Литературная гостиная "В гостях у дедушки Мазая"
методическая разработка по теме

 

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».

 

   Цели мероприятия:

1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению стихотворений, развивать речь, память, образное мышление, творческие способности.

2. Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные умения и  навыки, желание и умение участвовать во внеклассных мероприятиях, чувство ответственности, интерес к чтению художественной литературы.

 

   Мотивация выбора темы:данное мероприятие приурочено к 190-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».

   Цели мероприятия:

1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению стихотворений, развивать речь, память, образное мышление, творческие способности.

2. Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные умения и  навыки, желание и умение участвовать во внеклассных мероприятиях, чувство ответственности, интерес к чтению художественной литературы.

   Мотивация выбора темы: данное мероприятие приурочено к 190-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова.

        Ход мероприятия:

  Ведущий 1.(учитель) – Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове – 10 декабря этого года ему исполнилось бы 190 лет со дня рождения.

  Дед Мазай.  (учащийся)– Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Я – дедушка Мазай, живу я в деревне среди дремучих лесов. Много разных историй знаю. И вот однажды на охоте я познакомился с удивительным человеком, который очень любил слушать мои истории, даже одну из них написал в стихотворении «Дед Мазай и зайцы». Имя этого человека – Николай Алексеевич Некрасов.

(Показ портрета Н.А.Некрасова).

  Ведущий 2.(учитель) – Итак, ребята,10 декабря исполняется 190 лет со дня рождения Н.А.Некрасова.

  Своё детство Н.А.Некрасов провёл в селе Грешнёво, близ города Ярославля. Его родители были помещиками, и вся семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец запрещал   Коле бывать в этих избах, играть с детьми крепостных, ведь Коля – помещик, будущий хозяин. Он должен уметь приказывать этим ребятам, а не бегать с ними по окрестностям села. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ребятами лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на салазках с крутых берегов Волги.

  Ведущий 1. –   В 11 лет Коля поступает в гимназию, но учится там всего 5 лет, так как отец отказывается платить за обучение.

  Через год Николай едет в Петербург, чтобы поступить в университет, но отец не желает помогать ему, и мечта учиться в университете не исполняется.

  Николаю Алексеевичу пришлось много работать, чтобы прокормить себя. И всё же, преодолев все трудности жизни, Некрасов становится великим поэтом.

   Дед Мазай. – А когда Николай Алексеевич стал поэтом, он посвятил много стихов крестьянским детям. В них он с любовью и нежностью говорил о жизни детей-бедняков. Одно из таких стихотворений называется «Крестьянские дети».

(Учащиеся 5 классов читают отрывки из стихотворения. Показ иллюстраций)

      Крестьянские дети.

 Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

 Вот из лесу вышли - навстречу как раз

 Синеющей лентой, извилистой, длинной,

 Река луговая: спрыгнули гурьбой,

 И русых головок над речкой пустынной

 Что белых грибов на полянке лесной!

 Вернулись. У каждого полно лукошко,

 А сколько рассказов! Попался косой,

 Поймали ежа, заблудились немножко

 И видели волка... у, страшный какой!

 Грибная пора отойти не успела,

 Гляди - уж чернехоньки губы у всех,

 Набили оскому: черница поспела!

 А там и малина, брусника, орех!

 Ребяческий крик, повторяемый эхом,

 С утра и до ночи гремит по лесам.

Играйте же, дети! Растите на воле!

 На то вам и красное детство дано,

 Храните свое вековое наследство,

 Любите свой хлеб трудовой -        (ведущий 1)

 И пусть обаянье поэзии детства

 Проводит вас в недра землицы родной!..

Ведущий 2. – Н.А.Некрасов любил детей, жалел их, призывал их дорожить каждым мигом детства, так как это самая счастливая пора жизни человека, несмотря ни на какие трудности. «Играйте же, дети!»

Ведущий 1. –  Но крестьянские дети умели не только бегать и играть. С раннего детства их ждал тяжёлый, а иногда и изнурительный труд. «Им рано знакомы труды» - говорил Некрасов. В деревне дети вынуждены были принимать участие в тяжёлом крестьянском труде.

"Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

 Пора за работу, родной!"

(Двое учащихся инсценируют стихотворение «Мужичок с ноготок» - охотник одет по зимнему, за плечами – ружьё, мужичок с ноготок – маленький мальчик в фуфайке, больших рукавицах, валенках).

Однажды, в студеную зимнюю пору

 Я из лесу вышел; был сильный мороз.

 Гляжу, поднимается медленно в гору

 Лошадка, везущая хворосту воз.

 И шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок

 В больших сапогах, в полушубке овчинном,

 В больших рукавицах... а сам с ноготок!

 "Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"

 - "Уж больно ты грозен, как я погляжу!

 Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;

 Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

 (В лесу раздавался топор дровосека.)

 "А что, у отца-то большая семья?"

 - "Семья-то большая, да два человека

 Всего мужиков-то: отец мой да я..."

 - "Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".

 - "А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...

 Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,

 Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Ведущий 2. – А в городе дети работали на равнее со взрослыми на фабриках и заводах по 12 часов в сутки, а получали за это в два раза меньше взрослых.

Ведущий 1.- Послушаем стихотворение Н.Некрасова «Плач детей»

                Плач детей.

"В золотую пору малолетства

 Всё живое - счастливо живет,

 Не трудясь, с ликующего детства  (ведущий)

 Дань забав и радости берет.

       (учащиеся)

 Только нам гулять не довелося

 По полям, по нивам золотым:

 Целый день на фабриках колеса

 Мы вертим - вертим - вертим!

 Где уж нам, измученным в неволе,

 Ликовать, резвиться и скакать!

 Если б нас теперь пустили в поле,

 Мы в траву попадали бы - спать.

 Нам домой скорей бы воротиться, -

 Но зачем идем мы и туда?..

 Сладко нам и дома не забыться:

 Встретит нас забота и нужда!

   Дед Мазай. – Некрасову было горько видеть, как гибнет любознательность детей в непосильных трудах, а ум – от невозможности развивать его в учении. А деревенские ребятишки жадно тянулись к знаниям. В стихотворении «Школьник» Некрасов высказывает глубокое убеждение, что из народной среды выходит много умных, талантливых людей.

Ведущий 2. –

 Некрасов Н. А. - «Школьник»

 - Ну, пошел же, ради бога!

 Небо, ельник и песок -

 Невеселая дорога...

 - Эй, садись ко мне, дружок!

 Ноги босы, грязно тело,

 И едва прикрыта грудь...

 Не стыдися! что за дело?

 Это многих славный путь.

 Вижу я в котомке книжку.

 Так учиться ты идешь...

 Знаю: батька на сынишку

 Издержал последний грош.

 

 Не без добрых душ на свете -

 Кто-нибудь свезет в Москву,

 Будешь в университете -

 Сон свершится наяву!

Ведущий 1. – Праздником для деревенских ребятишек было, когда в деревню приходил коробейник.

Ведущий 2. – Ребята, а вы знаете, кто такой коробейник? Это бродячий торговец различными товарами. Продавал он всё – и пряники, и орехи, и кружево, и книжки. Вот за книжками то и охотились крестьянские мальчишки и девчонки.

    (Учащиеся инсценируют стихотворение «Дядюшка Яков»).

На сцене появляется коробейник. Сразу к нему сбегаются ребятишки, заглядывают к нему в короб.

Автор.

Дом - не тележка у дядюшки Якова.

 Господи боже! чего-то в ней нет!

 Ездит старик, продает понемногу.

 Коробейник

Эй, малолетки!

Пряники редки!

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

 Киты, лошадки!

Посмотришь – любы,

Раскусишь - сладки,

Оближешь губы!

(Раздаёт детям бублики. Одна девочка стоит в сторонке, ничего не покупает – это Феклуша).

Коробейник

 "У дядюшки у Якова

 Хватит про всякого.

 Мальчик-сударик,

 Купи букварик!

 Букварь не сайка,

 А как раскусишь,

 Слаще ореха!

Умен с ним будешь,

 Денег добудешь...

(продаёт буквари)

 По буквари!

 По буквари!

 Хватай - бери!

 Читай - смотри!"

 

(Подходит к Феклуше, гладит её по голове, даёт букварь).

 Автор.

Молча крепилась Феклуша-сиротка,

 Глядя, как пряники дети жуют,

 А как увидела в книжках картинки,

 Так на глазах навернулись слезинки.

 Сжалился, дал ей букварь старина:

Коробейник

 "Коли бедна ты, так будь ты умна!"

Ведущий 1. – Но что мог сделать один или даже несколько таких дядюшек Яковов? Ведь Феклуша была не одна, тысячи детей не могли учиться, они должны были с детства зарабатывать свой хлеб.

Дед Мазай. – Н.А.Некрасов очень любил охоту и в свободное время бродил по ярославским и костромским лесам. Вот на охоте и встретился я с ним, и рассказал ему историю про зайцев, которую Николай Алексеевич написал в стихах и назвал «Дедушка Мазай и зайцы».

Ведущий 2. – И сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, снятый по этому стихотворению.

 (Просмотр мультфильма).

Ведущий 1. – Творчество Н.А.Некрасова составляет особую страницу в истории русской литературы. Весь свой огромный талант Некрасов отдал служению народу. Мы сегодня в нашей литературной гостиной познакомили вас со стихотворениями, рассказывающими о жизни детей в дореволюционной России.

 

Ведущий 2. – Мы надеемся, что вам понравились стихотворения Н.А.Некрасова, запомнились обаятельные образы крестьянских ребятишек и вы будете приходить в библиотеку для того, чтобы продолжать знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

   



Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».

   Цели мероприятия:

1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению стихотворений, развивать речь, память, образное мышление, творческие способности.

2. Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные умения и  навыки, желание и умение участвовать во внеклассных мероприятиях, чувство ответственности, интерес к чтению художественной литературы.

   Мотивация выбора темы: данное мероприятие приурочено к 190-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова.

        Ход мероприятия:

  Ведущий 1.(учитель) – Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове – 10 декабря этого года ему исполнилось бы 190 лет со дня рождения.

  Дед Мазай.  (учащийся)– Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Я – дедушка Мазай, живу я в деревне среди дремучих лесов. Много разных историй знаю. И вот однажды на охоте я познакомился с удивительным человеком, который очень любил слушать мои истории, даже одну из них написал в стихотворении «Дед Мазай и зайцы». Имя этого человека – Николай Алексеевич Некрасов.

(Показ портрета Н.А.Некрасова).

  Ведущий 2.(учитель) – Итак, ребята,10 декабря исполняется 190 лет со дня рождения Н.А.Некрасова.

  Своё детство Н.А.Некрасов провёл в селе Грешнёво, близ города Ярославля. Его родители были помещиками, и вся семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец запрещал   Коле бывать в этих избах, играть с детьми крепостных, ведь Коля – помещик, будущий хозяин. Он должен уметь приказывать этим ребятам, а не бегать с ними по окрестностям села. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ребятами лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на салазках с крутых берегов Волги.

  Ведущий 1. –   В 11 лет Коля поступает в гимназию, но учится там всего 5 лет, так как отец отказывается платить за обучение.

  Через год Николай едет в Петербург, чтобы поступить в университет, но отец не желает помогать ему, и мечта учиться в университете не исполняется.

  Николаю Алексеевичу пришлось много работать, чтобы прокормить себя. И всё же, преодолев все трудности жизни, Некрасов становится великим поэтом.

   Дед Мазай. – А когда Николай Алексеевич стал поэтом, он посвятил много стихов крестьянским детям. В них он с любовью и нежностью говорил о жизни детей-бедняков. Одно из таких стихотворений называется «Крестьянские дети».

(Учащиеся 5 классов читают отрывки из стихотворения. Показ иллюстраций)

      Крестьянские дети.

 Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

 Вот из лесу вышли - навстречу как раз

 Синеющей лентой, извилистой, длинной,

 Река луговая: спрыгнули гурьбой,

 И русых головок над речкой пустынной

 Что белых грибов на полянке лесной!

 Вернулись. У каждого полно лукошко,

 А сколько рассказов! Попался косой,

 Поймали ежа, заблудились немножко

 И видели волка... у, страшный какой!

 Грибная пора отойти не успела,

 Гляди - уж чернехоньки губы у всех,

 Набили оскому: черница поспела!

 А там и малина, брусника, орех!

 Ребяческий крик, повторяемый эхом,

 С утра и до ночи гремит по лесам.

Играйте же, дети! Растите на воле!

 На то вам и красное детство дано,

 Храните свое вековое наследство,

 Любите свой хлеб трудовой -        (ведущий 1)

 И пусть обаянье поэзии детства

 Проводит вас в недра землицы родной!..

Ведущий 2. – Н.А.Некрасов любил детей, жалел их, призывал их дорожить каждым мигом детства, так как это самая счастливая пора жизни человека, несмотря ни на какие трудности. «Играйте же, дети!»

Ведущий 1. –  Но крестьянские дети умели не только бегать и играть. С раннего детства их ждал тяжёлый, а иногда и изнурительный труд. «Им рано знакомы труды» - говорил Некрасов. В деревне дети вынуждены были принимать участие в тяжёлом крестьянском труде.

"Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

 Пора за работу, родной!"

(Двое учащихся инсценируют стихотворение «Мужичок с ноготок» - охотник одет по зимнему, за плечами – ружьё, мужичок с ноготок – маленький мальчик в фуфайке, больших рукавицах, валенках).

Однажды, в студеную зимнюю пору

 Я из лесу вышел; был сильный мороз.

 Гляжу, поднимается медленно в гору

 Лошадка, везущая хворосту воз.

 И шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок

 В больших сапогах, в полушубке овчинном,

 В больших рукавицах... а сам с ноготок!

 "Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"

 - "Уж больно ты грозен, как я погляжу!

 Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;

 Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

 (В лесу раздавался топор дровосека.)

 "А что, у отца-то большая семья?"

 - "Семья-то большая, да два человека

 Всего мужиков-то: отец мой да я..."

 - "Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".

 - "А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...

 Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,

 Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Ведущий 2. – А в городе дети работали на равнее со взрослыми на фабриках и заводах по 12 часов в сутки, а получали за это в два раза меньше взрослых.

Ведущий 1.- Послушаем стихотворение Н.Некрасова «Плач детей»

                Плач детей.

"В золотую пору малолетства

 Всё живое - счастливо живет,

 Не трудясь, с ликующего детства  (ведущий)

 Дань забав и радости берет.

       (учащиеся)

 Только нам гулять не довелося

 По полям, по нивам золотым:

 Целый день на фабриках колеса

 Мы вертим - вертим - вертим!

 Где уж нам, измученным в неволе,

 Ликовать, резвиться и скакать!

 Если б нас теперь пустили в поле,

 Мы в траву попадали бы - спать.

 Нам домой скорей бы воротиться, -

 Но зачем идем мы и туда?..

 Сладко нам и дома не забыться:

 Встретит нас забота и нужда!

   Дед Мазай. – Некрасову было горько видеть, как гибнет любознательность детей в непосильных трудах, а ум – от невозможности развивать его в учении. А деревенские ребятишки жадно тянулись к знаниям. В стихотворении «Школьник» Некрасов высказывает глубокое убеждение, что из народной среды выходит много умных, талантливых людей.

Ведущий 2. –

 Некрасов Н. А. - «Школьник»

 - Ну, пошел же, ради бога!

 Небо, ельник и песок -

 Невеселая дорога...

 - Эй, садись ко мне, дружок!

 Ноги босы, грязно тело,

 И едва прикрыта грудь...

 Не стыдися! что за дело?

 Это многих славный путь.

 Вижу я в котомке книжку.

 Так учиться ты идешь...

 Знаю: батька на сынишку

 Издержал последний грош.

 

 Не без добрых душ на свете -

 Кто-нибудь свезет в Москву,

 Будешь в университете -

 Сон свершится наяву!

Ведущий 1. – Праздником для деревенских ребятишек было, когда в деревню приходил коробейник.

Ведущий 2. – Ребята, а вы знаете, кто такой коробейник? Это бродячий торговец различными товарами. Продавал он всё – и пряники, и орехи, и кружево, и книжки. Вот за книжками то и охотились крестьянские мальчишки и девчонки.

    (Учащиеся инсценируют стихотворение «Дядюшка Яков»).

На сцене появляется коробейник. Сразу к нему сбегаются ребятишки, заглядывают к нему в короб.

Автор.

Дом - не тележка у дядюшки Якова.

 Господи боже! чего-то в ней нет!

 Ездит старик, продает понемногу.

 Коробейник

Эй, малолетки!

Пряники редки!

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

 Киты, лошадки!

Посмотришь – любы,

Раскусишь - сладки,

Оближешь губы!

(Раздаёт детям бублики. Одна девочка стоит в сторонке, ничего не покупает – это Феклуша).

Коробейник

 "У дядюшки у Якова

 Хватит про всякого.

 Мальчик-сударик,

 Купи букварик!

 Букварь не сайка,

 А как раскусишь,

 Слаще ореха!

Умен с ним будешь,

 Денег добудешь...

(продаёт буквари)

 По буквари!

 По буквари!

 Хватай - бери!

 Читай - смотри!"

 

(Подходит к Феклуше, гладит её по голове, даёт букварь).

 Автор.

Молча крепилась Феклуша-сиротка,

 Глядя, как пряники дети жуют,

 А как увидела в книжках картинки,

 Так на глазах навернулись слезинки.

 Сжалился, дал ей букварь старина:

Коробейник

 "Коли бедна ты, так будь ты умна!"

Ведущий 1. – Но что мог сделать один или даже несколько таких дядюшек Яковов? Ведь Феклуша была не одна, тысячи детей не могли учиться, они должны были с детства зарабатывать свой хлеб.

Дед Мазай. – Н.А.Некрасов очень любил охоту и в свободное время бродил по ярославским и костромским лесам. Вот на охоте и встретился я с ним, и рассказал ему историю про зайцев, которую Николай Алексеевич написал в стихах и назвал «Дедушка Мазай и зайцы».

Ведущий 2. – И сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, снятый по этому стихотворению.

 (Просмотр мультфильма).

Ведущий 1. – Творчество Н.А.Некрасова составляет особую страницу в истории русской литературы. Весь свой огромный талант Некрасов отдал служению народу. Мы сегодня в нашей литературной гостиной познакомили вас со стихотворениями, рассказывающими о жизни детей в дореволюционной России.

 

Ведущий 2. – Мы надеемся, что вам понравились стихотворения Н.А.Некрасова, запомнились обаятельные образы крестьянских ребятишек и вы будете приходить в библиотеку для того, чтобы продолжать знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1кл. "В гости к дедушке Корнею"

Интегрированное внеклассное мероприятие проведено с первоклассниками, посещающими логопедические занятия и группу продленного дня....

новогодний сценарий "В гости к Дедушке Морозу" для дошкольников

Данный сценарий новогоднего утренника для детей дошкольного возраста. Для малышей можно сократить, а для детей 4-6 лет использовать полностью....

Презентация к уроку чтения по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

В данном материале представлена презентация к уроку чтения в 4 классе С(к)ОУ VIII вида по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"....

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"

Цели:1.      Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни ...

Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея"

Цели:·         Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.·         Формирование у детей усто...

Народная подвижная игра "Дедушка Мазай"

Подвижная игра для младших школьников....