Воспитательная система класса
методическая разработка на тему
Воспитательная система класса « Зажги свою звезду! » направлена на создание условий для формирования личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, обладающей социально необходимыми качествами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsk_zazhgi_svoyu_zvezdu_demidovskaya_a.m.shk_.no_451.doc | 428.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор;Демидовская Алена Марковна, учитель математики и экономики МОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Обоснование_____________________________________________2
2.Аналитическая часть______________________________________8
3.Концептуальная часть_____________________________________26
4.Целеполагание___________________________________________30
5.Механизм реализации ВСК_________________________________35
6.Управление ВСК__________________________________________65
7. Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы____________________________________74
8. Ожидаемые результаты __________________________________84
9.Литература______________________________________________86
10.Приложение____________________________________________88
Обоснование.
Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях, и привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на подрастающее поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.
Формирование жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.
В этих условиях резко возрастает роль общеобразовательной школы как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры. Акцент на воспитательную функцию в образовании стал неизбежен: возникла необходимость в адаптации к новым условиям жизни, развития процесса социализации ребенка, модернизации содержания форм, методов, условий воспитания. Воспитательная среда сегодня является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Вершиной такого уровня взаимодействия является возникающее у всех ее участников чувства успешности, свободы, творчества.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района г.Н.Новгорода – это школа, которая прямо ориентируется на решение задачи воспитания современно образованных, нравственных, предприимчивых молодых людей, способных к самостоятельному принятию решения выбора, сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовностью к межкультурному взаимодействию, готовых нести личную ответственность за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Совокупность перечисленных качеств определяет понятие успешности выпускника школы.
МОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов выстраивает свою миссию в образовательном пространстве г. Н.Новгорода и Приокского района в условиях отдаленности от ведущих учреждений культуры города, недостаточно развитой системы дополнительного образования в районе, при наличии высокого социального заказа со стороны родителей учащихся школы:
Социальный заказ школе со стороны родителей обучающихся
Подавляющее большинство родителей считает, что школа должна заниматься не только образованием детей, но и их воспитанием, создавать условия психологического комфорта ребенку в процессе его воспитания, стремиться к духовно- нравственному становлению личности.
Родители видят смысл школьного образования в:
1
2
3
4
5
6
1- Подготовка в ВУЗ
2- Познание основ наук
3- Подготовка к получению
профессии
4- Развитие интересов и
способностей
5- Понимание окружающей
жизни
6- Самопознание,
самосовершенствование
Качества личности, которые, по мнению родителей, школа должна воспитывать в ребёнке
По мнению психологов, именно в период отрочества формируются такие качества личности, которые позволят ребенку успешно самореализоваться и социализироваться в обществе.
На основании данных исследований МОУ СОШ № 45 определила направление своего развития как «Школы успеха».
Понятие успех мы соотносим с уровнем притязаний человека, характеризующимся степенью сложности задач, им выбираемых, уровнем трудности целей, на достижение которых он претендует. Успешный выпускник в нашем понимании это тот, кто обладает готовностью и стремлением к максимальному использованию и развитию своих талантов, способностей, возможностей и т.п.
Ценностно-целевые ориентации «Школы успеха» соответствуют пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
- научить получать знания – учить учиться;
- научить работать и зарабатывать – учение для труда;
- научить жить – учение для бытия;
- научить жить вместе – учение для совместной жизни;
и традиционным ценностям российского образования, сформулированными в законе Российской Федерации «Об образовании», в государственном минимуме социальных услуг по воспитанию РФ:
- Гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, любви к Родне, семье;
- Представление о нравственности, приобщение к системе культурных ценностей;
- Трудолюбие, готовность к осознанному выбору профессии;
- Ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- Эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных видах творческой деятельности;
- Организаторская культура, коммуникативные умения и навыки, активная жизненная позиция.
Автор данной программы видит свою роль в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития личности учащегося как индивидуальности. Основная и очень ответственная задача классного руководителя – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Главным результатом считает формирование у школьников способностей осуществлять личностную самореализацию и профессиональное самоопределение, активно включаться в жизнь общества, бережно сохраняя его социально-культурные ценности и творчески преобразуя и развивая их, сознательно выполнять различные социальные роли, предвидеть и разрешать возникающие жизненные проблемы, принимать ответственные решения.
Воспитательная система класса «Зажги свою звезду!» разработана на основе нормативно- правовой базы развития в системе образования:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992) № 3266-1; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995гю № 82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995г. № 98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ);
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.06.1998г. № 124-ФЗ);
- «Национальная доктрина образования в РФ» (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751);
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001. № 1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393);
- Федеральная программа развития образования (закон РФ от 10.04.200г. № 51-ФЗ);
- Программа «Дети России» (2003-2006гг.);
- Законодательные акты Нижегородской области;
- Устав и локальные акты МОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов.
и наличия целевых школьных программ:
- «Семья»
- Патриотическое воспитание школьников «Мое Отечество»
- Профилактика асоциального поведения детей и подростков
- «Здоровье»
- «Одаренные дети»
- Программа детского объединения «КИДС»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Анализ внешних факторов.
Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного и воспитательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования и воспитания, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.
Понимание особой миссии современного образования и воспитания в формировании у подрастающего поколения качеств конкурентно-способной, социально-активной, успешной личности позволило выявить и сформулировать ряд проблем нынешней массовой школы:
- неудовлетворительные показатели здоровья и эмоционального благополучия детей;
- слабое раскрытие индивидуальных особенностей каждого школьника, преобладание «безличного» подхода к учащимся;
- недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления;
- отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;
- неудовлетворительные показатели уровня культуры умственного труда выпускников школы, формирования у них навыков самообразования, методов и средств научного познания;
- недостаточность удовлетворения национально-культурных запросов учащихся;
- недостаточная воспитанность детей в духе уважения к своей Родине, к природе, к родителям, к старикам;
- создание богатой и разнообразной воспитывающей и развивающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованные в зависимости от возрастной специфики его развития;
- интенсивное использование творческого созидательного потенциала дополнительного образования в образовательном процессе школы с целью предоставления каждому учащемуся возможностей для свободного творчества и развития его интересов;
- создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;
- организацию свободной исследовательской, проектной деятельности учащихся, с целью формирования у них высокого уровня самостоятельности и гибкости мышления, развитой исследовательской позиции, высокой креативности и потребности в преумножении своих знаний и умений;
- формирование устойчивости школьников к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;
Анализ социокультурной среды средней общеобразовательной школы № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района г.Н.Новгорода показал:
- повышенный интерес родителей учащихся школы к получению их детьми полноценного образования; воспитание таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, патриотизм, справедливость и т. д.
- отсутствие активной жизненной позиции значительной части родителей, которые ориентируются на необходимость зарабатывать деньги любой ценой, независимо от образовательных, нравственных, интеллектуальных, культурных установок;
- социальное расслоение населения микрорайона школы и Приокского района г. Н.Новгорода в целом;
- отсутствие в микрорайоне школы домов культуры, домов творчества, спортивных площадок.
В сложившейся ситуации педагогический коллектив школы, активные родители, общественность микрорайона видят в средней общеобразовательной школе № 45 с углубленным изучением отдельных предметов реальную силу по воспитанию у молодежи качеств успешной, социально-активной, конкурентно-способной личности, формирования у школьников высокого уровня социальной культуры.
2. Анализ внутренних факторов.
На базе средней общеобразовательной школы № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района г. Н.Новгорода намечены следующие «факторы роста», на которые можно опираться в реализации целей и задач воспитательной системы:
- достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал, наличие программ, получивших экспертное заключение НИРО: «Интегрированный курс обучения немецкому языку через музыкальную литературу», «Социокультурный компонент в преподавании МХК и немецкого языка в 10-11 классах», «Программа по ритмике для учащихся начальной школы»; «Программа по сольфеджио», «Программа по музыкальной литературе», «Программа по музыкальному инструменту», «Программа по хору», «Программа по математике для 5-7 классов с повышенным уровнем подготовки учащихся», «Интегрированный курс математики и информатики для профильных классов»
- наличие 16 лицензированных программ дополнительного образования детей: «Стать музыкантом», «Маски эстрады», «Музыка и слово», «L ANIMA ALLEGRO», «Студия спортивного бального танца «Фианит», «Вокал», «Театр моды и рукоделия «Анастасия», «Ты – нижегородец», изостудия «ОКО», «Экология человека», «Лидер – будущее России», «Мини-футбол», «Общая физическая подготовка с элементами лыжных гонок», «Волейбол» (девушки), «Волейбол» (юноши), «Баскетбол»;
- образовательное учреждение является экспериментальной площадкой федерального уровня (апробация УМК по географии Алексеева А.И.), участник городского проекта: «Использование информационных технологий в образовательной среде», входит в систему Университетского округа.
- развитая сеть научно-практического партнерства школы
- систематическое использование активизирующих форм организации образовательного процесса (нетрадиционные уроки, олимпиады, факультативы, спецкурсы, внеурочная работа по предметам, КВН)
- система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе
- создана богатая среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования
- направленность воспитательной системы школы на воспитание сознательности, ответственности и активности школьников, о чем свидетельствует высокая степень представленности школы в смотрах, конкурсах, соревнованиях всероссийского, областного, районного и городского уровней
- организация ученического самоуправления: совет старшеклассников, детское общественное объединение «КИДС».
3. Исследование результатов воспитательного процесса классного коллектива.
5А класс сформирован из обучающихся 4 классов, успешно освоивших учебные программы и проявивших повышенный интерес и способности к изучению математики. Класс создан на основе 4А класса (25 чел.) и имеет статус: «класс с углубленным изучением математики». Дети, собранные в этом классе имеют сильную мотивацию к учению, обладают высоким уровнем обучаемости и хорошими познавательными способностями. Начальную школу дети закончили со следующими результатами: отличники- 7 человек, хорошисты- 22 человека, с 1 «3» - 2 человека: Гусева Т. (математика), Мальков Н. (русский язык). Основная часть класса - это активные, эмоциональные дети. По возрасту соответствуют шестиклассникам, так как большинство из них пошло в школу около 8 лет и учились четыре года в начальной школе.
В качестве предпосылок для создания воспитательной системы класса явились следующие результаты исследований:
В классном коллективе преобладают мальчики (17 человек), большинство обучающихся 1994 года рождения.
Результаты изучения состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребенка показали:
«Звезды»- Голумина К., Моисеева А., Силин М.;
«Предпочитаемые»- Климова Д., Кулагина К., Куракин И., Мартьянова Д., Канунников В., Новикова И.;
«Отвергнутые»- Гусева Т., Шмелева Ю.
В классном коллективе явно выделяются лидеры, которые хотят сами и стараются привлечь остальных к проведению коллективно-творческих дел. Сформировался актив класса, который был выбран самими ребятами. Учащиеся очень ответственно подошли к этому вопросу. В состав актива были выбраны дети, которые достойны уважения: прилежны в учебе, ответственны, хорошие друзья, спешат придти на помощь, пользуются авторитетом среди одноклассников.
Определяя уровень развития ученического самоуправления (методика М.И. Рожкова) были получены следующие результаты:
Уровень включенности учащихся в самоуправленческую деятельность – низкий, уровень организованности классного коллектива – средний, уровень ответственности членов коллектива за его дела – средний.
Все обучающиеся посещают кружки и секции различной
направленности:
Большинство семей полные. Возрастной состав родителей от 30 до 40 лет, имеют высшее и средне-специальное образование, преимущественно служащие.
Все родители распределены на четыре творческие группы и активно вовлечены в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничая с детьми и педагогами.
Родители удовлетворены отношениями в коллективе учащихся и взаимоотношениями с учителями, достаточно высоко оценивают условия, которые созданы в школе для проявления и развития способностей ребенка, формирования достойного поведения и подготовки к самостоятельной жизни, но считают, что недостаточно школа заботится о физическом развитии и здоровье детей.
Анализ диагностических исследований и педагогических наблюдений позволяет выявить ряд проблем, решение которых предполагается в ходе реализации данной ВСК:
- нередко возникают конфликтные ситуации в классном коллективе (драки), есть «отвергнутые» дети;
- основная часть обучающихся не умеет правильно распределять время учебы и отдыха, не соблюдает культуру поведения;
- низкий уровень включенности учащихся в самоуправленческую деятельность;
- не все дети уверенны в собственных силах, чувствуют собственную значимость и успешность;
- существует проблема здоровья детей и отсутствия устойчивого положительного отношения к здоровому образу жизни;
- невысокий уровень психолого-педагогической подготовки родителей
Поэтому перед классным руководителем ставятся следующие задачи:
- создать комфортные условия в классе для каждого ученика, работать над формированием дружного, сплоченного коллектива, развивать навыки самоуправления, чувство ответственности;
- поддерживать творческие наклонности детей, дать возможность каждому ребенку самореализоваться в воспитательном пространстве;
- помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха; стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию; развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху;
- формировать отношение к собственному здоровью, как важнейшей социальной ценности через беседы со специалистами, серию классных часов, деловые игры, участие в спортивных соревнованиях, посещение спортивных секций и т. д.
- создать систему педагогического всеобуча в классе, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей;
- активизировать работу по организации совместной деятельности детей и взрослых по патриотическому, интеллектуальному, научно- техническому, художественно – эстетическому, экологическому, физическому воспитанию.
В связи со всем вышесказанным считаю необходимым и приемлемым создание воспитательной системы класса «Зажги свою звезду!», которая выполняет роль системообразующего фактора и направлена на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности ребенка.
Концептуальная часть.
Время социальных перемен приводит к рождению поколения, отличающимся новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.
Демократическая сущность нового воспитания заключается в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, духовному саморазвитию. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки, умением проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания успешной личности является приоритетной в настоящее время.
Процесс воспитания личности долгий и трудный. Мастерство педагога заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, независимо от его талантов и способностей. Ведь всякий ребенок по-своему уникален, это целый мир. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить его в этом, нацелить на успех, вселить уверенность в свои силы. Только успешный педагог способен воспитать успешную личность, постоянно развивающуюся, уверенную в своих возможностях.
Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для любого человека. Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанном с ощущением субъективного и семейного благополучия. Успех профессиональный отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов, так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов.
Целеполагание
Цель воспитательной системы « Зажги свою звезду! » - создание условий для формирования личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, обладающей социально необходимыми качествами.
Чтобы реализовать эту цель, необходимо решить следующие задачи:
- Создать комфортные условия в классе для каждого ученика, работать над формированием дружного, сплоченного коллектива;
- Поддерживать творческие наклонности детей, дать возможность каждому ребенку самореализоваться в воспитательном пространстве;
- Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха; стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию; развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху;
- Формировать активную жизненную позицию, лидерские качества, организаторские и коммуникативные умения и навыки;
- Формировать отношение к собственному здоровью, как важнейшей социальной ценности;
- Создать систему педагогического всеобуча в классе, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей;
- Активизировать работу по организации совместной деятельности детей и взрослых по патриотическому, интеллектуальному, научно- техническому, художественно – эстетическому, экологическому, физическому воспитанию.
Системообразующей деятельностью является игра – путешествие, которая основывается на следующих принципах:
- Принцип творчества и успеха
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность каждого класса. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в той или иной деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «Я».
- Принцип субъективности
Ориентация учебно-воспитательного процесса на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни призвана помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
- Принцип индивидуальности
Создание условий для раскрытия индивидуальности личности всех субъектов образовательного процесса – главная задача развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
- Принцип выбора
Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы школьник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип позитивного поведения
Опора на положительные качества личности, на ее индивидуальность, уникальность и особенность должна стать нормой во взаимоотношениях в школьном коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей. Это означает, что учитель, классный руководитель, не только транслируют образцы культурного общения, мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам.
Ключевые ценности:
Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир
Механизм реализации ВСК «Зажги свою звезду!»
Будущее принадлежит тому,
кто верит в свой успех.
- Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития учащихся, эффективно содействующая их личностному росту. ВСК реализуется в четыре этапа.
1 этап. Проектирование воспитательной системы класса (5 класс).
Изучение потребностей, интересов, личностных характеристик детей, родителей; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива.
Реализация:
- изучение состава семей и индивидуальных особенностей детей;
- организация родительского всеобуча;
- циклы классных часов « Это я», «Конверт откровений», «Законы школьной жизни», « Живем по правилам», «Расскажи мне о себе»;
- праздники «Рождение коллектива», « Аэропорт «Морозко»», « Умники и умницы»;
- экскурсии, походы, посещение театров;
- участие в школьных делах («мисс золотая осень», спортивный праздник).
2 этап. Становление воспитательной системы класса (6 класс).
Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробирование форм и методов совместной деятельности, рождение коллективных традиции и ценностей.
Реализация:
- диагностирование семей и учащихся класса «Удовлетворенность школьной жизнью»;
- цикл классных часов « Я и мой класс», «Я познаю себя», «Барометр взаимоотношений»;
- КТД, конкурсы, викторины;
- совместные родительские собрания (родители и дети);
- классные праздники «Снимается кино», «Виртуальный мир», «Веселые старты»;
- дни правовых знаний;
- акция «Я - гражданин России»;
- трудовой десант;
- концерт для родителей «Ретро кафе».
3 этап. Функционирование воспитательной системы (7-8 классы).
Создание условий для работы ВСК в заданном режиме, классный коллектив выступает как часть единого школьного коллектива, объединенного общей целью, общей деятельностью. Происходит рост самоуправления в каждой личности школьника и коллектива в целом; развитие познавательного интереса учащихся, формирование нравственной позиции, чувства гордости и любви к Родине. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Реализация:
- Диагностирование семей и учащихся «Жизненные ценности», «Мир профессий»;
- Цикл классных часов на профориентацию учащихся «Познавательные процессы и способности личности», «Психология личности», «мир профессий!»;
- Внеклассные мероприятия «Интеллектуальное шоу», «Осенний бал», «Интернет-кафе»;
- Защита социального проекта «Я - гражданин России»;
- Экскурсии по городу и области;
- Родительский ликбез;
- Волонтерское движение;
- Дни правовых знаний;
- Трудовой десант «Наша школа - наш дом»;
- Создание портфолио.
- Воспитательная система класса «Зажги свою звезду» предусматривает создание на 3 этапе (функционирование ВСК) бортового журнала в форме ученического портфолио успешной личности.
Цель портфолио: помочь учащимся в самореализации как личности, ориентированной на успех, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина.
Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:
- Эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание;
- Конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями;
- Плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
- Успешно развивать учебные навыки;
- Самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Портфолио развития - это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Программа классных часов по созданию портфолио успешной личности направлена на содействие личностному росту учащихся, которое проявляется в раскрытии внутреннего потенциала школьников, формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения, поддержании учебных целей и стремления ученика к самосовершенствованию, воспитании гражданской позиции и социальной активности.
класс | Тема классного часа |
7 класс |
|
8 класс |
|
9 класс |
|
4 этап. Обобщающий, завершение функционирования воспитательной системы (9 класс).
Данный этап включает в себя:
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного коллектива;
- нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
- создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации.
Реализация поставленной цели и воспитательных задач осуществляется через создание игровой ситуации – путешествия по виртуальному миру «Галактика».
Черная дыра
Орион
Апполон
ГАЛАКТИКА
Икар
Гермес
Белый карлик
Каждый ребенок - это звездочка, загадочная и нераскрытая. Она выбирает свой путь полета, у каждой своя программа развития, свои цели и задачи. Каждая звездочка выбирает свой путь движения к успеху. Поэтому главная задача – помочь ей в этом непростом движении и «заставить» сиять по-своему. В результате игры учащиеся вместе с классным руководителем создают свою карту звездного неба, ведут свой астрологический календарь дел.
Наш девиз:
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь просто звездою на небе,
Только найди свое дело
И старайся стать самым лучшим!
Учащиеся делятся на творческие группы- экипажи космических кораблей, состав которых мобилен. Космические корабли путешествуют по «Галактике» и открывают для себя новые созвездия и планеты, каждое из которых отражает направление КТД. Таким образом, каждый ученик активно участвует в игре «Галактика», в ходе которой создают свои созвездия. Каждое созвездие уникально и неповторимо как индивидуальность ребенка. Все звезды сияют по – разному, имеют свою траекторию полета.
Условные обозначения:
Красная звезда - организатор дела,
Желтая - активный участник,
Голубая - участник,
Белая - не участвовал.
За время путешествия в ребятах формируются важные жизненные ценности, приобщение к которым происходит через совместную творческую деятельность детей, родителей и классного руководителя.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе определения уровня развития и интересов учащихся, в соответствии с результатами диагностики:
«Имя звезды твоей - личность» (Я познаю себя)
«Созвездие «Край родной»» (Я - гражданин)
«Планета друзей» (Я и окружающие люди)
«Комета здоровья» (Я и здоровье)
«Звездопад желаний» (Я и творчество)
«Планета «Родное сердце»» (Я и моя семья)
«Золотые россыпи искусства» (Я - культурный человек)
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Имя звезды твоей - личность»
Цель:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, осознание образа своего «я»; формирование личности подростка; профессиональное и социальное самоопределение.
Формы работы:
- Классные часы
- КТД
- Праздники
- Экскурсии
- Творческие конкурсы, викторины
- Предметные олимпиады, недели
- Диспуты
5-6 класс | 7-8 класс | 9 класс | |
Задачи | сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности | формировать положительное отношение к жизненным ценностям; создать условия для формирования объективной самооценки школьников | стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность к самосовершенствованию; развивать осознанное стремление к успеху |
Мероприятия |
|
|
|
Сотрудничество с родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | Сформированное представление о своей личности, самооценка | Формирование объективной самооценки школьников соответствующей уровню его притязаний; понимание собственной ценности и ценности других людей | Сформированность познавательной и социальной активности; Умение проектировать жизненный успех и стремиться к его достижению; Формирование адекватных профессиональных притязаний |
«Созвездие «Край родной»
Цель:
расширение знаний учащихся о родном крае, обычаях, обрядах, праздниках; формирование гражданского самосознания и причастности к своим истокам; получение знаний о гражданственности и гражданстве; создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города и страны.
Формы работы:
- Классные часы
- Социальный проект «Я - гражданин России»
- Конкурсы
- Круглые столы
- Дни правовых знаний
- Военно-спортивная игра «Зарница»
- Акции
5-6 класс | 7-8 класс | 9 класс | |
Задачи | Воспитывать гражданские чувства через изучение истории своего народа, его традиций, обычаев и культуры. | Воспитывать чувство долга и ответственности. Формировать у учащихся соответствующие знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, осознанный выбор поведения | Формировать и развивать личность школьника, обладающую качествами гражданина-патриота, способную успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время. |
Мероприятия |
|
« Салют, Победа», «ветеран живет рядом»
|
|
Сотрудничество с родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | Осознание своих прав и обязанностей; формирование чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое; Осознание сопричастности истории конкретной семьи с историей России | Формирование чувства личной ответственности за свои поступки, патриотизма, правовой культуры; осознание понятий «право», «ответственность», «долг» | Воспитание и поддержание у учащихся чувства гражданского долга, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. |
«Планета друзей».
Успех- всегда результат индивидуальных
усилий, но вы обманываете себя, если
считаете, что можете достигнуть его без
сотрудничества с другими людьми.
Н.Хилл. Закон успеха
Цель: формирование у учащихся знаний , умений и навыков социального взаимодействия между людьми.
Формы работы:
- Классные часы
- Социометрия
- Круглый стол
- Праздники
- Деловые игры
5-6 класс | 7-8 класс | 9 класс | |
Задачи | Формировать доброе отношение к людям, к своему коллективу. | Формировать у школьников навыки общения и умение сотрудничать в коллективе | формировать социально- активную личность, адаптированную к современным условиям требованиям времени |
Мероприятия |
|
|
|
Сотрудничество с родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | Создание в классе атмосферы дружбы, поддержки и сотрудничества | Сформированность у школьников навыков общения и умения сотрудничества с членами коллектива | Формирование личности, ориентированной на активное социальное взаимодействие с другими членами коллектива |
«Комета здоровья».
В мире есть две абсолютные ценности:
чистая совесть и здоровье.
Здоровье до того перевешивает все остальные
блага жизни, что здоровый нищий счастливее
больного короля.
А.Шопенгауэр
Цель: воспитание понимания важности здоровья для будущей самореализации.
Формы работы:
- Обследование физического состояния детей с помощью врачей детской поликлиники № 49
- Тематические родительские собрания
- Круглые столы с учителями- предметниками об учебной перегрузке учащихся
- Операция «Чистая книга»
- Конкурс газет «За здоровый образ жизни»
- Лекции врачей- специалистов «Последствия вредных привычек в подростковом возрасте»
- Организация спортивных праздников и походов
5-6 классы | 7-8 классы | 9 класс | |
Задачи | Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья | Способствовать преодолению вредных привычек у учащихся с помощью занятий спортом и физической культурой | Формировать у учащихся сознательный выбор здорового образа жизни |
Мероприятия |
|
|
|
Сотрудничество с родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | Сформированная устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены; снижение утомляемости обучающихся; повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту | Сформированность понятия «культура здоровья»; положительное отношение у обучающихся к спорту, негативное отношение к вредным привычкам | Сознательное отношение к собственному здоровью; умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, свое здоровье |
«Звездопад желаний».
Если у человека нет ни одного подлинного
увлечения, он подобен деревянному идолу,
который стоит там, где его поставили.
Хун Цзычен (китайский писатель)
Успех в любом деле начинается с дела.
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности и творчества.
Формы работы:
- Тематические классные часы
- КВН
- Выставка декоративно-прикладного искусства
- Творческие конкурсы
- КТД
- Экскурсии
- Профориентационная работа
- Тематические занятия «Умей быть лидером».
5-6 класс | 7-8 класс | 9 класс | |||
Задачи | Создать равные условия для проявления индивидуальных способностей школьников; развивать познавательный интерес | Формировать лидерские качества; способствовать развитию творческой активности подростков; вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность; развивать самостоятельное мышление обучающихся | Развивать лидерские качества личности; создать пространство для творческой самореализации, интересов школьников через кружки и творческие объединения школы и района | ||
Мероприятия |
|
|
| ||
Сотрудничество с родителями |
|
|
| ||
Ожидаемый результат | Создание благоприятной атмосферы для развития индивидуальности ученика рамках классного коллектива; позитивное самовыражение и совершенствование творческих способностей обучающихся | Развитие познавательной и творческой активности школьников; самостоятельная организация коллективной познавательно - творческой деятельности | Повышение социальной активности учащихся; функционирование системы самоуправления в классном коллективе |
«Планета «Родное сердце»»
Цель: осознание учащимися ценности семьи в жизни любого человека.
Формы работы:
- Консультации с врачами, психологами
- Цикл занятий «Этика семейной жизни»
- Ролевые игры
- Взаимодействие с областным центром помощи семье и детям «Журавушка»
- Спортивный праздник
- Изучение семейных традиций, своей родословной учащимися
- Родительские собрания
- КВН с учителями
- Творческие работы
5-6 класс | 7-8 класс | 9 класс | |
Задачи | Развивать у обучающихся интерес к истории своей семьи, уважительное отношение к старшему поколению | Формировать положительное отношение к ценностям семейного воспитания | Формировать у подростков осознанное отношение к будущему родительству, к созданию счастливой семьи |
Мероприятия |
|
|
|
Сотрудничество с родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | Развитие у обучающихся интереса к истории своей семьи, уважительного отношения к старшему поколению | Наличие положительных ценностных ориентаций у детей, выражаемое в идеалах своих родных; осознание ценности и значимости семейных отношений | Четкое представление у обучающихся приоритетов семейного воспитания, формирование осознанного желания подростка в будущем быть счастливым в семье |
«Золотые россыпи искусства
Цель: освоение учащимися многообразия культурных ценностей.
Формы работы:
- Тематические классные часы
- Акции
- КВН
- Посещение музеев, театров, культурных центров
- Малые олимпийские игры
5-6 класс | 7-8 класс | 9 класс | |
Задачи | Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения; формировать умение видеть прекрасное во всем, что тебя окружает; способствовать эстетическому восприятию окружающего мира | Расширять знания обучающихся об эстетике окружающей среды; приобщать к достижениям и традициям мировой и национальной культуры | Расширять представления обучающихся о культурной жизни России, воспитывать интерес к эстетическому краеведению, развивать навыки эстетического самообразования и художественно-исполнительской деятельности |
Мероприятия |
|
|
|
Сотрудничество с родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | Осознание ценности культурного поведения в повседневной жизни. сформированность умения видеть прекрасное; эстетическое восприятие окружающего | Расширение знаний обучающихся об эстетике окружающей среды; приобщение к достижениям и традициям мировой и национальной культуры | Воспитание любви и гордости к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры; формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков |
Управление воспитательной системой
- Самоуправление в классе
Создание и развитие самоуправления на всех уровнях является одним из приоритетных направлений государственной политики на современном этапе. Одна из задач этого направления - организация ученического самоуправления в школах, целью которого является воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. Цель ученического самоуправления - формирование у обучающихся таких социально - личностных качеств, как коммуникабельность, готовность к управленческой работе, толерантность, креативность.
Самоуправление в классе выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется благодаря самоанализу, самооценки и самокритики, сделанным учащимися по отношению к деятельности коллектива. Как правило, самоуправление в классе проходит через следующие этапы:
- Планирование деятельности коллектива;
- Организация деятельности;
- Анализ работы;
- Подведение итогов и принятие решений, внесение корректив.
Задачи:
- Стимулировать самостоятельную деятельность и инициативу обучающихся
- Формирование классного актива, анализ результативности работы актива
- Поддержать инициативу в планировании и самостоятельном проведении мероприятий
- Включенность в деятельность школьных органов самоуправления
- Воспитание ответственности за порученное дело
Тип воспитательной системы и вид совместной деятельности оказывают непосредственное влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе. Взаимодействие классного руководителя и обучающихся предполагает творческое содружество единомышленников, реализующее принцип трех «П» - Понимание, Принятие, Поддержка.
Эффективность воспитательной системы класса во многом зависит от опоры классного руководителя на ученическое сообщество, в котором главный упор я делаю на воспитание и развитие лидерских качеств учащихся, так как считаю, что умение взять ответственность за себя и других людей в нашем обществе имеет большое значение для молодых людей вступающих в жизнь.
Что значит «быть лидером»?
- Уметь располагать к себе людей, оказываться в центре их внимания, вызывать уважение и симпатию к себе.
- Уметь повести людей за собой, добиться того, чтобы тебя слушали и тебе подчинялись.
- Быть готовым взять на себя ответственность за происходящее, принимать решения и нести ответственность за их последствия.
- Уметь вызывать к себе доверие окружающих, быть в их глазах авторитетом.
- Быть способным сплачивать людей, объединять их вокруг какой-либо общей идеи или вокруг самого себя
- Родители в воспитательной системе класса.
Сплочению классного коллектива помогает не только деятельность школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются взрослые. Родители образуют свои органы самоуправления, которые непосредственно связаны с детскими. В культурно- массовых и спортивных мероприятиях классный руководитель и родители выступают совместно с детьми, отводя им при этом ведущие роли.
Цель: возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества классного руководителя, педагогов, учащихся и родителей.
Задачи:
- Активизация взаимодействия семьи и школы с целью формирования у учащихся позитивного отношения к созданию семьи, будущему родительству и подготовки их к будущей семейной жизни;
- Вовлечение взрослых и детей в совместную деятельность с целью профилактики асоциального поведения подростков ;
- Привлечение родителей к работе по выбору профессии учащихся;
- Изучение семейной обстановки учащегося, его взаимоотношений с родителями;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы следующие:
- Сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциалов личности обучающихся
- Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в ОУ
- Сформированность классного коллектива;
- Проявление индивидуальности каждого школьника.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы следующие методики изучения воспитательного процесса:
В качестве диагностического инструментария используются:
Аспект изучения | Диагностический инструментарий | |
1. | Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | 1.Анализ текущей и итоговой успеваемости 2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка (Анкеты «Интересы и досуг», «Кругозор школьника», «Мотивация учения и отношение школьников к процессу познания» М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова) 3. ШТУР 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 5. Педагогическое наблюдение |
2. | Сформированность нравственного потенциала личности учащегося | 1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности 2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности 3. Методики М.П. Капустина для изучения воспитанности учащихся 4.Методика диагностики личностного роста учащихся (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова) 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 5. Педагогическое наблюдение |
3. | Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося | 1. Методики для определения уровня коммуникативной культуры школьников (КОС -1, социометрия, «Мишень», шкала оценки коллективистических качеств личности, анкета для изучения коммуникативных свойств школьника. М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова) 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 3. Педагогическое наблюдение |
4. | Сформированность эстетического потенциала личности учащегося | 1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 2. Педагогическое наблюдение |
5. | Сформированность физического потенциала личности учащегося | 1. Медицинский анализ состояния здоровья учащихся 2. Выполнение контрольных нормативов 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся |
6. | Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в школе | 1. Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» 2. Методика Е.Н. Степанова «Исследование удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении» 3. Методика М.П. Нечаева, И.Э. Смирновой «Опросник для родителей учащихся «Анализ воспитательного процесса» 4. Методика Л.Д. Гуткиной «Портрет идеального классного руководителя» |
7. | Сформированность классного коллектива | 1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)» 2. Методика М.И.Рожков «Определение уровня развития ученического самоуправления» 3. Определение индекса групповой сплоченности К.Сишора |
Перечисленные методики позволяют получить достоверную информацию о развитии личности учащихся и уровне сформированности классного коллектива, о мнении родителей учащихся по вопросам воспитательной системы и взаимодействия учителей и родителей.
Промежуточная диагностика.
(6класс).
№ | Аспекты изучения | Диагностические средства | Результаты |
Сформированность познавательного потенциала личности |
| Отличник – 1чел Хорошистов - 25чел на «3» и «4»- 5чел высокий - 10чел средний - 21чел низкий -0чел | |
Сформированность нравственного потенциала личности |
| а) устойчивость желательных ценностных отношений учащихся к жизни , людям, самим себе - 7чел б) средняя- 23чел в) устойчивость нежелательных ценностных отношений-1чел Высокий - 9чел Хороший- 19чел Средний- 3чел | |
Сформированность коммуникативного потенциала личности |
| Низкий- Ниже среднего- 1чел Средний- 5чел Выше среднего- 15чел Высокий-10чел | |
Сформированность физического потенциала личности |
| Здоровы -8чел Сколиоз, уплощение стопы- 12чел Зрение- 4чел Хронические заболевания- 3 чел ЖКТ – 4 чел. | |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе |
| Средний- 2.75, вырос на 0.02 Вырос по сравнению с 5классом на 0.2ед (с 2.78 до 2.98) | |
Сформированность классного коллектива |
| Низкий (0,5 ед.) |
Об эффективности воспитательной системы «Зажги свою звезду!» свидетельствуют следующие показатели:
- Класс стабильно является призером в рейтинге участия в общешкольных и районных мероприятиях среди классных коллективов.
- Ежегодно ученики класса становятся победителями школьных, районных и городских конкурсов «Сын. Отец. Отечество», «Матери – хранительницы нравственного очага семьи».
- Повысился уровень нравственной воспитанности и коммуникативной культуры обучающихся.
- В классном коллективе существует доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка.
- Работа родительского коллектива помогает поддержанию в классе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
- В классе сложились традиции, в поддержании которых принимают активное участие учащиеся, родители, учителя.
- Активное включение учащихся во внеурочные формы развития (кружки, секции, клубы, конкурсы, соревнования и.т.д.)
- Родители имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью коллектива обучающихся.
- Активное участие родителей в органах самоуправления класса и школы.
В каждом проводимом деле классный руководитель пытается обеспечить возможность для проявления всеми учащимися своих возможностей, способностей и творческого потенциала, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Для этого необходимо хорошо знать и понимать учащихся, учитывать их возрастные и психофизические возможности. Учитель должен применять не только наблюдения, но и методы психолого-педагогической диагностики.
Ожидаемые результаты
- положительная динамика воспитанности личности обучающихся
- расширение и углубление знаний и умений обучающихся, повышение качества знаний учащихся с 67 % до 80 %;
- повышение социальной активности учащихся (на уровне школы, микрорайона, города, области);
- увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности от 49,8% до 60 %;
- формирование у детей практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды;
- создание условий для развития неформального образовательного процесса через сотрудничество учителей, учащихся и их родителей.
- повышение педагогического и культурного уровня родителей;
- активное участие родителей в органах школьного самоуправления.
Благодаря созданным условиям мы получим ЛИЧНОСТЬ:
- направленную на достижение успеха в учебной и дальнейшей
профессиональной деятельности;
- направленную на сотрудничество с людьми, оказание помощи окружающим,
ответственную за общее дело;
- способную к совместной работе в коллективе;
- имеющую высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного
достоинства;
- умеющую учиться и развивать свои способности;
- обладающую волей, настойчивостью и целеустремленностью в достижении
поставленной цели.
Литература
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск»,1999
- Белик Н.Н., СидоркинаС.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьминова М.П. Сб. Самый, самый, самый классный. Нижний Новгород, 2003
- Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др. Сб. Осознанное! Ответственное! Родительство! Взгляд в будущее! Нижний Новгород, 2003
- Белик Н.Н., Николина В.В., Кузьминова М.П. и др. Научно-методический сборник Воспитание… Ценности и цели. Нижний Новгород, 2004
- Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др. В семье – Отечества судьба. Нижний Новгород, 2004
- Белик Н.Н., Тарасова И.Б., СидоркинаС.Л. Сб. Воспитание продуктивно, если оно системно. Нижний Новгород, 2005
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., Издательство Приор, 2004
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Соколова Е.И. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Москва, 1997
- Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2003-2008
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
- Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...