Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-kraevedcheskaya_igra.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть – Бюрская СОШ»

«Знатоки родной природы»

Эколого-краеведческая игра

(внеклассное  мероприятие)

Составитель:Метелкина З.З.

учитель географии

Республика Хакасия

Усть – Абаканский район

С. Усть – Бюр

Ул. Гагарина, 15 -1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Эколого-краеведческая игра……………………………………………………….4

Приложение

Введение.

      В соответствии с концепцией устойчивого развития на смену прежним стратегиям, ориентированным исключительно на развитие экономики, должна прийти стратегия, в цен тре которой находится человек. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно не толь ко использовать культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую эко логическую культуру учащихся.

      Экологическая культура предстает как но вый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глу бокого ее познания. Это требует необходи мости постоянного пополнения знаний о за конах функционирования окружающей при родной среды, о формах и методах деятель ности по рациональному природопользова нию. Экологическая культура через познание сущности, глубины, важности и масштабнос ти взаимодействия человека и природы игра ет существенную роль в переориентации на уки на решение экологических проблем, в становлении нового экологического мышле ния. Осознание того, что люди не просто су ществуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную функцию, составляет главную пара дигму экологического мировоззрения и ос новную ось экологической культуры.

      Как уже отмечалось, именно культура спо собствует переработке и  отбору необходимой информации, духовных и материальных цен ностей, накопленных предыдущими поколени ями. Благодаря экологической культуре осу ществляется передача опыта экологической деятельности и появляется возможность ис пользовать накопленные экологические зна ния.

     Особую ценность представляет использование эколого–краеведческого материала, способствующего осознанию бережного и чуткого отношения к природе. Поэтому основной целью данного мероприятия является обобщить и расширить знания учащихся о природе родного края.

Эколого-краеведческая игра

«Знатоки родного края»

Цель: обобщить и расширить знания детей о природе родного края; научить видеть детей красоту окружающего мира, осознавать необходимость чуткого, бережного отношения к природе.

Подготовительный этап. Сформировать две команды, провести жеребьевку.  Команды, готовясь к игре, придумывают визитку; оформляют экологический плакат – призыв в защиту выбранного ими охраняемого объекта своей местности; знакомятся с материалами Хакасского заповедника.

План проведения:

  1. Подготовка  места проведения игры.
  2. Игра.
  3. Подведение  итогов.

Оборудование: Оформленный зал, мультимедийный проектор, игровое поле с конкурсами, слайды об охраняемых объектах, жетоны в виде деревьев, методические материалы, призы.

Ход мероприятия:

Ведущий:  Добрый день,  дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на эколого-краеведческой игре «Знатоки родного края». Мы живем в красивейшем крае. Здесь можно видеть уникальные места, прекрасные растения, редких животных. Наверное, каждый из вас может гордиться тем, что живет в таком прекрасном краю.

Люблю хакасскую природу,

Люблю тот лес на берегу реки,

Люблю хорошую погоду,

Люблю отличные деньки.

Пойду я в лес, в поля, в луга,

Найду хорошее местечко,

Прилягу где душистая трава,

Увижу солнце, речку.

Хочу в «Хакасский» заповедник,

Оленя покормить из рук своих,

Он мой любимый травоядный,

Который ест сенцо из рук.

Ну, так давайте же друзья,

Беречь хакасскую природу,

Беречь все то, что есть у нас,

Беречь все то, что нам дала природа!

                                          (Стригина Т. ученица 6 класса)

Сегодня играют…(представление команд, визитка)

Правила игры: Мероприятие проводится в форме игры «Крестики – нолики».  На табло высвечены 9 конкурсов-заданий, которые вам предстоит пройти. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны. После выполнения задания определяется победитель конкурса, и название конкурса на табло закрывается Х или О. Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов. Итак, вперед!

Конкурс 1. Загадай-ка.

Ребята, вам будут предложены загадки, в которых зашифрованы представители животного мира нашего края, занесенные в Красную книгу, или требуют охраны. За каждый правильный ответ вам, будет вручен жетон.

1. Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.        

Попадают в ловушку

И комар и мушка.   (Лягушка. В приложение к Красной книге занесена Остромордая лягушка)

2. Днем сидит он как слепой,

А лишь вечер – на разбой.   (Филин. Занесен в красную книгу РФ и Республики Хакасии)

3. На овчарку он похож, что не зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк. Занесен в красную книгу РФ и Республики Хакасии Красный волк)

4. Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них,

В ветвях краса и мощь моя.

Скажите дети, кто же я. (Олень. Занесен в красную книгу РФ и Республики Хакасии Северный олень)

5. Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.  Занесена в красную книгу  Республики Хакасии Усатая синица)

6. У меня ходули, не страшит болото

Лягушат найду ли – вот моя забота. (Цапля.  Занесена в красную книгу  Республики Хакасии Белая и Серая цапля)

Наш край богат разными животными, которые хоть и не входят в Красную книгу, требуют к себе бережное отношение.

  1. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дыбы

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?          (Белка)

  1. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста           (Лось)

  1. Я сознаюсь виновата,

Я хитра и плутовата.         (Лиса)

  1. По полям он скок, да скок

Дом родной ему – лесок

Он осиновую кору

Ест, друзья, в любую пору.     (Заяц)

                 

Конкурс 2 «Ромашка»

Находясь в лесу,  мы, часто не задумываясь, набираем огромные букеты цветов. А ведь среди них могут быть те, которые относятся к числу редких и исчезающих. Испокон веков люди старались запечатлеть красоту цветов в мифах и легендах. А знаете ли вы легенды о цветах, которые вас окружают? Командам поочереди задаются вопросы. За правильный ответ команда получает жетон.

1. Сын царя Кипра слыл своей красотой, и сама богиня Афродита влюбилась в него. Но однажды на охоте юноша был смертельно ранен диким кабаном. Афродита просила о его спасении самого бога Зевса. По его велению с первыми весенними лучами  стал приходить этот цветок людям.       (Адонис, стародуб.      Занесен в Красную книгу РХ – Адонис весенний)

2. Жила в одном селе добрая, приветливая  девочка-молочница, которая продавала молоко всем,  кто хотел. Выросла она и влюбилась она в Жаворонка за его песни. Однажды захотела она его удержать при себе, но не успела, он улетел. Взмахнула она своей косынкой, оттуда высыпалось несколько золотых монет. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называют…..                   (Одуванчиками)

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов, в том числе и излечил самого Аида.       (Пион)

4. Там, где ступала нога будущей богини красоты и любви Афродиты, (римляне называли ее Венерой) вырастали прекрасные цветы.     (Венерин башмачок. Занесен в Красную книгу РХ и РФ)

5. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили  зонтиками для гномов.   (Ромашка)

6. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши.       (Василек)

7. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай». (Иван-чай, кипрей).

8. Цветок этот называют – радугой. Была у олимпийских богов быстроногая и златокрылая девушка – вестница. Приносила она хорошие и плохие новости. И везде, где она проходила, прорастал прекрасный цветок.   (Ирис, касатик. Занесен в Красную книгу РХ и РФ Касатик тигровый)

Конкурс 3 «Живая пятерка»

Мы живем в лесном краю и пользуемся его дарами, а знаете ли вы,  какие богатства дает нам  лес?

  1. Назовите 5 съедобных грибов нашей местности.
  2. Назовите 5 лекарственных растений нашей местности.
  3. Назовите 5 ягод нашей местности.
  4. Назовите 5 хвойных деревьев.
  5. Как используют данные дары?
  6. Какие правила необходимо использовать при получении даров  леса?

Конкурс 4 «Заповедано»

1. Что такое заповедник?

2.  Какой заповедник находится на территории Хакасии? (Хакасский государственный природный заповедник)

3.  Когда образован заповедник?         (В 1999г. На базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан»)

4.  Какова площадь заповедника? (267,6 тыс. га)

5. Какими участками образован заповедник?

(Демонстрация слайдов – экскурс по участкам заповедника)

Конкурс 5 «Зеленые защитники»

Защита плакатов на эколого-краеведческую тему. (максимум 5 баллов)

Конкурс 6 «Прогулка в лес»

Прогулки в природу для нас обычное дело. Чтоб не нанести природе вред, необходимо знать и соблюдать правила поведения в природе.

  1. Почему нельзя разрушать муравейник?
  2. Можно ли в лесу громко разговаривать?
  3. Почему нельзя ломать ветки деревьев?
  4. Хорошо ли набирать в лесу букеты цветов?
  5. Почему нельзя бросать мусор в лесу: бутылки, пакеты, обертки, банки?
  6. Почему грибы необходимо срезать?
  7. Можно ли жечь костер в лесу?
  8. Можно ли отстреливать животных?

Конкурс 7 «Знатоки родной природы»

  1. Это растение всегда зеленое и голубое. Из него делают музыкальные инструменты. Зимой птицы на нем высиживают птенцов. Оно теневыносливо. В таком лесу всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель)
  2. Это растение выделяет фитонциды, убивает болезнетворные бактерии. Из него самые лучшие дрова. Из его коры делают много полезных вещей. Это самое любимое русское дерево.  (Береза)
  3. У этого растения листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. Оно забирает отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. Оно быстрее всех заселяет гари. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
  4. Это растение дает  100кг ягод в год. Плоды не такие вкусные, как у других, зато очень полезные. Витаминов в плодах больше, чем в лимоне, и столько же, сколько в черной смородине. Из плодов этого растения готовят варенье, компот, квас, настойки. О нем написано много песен. (Рябина)
  5. это растение хороший медонос. Своими корнями укрепляет берега рек, защищает водоемы от испарения. (Ива)
  6. Из листьев каких растений можно попить лесного чайку7 (из листьев кипрея, малины, черники, брусники)
  7. Какое дерево имеет признаки и хвойного и лиственного дерева? (Лиственница)
  8. Хвойное дерево. Дает хорошую древесину, а из ее смолы получают скипидар и канифоль. (Сосна)
  9.  Плоды этого кустарника – блестящие красные ягодки величиной с горошину. В народе этот кустарник называют волчьей ягодой. Латинский перевод этого растения на русский – «Древесная кость».  (Жимолость)
  10. Кустарник-медонос, растет зарослями. Ягоды съедобны, используют для лечения простуды. (Малина)

Конкурс 8 «Разгадай-ка»  

Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)

Давайте разгадаем кроссворд о птицах нашей местности. За  каждую разгаданную птицу команда получает жетон.

о

р

я

и

г

о

л

о

т

и

н

с

в

с

к

в

г

с

с

т

( Орел, сорока, ворона, синица, куропатка, воробей, ласточка, голубь, снегирь, стриж, трясогузка)

Конкурс 9 «Угадай-ка»

Редкие и исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу. А вы знаете, какие растения и животные занесены в Красную книгу Хакасии.

Необходимо узнать на слайде растение и животное, занесенное  в Красную книгу Хакасии.

Подведение итогов: Объявление победителей, награждение.

Ведущий: В течение игры вы заработали большое количество жетонов. Вы обратили внимание, что жетоны имеют форму дерева. Я предлагаю поместить вам эти жетоны на доску – поле, символизирующее наши Усть – Бюрские просторы. Если каждый из вас действительно посадит хотя бы одно дерево – это будет вклад  в природу Родного края.

Позвольте закончить сегодняшнее мероприятие стихотворением В. Шефнера.

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,

Не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

(Приложением к мероприятию является мультимедийная презентация со слайдами. Фотографии использованы с сайта заповедника «Хакасский»)

Приложение 1. Жетоны

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие

Ставропольский край - музей под открытым небом. В   презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»

мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...