выпить 200 гр виски. Через несколько минут наблюдалось покраснение слизистой оболочки и припухлость, через час – кровоточащие язвочки, а через несколько часов на слизистой желудка появились гнойные полосы.
1.- Если человек пьёт регулярно, то возникает язва желудка, а затем и рак.
2.- Но самое страшное, что алкоголь способствует вырождению генофонда нации.
3.- Это как?
4.- Очень просто. Этанол способен разрушать гены, что приводит к рождению больных детей.
5.- Учёные установили, что женские половые клетки живут до 50 лет. Поэтому пьющие женщины всегда рискуют родить ребёнка с разными отклонениями от нормы, как физическими, так и психическими.
1.- Часто у пьющих родителей рождаются дети с врождённой глухотой, врождёнными пороками сердца, уменьшенным мозгом, умственно отсталые, психически больные и т.д.
2.- При Петре Первом на Руси пропойц награждали специальным «орденом».
Это была чугунная восьмиугольная пластина с ошейником весом 6,6 кг.
3.- Неплохо бы и нынешних пьяниц поощрить таким орденом.
4.- Боюсь, что руды для выплавки необходимого количества наград не хватит.
5.- Это точно. В России на одного мужчину приходится 160-180 бутылок водки. От пьянства умирают люди в самом расцвете сил – в 30-35-летнем возрасте.
1.- А как вам такая цифра – на душу населения, включая и младенцев, в Росси в год приходится 16-20 литров алкоголя.
2.- По меркам Всемирной организации здравоохранения каждый литр, выпитый сверх восьми литров, укорачивает продолжительность жизни у мужчин на год, у женщин – на 4 месяца.
3.- В России ежегодно умирают неестественной смертью до 200 тысяч человек в возрасте от 18 до 60 лет. Это, так или иначе связано с употреблением алкоголя. Тут и производственные травмы, автодорожные катастрофы, отравления алкоголем, и убийства, суицид…
4.- Настораживает тот факт, что свыше 96% пьющих людей приобщились к спиртному до 15 лет, а около трети и вообще до 10 лет.
5.- Необходима антиалкогольная политика на государственном уровне. Главное – сберечь от алкоголя и пьянства детей и ещё не рождённых младенцев.
1.- А что же тогда говорить о наркотиках?
2.- Это сильнейший яд для организма. К наркотикам привыкают быстро, а это приводит к сложным нарушениям в организме, к возникновению социальных и нравственных проблем (к конфликтам в школе и дома).
3.- Наркоман подвержен депрессиям, судорогам. При отсутствии наркотиков возникает ломка. Поражаются нервная система и головной мозг. Может произойти заражение крови, воспаление вен, гепатит и т.д.
4.- Наркотики вызывают необратимые изменения в генотипе человека. Дети наркоманов рождаются с врождёнными дефектами внутренних органов, мозга и т.д.
5.- Согласно статистике, человек, пристрастившийся к наркотикам, не живёт более 5 лет.
1.- Каждый десятый школьник хотя бы раз пробовал наркотики. Печально, но факт.
2.- В России 66.5% наркозависимых в возрасте от 15 до 29 лет, 32% - в возрасте 30-40 лет, 15% - старше 40 лет.
Все участники агитбригады выходят на сцену (на груди у них надписи –Наркотики, Сигареты, Алкоголь, ) и исполняют песню на мелодию песни Ларисы Долиной «Погода в доме»:
1. Какой прогноз у нашей молодёжи?
Вот мы её сейчас поработим,
Не смогут больше думать про что- либо,
Их жизнью управлять мы все хотим!
На припев поют по очереди все:
Сигареты:
Главней всего сигара с дымом,
Всё остальное ерунда,
Убьём твой мозг, ты стань глупее,
Беспамятная голова.
Алкоголь:
Важней всего бутылка водки,
Всё остальное чепуха,
Изменим ген, рожай уродов,
Быстрей умрёшь ты, ха-ха-ха!
Наркотик:
Главней всего наркотик в шприце,
Всё остальное болтовня,
Я уколю, и ты забылся,
И деградируй навсегда!
Все участники агитбригады резко снимают надписи:
- Ну уж нет! Мы вас не пустим к здоровым детям!
Хором или по очереди:
- Вредным привычкам – нет!
- Здоровому образу жизни – да!
- Мы выбираем здоровье!
- Не переступай черту!
- Живи без риска! В руках участников появляются мячи, скакалки, обручи, шахматы, книги и т.д.
Вместе поют на мотив песни «Пока не поздно».
Пока здоровье ещё у нас,
Пока о счастье мечтают дети,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно, пока не поздно!
Так постараемся мы спастись
От никотина смертоносного,
От спирта, водки ты защитись,
Пока не поздно, пока не поздно!
Рядом, рядом – радость и беда,
Надо, надо твёрдый дать ответ:
Крепкому здоровью – ДА, ДА, ДА!
Наркотикам и ядам – НЕТ, НЕТ, НЕТ!
1.- Сегодня мы рассказали вам о многом!
2.- Вы услышали много цифр!
3.- Привели много аргументов!
4.- Ещё больше – фактов!
5.- Выбор за вами!
3 этап «Творческие работы учащихся».
В ноябре месяце, с 13 по 19 ноября, в школе проходит Неделя здоровья. Волонтёры, агитбригада, активисты каждого класса проводят для своих сверстников устные журналы на тему «Здоровый образ жизни», принимают участие в спортивных мероприятиях в конкурсах Недели. Для проведения мероприятий делаем подборку стихов известных поэтов о вреде алкоголя, курения (Расул Гамзатов «Песня винной бутылки», Сергей Есенин «Годы молодые с забубённой славой…», В. Бондаренко «Не курить» и др.). Ребята сочиняют сами стихи и песни на тему здоровья.
После выступления агитбригады в школе объявлен конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Мы за здоровый образ жизни!». Затем организуются выставки детских работ в школе, сельской библиотеке. Итоги конкурса подводятся на общешкольной линейке. Победители награждаются грамотами и сувенирами. На итоговом общешкольном родительском собрании также организуется выставка детских работ и выступление агитбригады.
4 этап «Работа с социумом»
Тему о здоровом образе жизни мы широко используем и в работе с населением нашей деревни. Мы выпускаем листовки на тему «Берегите здоровье!», приглашаем на свои традиционные мероприятия в школе, проводим анкетирование жителей деревни по теме нашего проекта.
Родительские собрания посвящаем вопросам сохранения здоровья подрастающего поколения («О правильном питании», «О вредных привычках», «О профилактике гриппа» и т.д.)
Для учащихся школы проходят беседы о сохранении здоровья, которые проводят работники медицинских учреждений («Болезни, передающиеся половым путём»), выступают в школе волонтёры из других ОУ (О наркотиках, о СПИДе). О своей работе рассказываем на страницах районной газеты «Родина».
Неоднократно агитбригады «Скорая помощь» и «Красный крест» нашей школы являются участниками районных конкурсов агитбригад «За здоровый образ жизни» , где становятся призёрами. Команды нашей школы – постоянные участники и победители районного конкурса санпостов. Четыре года подряд команды школы становятся победителями. Наши санбюллетени, газеты и плакаты всегда получают призы и ценные подарки. В сентябре 2010 года в областном конкурсе – соревновании «Я могу вам помочь» команда заняла 3 место.
Для школьников старших классов организуются поездки в НовГУ на медфакультет, где для ребят проходит экскурсия в анатомическом музее. Особое внимание уделяется влиянию курения и алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Несколько раз нам удалось побывать на практическом занятии в районной поликлинике г. Чудово в лаборатории крови. На этом занятии в доступной и интересной форме нам рассказали о последствиях неправильного образа жизни для нашего здоровья.
Результаты работы.
1. Изучив литературу по данной теме, разработали и провели Круглый стол для учащихся 8-9 классов, провели выступление агитбригады «Вредным привычкам скажем «НЕТ».
2. Собрали высказывания о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя и курения, стихи известных поэтов, оформили стенд с агитационными плакатами, разработали и распространили листовки о том, как сохранить
здоровье.
3. Провели конкурсы творческих работ учащихся школы на эту тему. Авторские работы использовали для оформления информационных стендов.
4. Оформили информационный стенд по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения, пропаганде здорового образа жизни.
5. Оформлена биолого – экологическая тропа класса и действует.
6. Разнообразие форм и методов позволяет охватить 100 % учащихся школы, сделав их зрителями, участниками или организаторами и снизить процент курящих детей в школе.
Вывод: Курение и алкоголь вредны и опасны, и об этом нужно постоянно рассказывать окружающим.
Реализация проекта продолжается через традиционные мероприятия и включение новых, направленных на предупреждение «школьных» заболеваний ( нарушение осанки, нарушение зрения и т.д.)
Традиционными в школе стали такие мероприятия как «20 ноября – День отказа от курения!». В этот день мы проводим ежегодно различные акции, сценарий которых ребята продумывают сами.
Например, в 2008 году прошла акция «Поменяем сигареты на конфеты». Всем желающим курильщикам предлагали обменять сигареты на конфеты, а затем собранные сигареты публично сжигали на улице. В 2009 году предложили всем курильщикам «Забить на сигареты». Для проведения акции в вестибюле школы установили бревно, на которое можно прибить гвоздём одну или сразу несколько сигарет. В этот день было не выкурено 67 сигарет. Их также публично сожгли на улице. В 2010 году все, кто поддерживает акцию против курения, надували воздушные шарики. 117 шариков было использовано в поддержку акции и часть из них были выпущены в небо.
31 мая проходит ещё одна акция «День отказа от курения». В этот день проходит конкурс рисунков на асфальте «Дети против курения!». В этих акциях принимают участие и взрослые (родители, учителя, выпускники школы и т.д.).
Ежегодно, 1 декабря в школе проходит День борьбы со СПИДом. Члены волонтёрского движения в классах проводят Дни информации о СПИДе. Проводим конкурс на лучший плакат от классов школы.
1 марта, в День борьбы с наркотиками, для ребят проводим выступления агитбригады, конкурс рисунков на тему «Мы выбираем жизнь!».
В апреле традиционно проводим в школе «Неделя здоровья». Спортивные мероприятия, игры на свежем воздухе, забавные спортивные конкурсы проходят в этот день. Проводим фотоконкурс «Спорт – альтернатива вредным привычкам!».
В 2007 году ученица 7 класса Кузьмичёва Жанна подготовила исследовательскую работу «Что такое здоровый образ жизни», выступила со своей работой на районной биолого-экологической конференции и получила высокую оценку. В 2008 году работа Жанны была отправлена на Всероссийский фестиваль «Портфолио» от газеты «1 Сентября», где была отмечена специальным дипломом и сертификатом, опубликована на сайте фестиваля в Интернете. В 2010 году ученица 5 класса приняла участие в исследовательской работе «Удивительные люди рядом с нами» о донорском движении и о роли доноров в сохранении здоровья людей. Эта работа была также отправлена на фестиваль «Открытый урок», отмечена дипломом и сертификатом, опубликована в Интернете на сайте фестиваля.
В 2009/10 уч.г. ученики 8 класса, Швед Виталий и Кузьмичёва Жанна стали инициаторами и организаторами классной биолого - экологической тропы на базе кабинета биологии в школе. Во время путешествия по этой тропе ребята узнают много нового и интересного о том, как можно сберечь своё здоровье, соблюдая простые правила жизни. Идея создания тропы появилась после одного из мероприятий, где ребята пришли к выводу, что мы говорим много о вредных привычках и совсем не обращаем внимания на другие причины нарушения нашего здоровья. На экскурсии по тропе нашего класса мы приглашаем учащихся нашей школы. Побывали на нашей тропе ребята из летнего оздоровительного лагеря Дома Детского Творчества города Чудово (июнь 2010г.), учителя биологии и географии районного методического объединения (ноябрь 2010 г.) (см. Приложение 2).
Практические рекомендации.
1. Ежегодно проводить в школе выступление агитбригады на темы сохранения здоровья.
2.Ежемесячно обновлять информацию на стендах по профилактике и предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения.
3. Периодически проводить конкурсы творческих работ среди учащихся школы по пропаганде здорового образа жизни.
4. Следует обратить внимание и на другие причины нарушения и потери здоровья (правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика различных заболеваний и т.д.).
5. Расширить возможности сотрудничества с различными медучреждениями, с другими ОУ, продолжить работу с населением и с родителями по теме нашего проекта.
Использованная литература:
1. Журнал «Биология в школе» № 1 – 2008 г. ст. Макеевой А.Г. « О формировании основ культуры здоровья у подростков», стр.3
2.Журнал «Биология в школе №7 – 2006 г. ст. Асташиной Н.И. «Сказки в борьбе с курением», стр.43.
3.Журнал «Биология в школе» №7 – 2005 г. ст.Мансуровой С.Е. «Обучение здоровью на основе проектной деятельности», стр.27.
4. Словарь русского языка. Гл. редактор А.П.Евгеньева, М., «Русский язык», 1985 г
5. Словарь С.Ожегова, М.,, «Советская энциклопедия», 1973 г.
6. Толковый словарь В. Даля, М., «Терра», 1995 г.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
СКАЗКИ В БОРЬБЕ С КУРЕНИЕМ
Интерес к курению начинает проявляться у детей, как правило, в подростковом возрасте, а то и раньше. И несмотря на усилия родителей, педагогов, врачей убедить школьников том, что курение опасно для здоровья, что это вредная привычка — очень трудно. Зачастую подростки относятся к словам взрослых, как к надоевшим нравоучениям и не придают им особого значения. Чтобы дойти до их сердец и умов, приходится находить новые способы и формы передачи информации, Одна из таких форм — экологические сказки. Используя их, можно в ненавязчивой форме привлечь внимание детей к проблеме табакокурения.
Сказка «Заклятое огниво» может быть использована для проведения с учащимися III-VIII классов внеклассного мероприятия, например, театрализованного представления. В этом случае необходимо следующее оборудование; телевизор и видеоплеер, видеокассета с записью фрагментов из мультфильма «Ну, погоди!», магнитофон, костюмы и декорации. Успех постановки во многом зависит от актерских способностей детей, возможности изготовить хорошие, яркие костюмы, декорации, подобрать соответствующее звуковое оформление, световые и шумовые эффекты. Спектакль может быть поставлен силами учащихся экологического кружка, показан в разных классах школы, например во время проведения недели Здоровья. Зрителям предлагается принять участие в выставке-конкурсе рисунков и плакатов о вреде курения.
Сценарий сказки «Заклятое огниво»
Действующие лица: Вовка и Серёга – школьники, Ведьма, Солдат, Эритроцит, Василиса Премудрая, Волк из мультфильма «Ну, Погоди», Грустное сердце, Веселое сердце, Рассказчик.
Картина 1.
Рассказчик. Случилась эта необыкновенная история с двумя закадычными друзьями Вовкой и Серегой. Возвращались они однажды после школы домой. Шли себе по дороге, обсуждали свои мальчишеские дела.
Вовка. Я сегодня опять пару схватил. И за что?! Ладно бы, урок не выучил, а то ведь читал вчера весь вечер, а как пришел на урок, из головы все вылетело. Ничего не помню! Как такое могло случиться — ума не приложу. Учитель говорит, что это все из-за курения. Но я не верю. Причем тут курение?
Серега. А у меня сегодня и того хуже -отца в школу приглашают. Дежурный учитель увидел, как я курил в туалете.
Вовка. И чего это они на нас взъелись — и учителя, и родители?! И уроки им выучи, и в школу не опаздывай, и сменку с собой каждый день таскай. А уж о том, чтобы маленько расслабиться да покурить в свободную минуту — об этом и думать не смей! Пропади все пропадом! Ничего бы не пожалел, только бы отстали они от нас.
Серега. Смотри, дерево старое стоит. Пошли, посидим под ним, покурим.
Рассказчик. Подошли ребята к дереву, только присели, собрались закурить - смотрят, идет им навстречу старушка. Спрятали мальчишки свои сигареты в карман, ждут, когда она мимо пройдет. А старуха прямиком к ним направляется.
Старуха. Ой, сыночки, как хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали. Давненько я таких славных ребят не видела. Да вы не стесняйтесь, курите! Я вас ругать не собираюсь, наоборот, похвалю.
Молодцы! Нечего всяких там слушать, курите, курите! Это же так приятно да и полезно, я думаю. Вот я — с детства курю, и ничего. Только вот ноги что-то меня подводить начали - болят! Еще кашель привязался, наверное, простыла где-то. Ну, да что это я? Разговор-то не обо мне. За курение я вас не только похвалю, но и награжу щедро.
Серега. А вы случайно не ошиблись, бабушка? Может, за кого другого приняли?
Старуха. Да нет, голубчики мои ненаглядные! Подарочек я вам подарю. Да не простую вещицу, а волшебную. Огниво называется, вроде зажигалки. Давненько я тут поджидаю подходящего человека — огниво передать, да только все неподходящие попадались — некурящие. У меня ведь условие одно есть: огниво я могу передать только молодому и курящему. А вещица моя дорогого стоит — она все желания выполнить может!
Вовка (обращаясь к Сереге). Какая бабка странная! За курение не ругает, огниво какое-то волшебное предлагает.
Старуха. Да не странная я! Ведьма я обыкновенная. И бояться меня нечего. Вы же сами мечтали, чтобы от вас все отстали! Вот, берите огниво, загадывайте желание: ну, например, чтобы вас никто за курение не ругал, прикуривайте от огнива, и ваше желание сбудется! Только одно условие у меня есть. Даю вам испытательный срок — три дня и три ночи. Если вы за это время ни разу не пожалеете, что курить начали, — огниво ваше. А если не выдержите, да что плохое о курении скажете или надумаете бросить сигареты — не видать вам огнива.
Рассказчик. Сказав такие слова, старуха пропала, как будто ее и не было. Только под деревом, на сухой кочке, где она стояла, осталось старинное огниво.
Серега. Интересное дело! Неужели и вправду любое желание исполнится? Я бы себе мотоцикл пожелал! И магнитофончик новый! А ты?
Вовка. Не знаю. Так сразу и не сообразишь. Ну, бабка дает! Такой подарочек отвалила! Родным детям и то такое не говорят — «что хотите — исполнится». Мы теперь заживем! Без забот в отличники выберемся — прикурил от огнива, пожелание высказал, и — готово: круглый год отличник! Давай попробуем? Вот все удивятся!
Серега. Что удивятся — это точно. Но ты погоди закуривать-то. Мне вот что на ум пришло — я читал, что ведьмы раньше злые были. А эта вроде как добрая. Что-то тут не так.
Вовка. И правда! С чего бы ей доброй быть? Может, у нее свой интерес в этом деле есть? Как бы нам хуже не было!
Картина 2.
(Дом Ведьмы. Она сидит перед зеркалом, пытается навести красоту - припудрить лицо, причесать волосы, но у нее ничего не получается. Ведьма нервничает, разбрасывает по комнате предметы, туалета. У дверей комнаты стоит Солдат.)
Ведьма. Опять ничего не получается! А я ведь еще совсем молодая! Откуда такой цвет лица?! Кто меня такую замуж возьмет? Да еще с кашлем и хромотой в придачу! Через три дня на Лысой горе большой праздник- столько женихов съедется, а кто на меня такую позарится?! Опять без жениха останусь. А все огниво проклятое! Говорила мне матушка — не бери огнива, не начинай курить — погубишь красоту и молодость свою! Так нет, не послушала я ее, позарилась на волшебную силу огнива, захотелось, чтобы все мои желания исполнялись. Разочек от! огнива прикурила, а на всю жизнь пристрастилась к курению. Богатая стала, могущественная! Только вот красоту и молодость потеряла. Ну да ничего! Я судьбу свою перехитрю. Не зря я этим олухам бестолковым огниво подбросила. Пусть только разочек от огнива прикурят, а потом поздно будет. Огниво к ним перейдет, а с ним и «приданое» — кашель да хромота. Одышка да хрипота. Только они о «приданом» до поры до времени не догадываются. А я от огнива избавлюсь и вмиг молодость и здоровье себе верну. Пойду-ка я, пожалуй, слетаю, посмотрю, чего там эти гаврики делают.
Рассказчик. С этими словами достала Ведьма из шкафа свою метлу, стукнула ею об пол, метла затрещала, завелась, как мотоцикл, во все стороны полетел черный-пречерный дым. Ведьма чихнула. Вскочила на метлу верхом и понеслась.
Солдат. Эк, чего выдумала, карга старая! Сама, значит, помолодеть захотела, а другим — горе горевать? Надо это безобразие остановить! Только пот как? Не могу я, как Ведьма из сказки, в настоящую жизнь шагнуть. Придется хитростью да смекалкой действовать; (Задумывается) Придумал. Пошлю-ка я ребятам волшебный телевизор.
Картина 3. (В доме у Сереги.)
Рассказчик. А наши ребятки тем временем прихватили огниво да и домой пришли. Серега. Давай видик посмотрим, У меня кассета новая есть. (Серега включает телевизор, звучит музыкальная заставка мультфильма «Ну, погоди!».На экране появляется фрагмент мультфильма, где Волк с сигаретой в зубах идет по улице и безобразничает, заходит в телефонную будку, закуривает сразу несколько сигарет и - стоп-кадр. За экраном звучат слова;
Я несчастный серый волк,
В сигаретах знаю толк.
С ранних лет я курил,
Даже в школу не ходил.
Заяц пил морковный сок,
И ходил он на каток.
Заяц в школе не курил,
И со спортом он дружил,
Почему меня шпыняют
И в мультфильмах обижают?
Зайчик-мальчик молодец,
Ну, а мне пришел конец.
Действие на экране продолжается: Волк падает в обморок.)
Вовка. Что это мультик какой Странный? Поставлю я лучше другую кассету. (На сцене появляются' два сердца: Веселое и Грустное;)
Веселое сердце. Что это ты грустишь? Вялоё какое-то?
Грустное сердце. Как же мне не грустить, не плакать? Мои хозяин меня совсем не жалеет, силы мои не бережет, и жить мне осталось совсем немного. Курит мой хозяин каждый день. А ты само знаешь, каково нам, сердцам, приходится, если никотин в кровь попадает. Сосуды кровеносные сужаются, и приходится очень много усилий прикладывать, чтобы по таким сосудам кровь протолкнуть. Вот я и постарело раньше времени. А ты что веселишься?
Весёлое сердце. Мой хозяин меня любит. Каждый день физкультурой занимается, на свежем воздухе бывает. О курении не думает! Вот я такое крепкое и здоровое!
Грустное сердце. Повезло тебе! Мне бы такого хозяина, и я бы повеселело. (Уходят)
Серега. Что это сегодня с нашим телевизором? Ничего не понимаю. Никогда раньше он такого не показывал. Давай лучше уроки делать. Вот тебе учебник, читай, что ли. А я пока тетрадки посмотрю.
Вовка (берет учебник и читает вслух). В табаке и табачном дыме содержится около 50 вредных для организма веществ. Одно из них — никотин. Кроме никотина, в табачном дыме содержатся бензпирен, синильная кислота, сажа, сероводород, аммиак, окись углерода и другие... (захлопывает книгу). И здесь про курение! Достали! Не буду я больше читать, давай лучше поспим.
Рассказчик. Прилегли наши голубчики на диван, задремали. И снится им страшный сон. Попали они в какое-то странное место — дом не дом, что-то вроде мешка. Кругом пузырьки какие-то, красными веревками оплетенные, тепло, влажно, как в бане, в воздухе дым плавает.
Вовка. Куда это мы попали? (Появляется, Эритроцит в красной одежде, тапочке. Одежда местами порвана, испачкана сажей. За собой он тащит небольшую тележку.)
Эритроцит. Куда-куда, в легкие вы попали. Вы же в школе это изучали, вам знать положено. Могли бы и сами узнать, хоть и в первый раз сюда попали. Я-то здесь по долгу службы - Эритроцит я, клетка крови. В легкие я за кислородом прихожу, нагружаюсь им, а потом разношу к клеткам тела. Только вот кислорода здесь в последнее время все меньше и меньше становится. Все больше дым да сажа: хозяин-то мой к сигаретам пристрастился, вот легкие и засорились. Видите, как темно кругом: все покрыто копотью да сажей. Раньше здесь по-другому было: светло, чисто и кислороду — бери, сколько хочешь! Только работай, не ленись. А теперь - сами видите... Да мало того, на дорогах, по которым мы, Эритроциты, передвигаемся, в кровеносных сосудах то есть, тромбы образуются— заторы, образованные сгустками крови. Они дорогу нам перегораживают, не дают к клеткам пробраться. Видите — я весь измятый, одежду порвал, чуть протиснулся сюда. А скоро совсем пути не будет, у курильщиков кровь сгущается, тромбы образуются. Как только тромб полностью кровеносный сосуд закупорит, тут нам всем конец и настанет - и эритроцитам, и клеткам тела, и всему организму. А все от курения, будь оно проклято!
Рассказчик. Ужаснулись Вовка с Серегой да и проснулись. Серега. Какой я сейчас сон странный видел— будто мы с тобой в легкие попали, а там бедняга Эритроцит нам встретился, да на жизнь свою тяжелую жаловался.
Вовка. Так ведь и мне такой же сон приснился! Надо же — обоим приснился один и тот же сон. Чудеса! Слушай, а ведь все страдания эритроцита из-за курения. Если он правду говорил, так ведь и умереть можно.
Серега. Вот задача. Нам с тобой решать надо-- если курить станем, волшебное огниво нам достанется и все желания наши исполнятся. А с другой стороны, вон что о курении Сердца да Эритроцит говорили — может нам Ведьма пакость подстроила?
(Сели Вовка с Серегой, призадумались. Появляется Солдат.)
Солдат (обращаясь к зрителям). Помогла моя хитрость - волшебный телевизор. Призадумались ребятки, прежде чем окончательный выбор сделать. Только каким будет их окончательное решение — неизвестно. Вдруг поддадутся они на Ведьмину приманку, соблазнятся на волшебное огниво? Что же делать? Что делать-то?! {Ходит туда-сюда задумавшись.) Кажется, придумал, Использую свое последнее средство - попрошу Василису Премудрую поговорить с ребятами, может, ее авторитет на них подействует. {Достает из внутреннего кармана сотовый телефон.) Алло, алло! Это Тридесятое царство? Василиса Премудрая? Вас Солдат из сказки «Oгниво» беспокоит. Ведьма проклятая черное дело задумала. Погубить двух школьников хочет. Огнивом волшебным их приманивает, чтобы они к курению пристрастились. А сама от этого их здоровье и молодость получит. Помоги, Василиса! Не дай беде, случиться!
Василиса. Ну что ж, попробую.
Картина 4.
{Вовка и Серега .сидят на диване в задумчивых позах. Раздается звонок в дверь.)
Серега. О кто-то пришел. Может, родители? Пойду открою. (Возвращается с Василисой Премудрой.)
Василиса. Здравствуй, Сереженька! Здравствуй, Володя!
Вовка и Серега. Здрасьте...
Василиса. Не удивляйтесь. Я - Василиса Премудрая. Прибыла к вам из Тридесятого царства, чтобы отвести беду, глаза вам на правду раскрыть. Вы Ведьму сегодня встречали?
Вовка и Серега. Ага, встречали.
Василиса. Она вас за курение хвалила?
Вовка и Серега. Хвалила.
Василиса. Дорогой подарок — волшебное огниво — подарить обещала?
Вовка и Серега. Обещала. Да вот он, подарок-то.
Василиса. Ну, так вот, слушайте. Если вы условие ее выполните да хоть разочек от огнива прикурите — всю жизнь курить станете. А жизнь ваша не такой уж длинной да веселой будет. Вот, загляните в Волшебную книгу и увидите, что ждет вас в будущем, если курить станете. (Вовка с Серегой заглядывают по очереди в книгу и видят свои будущие портреты: один превратился в сгорбленного морщинистого старика, а другой и вовсе лежит на больничной постели, вокруг капельницы с лекарствами.)
Василиса. Здоровье свое потеряете. Ведьма ведь зачем вас уговаривает — по старинному заклятию, если избавится она от огнива, перейдет к ней молодость и здоровье того, кому она его передаст. Свои-то она из-за курения потеряла. От этого у нее и лицо почернело, и голос охрип, и хромота, и кашель — все из-за курения, да вы сами все по телевизору видели, это вам Солдат из Волшебной страны весточку прислал. А Ведьме очень хочется красоту и здоровье вернуть. Вы уж подумайте хорошенько, ребятки, брать вам огниво или нет. Прощайте, добры молодцы! {Василиса кланяется ребятам в пояс и уходит.)
Вовка. Ну и дела!
Серега. Мне что-то курить совсем расхотелось! Ну его, огниво это заклятое! Пусть его Ведьма себе обратно забирает!
Вовка. Я тоже больше никогда курить не стану! Вокруг и без курения полно дел интересных. Давай-ка лучше уроки поскорее выучим , да на стадион махнем! Для здоровья полезнее будет!
(Выбрасывают из карманов пачки сигарет, спички, зажигалку, огниво. Звучит музыка. Занавес)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Агитбригада «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
(участники агитбригады – ученики 2 – 5 классов).
Участники агитбригады выходят на сцену под речёвку:
-Раз - два, три - четыре.
-Три – четыре, раз – два.
- Кто шагает дружно в ряд?
- Боевой отряд ребят!
- Всем! Всем!
- Добрый день!
- Прочь с дороги хворь и лень!
- Любим мы учиться, - трудиться,
- веселиться.
- Эй, друзья, куда спешите?
- Мы спешим на праздник!
- Мы хотим всех научить, как здоровье сохранить!
- Сложно очень болезни лечить,
Легче болезни предупредить!
- А кто же чудо совершит
И здоровье сохранит?
- Есть три волшебника, друзья,
Они помогут нам всегда!
- Один прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас!
- Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим!
- Что же это?
- Воздух!
- Хорошо проснуться сразу
И, стряхнув остатки сна,
Затянуться до отказа Свежим ветром у окна.
- И согласно распорядку
По команде боевой
В физкультурную зарядку
Окунуться с головой.
- Эй, друзья,
Все дружно встали!
На зарядку становись!
Раз – присели,
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой! - Три согнули и достали
До носка одной рукой!
- Эй, не спи!
Ведь бег на месте!
Выше голову, мой друг!
- Руки, словно два крыла,
Шагом марш
И всё пока!
- И ещё дадим совет!
- Чаще в лес, друзья, ходите!
Хворь тогда вы победите!
- А почему?
- Да потому, что
Воздух там густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной!
- Да к тому же учёные доказали, что свежий воздух
- Улучшает кровообращение и пищеварение,
- Активизирует работу головного мозга.
- Да, кислород необходим
- И мне
- И мне
- И мне…
- И тебе.
- Так скорее в лес бежим!
Воздух невидим, но всё же
Без него мы жить не можем!
- Эй, ребята, не шумите,
Его в лесу вы не спугните.
- Кого?
- Другого друга детворы.
- Раньше всех на свете встало,
А как встало – принялось за дело,
Обошло всю Землю и устало
Отдыхать за лесом тёмным село.
- Догадались?
- Это Солнце!
Лучами Землю согревает и микробов убивает!
- Знайте! Кто на Солнце загорает,
- Солнечные ванны принимает,
Тот зимой не простывает!
(вбегает ученик с ковриком, расстилает)
- Ура! Часа два на солнце полежу,
Всех микробов прогоню!
- Ты, дружочек, не спеши!
На солнце долго не лежи!
- Ежедневно 15 минут
Много пользы вам принесут!
( входят два человека с вёдрами воды)
- А вот и третий друг - ВОДА,
Чудодейственна она!
(брызгают на зрителей)
- Смотри, как все вдруг оживились,
Взбодрились и развеселились!
- Вода микробов убивает,
Организм наш закаляет,
- Сохраняет молодость,
Стареть не позволяет!
- Есть в зале смелые у вас?
Мы опыт проведём сейчас!
(выходит зритель)
- Делай – раз! (ученик встаёт на стул).
- Делай – два! (берёт ведро с водой)
- Делай – три! (выливает воду на зрителя)
(Участник опыта поёт)
- Эх, топну ногой,
Да притопну другой!
Облилась водой холодной,
Снова стала молодой!
- Ура! Наш эксперимент удался!
(участники говорят по очереди)
- Всем, кто хочет быть здоров,
- Говорим без лишних слов,
- Утром бег и душ бодрящий,
- Как для взрослых, настоящий!
- На ночь окна открывать,
- Свежим воздухом дышать.
- Ноги мыть водой холодной,
- И тогда микроб голодный
- Вас вовек не одолеет!
(хором)
- А здоровый не болеет!
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни!»
(участники агитбригады ученики 6 – 7 классов)
На сцену, танцуя движения из Кадрили, выходят с песней участники агитбригады:
- Когда-то Россияне,
Танюши, Мани, Вани,
Про телики не знали,
Не пели караок!
- Штиблеты и сапожки,
Под русские гармошки,
Под бересту и ложки
Водили хоровод.
- Мы сохранить хотели бы,
Пока не всё потеряно,
Здоровье нашей нации,
Традиции на счастие!
1.- Говорят, что наши деды,
Были крепче и стройней,
2.- Потому что их обеды
Состоят из каш и щей!
3.- Ели редьку и капусту,
Пили квас и медовушку,
4.- Просто не было в продаже
Лимонада, пива, чипсов даже!
5.- В древние времена, когда не было телевизоров, люди после трудового дня собирались зимой в какой – нибудь избе, а летом – на завалинке. Каждый приносил своё любимое рукоделие.
1. - Роднило одно – собирались, чтобы на других посмотреть и себя показать, переброситься частушками, посоперничать в забавах, блеснуть мастерством.
2.- На Руси употребление табака и крепких напитков не было традиционным. Они служили своему Отечеству.
3.- Кольчуги были тяжёлые, чтобы носить их, нужно было иметь отменное здоровье.
4.- А что же ещё укрепляло здоровье наших предков?
5.- Летом ходили босиком, купались в реке, а зимой – в проруби.
1.- Кололи дрова, носили воду, косили, сеяли и пахали.
2.- Собирали грибы и ягоды. Много времени проводили на свежем воздухе.
3.- Пища была натуральной, одежда льняная, никакой химии!
4.- И были все Русичи богатыри,
И силой и разумом были сильны!
5.- Мы, молодёжь 21 века,
В наших руках – судьба человека!
1.- За здоровый образ мы,
Лучшие девчонки и пацаны!
2.- Послушайте, люди,
Хотим мы сказать,
Хором: Давайте здоровье своё сохранять!
3.- Пусть радуга будет,
И солнышку быть!
4.- Пусть каждый рассудит,
Болеть или жить!
5.- За страны другие сказать не берусь,
Но ты за здоровье поднимешься, Русь!
Все хором исполняют песню, в которой есть призыв к здоровому образу жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экологическая тропа класса.
Ребята! Внимание!
На базе кабинета биологии действует экологическая тропа класса.
Паспорт экологической тропы.
1. Местонахождение тропы:
Новгородская область
Чудовский район
д. Трегубово ул. Школьная 6
МАОУ «СОШ» д. Трегубово
2 этаж, кабинет биологии №13
2. Дата образования:
14 марта 2010 г.
3. Станции экологической тропы:
Станция 1. Берегите электричество!
Станция 2. Всё о комнатных растениях!
Станция 4. Что нужно знать о мебели!
Станция 5. Важное значение имеет освещение!
Станция 6. Проветривание помещения просто необходимо!
Станция 7. Сменная обувь сохранит наше здоровье!
Станция 8. Вода – наше богатство! Воду надо беречь!
Станция 9. Знает Петя, знает Гена,
Что такое гигиена!
Станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!
Станция11. Противопожарная станция!
4. Назначение экологической тропы:
- напомнит всем, что здоровье в наших руках;
- убедит, что беречь здоровье надо смолоду;
- научит всему, что мы уже умеем, но всегда забываем;
- расскажет вам о том, что нужно рассказать другим.
В подготовке и сборе материала для проведения экскурсий приняли активное участие учащиеся 8 класса Кузьмичёва Жанна и Швед Виталий.
Материалы для экскурсий (материалы постоянно накапливаются и обновляются, используются новые примеры и факты).
Станция 1. Берегите электричество!
Сегодня нам трудно представить свою жизнь без электричества, но пользоваться электричеством человек смог только с 1800 года. Первую батарею изобрёл А. Вольт. Задумывались ли вы когда – нибудь о том, зачем горит лампочка в помещении? Конечно, об этом знают все – для хорошего освещения. А почему горит лампочка даже днём, когда светло? Обратите внимание на лампочки в вашем классе, в вашем доме. Следите и выключайте вовремя. Берегите электроэнергию! Об этом мало кто задумывается. Согласно действующим нормам, освещённость в классах должна быть не менее 300 лк .Во многих школах используются лампы дневного освещения (люминесцентные).Эти лампы более экономичны, их светоотдача в 4-5 раз больше, а срок службы в 10-12 раз дольше. На сегодняшний день существуют рекомендации по использованию в помещениях энергосберегающих ламп.
В практическую часть: возможно включить задание на контроль за сбережением энергии в школе, в классе, дома, с последующим отчётом о проделанной работе.
Станция 2. Всё о комнатных растениях!
Мы все знаем о том, что в помещении необходимы комнатные растения. Приобретая растение, мы руководствуемся своими зрительными ощущениями и эмоциями. Другими словами, мы приобретаем растение за красивый цветок или за красивую листву. Любуясь растением, мы приобретаем положительные эмоции и это очень хорошо для здоровья. Однако, растения не только улучшают настроение и украшают помещение, но и выделяют в воздух фитонциды, которые способны убивать вирусы, бактерии, грибки, оказывающие негативное влияние на наше здоровье. Фитонциды обладают обеззараживающими и дезинфицирующими свойствами. Очень полезны в помещении пальмы, лаванда, лимон, алоэ, хлорофитум, гибискус (китайская роза), плющ, драцена. Растения поглощают углекислоту, а выделяют кислород, что очень важно для закрытых помещений. Многие комнатные растения можно использовать как лекарственное средство при некоторых заболеваниях. Например, алоэ и каланхоэ при насморке, для заживления ран. При болях в ухе используют листья пеларгонии душистой с глубоко разрезанными листьями и т.д.
Практическая часть на станции – приёмы ухода за комнатными растениями (удаление пыли, уборка сухих листьев и т.д.).
Станция 3. О мебели!
Задумывались ли вы когда – нибудь о том, как мебель может влиять на наше здоровье? Оказывается, подбор и размещение мебели в помещении имеет важное значение. Мебель в классной комнате прежде всего должна соответствовать росту школьника. Например, если ваш рост до 130 см, то высота парты – 54 см. А если ваш рост 145-160 см, то высота парты или стола 66 см. Это имеет важное значение для выработки осанки, а следовательно и для здоровья. Правильная осанка помогает лучшей работе сердца, лёгких, всех внутренних органов. Правильно развивается скелет. Правильная посадка помогает лучше писать и меньше уставать, человек вырастает стройным, подтянутым. Конечно, мебель лучше использовать из натуральной древесины, использовать лучше мебель светлых тонов.
В качестве практической части дать детям возможность определить свой рост, измерить высоту своего ученического стола, стула и т.д.
Станция 4. Важное значение имеет освещение!
Вы обратили внимание, что парты в классах стоят так, чтобы свет от окна падал слева? В рекомендациях при подготовке домашних заданий тоже всегда обращается внимание на то, чтобы свет падал слева. Почему? Оказывается, что так правая рука не закрывает свет и не мешает вам писать. В классе часто используют занавески для уюта, но важно помнить, что занавески должны быть лёгкими и не закрывать полностью окно. Они не должны накапливать пыль и должны легко стираться. Окна не надо заставлять лишними предметами, цветы могут стоять только низкорослые. Оконные стёкла необходимо регулярно очищать от пыли, не менее 2-3 раз в год, т.к. загрязнённые стёкла намного хуже пропускают свет. Если дневного света недостаточно, то нужно использовать дополнительное искусственное освещение.
Возможна в практической части проверка изменения положения тела во время письма или чтения по отношению к источнику света.
Станция 5. Проветривание помещения необходимо!
Знаете ли вы, что для нашего здоровья просто необходимо проветривать помещение, потому что в результате обменных процессов в живом организме в воздухе концентрируется углекислота и другие химические соединения, повышается влажность. Поэтому следует делать сквозное проветривание после уроков минут на 10, что позволяет избавиться от тяжёлых запахов. Непродолжительное по времени проветривание необходимо делать несколько раз в день, желательно в отсутствие детей, например, во время школьной переменки. Исследования гигиенистов показали, что на детский организм благотворительное влияние оказывают едва ощутимые токи воздуха во время уроков, при этом повышается работоспособность и снижается уровень простудных заболеваний. Забота о чистоте воздуха и его свежести должна быть постоянной (проветривание, влажная уборка).
В практическую часть можно включить задание на ежедневное проветривание своих классов и составление отчётов о проделанной работе.
Станция 6. Комнатная пыль – враг №1.
Состав и влияние на здоровье обычной бытовой пыли всё чаще становится предметом научных исследований и обсуждений на международных симпозиумах. Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ, через биологические исследования, комнатная пыль оказалась намного опаснее уличной. Самый неприятный и опасный компонент домашней пыли – это микроскопические пылевые клещи, которые питаются нашей кожей. В 1 грамме пыли содержится до 30 тысяч таких клещей. Они не являются паразитами человека, но вызывают у людей аллергию. В жилые помещения она попадает с обувью, с одеждой. В пыли содержатся плесневые грибки и их споры, много видов опасных бактерий. Подсчитано, что за сутки мы вдыхаем 2 столовые ложки пыли. Чем мельче пыль, тем легче она попадает в наши лёгкие. Необходимо проветривать помещение и обязательно проводить влажную уборку ежедневно, иначе с пылью нам не справиться.
Часть практического занятия – проверка в классе наличия пыли с последующей уборкой; если есть возможность, можно пыль рассмотреть в микроскоп.
Станция 7. Сменная обувь сохранит наше здоровье!
Согласитесь, что очень часто мы выражаем своё недовольство и протест, если с нас требуют в школе иметь сменную обувь. А оказывается, что мы протестуем совершенно напрасно. Сменная обувь поможет сохранить наше здоровье! Современная обувь часто имеет красивую рифлёную подошву, в бороздки которой набивается большое количество песка и земли. Грязь задерживается, высыхает и осыпается в помещении. За день она нашими ногами растирается и превращается в очень мелкую пыль, которой мы дышим, и которая легко попадает в наши лёгкие. Частицы пыли повреждают альвеолы и нарушают защитный барьер организма, открывая путь инфекциям и аллергенам. Кроме всего, кожа наших ног должна дышать, а в уличной обуви воздух к ногам не попадает, ноги потеют, появляется неприятный запах. Это приводит к развитию кожных болезней и грибков.
Для практической части можно использовать простой приём осмотра обуви у присутствующих детей на экскурсии или на уроке в классе.
Станция 8. Вода – наше богатство! Воду надо беречь!
Знаете ли вы, сколько воды мы тратим ежедневно? Каждый из нас ежедневно расходует воды в среднем около 300 литров. И что мы с ней делаем? Сколько воды мы можем выпить за день? Сколько воды нам нужно для приготовления пищи и для личной гигиены? Прикинули? А куда же девалась остальная вода? Она пропала. Её нет. Совершенно безболезненно каждый из нас может отказаться от трети используемой воды. Воду надо экономить! Нехватка чистой воды – это глобальная проблема. Мы об этом не знаем или не хотим знать. Вода зачастую напрасно льётся из наших кранов, беспощадно и бездумно загрязняются наши реки и озёра, моря и океаны. Потери обходятся в миллиарды рублей, а между тем экономия воды не требует титанических усилий. Достаточно соблюдать несложные правила и приучить себя к контролю и мелким ограничениям.
В качестве практического задания можно с ребятами решить несколько экологических задач (подсчитать, сколько уходит воды, если не закрыт кран и др.).
Станция 9. Знает Петя, знает Гена,
Что такое гигиена!
Мы все знаем, что нужно соблюдать правила личной гигиены, но часто забываем об элементарных правилах действия. А вот японские учёные считают, что если руки мыть 15 раз в сутки, то можно избежать 85% заболеваний различного характера. Помните, у В.Маяковского?:
Грязные руки
Грозят нам бедой.
Чтоб хворь
Тебя не сломила,
Будь аккуратен:
Перед едой
Мой
Руки
Мылом!
Чтобы избежать отравлений, опасных инфекций, необходимо мыть овощи и фрукты перед едой проточной водой. У каждого из нас должен быть для личного пользования носовой платок, или одноразовые бумажные платочки, или влажные салфетки! Стоит вспомнить о нашей вредной привычке - грызть ногти. Посмотрите, что может быть у нас под ногтями. Естественно, что всё это попадает к нам в рот и не улучшает наше здоровье. После работы на пришкольном участке, после общения с животными в живом уголке, перед посещением школьной столовой важно не забыть намыть руки.
В практической части возможно организовать рейд в школьную столовую с целью проверки, как моют дети руки. Возможны и другие варианты практической части.
Станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!
Бытовой мусор – глобальная проблема человечества, но на этой станции мы напоминаем всем, что для фантиков и бумажек, для корочек от апельсина и для кожуры от бананов, а главное – для использованной жевательной резинки, в каждом классе есть УРНА!
Об этом мало кто помнит, поэтому в конце учебного дня, пройдя по школьным коридорам, можно узнать много интересного. Например, чем угощали сегодня в школьной столовой, в каком классе был сегодня именинник, узнать по брошенным листочкам об оценках некоторых учеников за проверочные работы. Но больше сего неудобств и неприятностей причиняет жевательная резинка, которая имеет удивительную способность приклеиваться к стульям, в ученическим столам, может валяться на полу. Как следствие, она прилипает к одежде, к обуви, даже иногда попадает в волосы. Всё это довольно неприятно, а главное, говорит о нашей невоспитанности и о нашем невежестве. Задумайтесь и в нужный момент подойдите к мусорной корзине! Она не кусается!
Какое отношение имеет это к нашему здоровью? Здоровье можно сохранить только соблюдая чистоту и порядок вокруг себя! А всё это уже зависит лично от каждого из нас!
Практическая часть – проверка и наведение порядка в классе, в школьных коридорах, в школьной столовой.
Станция 11. Противопожарная безопасность!
В каждом классе непременно висит плакат или стенд, который напоминает нам о том, как вести себя во время пожара, как правильно покинуть горящее здание, куда следует позвонить в случае пожара.
Помни! При пожаре звони 01!
Знай правила безопасности и научи им других!
Помни! Огонь не щадит никого и ничего!
Помни! Спички детям не игрушка!
Не допускай паники во время пожара!
Окажи помощь тем, кто в ней нуждается!
Не поджигай сухую траву! Это опасно не только для тебя: в огне гибну полезные насекомые, корни растений, семена полезных растений, обгорают и гибнут деревья, кустарники, возможно гнёзда птиц. От так называемых «травяных пожаров» гибнут люди, горят населённые пункты. Задумайся о последствиях, прежде чем чиркнуть спичкой или зажигалкой, прежде чем бросить окурок, оставить незатушенным костёр. Если помнить об этом, то сохраним не только своё здоровье, но и здоровье других!
Здесь не лишним будет в практической части повторить правила эвакуации из горящего здания, пройти по заданному безопасному маршруту, повторить важные правила поведения во время пожара. Особое внимание уделить ситуации, когда ребёнок находится в помещении и, возможно, один на один со стихией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...