Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс) по теме
Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-kraevedcheskaya_igra.rar | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть – Бюрская СОШ»
«Знатоки родной природы»
Эколого-краеведческая игра
(внеклассное мероприятие)
Составитель:Метелкина З.З.
учитель географии
Республика Хакасия
Усть – Абаканский район
С. Усть – Бюр
Ул. Гагарина, 15 -1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Эколого-краеведческая игра……………………………………………………….4
Приложение
Введение.
В соответствии с концепцией устойчивого развития на смену прежним стратегиям, ориентированным исключительно на развитие экономики, должна прийти стратегия, в цен тре которой находится человек. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно не толь ко использовать культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую эко логическую культуру учащихся.
Экологическая культура предстает как но вый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глу бокого ее познания. Это требует необходи мости постоянного пополнения знаний о за конах функционирования окружающей при родной среды, о формах и методах деятель ности по рациональному природопользова нию. Экологическая культура через познание сущности, глубины, важности и масштабнос ти взаимодействия человека и природы игра ет существенную роль в переориентации на уки на решение экологических проблем, в становлении нового экологического мышле ния. Осознание того, что люди не просто су ществуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную функцию, составляет главную пара дигму экологического мировоззрения и ос новную ось экологической культуры.
Как уже отмечалось, именно культура спо собствует переработке и отбору необходимой информации, духовных и материальных цен ностей, накопленных предыдущими поколени ями. Благодаря экологической культуре осу ществляется передача опыта экологической деятельности и появляется возможность ис пользовать накопленные экологические зна ния.
Особую ценность представляет использование эколого–краеведческого материала, способствующего осознанию бережного и чуткого отношения к природе. Поэтому основной целью данного мероприятия является обобщить и расширить знания учащихся о природе родного края.
Эколого-краеведческая игра
«Знатоки родного края»
Цель: обобщить и расширить знания детей о природе родного края; научить видеть детей красоту окружающего мира, осознавать необходимость чуткого, бережного отношения к природе.
Подготовительный этап. Сформировать две команды, провести жеребьевку. Команды, готовясь к игре, придумывают визитку; оформляют экологический плакат – призыв в защиту выбранного ими охраняемого объекта своей местности; знакомятся с материалами Хакасского заповедника.
План проведения:
- Подготовка места проведения игры.
- Игра.
- Подведение итогов.
Оборудование: Оформленный зал, мультимедийный проектор, игровое поле с конкурсами, слайды об охраняемых объектах, жетоны в виде деревьев, методические материалы, призы.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на эколого-краеведческой игре «Знатоки родного края». Мы живем в красивейшем крае. Здесь можно видеть уникальные места, прекрасные растения, редких животных. Наверное, каждый из вас может гордиться тем, что живет в таком прекрасном краю.
Люблю хакасскую природу,
Люблю тот лес на берегу реки,
Люблю хорошую погоду,
Люблю отличные деньки.
Пойду я в лес, в поля, в луга,
Найду хорошее местечко,
Прилягу где душистая трава,
Увижу солнце, речку.
Хочу в «Хакасский» заповедник,
Оленя покормить из рук своих,
Он мой любимый травоядный,
Который ест сенцо из рук.
Ну, так давайте же друзья,
Беречь хакасскую природу,
Беречь все то, что есть у нас,
Беречь все то, что нам дала природа!
(Стригина Т. ученица 6 класса)
Сегодня играют…(представление команд, визитка)
Правила игры: Мероприятие проводится в форме игры «Крестики – нолики». На табло высвечены 9 конкурсов-заданий, которые вам предстоит пройти. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны. После выполнения задания определяется победитель конкурса, и название конкурса на табло закрывается Х или О. Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов. Итак, вперед!
Конкурс 1. Загадай-ка.
Ребята, вам будут предложены загадки, в которых зашифрованы представители животного мира нашего края, занесенные в Красную книгу, или требуют охраны. За каждый правильный ответ вам, будет вручен жетон.
1. Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадают в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка. В приложение к Красной книге занесена Остромордая лягушка)
2. Днем сидит он как слепой,
А лишь вечер – на разбой. (Филин. Занесен в красную книгу РФ и Республики Хакасии)
3. На овчарку он похож, что не зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк. Занесен в красную книгу РФ и Республики Хакасии Красный волк)
4. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите дети, кто же я. (Олень. Занесен в красную книгу РФ и Республики Хакасии Северный олень)
5. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица. Занесена в красную книгу Республики Хакасии Усатая синица)
6. У меня ходули, не страшит болото
Лягушат найду ли – вот моя забота. (Цапля. Занесена в красную книгу Республики Хакасии Белая и Серая цапля)
Наш край богат разными животными, которые хоть и не входят в Красную книгу, требуют к себе бережное отношение.
- Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дыбы
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста (Лось)
- Я сознаюсь виновата,
Я хитра и плутовата. (Лиса)
- По полям он скок, да скок
Дом родной ему – лесок
Он осиновую кору
Ест, друзья, в любую пору. (Заяц)
Конкурс 2 «Ромашка»
Находясь в лесу, мы, часто не задумываясь, набираем огромные букеты цветов. А ведь среди них могут быть те, которые относятся к числу редких и исчезающих. Испокон веков люди старались запечатлеть красоту цветов в мифах и легендах. А знаете ли вы легенды о цветах, которые вас окружают? Командам поочереди задаются вопросы. За правильный ответ команда получает жетон.
1. Сын царя Кипра слыл своей красотой, и сама богиня Афродита влюбилась в него. Но однажды на охоте юноша был смертельно ранен диким кабаном. Афродита просила о его спасении самого бога Зевса. По его велению с первыми весенними лучами стал приходить этот цветок людям. (Адонис, стародуб. Занесен в Красную книгу РХ – Адонис весенний)
2. Жила в одном селе добрая, приветливая девочка-молочница, которая продавала молоко всем, кто хотел. Выросла она и влюбилась она в Жаворонка за его песни. Однажды захотела она его удержать при себе, но не успела, он улетел. Взмахнула она своей косынкой, оттуда высыпалось несколько золотых монет. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называют….. (Одуванчиками)
3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов, в том числе и излечил самого Аида. (Пион)
4. Там, где ступала нога будущей богини красоты и любви Афродиты, (римляне называли ее Венерой) вырастали прекрасные цветы. (Венерин башмачок. Занесен в Красную книгу РХ и РФ)
5. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашка)
6. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)
7. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай». (Иван-чай, кипрей).
8. Цветок этот называют – радугой. Была у олимпийских богов быстроногая и златокрылая девушка – вестница. Приносила она хорошие и плохие новости. И везде, где она проходила, прорастал прекрасный цветок. (Ирис, касатик. Занесен в Красную книгу РХ и РФ Касатик тигровый)
Конкурс 3 «Живая пятерка»
Мы живем в лесном краю и пользуемся его дарами, а знаете ли вы, какие богатства дает нам лес?
- Назовите 5 съедобных грибов нашей местности.
- Назовите 5 лекарственных растений нашей местности.
- Назовите 5 ягод нашей местности.
- Назовите 5 хвойных деревьев.
- Как используют данные дары?
- Какие правила необходимо использовать при получении даров леса?
Конкурс 4 «Заповедано»
1. Что такое заповедник?
2. Какой заповедник находится на территории Хакасии? (Хакасский государственный природный заповедник)
3. Когда образован заповедник? (В 1999г. На базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан»)
4. Какова площадь заповедника? (267,6 тыс. га)
5. Какими участками образован заповедник?
(Демонстрация слайдов – экскурс по участкам заповедника)
Конкурс 5 «Зеленые защитники»
Защита плакатов на эколого-краеведческую тему. (максимум 5 баллов)
Конкурс 6 «Прогулка в лес»
Прогулки в природу для нас обычное дело. Чтоб не нанести природе вред, необходимо знать и соблюдать правила поведения в природе.
- Почему нельзя разрушать муравейник?
- Можно ли в лесу громко разговаривать?
- Почему нельзя ломать ветки деревьев?
- Хорошо ли набирать в лесу букеты цветов?
- Почему нельзя бросать мусор в лесу: бутылки, пакеты, обертки, банки?
- Почему грибы необходимо срезать?
- Можно ли жечь костер в лесу?
- Можно ли отстреливать животных?
Конкурс 7 «Знатоки родной природы»
- Это растение всегда зеленое и голубое. Из него делают музыкальные инструменты. Зимой птицы на нем высиживают птенцов. Оно теневыносливо. В таком лесу всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель)
- Это растение выделяет фитонциды, убивает болезнетворные бактерии. Из него самые лучшие дрова. Из его коры делают много полезных вещей. Это самое любимое русское дерево. (Береза)
- У этого растения листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. Оно забирает отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. Оно быстрее всех заселяет гари. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
- Это растение дает 100кг ягод в год. Плоды не такие вкусные, как у других, зато очень полезные. Витаминов в плодах больше, чем в лимоне, и столько же, сколько в черной смородине. Из плодов этого растения готовят варенье, компот, квас, настойки. О нем написано много песен. (Рябина)
- это растение хороший медонос. Своими корнями укрепляет берега рек, защищает водоемы от испарения. (Ива)
- Из листьев каких растений можно попить лесного чайку7 (из листьев кипрея, малины, черники, брусники)
- Какое дерево имеет признаки и хвойного и лиственного дерева? (Лиственница)
- Хвойное дерево. Дает хорошую древесину, а из ее смолы получают скипидар и канифоль. (Сосна)
- Плоды этого кустарника – блестящие красные ягодки величиной с горошину. В народе этот кустарник называют волчьей ягодой. Латинский перевод этого растения на русский – «Древесная кость». (Жимолость)
- Кустарник-медонос, растет зарослями. Ягоды съедобны, используют для лечения простуды. (Малина)
Конкурс 8 «Разгадай-ка»
Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)
Давайте разгадаем кроссворд о птицах нашей местности. За каждую разгаданную птицу команда получает жетон.
о
р
я
и
г
о
л
о
т
и
н
с
в
с
к
в
г
с
с
т
( Орел, сорока, ворона, синица, куропатка, воробей, ласточка, голубь, снегирь, стриж, трясогузка)
Конкурс 9 «Угадай-ка»
Редкие и исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу. А вы знаете, какие растения и животные занесены в Красную книгу Хакасии.
Необходимо узнать на слайде растение и животное, занесенное в Красную книгу Хакасии.
Подведение итогов: Объявление победителей, награждение.
Ведущий: В течение игры вы заработали большое количество жетонов. Вы обратили внимание, что жетоны имеют форму дерева. Я предлагаю поместить вам эти жетоны на доску – поле, символизирующее наши Усть – Бюрские просторы. Если каждый из вас действительно посадит хотя бы одно дерево – это будет вклад в природу Родного края.
Позвольте закончить сегодняшнее мероприятие стихотворением В. Шефнера.
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
Не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
(Приложением к мероприятию является мультимедийная презентация со слайдами. Фотографии использованы с сайта заповедника «Хакасский»)
Приложение 1. Жетоны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие
Ставропольский край - музей под открытым небом. В презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»
мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.
Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...