"Знатоки родного края"
план-конспект занятия на тему

Пугачева Евгения Михайловна

 

Разработка конспектов занятий способствует формированию интереса к родному краю, позволяет вспомнить географические объекты Кемеровской области, её полезные ископаемые, выдающихся первооткрывателей и исследователей Кузбасса, воспитывает чувство уважения к своему родному краю, его природным богатствам, исследователям и первооткрывателям Кузбасса,формирует ценностное отношение к своей «малой Родине».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_rodnogo_kraya.docx205.22 КБ
Файл znatoki_rodnoy_prirody.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знатоки родного края»

Цель: формирование интереса к родному краю.

Задачи: 1) вспомнить географические объекты Кемеровской области, её полезные ископаемые, выдающихся первооткрывателей и исследователей Кузбасса;

2) развивать речь, творческое мышление и фантазию детей через творческие задания;

3)воспитывать чувство уважения к своему родному краю, его природным богатствам, исследователям и первооткрывателям Кузбасса;

4)формировать ценностное отношение к своей «малой Родине».

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Приветствие. Активная методика «Стихи».

     2.Сообщение темы и цели занятия через активную методику (чтение стихотворения о Кузбассе – подведение к теме занятия).

     3. Вопросы викторины.

1.  Кто первым назвал наш край Кузбассом? (П.И.Чихачёв)

2. Где находятся  самые высокие горы Кемеровской области? (В Кузнецком Алатау).

3. Как они называются? (Поднебесные Зубья).

4. Кем был открыт каменный уголь? (Михайло Волковым).

5. Назовите полезные ископаемые, добываемые в Кузбассе (Бурый и каменный уголь, марганец, железная руда, золото, медь, кварц, известняк, фосфор, тальк).

6. Как переводится название реки Томь с тюркского языка? (Тёмная). Какова её протяжённость? (840 км).

7. Какие лиственные деревья растут в Кемеровской области? (Осина, берёза, ива, липа, дуб, тополь).

8.Какие хвойные деревья встречаются у нас? (Пихта, кедр, лиственница, сосна, ель).

9. Назовите крупные реки Кемеровской области  (Томь, Чумыш, Кондома, Мрассу, Бельсу, Кия, Иня, Яя).

10. В  каком городе Кемеровской области находится музей Ф.М.  Достоевского? (В Новокузнецке).

11. В 1977 году была открыта планета под номером 2009. В честь какой героической кемеровчанки, соратницы З. Космодемьянской, она получила своё название ( В. Волошиной).

12. Как раньше назывался город Кемерово? (Щегловск).

13. Дата образования Кемеровской области (26 января 1943 года).

14. В каком году дала первый уголь шахта «Карагайлинская»? (1965 году).

15.Когда был открыт памятник киселевчанам, погибшим в годы ВОВ? (9 мая 1970 года).


4. Отгадайте ребусы.

1) http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=384174582-66-72,,,,,,          , http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=164976407-63-72&n=17,,,          http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=140541005-14-72,,,,,

                                              название буквы в кириллице   

 2)  Картинка 32 из 237188  ,,,        http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=861374060-36-72&n=17,,,http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=126386076-02-72,,,

3)http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=212369048-03-72 ,,,, http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=245050645-70-72,,,,http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=16815224-42-72,,Н,,,, http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=233671216-25-72,,,,  

4) http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=10814207-18-72,,,,, http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=308240103-31-72,, http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=446588333-47-72,,А=У  http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=69872253-58-72,,,,   http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=242473600-62-72 ,,,  

5. Отгадайте кроссворд.


 


Вопросы  к кроссворду:

По горизонтали: 1. Город Кемеровской области, находящийся у впадения реки Уса в Томь. 5. Железнодорожная станция, название переводится с алтайского диалекта как "труднопроходимое болото", "топкое место", "топкое болото, в котором можно утонуть".  8. Река, берущая начало в городе Киселёвск. 9. Населённый пункт, где находится одноимённый санаторий, и производят разлив минеральной  воды. 11. Главная река Кемеровской области. 12. Хищное млекопитающее  семейства куньих с ценным мехом. 14. Млекопитающее из отряда грызунов, другое название – мускусная крыса. 15. Правый приток реки Томь, у впадения  этой реки стоит город Междуреченск. 18. Искусственное твёрдое топливо повышенной прочности. 20. Коренной малочисленный тюркоязычный народ, живущий на юге Кемеровской области. 21. Имя губернатора Кемеровской области. 22. Столица Кемеровской области.

По вертикали:  1. Город у слияния реки Томи с Мрассу. 2. Парк и санаторий в Прокопьевском районе. 4. Губернатор Кемеровской области. 6. Название Новокузнецка с 1932 по 1961 год. 7. Другое название Кемеровской области. 10. Река Кемеровской области,  левый приток Томи, на ней стоят города Новокузнецк, Таштагол, Калтан, Осинники. 13. Река, протекающая в Кемеровской области,  Республике Хакассии, Республики Алтай. 16.Небольшой город Кемеровской области, находящийся в 10 километрах от города Гурьевск, на отрогах Салаирского кряжа. 17. Посёлок в черте города Новокузнецк. Здесь в начале XX века появились первые шахты. 18. Многолетнее травянистое растение семейства лилейные, одно из самых раноцветущих растений.

Ответы к кроссворду:

По горизонтали: 1. Междуреченск. 5. Топки. 8. Аба. 9. Борисовский. 11. Томь. 12. Выдра. 14. Ондатра. 15. Уса. 18. Кокс. 20. Шорцы. 21. Аман. 22. Кемерово.

По вертикали:  1. Мыски. 2. Зенковский. 4. Тулеев. 6. Сталинск. 7. Кузбасс. 10. Кондома. 13. Ольжерас. 16. Салаир. 17. Абашево. 18. Кандык.

Итог занятия: О чём мы говорили сегодня? Что нового вы узнали для себя?

Рефлексия.

На карту Кемеровской области выберите и прикрепите цветы, в зависимости от того, какое у вас сегодня на занятии было настроение. Если хорошее – красный цветок, если не очень –  то синий.




Предварительный просмотр:

Тема: «Знатоки родной природы»

Цель: формирование интереса к родному краю и бережного отношения к родной природе.

Задачи: 1) вспомнить интересную информацию лесе, о растениях и животных и  их значении в жизни человека; 2) развивать речь, творческое мышление и фантазию детей через творческие задания;

3) воспитывать чувство уважения к своему родному краю, любовь к природе;

4)формировать ценностное отношение к своей «малой Родине».

Ход мероприятия.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в мир природы, и узнаем, кто лучший знаток природы.

Беседа с детьми о лесе. Лес – отличное место отдыха. Он привлекает к себе любителей собирать грибы, ягоды, туристов, рыболовов, охотников, просто желающих побродить по его полянкам, чтобы полюбоваться цветами, послушать пение птиц. Лес встречает нас непривычной тишиной, свежим, настоянным на ароматных травах воздухом, полезным для нашего организма…

1.Почему лес называют лёгкими планеты? (он даёт всему живому кислород для жизни). 2. Что мы делаем в лесу? (Собираем грибы, ягоды, лекарственные растения, кедровые шишки, колбу) 3. Чего нельзя делать в лесу? (Жечь костры в неположенном месте, рвать много цветов, ломать деревья, обдирать кору, бересту, мусорить) .

Вы будете сегодня путешествовать по лесным станциям. Давайте придумаем, как будет называться каждая из участвующих команд путешественников. Итак, в добрый путь!

1станция «Собери пазлы». Нужно собрать из пазлов картинку следующей станции, куда мы отправимся дальше.

2 станция  «Загадкино» 

  1. команда – «Загадки о животных», 2 команда –  «Загадки о растениях», 3 команда – «Загадки о путешествии», 4 команда – «Загадки о явлениях природы»

1команда. 

1.У кого глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)

2. С хозяином дружит, дом сторожит,

  Живёт под крылечком, хвост колечком. (Собака)

3.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)

  1. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.(Лиса)

5.С бородой, а не мужик,

   С рогами, а не бык. (Козёл)

6.  Живёт в норке, грызёт корки,

  Короткие ножки, боится кошки. (Мышь)

7.  Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.(Гусь)

8. Сделал дыру, вырыл нору,

    Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

  1. команда.

1.Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг –

Лечит раны ног и рук. (Подорожник).

2.Белые горошки  на зелёной ножке.  (Ландыш)

3. Белая корзинка, золотое донце,

  В ней лежит росинка и сияет солнце. (Ромашка)

4.Не пустили в огород

 От того она и жжёт.(Крапива)

5. Держатся на стеблях крепких

 Сто плодов шершавых, цепких.(Репей)

 6. Золотист он и усат,

 В ста карманах сто ребят. (Колос)

 7. Стоит над водой, трясёт бородой. (Камыш).

 8. Раскололся тесный домик на 2 половинки,

 И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох)

  1. команда.

1.Без рук, без ног, а на дерево лезет  (Дым).

2.Пугает всех лесных зверей,

     Но так полезен для людей (Костёр).

  3. Дорога имеется  - ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

      Луга есть –  косить нельзя

      В реках озерах воды нет.  (Карта)  

  1. Сижу верхом не на коне, а у туриста на спине. (Рюкзак)

5.В поход идут и дом берут,

     В котором дома не живут. (Палатка)

  6. На ручеёк похожая,

     Ведёт к реке прохожего. (Тропинка)

7.И в тайге, и в океане

     Он отыщет путь любой,

     Умещается в кармане,

     И ведёт нас за собой. (Компас).

8.  В деревянном домике

      Проживают гномики;

      Уж такие добряки –

      Раздают всем огоньки (Спички).  

  1. команда

  1. Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза).

  1. И не снег и не лёд,

      А серебром деревья уберёт. (Иней).

  1. Летит без крыльев и поёт

      Прохожих задирает.

      Одним проходу не даёт,

      Других он подгоняет. (Ветер).

  1. Раскалённая стрела

       Дуб свалила у окна (Молния).

  1. Что за чудо- красота!

Расписные ворота.

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга).  

  1. Ты за ней, она от тебя

Ты  от неё, она за тобой. (Тень).

  1. Подходить к дому стала

С неба солнце украла. (Ночь).

  1. Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник

Он узоры на окне.

3 станция «Животные и растения».

(По  7 вопросов каждой команде)

  1. Какие детёныши рождаются голыми, а через несколько часов имеют покров?(ежата)
  2. Какие звери рождаются зрячими? (зайчата)
  3. Самое сладкое дерево наших лесов?(липа)
  4. Дерево, которое зацветает раньше других?(ива)
  5. Разноцветные грибы (сыроежки).
  6. Густой, непроходимый лес (чаща).
  7. Вестник весны (грач)
  8. Животное, которое строит свой дом на реке (бобёр)
  9.  Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые (крапива)
  10.  Хвостом виляет, зубаста, не лает (щука)
  11. Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает?(филин)
  12. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять, как его родная мать (утёнок)

     13.Самое большое животное наших лесов? (лось)

     14.У какого дерева иголки длинней, чем у ели? (сосна)

     15.Какая птица стучит своим клювом по дереву? (дятел)

     16.Какое животное так могло бы сказать: «Прошу разбудить меня   весной,

           приходите лучше с мёдом»? (медведь)

    17.Детёныш галки (галчонок)

    18.Жилище медведя (берлога)

    19.Какой зверёк сворачивается в клубок? (ёжик)

    20.Плоды какого дерева являются кормом для кабанов, белок? (дуб)

    21.Цветы какого дерева лечат от простуды? (липа).

    22. Отваром какого растения можно остановить кровь? (крапива).

    23. Лик пахуч, хвост колюч (роза).

    24. Мама ягнёнка (овца).

   

4станция     «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?»

Отметить знаком  (+), если это лесное растение или  лесной зверь.

№ вопроса

1 команда

2 команда

1

Клюква

Черника

2

Земляника

Осина

3

Маргаритка

Голубика

4

Клубника

Яблоня

5

Сирень

Нарцисс

6

Вишня

Астра

7

Флоксы

Ежевика

8

Берёза

Гладиолус

№ вопроса

3 команда

4 команда

1

Кот

Коза

2

Медведь

Кошка

3

Волк

Заяц

4

Кролик

Корова

5

Овца

Лиса

6

Белка

Енот

7

Лось

Попугай

8

Собака

Змея

5 станция «Узнай дерево»

Участники групп определяют по внешним признакам (веточки деревьев) и соотносят это с карточками.(1-берёза, 2-клен, 3-тополь,4-карагач,5- лиственница). За  правильно угаданный ответ, группа получает по жетону.

  1. станция «Ребусы».
  2. станция «Кроссворд».

     8   станция «Рисуем лес».

Каждый из членов команды по очереди будет на листах рисовать только один предмет живой или неживой природы, относящийся к лесу. В результате у каждой команды должна получиться картина под названием «В лесу». Давайте рассмотрим, какие красивые картины у нас получились.


                       

   

рёзовик

 5 ,  

 ДОГ Ы

                                               1  2   3

Кроссворд «Деревья»

  1. Дерево, у которого плод жёлудь.
  2. Желто-красная одежка, каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он. Догадались? Это...

  1. Весной она цветёт белым цветом, а к осени черна от ягод.
  2. Украшает её  народ каждый раз под Новый год.
  3. Мала, как мышь, красна, как кровь,  вкусна, как мед.
  4. Клейкие раскрылись почки — нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это...

  1. Весит на ветке колобок, блестит его румяный бок. 

Кроссворд «Животные»

  1. Она весну встречает, серёжки надевает.
  2. Дерево, которое зацветает раньше других весной.
  3. Он – цветочный принц-поэт, в шляпу желтую одет. 
    Про весну сонет на бис прочитает нам ...
  4.  Рогатый коняшка то на воле, то в упряжке.
  5. Этот цветок весной жёлтый, а летом белый и теряет пух.
  6. Дерево, дающее душистый мёд.
  7. Ест малину, любит мёд, что за зверь в лесу живёт?


1

2

3

4

5

6

7

  1. Река  в Новокузнецке.
  2. Драгоценный металл.
  3. Птица, высиживающая птенцов зимой.
  4. Кого называют шатуном?
  5. Центр Горной Шории.
  6. Самый крупный олень.
  7. Широколистное дерево, оставшееся в Кузбассе с доледникового периода.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Лесной зверёк с ценным мехом.

2.Карьер полезных ископаемых.

3. Ценное хвойное дерево Сибири.

4. «Вещи он собрать поможет, и захлопнет на замок, чтоб никто не уволок» (загадка)

5. Город на слиянии реки Томи и Мрассу.

6. Растение Красной книги Кузбасса.

7. «Ледяная гора».

8. Коренной житель Кемеровской области, представитель малочисленной народности.

      9. Об этом полезном ископаемом Пётр I  сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

Вопросы для болельщиков.

  1. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
  2. Самое хитрое животное. (Лиса).
  3. Сильный ветер со снегом. (Метель.)
  4.  Строитель плотин. (Бобр, или бобер.)
  5. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем).
  6. Подземный житель. (Крот.)
  7. Серый, страшный и злой хищник. (Волк.)
  8. Твердое блестящее горючее вещество, топливо для печей? (Каменный уголь).
  9. Самое колючее животное. (Еж.)
  10. Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)
  11. Грибы на пнях.
  12. Какая ягода бывает черной, красной, белой (Смородина)
  13. Самое пугливое  животное. (Заяц.)
  14. Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
  15.  Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
  16.  Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)
  17. У какого дерева ствол белый? (Береза)
  18. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
  19. Разноцветные грибы (Сыроежки)
  20. Какая птичка выводит потомство зимой? ( Клест.)
  21. Он может ударить и среди ясного неба. (Гром).
  22.  Природное явление, качающее верхушки деревьев. (Ветер).
  23. Весной и летом эти льдинки, падающие с неба, могут погубить урожай. (Град.)
  24. Гриб, растущий под берёзой (Подберёзовик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)

Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых  дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить   желание перечитать книгу «Зем...

Знатоки родного края.

Мероприятие предназначено учителям биологии и экологии, классным руководителям, библиотекарям, работающим с детьми. Проводимые мероприятия  станут конкретнее, эмоциональнее и доходчивее, если они...

Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"

Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"....

Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"

Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы",  цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...

Интеллектуальная разминка "Знатоки родного края"

Пословица гласит "Мира не узнаешь, не зная края своего". Начните с изучения истории своей малой Родины. Данную викторину можно использовать на любых мероприятих.  Для моих воспитанников это интел...

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Знатоки родного края"

Материал по истории Владимирского края, может быть использован при проведении недели краеведения в школе....

Образовательная программа "Знатоки родного края"

Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...