Литературная гостиная "В гостях у дедушки Мазая"
методическая разработка по теме
Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».
Цели мероприятия:
1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению стихотворений, развивать речь, память, образное мышление, творческие способности.
2. Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные умения и навыки, желание и умение участвовать во внеклассных мероприятиях, чувство ответственности, интерес к чтению художественной литературы.
Мотивация выбора темы:данное мероприятие приурочено к 190-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 46.5 КБ |
literaturnaya_gostinaya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».
Цели мероприятия:
1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению стихотворений, развивать речь, память, образное мышление, творческие способности.
2. Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные умения и навыки, желание и умение участвовать во внеклассных мероприятиях, чувство ответственности, интерес к чтению художественной литературы.
Мотивация выбора темы: данное мероприятие приурочено к 190-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова.
Ход мероприятия:
Ведущий 1.(учитель) – Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове – 10 декабря этого года ему исполнилось бы 190 лет со дня рождения.
Дед Мазай. (учащийся)– Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Я – дедушка Мазай, живу я в деревне среди дремучих лесов. Много разных историй знаю. И вот однажды на охоте я познакомился с удивительным человеком, который очень любил слушать мои истории, даже одну из них написал в стихотворении «Дед Мазай и зайцы». Имя этого человека – Николай Алексеевич Некрасов.
(Показ портрета Н.А.Некрасова).
Ведущий 2.(учитель) – Итак, ребята,10 декабря исполняется 190 лет со дня рождения Н.А.Некрасова.
Своё детство Н.А.Некрасов провёл в селе Грешнёво, близ города Ярославля. Его родители были помещиками, и вся семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец запрещал Коле бывать в этих избах, играть с детьми крепостных, ведь Коля – помещик, будущий хозяин. Он должен уметь приказывать этим ребятам, а не бегать с ними по окрестностям села. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ребятами лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на салазках с крутых берегов Волги.
Ведущий 1. – В 11 лет Коля поступает в гимназию, но учится там всего 5 лет, так как отец отказывается платить за обучение.
Через год Николай едет в Петербург, чтобы поступить в университет, но отец не желает помогать ему, и мечта учиться в университете не исполняется.
Николаю Алексеевичу пришлось много работать, чтобы прокормить себя. И всё же, преодолев все трудности жизни, Некрасов становится великим поэтом.
Дед Мазай. – А когда Николай Алексеевич стал поэтом, он посвятил много стихов крестьянским детям. В них он с любовью и нежностью говорил о жизни детей-бедняков. Одно из таких стихотворений называется «Крестьянские дети».
(Учащиеся 5 классов читают отрывки из стихотворения. Показ иллюстраций)
Крестьянские дети.
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой - (ведущий 1)
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Ведущий 2. – Н.А.Некрасов любил детей, жалел их, призывал их дорожить каждым мигом детства, так как это самая счастливая пора жизни человека, несмотря ни на какие трудности. «Играйте же, дети!»
Ведущий 1. – Но крестьянские дети умели не только бегать и играть. С раннего детства их ждал тяжёлый, а иногда и изнурительный труд. «Им рано знакомы труды» - говорил Некрасов. В деревне дети вынуждены были принимать участие в тяжёлом крестьянском труде.
"Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!"
(Двое учащихся инсценируют стихотворение «Мужичок с ноготок» - охотник одет по зимнему, за плечами – ружьё, мужичок с ноготок – маленький мальчик в фуфайке, больших рукавицах, валенках).
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
- "Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
- "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
- "Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
- "А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Ведущий 2. – А в городе дети работали на равнее со взрослыми на фабриках и заводах по 12 часов в сутки, а получали за это в два раза меньше взрослых.
Ведущий 1.- Послушаем стихотворение Н.Некрасова «Плач детей»
Плач детей.
"В золотую пору малолетства
Всё живое - счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства (ведущий)
Дань забав и радости берет.
(учащиеся)
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться, -
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Дед Мазай. – Некрасову было горько видеть, как гибнет любознательность детей в непосильных трудах, а ум – от невозможности развивать его в учении. А деревенские ребятишки жадно тянулись к знаниям. В стихотворении «Школьник» Некрасов высказывает глубокое убеждение, что из народной среды выходит много умных, талантливых людей.
Ведущий 2. –
Некрасов Н. А. - «Школьник»
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
- Эй, садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Ведущий 1. – Праздником для деревенских ребятишек было, когда в деревню приходил коробейник.
Ведущий 2. – Ребята, а вы знаете, кто такой коробейник? Это бродячий торговец различными товарами. Продавал он всё – и пряники, и орехи, и кружево, и книжки. Вот за книжками то и охотились крестьянские мальчишки и девчонки.
(Учащиеся инсценируют стихотворение «Дядюшка Яков»).
На сцене появляется коробейник. Сразу к нему сбегаются ребятишки, заглядывают к нему в короб.
Автор.
Дом - не тележка у дядюшки Якова.
Господи боже! чего-то в ней нет!
Ездит старик, продает понемногу.
Коробейник
Эй, малолетки!
Пряники редки!
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь – любы,
Раскусишь - сладки,
Оближешь губы!
(Раздаёт детям бублики. Одна девочка стоит в сторонке, ничего не покупает – это Феклуша).
Коробейник
"У дядюшки у Якова
Хватит про всякого.
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Букварь не сайка,
А как раскусишь,
Слаще ореха!
Умен с ним будешь,
Денег добудешь...
(продаёт буквари)
По буквари!
По буквари!
Хватай - бери!
Читай - смотри!"
(Подходит к Феклуше, гладит её по голове, даёт букварь).
Автор.
Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидела в книжках картинки,
Так на глазах навернулись слезинки.
Сжалился, дал ей букварь старина:
Коробейник
"Коли бедна ты, так будь ты умна!"
Ведущий 1. – Но что мог сделать один или даже несколько таких дядюшек Яковов? Ведь Феклуша была не одна, тысячи детей не могли учиться, они должны были с детства зарабатывать свой хлеб.
Дед Мазай. – Н.А.Некрасов очень любил охоту и в свободное время бродил по ярославским и костромским лесам. Вот на охоте и встретился я с ним, и рассказал ему историю про зайцев, которую Николай Алексеевич написал в стихах и назвал «Дедушка Мазай и зайцы».
Ведущий 2. – И сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, снятый по этому стихотворению.
(Просмотр мультфильма).
Ведущий 1. – Творчество Н.А.Некрасова составляет особую страницу в истории русской литературы. Весь свой огромный талант Некрасов отдал служению народу. Мы сегодня в нашей литературной гостиной познакомили вас со стихотворениями, рассказывающими о жизни детей в дореволюционной России.
Ведущий 2. – Мы надеемся, что вам понравились стихотворения Н.А.Некрасова, запомнились обаятельные образы крестьянских ребятишек и вы будете приходить в библиотеку для того, чтобы продолжать знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».
Цели мероприятия:
1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению стихотворений, развивать речь, память, образное мышление, творческие способности.
2. Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные умения и навыки, желание и умение участвовать во внеклассных мероприятиях, чувство ответственности, интерес к чтению художественной литературы.
Мотивация выбора темы: данное мероприятие приурочено к 190-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова.
Ход мероприятия:
Ведущий 1.(учитель) – Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове – 10 декабря этого года ему исполнилось бы 190 лет со дня рождения.
Дед Мазай. (учащийся)– Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Я – дедушка Мазай, живу я в деревне среди дремучих лесов. Много разных историй знаю. И вот однажды на охоте я познакомился с удивительным человеком, который очень любил слушать мои истории, даже одну из них написал в стихотворении «Дед Мазай и зайцы». Имя этого человека – Николай Алексеевич Некрасов.
(Показ портрета Н.А.Некрасова).
Ведущий 2.(учитель) – Итак, ребята,10 декабря исполняется 190 лет со дня рождения Н.А.Некрасова.
Своё детство Н.А.Некрасов провёл в селе Грешнёво, близ города Ярославля. Его родители были помещиками, и вся семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец запрещал Коле бывать в этих избах, играть с детьми крепостных, ведь Коля – помещик, будущий хозяин. Он должен уметь приказывать этим ребятам, а не бегать с ними по окрестностям села. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ребятами лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на салазках с крутых берегов Волги.
Ведущий 1. – В 11 лет Коля поступает в гимназию, но учится там всего 5 лет, так как отец отказывается платить за обучение.
Через год Николай едет в Петербург, чтобы поступить в университет, но отец не желает помогать ему, и мечта учиться в университете не исполняется.
Николаю Алексеевичу пришлось много работать, чтобы прокормить себя. И всё же, преодолев все трудности жизни, Некрасов становится великим поэтом.
Дед Мазай. – А когда Николай Алексеевич стал поэтом, он посвятил много стихов крестьянским детям. В них он с любовью и нежностью говорил о жизни детей-бедняков. Одно из таких стихотворений называется «Крестьянские дети».
(Учащиеся 5 классов читают отрывки из стихотворения. Показ иллюстраций)
Крестьянские дети.
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой - (ведущий 1)
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Ведущий 2. – Н.А.Некрасов любил детей, жалел их, призывал их дорожить каждым мигом детства, так как это самая счастливая пора жизни человека, несмотря ни на какие трудности. «Играйте же, дети!»
Ведущий 1. – Но крестьянские дети умели не только бегать и играть. С раннего детства их ждал тяжёлый, а иногда и изнурительный труд. «Им рано знакомы труды» - говорил Некрасов. В деревне дети вынуждены были принимать участие в тяжёлом крестьянском труде.
"Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!"
(Двое учащихся инсценируют стихотворение «Мужичок с ноготок» - охотник одет по зимнему, за плечами – ружьё, мужичок с ноготок – маленький мальчик в фуфайке, больших рукавицах, валенках).
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
- "Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
- "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
- "Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
- "А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Ведущий 2. – А в городе дети работали на равнее со взрослыми на фабриках и заводах по 12 часов в сутки, а получали за это в два раза меньше взрослых.
Ведущий 1.- Послушаем стихотворение Н.Некрасова «Плач детей»
Плач детей.
"В золотую пору малолетства
Всё живое - счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства (ведущий)
Дань забав и радости берет.
(учащиеся)
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться, -
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Дед Мазай. – Некрасову было горько видеть, как гибнет любознательность детей в непосильных трудах, а ум – от невозможности развивать его в учении. А деревенские ребятишки жадно тянулись к знаниям. В стихотворении «Школьник» Некрасов высказывает глубокое убеждение, что из народной среды выходит много умных, талантливых людей.
Ведущий 2. –
Некрасов Н. А. - «Школьник»
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
- Эй, садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Ведущий 1. – Праздником для деревенских ребятишек было, когда в деревню приходил коробейник.
Ведущий 2. – Ребята, а вы знаете, кто такой коробейник? Это бродячий торговец различными товарами. Продавал он всё – и пряники, и орехи, и кружево, и книжки. Вот за книжками то и охотились крестьянские мальчишки и девчонки.
(Учащиеся инсценируют стихотворение «Дядюшка Яков»).
На сцене появляется коробейник. Сразу к нему сбегаются ребятишки, заглядывают к нему в короб.
Автор.
Дом - не тележка у дядюшки Якова.
Господи боже! чего-то в ней нет!
Ездит старик, продает понемногу.
Коробейник
Эй, малолетки!
Пряники редки!
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь – любы,
Раскусишь - сладки,
Оближешь губы!
(Раздаёт детям бублики. Одна девочка стоит в сторонке, ничего не покупает – это Феклуша).
Коробейник
"У дядюшки у Якова
Хватит про всякого.
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Букварь не сайка,
А как раскусишь,
Слаще ореха!
Умен с ним будешь,
Денег добудешь...
(продаёт буквари)
По буквари!
По буквари!
Хватай - бери!
Читай - смотри!"
(Подходит к Феклуше, гладит её по голове, даёт букварь).
Автор.
Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидела в книжках картинки,
Так на глазах навернулись слезинки.
Сжалился, дал ей букварь старина:
Коробейник
"Коли бедна ты, так будь ты умна!"
Ведущий 1. – Но что мог сделать один или даже несколько таких дядюшек Яковов? Ведь Феклуша была не одна, тысячи детей не могли учиться, они должны были с детства зарабатывать свой хлеб.
Дед Мазай. – Н.А.Некрасов очень любил охоту и в свободное время бродил по ярославским и костромским лесам. Вот на охоте и встретился я с ним, и рассказал ему историю про зайцев, которую Николай Алексеевич написал в стихах и назвал «Дедушка Мазай и зайцы».
Ведущий 2. – И сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, снятый по этому стихотворению.
(Просмотр мультфильма).
Ведущий 1. – Творчество Н.А.Некрасова составляет особую страницу в истории русской литературы. Весь свой огромный талант Некрасов отдал служению народу. Мы сегодня в нашей литературной гостиной познакомили вас со стихотворениями, рассказывающими о жизни детей в дореволюционной России.
Ведущий 2. – Мы надеемся, что вам понравились стихотворения Н.А.Некрасова, запомнились обаятельные образы крестьянских ребятишек и вы будете приходить в библиотеку для того, чтобы продолжать знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1кл. "В гости к дедушке Корнею"
Интегрированное внеклассное мероприятие проведено с первоклассниками, посещающими логопедические занятия и группу продленного дня....
новогодний сценарий "В гости к Дедушке Морозу" для дошкольников
Данный сценарий новогоднего утренника для детей дошкольного возраста. Для малышей можно сократить, а для детей 4-6 лет использовать полностью....
Презентация к уроку чтения по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
В данном материале представлена презентация к уроку чтения в 4 классе С(к)ОУ VIII вида по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"....
Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"
Цели:1. Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни ...
Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...
Литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея"
Цели:· Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.· Формирование у детей усто...
Народная подвижная игра "Дедушка Мазай"
Подвижная игра для младших школьников....