“ Формирование познавательного интереса к математике с помощью внеклассной работы”
статья (5 класс) по теме

Для современного образования остаётся представление об  учении как о тяжёлом , обязательном труде.Важной задачей образования становится привитие у  учащихся интереса к учению.Однако с достаточной полнотой это сделать на  уроках не удаётся, так как они ограничены по времени и учебной программой.Необходима  внеклассная работа по предмету...Математические кружки являются основной формой внеклассной работы по математике.В статье представлена программа математического кружка для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnogo_interesa_k_matematike.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

“ Формирование познавательного интереса к математике с помощью

    внеклассной работы”

Матвеева Марина Александровна, учитель ГБОУ СОШ №404.

Для современного образования остаётся представление об учении как о тяжёлом обязательном труде. Важной задачей образования становится привитие у учащихся интереса к учению. Многие опытные учителя выступают за привлечение в учебный процесс элементов игры.

Но игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Однако с достаточной полнотой это сделать на уроках не удаётся, так как они ограничены по времени и учебной программой.

В школе необходима и внеклассная работа по предмету. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков. Активизация внеклассной работы поддерживает интерес к математике. Во внеурочную деятельность целесообразно вовлекать не только сильных учеников, но и более слабых, с низкой успеваемостью по предмету. На занятиях кружка или факультатива ученикам надо предлагать посильные задачи, учитывая индивидуальность каждого ученика и его способности, как можно чаще поощрять их. Это стимулирует к учению, способствует повышению успеваемости. Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса в школе. В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности. Внеклассная работа - одна из форм организации свободного времени учащихся, что тоже важно в наше время.

Формы внеклассной работы по математике:

  1. Математический кружок
  2. Школьный математический вечер
  3. Математическая олимпиада
  4. Неделя математики
  5. Математическая игра
  6. Математическая конференция

И т.д.

Математические кружки являются основной формой внеклассной работы по математике. Готовой программы для математических кружков нет, каждый учитель разрабатывает свою программу самостоятельно.

Программа математического кружка для 5-6 классов

“За страницами учебника математики”

Цели:

  1. Углубление и расширение знаний по математике.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Расширение общего кругозора.
  4. Повышение интереса к предмету.
  5. Воспитание трудолюбия, терпения, уважения к окружающим.

 Прогнозируемые результаты:

  1. Решение несложных практических задач, используя пройденный

          материал.

  1. Повышение интереса к предмету.
  2. Повышение успеваемости по предмету у слабых учеников.
  3. Успешное участие в математических соревнованиях, олимпиадах более  сильных учеников.

Учебно-тематический  план:

                           Название темы

Количество часов

1.

Старинные задачи

5

2.

Логические задачи

5

3.

Чётность и нечётность

7

4.

Делимость и остатки

7

5.

Принцип Дирихле

7

6.

Математические соревнования

5

                                                                 ИТОГО:                                  36 часов

Содержание:

  1. Старинные задачи.

Знакомство с задачами Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии, народов Европы.

  1. Логические задачи.

Задачи на выявление логических и математических способностей учеников.

  1. Чётность и нечётность.

Знакомство с основными способами решения задач на чётность: 1)чередование, 2)разбиение на пары. Решение задач.

  1. Делимость и остатки.

Тема, которая требует изучения большого количества теоретического материала, расширяя школьные знания. Решение задач.

  1. Принцип Дирихле.

Принцип Дирихле и обобщённый принцип Дирихле. Решение задач.

  1. Математические соревнования.

Знакомство с математическими соревнованиями: «Математическая драка», «Устная олимпиада», «Математический аукцион», «Интеллектуальный марафон», «Математический бой». Проведение математического боя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие 20.

Делимость и остатки. Остатки.

1.Вспомнить деление с остатком из школьного курса.

Выполнить деление 478 на 9 .

Записать в виде:

Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо умножить неполное частное на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.

, где r – остаток и  .

2.Новый материал.

Задача 1.Найти остаток от деления числа  на 3.

Решение. Замечательно то, что необязательно вычислять данное выражение. Заменим каждое число его остатком при делении на 3.

22:3=7(ост.1)                    44:3=14(ост.2)

50:3=16(ост.2)                  10:3=(ост.1)

, а 4:3=1(ост.1)

Ответ: остаток 1.

Можно проверить, выполнив вычисления.

Запишем:

  1. Сумма любых двух натуральных чисел и сумма их остатков имеют одинаковые остатки при делении на некоторое число.
  2. Произведение двух натуральных чисел и произведение их остатков имеют одинаковые остатки при делении  на некоторое число.

Задача 2. Найдите остатки от деления.

а)  на 7

б) 9100 на 8.

Решение.

а) Запишем пример  в виде

  (делим столбиком), остаток 1.

  (делим столбиком), остаток 2.

Можно догадаться, что при делении 1991 на 7 – остаток 3, а при делении 1992 на 7- остаток 4.Заменим числа в примере остатками, получим:

,       70:7=10-делится нацело.

Ответ: остаток равен 0.

б) 9100-это произведение ста девяток

9:8=1(ост.1)

Заменим остатками:  

Ответ: остаток равен 1.

Задача 3.Докажите, что N3+2N делится на 3 для любого натурального

 числа N.

Решение. Перебор  остатков (0, 1, 2)

1) r=0         N3=,  значит N3 тоже имеет остаток 0, т.е делится на 3.

                 2N заменим остатками , тоже делится на 3.

Значит и число N3+2N (по св-ву 1)делится на 3.

2) r=1          N3 даёт остаток 1, 2N – остаток 2,

а N3+2N:   1+2=3,   3:3=1 , т.е. делится.

3) r=2          N3 даёт остаток , 8:3=2(ост.2)

                    2N даёт остаток ,   4:3=1(ост.1)

N3+2N:      2+1=3,   3:3=1, т.е. делится.

Что и т.д.

3. Домашнее задание.

 Задача 1. Найдите остаток от деления 2100 на 3.

 Задача 2. Докажите, что N5+4N делится на 5 при любом натуральном N.

4. Итог занятия, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся

Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе

Фор­мирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работеПроблема формирования познавательного интереса к математике пред­ставляет собой особую з...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....

Формирование у учащихся познавательного интереса к математике (из опыта работы)

В статье раскрываются необходимости возможность применения деятельностного подхода в процессе обучения математикеПроанализированы причины снижения познавательного интереса школьников к обучению ...