“ Формирование познавательного интереса к математике с помощью внеклассной работы”
статья (5 класс) по теме
Для современного образования остаётся представление об учении как о тяжёлом , обязательном труде.Важной задачей образования становится привитие у учащихся интереса к учению.Однако с достаточной полнотой это сделать на уроках не удаётся, так как они ограничены по времени и учебной программой.Необходима внеклассная работа по предмету...Математические кружки являются основной формой внеклассной работы по математике.В статье представлена программа математического кружка для 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnogo_interesa_k_matematike.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
“ Формирование познавательного интереса к математике с помощью
внеклассной работы”
Матвеева Марина Александровна, учитель ГБОУ СОШ №404.
Для современного образования остаётся представление об учении как о тяжёлом обязательном труде. Важной задачей образования становится привитие у учащихся интереса к учению. Многие опытные учителя выступают за привлечение в учебный процесс элементов игры.
Но игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Однако с достаточной полнотой это сделать на уроках не удаётся, так как они ограничены по времени и учебной программой.
В школе необходима и внеклассная работа по предмету. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков. Активизация внеклассной работы поддерживает интерес к математике. Во внеурочную деятельность целесообразно вовлекать не только сильных учеников, но и более слабых, с низкой успеваемостью по предмету. На занятиях кружка или факультатива ученикам надо предлагать посильные задачи, учитывая индивидуальность каждого ученика и его способности, как можно чаще поощрять их. Это стимулирует к учению, способствует повышению успеваемости. Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса в школе. В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности. Внеклассная работа - одна из форм организации свободного времени учащихся, что тоже важно в наше время.
Формы внеклассной работы по математике:
- Математический кружок
- Школьный математический вечер
- Математическая олимпиада
- Неделя математики
- Математическая игра
- Математическая конференция
И т.д.
Математические кружки являются основной формой внеклассной работы по математике. Готовой программы для математических кружков нет, каждый учитель разрабатывает свою программу самостоятельно.
Программа математического кружка для 5-6 классов
“За страницами учебника математики”
Цели:
- Углубление и расширение знаний по математике.
- Развитие творческих способностей.
- Расширение общего кругозора.
- Повышение интереса к предмету.
- Воспитание трудолюбия, терпения, уважения к окружающим.
Прогнозируемые результаты:
- Решение несложных практических задач, используя пройденный
материал.
- Повышение интереса к предмету.
- Повышение успеваемости по предмету у слабых учеников.
- Успешное участие в математических соревнованиях, олимпиадах более сильных учеников.
Учебно-тематический план:
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Старинные задачи | 5 |
2. | Логические задачи | 5 |
3. | Чётность и нечётность | 7 |
4. | Делимость и остатки | 7 |
5. | Принцип Дирихле | 7 |
6. | Математические соревнования | 5 |
ИТОГО: 36 часов
Содержание:
- Старинные задачи.
Знакомство с задачами Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии, народов Европы.
- Логические задачи.
Задачи на выявление логических и математических способностей учеников.
- Чётность и нечётность.
Знакомство с основными способами решения задач на чётность: 1)чередование, 2)разбиение на пары. Решение задач.
- Делимость и остатки.
Тема, которая требует изучения большого количества теоретического материала, расширяя школьные знания. Решение задач.
- Принцип Дирихле.
Принцип Дирихле и обобщённый принцип Дирихле. Решение задач.
- Математические соревнования.
Знакомство с математическими соревнованиями: «Математическая драка», «Устная олимпиада», «Математический аукцион», «Интеллектуальный марафон», «Математический бой». Проведение математического боя.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие 20.
Делимость и остатки. Остатки.
1.Вспомнить деление с остатком из школьного курса.
Выполнить деление 478 на 9 .
Записать в виде:
Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо умножить неполное частное на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.
, где r – остаток и .
2.Новый материал.
Задача 1.Найти остаток от деления числа на 3.
Решение. Замечательно то, что необязательно вычислять данное выражение. Заменим каждое число его остатком при делении на 3.
22:3=7(ост.1) 44:3=14(ост.2)
50:3=16(ост.2) 10:3=(ост.1)
, а 4:3=1(ост.1)
Ответ: остаток 1.
Можно проверить, выполнив вычисления.
Запишем:
- Сумма любых двух натуральных чисел и сумма их остатков имеют одинаковые остатки при делении на некоторое число.
- Произведение двух натуральных чисел и произведение их остатков имеют одинаковые остатки при делении на некоторое число.
Задача 2. Найдите остатки от деления.
а) на 7
б) 9100 на 8.
Решение.
а) Запишем пример в виде
(делим столбиком), остаток 1.
(делим столбиком), остаток 2.
Можно догадаться, что при делении 1991 на 7 – остаток 3, а при делении 1992 на 7- остаток 4.Заменим числа в примере остатками, получим:
, 70:7=10-делится нацело.
Ответ: остаток равен 0.
б) 9100-это произведение ста девяток
9:8=1(ост.1)
Заменим остатками:
Ответ: остаток равен 1.
Задача 3.Докажите, что N3+2N делится на 3 для любого натурального
числа N.
Решение. Перебор остатков (0, 1, 2)
1) r=0 N3=, значит N3 тоже имеет остаток 0, т.е делится на 3.
2N заменим остатками , тоже делится на 3.
Значит и число N3+2N (по св-ву 1)делится на 3.
2) r=1 N3 даёт остаток 1, 2N – остаток 2,
а N3+2N: 1+2=3, 3:3=1 , т.е. делится.
3) r=2 N3 даёт остаток , 8:3=2(ост.2)
2N даёт остаток , 4:3=1(ост.1)
N3+2N: 2+1=3, 3:3=1, т.е. делится.
Что и т.д.
3. Домашнее задание.
Задача 1. Найдите остаток от деления 2100 на 3.
Задача 2. Докажите, что N5+4N делится на 5 при любом натуральном N.
4. Итог занятия, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как форма формирования познавательного интереса на уроках математики и во внеурочной деятельности".
Из опыта работы учителя....
Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся
Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работеПроблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую з...
«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»
Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....
Формирование у учащихся познавательного интереса к математике (из опыта работы)
В статье раскрываются необходимости возможность применения деятельностного подхода в процессе обучения математикеПроанализированы причины снижения познавательного интереса школьников к обучению ...