"История Русско-Шуганской школы"
классный час по теме

Лобанова Лариса Валерьевна

Классный час о истории образования и развития школы, о её первых   учителях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

Тема:                Путь длиною в век (1882 – 1982)

Цель: Ознакомить учащихся с историей развития образования в стране, в        

          посёлке Русский Шуган;

           воспитывать у учащихся интерес и любовь к истории родного края,

          школы;

          Развивать и поддерживать  у учащихся чувство уважения к школе, к

          профессии учителя

 

Ход классного часа:

страница 1

Первые шаги

Люди жили группами с древнейших времён. Чтобы дети смогли выжить , сохранить род и его ценности , старшим следовало учили детей всему, что  они знали сами.

Таким образом, идея образования  возникла очень давно.

С изобретением письменности потребовалось особое обучение, чтобы овладеть буквами. Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить такого образования. Тогда возникли места, где собирались люди  и обучались новым навыкам. Так возникли школы. Это было около 3-4 тысяч лет назад.

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

На Руси первые книги и первые грамотные люди появились при князе Владимире Красное Солнышко  в 988 году, это время начала крещения Руси.  

Он же, как свидетельствуют летописи положил начало школьному обучению на Руси.

В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники.

Поэтому при церквях и монастырях начали открываться школы  и назывались они церковно-приходские. В них учились только мальчики –  удел девочек было домашнее хозяйство, где можно обойтись и без умения читать и писать.

В 1882 году такая школа была открыта и в селе Русский Шуган.

Первым учителем в ней стал Лавр Андреевич Сизов. Он начал обучать своих первых учеников письму и чтению.

Как истинно просвещенный человек и одарённый учитель, Лавр Андреевич делился своими знаниями и с другими жителями села Русский Шуган. Для них он организовывал народные чтения и беседы, а так же вечерние и воскресные занятия.

Школа делала своё дело – создавала читателя и любителя просвещения.

Книга пользовалась большим почётом. «Книги суть те же реки, наполняющие вселенную».

Из года в год количество учащихся росло. В1895 году их уже насчитывалось 36, для удобства обществом посёлка Шуган было выделено специальное здание, первоначально построенное как домик для сторожей.

С 1907 году новый учитель стал делиться с детьми и жителями Шугана своими знаниями. Это был Мосолков Андреан Митрофанович, он продолжил дело начатое Лавром Андреевичем, так же неся большую любовь к людям  не жалел своих сил и энергии. Он трудился в качестве учителя до 1912 года, а потом  во время первой мировой войны ушёл на фронт, где воевал до 1918 года.

С 1910 года заведующим школой, а в то время она была уже двухклассной, стал священник Яков Хоноевич. В этом году в школе обучалось 39 мальчиков и 9 девочек.

Он достойно продолжал  кропотливую работу – дарил людям знания, нёс огонь прос-

вещения  и добра для всех желающих шуганцев.

Нет на свете мудрее профессии

И нужней — для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, — учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам

За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, -
О добре речь идет иль о зле

О, учитель! Пророк и наставник нам -
Вы остались посланцем Добра!

страница 2

Становление

Конец 19 начало 20 века были для Руси  временем всеобщего подъёма в развитии  промышленности, строительства.

Этому поспособствовала отмена крепостного права Александром 2 в 1861 году.

Резко возросла потребность в грамотных рабочих, специалистах.

Поэтому всё большее значение приобретало образование. Как можно большую часть населения надо было обучить специальным навыкам. В этот период на селе создаются земские школы с 3-4 летним обучением.

 В 1912 году, по ходатайству шуганского земства (выборного органа местного самоуправлениях) 4- классная земская школа возникла и Шугане.

Заведующим её стал Батов В.  Я. А первыми учителями в ней были Александр Александрович и Мария Герасимовна Колокольцевы.

Обучение в такой школе то же было необязательным,  учились только желающие

страница 3

Перерождение

1917 год. Февральская революция, « весь мир с оружьем мы разрушим до основанья, а затем  мы новый мир себе построим,  кто был ничем, тот станет всем». Эти слова из гимна тех лет.

  1918-1920 годы – гражданская война, лихие после революции годы:  время   дипломатической и экономической блокада всех стран мира, засуха,  неурожай, голод.

Всё это отбросило страну в своём развитии далеко назад.

Тот, кто голодному в день чёрный дверь откроет,

Об участи его, как о своей скорбя,

 Кто с целью побороть враждебную стихию

Даст жертвам голода подмогу в трудный год

Тот и  себя спасёт, и весь родной народ, Спасёт народ, спасёт - Россию!

 Так писал поэт Демьян Бедный, выражая настроение людей того времени

Голод был не только физический, но и духовный.

Это духовный голод должно утолить новое  образование.

В стране впервые объявляется путь на всеобщую грамотность. Образование становиться обязательным для всех.

С1923 года дети должны были получать4-х летнее образование в начальной школе, а потом 3 года обучаться в «Школе крестьянской молодёжи», а 1930 ШКМ «Школа колхозной молодёжи», в которой стало сочетаться 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства.

Так наступило время всеобщего обязательного 7 летнего образования.

На селе начали образовываться коллективные хозяйства (колхозы), стала поступать техника, машины.

В селе Р Шуган образовался колхоз «Новый путь». Потребовались технически грамотные работники.

Так начинается новый виток в развитии школ, появляются новые задачи у учителей.

В1932 году 4-х летняя начальная шуганская школа преобразуется в ШКМ, а скором времени в неполную среднюю школу.

Руководить обновлённой школой государство доверило Шарликовой Марии Фёдоровне

В 1935 году состоялся первый выпуск семилетней школы. Учащиеся школы пополнили ряды работников колхоза «Новый путь», с новыми знаниями энтузиазмом, заложенным самоотверженным трудом учителей они стали добросовестно трудиться.

К этому времени в школе уже сложился большой коллектив учителей, дающих хорошие знания по разным предметам.

Русско-Шуганская школа начала пользоваться большим авторитетом.

Учителя школы вели огромную работу с ликвидацией неграмотности у взрослого населения(Ликбезы)

 Благодаря кропотливому, увлечённому труду учителей к 1940 году неграмотность в основном была ликвидирована.

Русско – Шуганская школа становиться не только храмом знаний, но и центром культуры, духовной жизни жителей села.

Благодаря отзывчивости, инициативности учителей, их активной позиции, всегда существовала тесная связь между колхозом и школой.

Чтобы убедиться, что обучение, грамотность в  то время были  важным делом , послушаем частушки тех лет.

Наклонились низко лозы

Над рекою буйною

Мы становимся в колхозе

с каждым днём культурнее

не до книжек раньше было

только слышала про них

а теперь я больше сотни

прочитала разных книг

я милёночка спросила

где ты милый пропадал

а мне миленький ответил

в клубе лекцию читал

за деревней вьётся речка

вьётся жёлтый бережок

запишусь я самой первой

в драматический кружок

не ругай меня мамаша

что в читальню я хожу

я не время убиваю

за политикой слежу

и др.

страница 4

Возмужание

 В 1936 году школа преобразуется из неполной в среднюю (десяти летнюю).

Первым директором этой школы был Малков  В. А.  

Растёт коллектив учителей, появляются новые имена (фото)

Школу стали посещать учащиеся из многих деревень - Александровки (Сарман район), Казанчей, Нагайбака, Батрака, Ивановки (Бакалинский район), Благодаровки (Мезелинский район), Русской Смыловки, Островки, Горбуновки, Ольгино, Муслюмова, Митряева, СтарогоЧекмака, Большого Чекмака, Муханова, Тат Шугана, Баланов, Михайловки, Егорьевки, Удобновки и других.

Учащихся было уже  более 700, главным было здание земской школы, остальные – приспособленные дома раскулаченных крестьян.

Размещаться приходилось в 7 зданиях.

И закипела школьная жизнь с новой силой.

Под руководством Санникова – учителя физкультуры, велась большая спортивная работа. Уже в то время ученики Русско - шуганской школы показывали хорошие спортивные результаты.

В то время в школе существовала пионерская и комсомольская  организации, тогда их руководителем был Лобанов Алексей П..  Под его руководством в школе и среди населения  проводилась большая агитационно-массовая работа (распространение,  пропаганда идей партии, государства среди населения).

Появилась агитбригада, она ставила постановки на злободневные темы,  говорила о хорошем, высмеивала недостатки.

 Послушаем какие слова звучали со сцены:

Окна разинув, стоят магазины.

В окнах продукты: вина, фрукты.

Сыры не засижены, лампы сияют.

Пыхтят фабрики: будет больше ситца.

Крестьянину с раннего утра « работа люба»!:

«Землю попашет, попишет стихи»

Спасибо товарищу Сталину

За нашу  счастливую жизнь!

За детство счастливое наше,

За наши чудесные дни.

К станку ты склоняешься,

В скалу ли  ты врубаешься,

Мечта прекрасная,

Ещё не ясная,

Уже зовёт тебя вперёд.

страница 5

Испытания

1941 год. Год начала страшной беды.  Трудно на фронте, ещё труднее в тылу.

Беда сплачивает  людей. Людям свойственно воспринимать чужую беду как свою.

Учителя школы не были исключением. В начале войны они приняли в свой коллектив учащихся и учителей, эвакуированных из Ленинграда. Их разместили в интернате, руководила которым Элинер Берта Григорьевна.

Много сделала для этих обездоленных людей и директор школы  Митрофанов К. В., а с июня 1943 года - Санникова Александровна, эта трудолюбивая и энергичная женщина успевала не только позаботиться обо всех и каждом в школе, но и вела большую общественную работу - была секретарем парт организации колхоза « Новый  путь».

Это были трудные годы.

Школа работала в тяжёлых условиях. Не хватало  топлива, хлеба, одежды,   не было тетрадей, ручек.

 Вот что писала в своих воспоминаниях учительница Соловьёва Евдокия Григорьевна:

«Не хватало учебников, тетрадей, карандашей, ручек, чернил. Но как старательно дети выводили буквы в классной тетради по русскому языку. Берегли её. Домашнее задание выполняли на старых книгах и газетах. Чернила часто делали из сажи, свекольного сока. Один учебник выдавался на 3 – 4 человека и, несмотря на это, многие успевали на хорошо и отлично. У многих не было возможности заниматься из – за отсутствия света, так как не было керосина.  Чтобы меньше тратить керосина, лампы стали делать из консервных банок. Они горели без стёкол, коптили (называли их « фронтовушками»). И при этом свете старшеклассники учили уроки, а учителя готовились к занятиям».  

 Готовить дрова приходилось учителям с учениками самим.

Рабочих рук в  колхозе не хватало, учителям приходилось после уроков школе,

Идти на работу в колхоз. А поздно вечером снова тетради, а утром уроки в школе.

« У учителей не было отпусков, а у учащихся каникул. Работали на полях колхоза. Заготавливали сено, сеяли, убирали хлеб. …Часто приходилось работать ночью. На носилках стаскивали снопы и складывали их в копны. На работу шли пешком за 8 км.

Возвращались в час утра. Для отдыха оставалось немного времени...»

 Несмотря на все трудности, учителям  хватало сил на всё, ведь они понимали, что школа это не только знания -  это главный культурный и духовный  центр всего посёлка

Русский Шуган.

Вот воспоминания выпускника школы, доктора физико-математических наук Иукович

Эммануила Львовича:

«Центром всей жизни была школа, она была не просто местом учёбы, а именно центром, притягивающим в разное время суток. Здесь друзья, кружки, вечера. Самое главное событие всего села - школьные вечера.

Здесь пульсирует жизнь, которая похожа на довоенную,  привычную». Учителя, школа, поддерживали дух жителей и веру в победу.

Послушаем, что пели на школьных вечерах учащиеся, чтобы поддержать дух и веру в Победу у шуганцев.

Частушки:

Москву – город взять пытались

Немцы-неприятели

Рокоссовского герои

Их назад попятили

У реки растёт берёза

Зеленеют завитки

У фашистов зубы долги

Только лапы коротки

Из колодца вода льётся

Настоящий леденец

Красна армия дерётся

Скоро Гитлеру конец

Скоро Гитлеру могила

Скоро Гитлеру капут

А советские машины

Берлину побегут.

И др.

Трудно думать об учёбе, когда ты голоден. Учителя прекрасно понимали это. Чтобы обеспечить учащихся школы горячим питанием, они решают взять 4 га земли для школы. Где совместно с учащимися выращивали горох, пшеницу, рожь.

Учителя были активными инициаторами во всех починах: Будь это сбор тёплых вещей для фронта, или сбор денег на танковую колонну « Колхозник Татарии». Каждый учитель отчислял месячную зарплату. Первыми откликнулись учителя на призыв академика Арбузова А. С.  о сборе денег на строительство эскадрильи « Советский Татарстан» Это были вклады в приближение победы.

В колхозе в эти годы трудились почти одни женщины, чтобы женщины с маленькими детьми могла работать,  учителя организуют учащихся на тимуровскую работу. Они помогали смотреть за маленькими детьми , делали необходимую работу по дому., помогали семьям фронтовиков в обработке огородов.

 А. П. Гайдар, обращаясь к детям тех лет, писал:

« Дети!!  Пройдут годы. Вы станете совсем взрослыми . И тогда в хороший час отдыха после большой и трудной работы вы будите с радостью вспоминать о том , что когда- то , в грозные дни для Родины вы не болтались  под ногами , не сидели  сложа руки , а чем могли, помогали своей стране  в её тяжёлой и очень важной борьбе с челевеконенавистным фашизмом.

« Всё - для фронта, всё – для победы»  - под этим лозунгом трудились в тылу, это придавало веру, дарило надежду, с нетерпением  шуганцы ждали вестей с фронта. Газеты приходили с опозданием. Новости принимали по телефону  как радиограмму, после приёма нужно было рассказать всем придумали десятидворки, это когда собирались люди с нескольких ближайших домов и учителя и другие активисты рассказывали им об обстановке на фронте.

А потом возможно пели песни:

Бьётся в тесной печурке огонь

На поленьях смола как слеза.

И поёт мне под вечер гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

Принеся твой привет фронтовой

Я хочу, чтобы слышал  там ты

Как тоскует мой голос живой

Ты сейчас далеко  далеко

Между нами снега и снега

До Шугана тебе далеко

А до смерти четыре шага

Пой гармоника вьюге на зло

Заплутавшее счастье зови

Пусть тебя там от пуль сбережёт

Мой огонь негасимой любви

 Было очень трудно и тяжело, но они выстояли, пришла победа!

В 1946 году за свой самоотверженный труд учителя Русско-Шуганской школы  в составе:

Били награждены медалью « За доблестный труд в В О войне».

А директор школы Санникова А.И.  и учительница русского языка и литературы  – Колокольцева М. Г. (Мария Герасимовна) за достигнутые успехи в деле воспитания и обучения учащихся и активное участие в общественной работе – «Орденом трудового Красного Знамени»,  а в 1950 году Санникова становиться – «Заслуженной учительницей ТАССР».

Страница  6

Счастливый путь

Началась мирная жизнь. В школу вернулись учителя-участники войны  это –

Устеряков Пётр Афанасьевич (учит ель немецкого языка), отличник народного просвещения, награждённый медалью «За трудовое отличие», занесённый в книгу почёта республики.

Фролов Леонид Фёдорович (учитель математики), Соловьёв Яков Иванович   (учитель физкультуры), Новиков Александр Никитич (учитель технологии).

И снова в золоте тополя,
А школа — как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.
На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель».
Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель.
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан-учитель!

После войны школа ютилась в 3-х старых зданиях. Было очень неудобно. Наступило время строительства новой школы. Большой вклад в её строительство внесли директора Никифоров (1961-1965)и Кривошеев Прасковья Петровна(1966-1968)

Одной из главных мер воспитания считался труд. Учителя уделяли этому большое внимание.  Поэтому во время  строительство  школа всегда имела много  шустрых и умелых рук ребят, которые брались за любую посильную работу.  В 1962 году новое здание школы приняло первых учеников.

Любовь к труду прививала и работа на школьной кролеводческой  ферме, где количество выращиваемых  ребятами кроликов  доходило до 150 голов.

 Семидесятые годы:

Летом кипела работа на пришкольном участке, которым руководила учитель биологии Соловьёва Евдокия Григорьевна.  За свой труд: опытническую работу  и организацию, и развитие цветоводства на пришкольном участке, учительница не раз награждалась дипломами и почётными грамотами министерства просвещения ТАССР.

Вот что она вспоминает:

 « Что только не приходилось выполнять вместе с учащимися. С введением выращивания кукурузы в колхозах: на протяжении всей зимы после уроков  делали торфо-перегнойные горшочки, в которые в мае месяце в каждый садили одно зерно кукурузы. После прорастания высаживали в поле квадратно-гнездовым способом  с помощью лопаты».

Под руководством учителя производственного обучения - Кузнецова Ивана Петровича,

Шуганские учащиеся принимали участие в обработке почвы, внесении удобрений, посеве, сборе металлолома.

Особое внимание уделялось спорту. Лыжные соревнования, спортивные праздники, участие в районных соревнованиях по разным видам спорта – вот то чем занимался учитель физкультуры тех лет Соловьёв Яков Иванович, имевший медаль «За победу над Германией», и  в мирное время - «Лучший работник физкультуры ТАССР».

Нельзя и без отдыха: В школе существовала своя агитбригада, работал музыкальный кружок игры на духовых инструментах.

С 1970 года в школе начинается обучение профессиям необходимым в сельском хозяйстве: юноши осваивают профессию тракторист-машинист, а девушки оператор машинного доения,

Школа становится кузницей кадров для села.

С 70-х годов в Шуганской средней школе создается волейбольная команда, по инициативе учителя физкультуры Устерякова П.П., впоследствии команда становится лучшей в Муслюмовском районе.

Хорошо работали, отдыхали, но и хорошо учились. Сегодня у нас в гостях одна из лучших учениц тех лет, ныне  преподаватель русского языка и литературы Русско-Шуганской  школы, талантливый уважаемый учитель, «Отличник народного просвещения», и просто добрый и отзывчивый человек – Лобанова Зинаида Васильевна.

Послушаем её рассказ  (выступление)

Зинаида Васильевна, как лучшая ученица, награждалась поездкой в международный пионерский лагерь «Артек», расположенный на берегу Черного моря.  Попросим Зинаиду Васильевну рассказать об этом

 (выступление)

За период с 1975 по 1985 годы школа 10 раз награждалась Почетными грамотами, переходящими знаменами за победу в соцсоревновании.

В Шуганской школе всегда трудились преданные своему делу, творчески, ответственные учителя.

Спасибо вам, учителя,
За ваши добрые дела.
За долгожданный тот звонок,
Что собирал нас на урок…
Мы будем помнить вас, родные,
Штурмуя, дали голубые,
На ферме, в поле, у станка
Вас не забудем никогда.


Сегодня уже звучали имена некоторых учителей, хотелось вспомнить ещё тех, чей труд в те годы был отмечен особыми наградами:

Кривошеева Вера  Максимовна-отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РСФСР.

 Устерякова Вера  Сергеевна – учитель начальных классов, имеющая медаль «За  доблестный труд в годы ВО войны», «За трудовое отличие», «За доблестный труд вознаименования 100 - летия В. И. Ленина»

 Фролова Зоя Фёдоровна – отличник народного просвещения»

Сколько весен уже пролетело!
Этих лет нам не остановить,
А для Вас основным было дело –
День за днем ребятишек учить.
Пусть в Ваш дом не заглянет ненастье.
И болезни дорог не найдут.
Мы желаем здоровья и счастья!
И спасибо за добрый Ваш труд!

Трудно перечислить всех  учителей, Их имена всегда будут жить в благодарных  сердцах их учеников.

Спасибо им за их труд.

В исполнении учащихся звучит песня:

Может быть пора угомониться

Но я грешным делом не люблю

Поговорку, что иметь синицу

Лучше, чем грустить по журавлю.

Я стою, машу ему, как другу

Хочется мне думать про него

Будто улетает он не к югу,

А в долину детства моего.

Пусть над нашей школой он покружит

Благодарный передаст привет

Пусть посмотрит, все ещё служит

Старый наш учитель или нет.

Мы его не слушались повесы

Он же становился всё белей

Помню как любил он у Бернеса

песню всё про тех же журавлей.

Помню мы затихли средь урока

Плыл в окошке белый дым в дали

Видимо надеждой и упрёком

Служат человеку журавли

Ла-ла (две строчки)

Видимо надеждой и упрёком

Служат человеку журавли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь -длиною в век (1882-1982) Классный час Разработала: Лобанова Л. В. МОУ Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа первым учителям Русско-Шуганской школы -посвящается

Слайд 2

страница 1 Рождение

Слайд 3

Образование возникло в далёкой ДРЕВНОСТИ школа появилась 3-4 тыс. лет назад

Слайд 4

заложил основы обучения на Руси 988 год- Крещение Руси Князь Владимир (Красное Солнышко)

Слайд 5

первые школы- ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ 1882 ГОД открытие ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ школы в посёлке РУССКИЙ ШУГАН

Слайд 6

Первый учитель ЛАВР АНДРЕЕВИЧ СИЗОВ Роль школы на селе: -обучать детей письму и чтению -проводить народные чтения и беседы -проводить вечерние и вокресные занятия для взрослых и шуганцев

Слайд 7

1895 год- в Шуганской школе 36 учеников Мосолков Андреан Митрофанович священник Яков Хоноевич 1907-1912год учитель - С 1910 года заведующий двухклассной школой- в 1910 году в школе обучалось: 39 мальчиков и 9 девочек

Слайд 8

страница 2 Становление

Слайд 9

ЗЕМСТВО- выборный орган местного самоуправления В 1912 году - 4-х классная ЗЕМСКАЯ школа в Шугане Заведующий -Батов В. Я.

Слайд 10

первые учителя 4-х классной земской школы Александр Александрович Колокольцев Мария Герасимовна Колокольцева

Слайд 11

страница 3 Перерождение

Слайд 12

Всеобщая грамотность 1923 год- 7-летнее образование 1932 год -"Школа колхозной молодёжи" ( неполная средняя школа) в стране: В посёлке Русский Шуган: Из декрета правительства о мерах для осуществления ликбеза: ''Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязаны обучиться грамоте…''.

Слайд 13

Первый директор 7-летней школы 1935 год первый выпуск 7-летней школы Шарликова Мария Фёдоровна

Слайд 14

страница 4 Возмужание

Слайд 15

1936год- Шуганская школа становиться СРЕДНЕЙ ( 10-летней) Первый директор 10-летней школы коллектив учителей средней Шуганской школы 1936 год Малков Валентин Александрович

Слайд 16

Гареев З.Г. учитель математики Малкова учительница начальных классов Козырев Р.К. учитель географии Малков учитель физики директор школы (до 1938 года) Астафьев М. Ф. учитель физики Колокольцева М. Г. учительница русского языка Учителя школы с 1936 года

Слайд 17

1938 год

Слайд 18

В учительской -1939 год

Слайд 19

старшый пионервожатый руководитель работы комсомольской организации Лобанов Алексей П. учитель физкультуры Санников Н. в 1936 году учащихся -700 человек школа имела 7 зданий

Слайд 20

Страница 5 Испытания

Слайд 21

трудно на фронте трудно в тылу 1941 год

Слайд 22

Митрофанов Константин Васильевич Санникова Александра Иосифовна директор школы с 1942по1943 годы директор школы секретарь партийной организации колхоза "Новый путь" (с 1943-1948 год)

Слайд 23

выращивали: горох, пшеницу, рожь школа берёт для обработки 4 га земли

Слайд 24

всё для фронта , всё для Победы! Сбор тёплых вещей Сбор средств на танковую колону «Колхозник Татарии» Сбор средств на строительство эскадрильи « Советский Татарстан» Тимуровская работа по посёлку Русский Шуган

Слайд 25

Дети !! Пройдут годы … вы будите с радостью вспоминать, что в грозные дни для Родины … вы чем могли помогали своей стране , в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистным фашизмом. А П Гайдар

Слайд 26

Десятидворки- на них люди узнавали новости с фронта

Слайд 27

пришла Победа

Слайд 28

Все учителя Шуганской школы , работавшие в годы войны , награждены медалью «За доблестный труд в ВО войне » Колокольцева Мария Герасимовна учительница русского языка и литературы 1949 год- «Орден Трудового Красного знамени» Санникова Александра Иосифовна 1949 год – «Орден Трудового Красного знамени» 1950 год-«Заслуженная учительница ТАССР»

Слайд 29

страница 6 По светлому Пути

Слайд 30

1945 год Победа

Слайд 31

Учитель немецкого языка Занесён в республиканскую книгу почёта РТ Отличник народного просвещения учителя -фронтовики Соловьёв Яков Иванович Учитель физкультуры Устеряков Пётр Афанасьевич Фролов Леонид Фёдорович Учитель математики Новиков Александр Никитич учитель технологии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1940 год- заложен фундамент новой школы строительство стен началось после войны Никифоров В.В.(1961-1965г) Кривошеева П.П. (1966-1968г)

Слайд 2

Послевоенный коллектив учителей Шуганской средней школы и Выпускники 1954 года

Слайд 3

1962 год новое здание школы принимает первых учеников

Слайд 4

Трудовые дела школы Кролеводческая ферма ( 150 кроликов) Работа на пришкольном участке Помощь колхозу Соловьёва Е. Г. Учительница биологии Отличник народного просвещения Медаль «За доблестный труд в ВО войну» Дипломы и почётные грамоты Министерства просвещения ТАССР На опытном участке школы

Слайд 5

Работа производственной бригады руководил Кузнецов Иван Петрович Учитель производственного обучения закладка школьного сада работа в поле учителя на субботнике

Слайд 6

Работа производственной бригады школы изучение техники работа в школьном саду внесение удобрений на поле

Слайд 7

Учитель физкультуры Соловьёв Яков Иванович «Лучший работник физкультуры ТАССР» Медаль «За Победу над Германией» Соревнования по стрельбе Лыжная прогулка снежный десант

Слайд 8

Возложение венков к Памятнику 1965 год Другие дела школы тех лет

Слайд 9

Другие дела школы тех лет Торжественный вынос знамени Члены кружка духового оркестра 1966 год

Слайд 10

Учёба в «Артеке» Отдых в «Артеке» Лобанова Зинаида Васильевна Учитель русского языка и литературы Отличник народного просвещения

Слайд 11

Устерякова Вера Сергеевна Учитель начальных классов Медаль «За трудовое отличие» Медаль«За доблестный труд вознаменования 100- летия В.И. Ленина» Фролова Зоя Фёдоровна Учитель начальных классов Медаль»Ветеран труда» Отличник народного просвещения Кривошеева Вера Максимовна Учитель химии «Отличник народного просвещения» «Заслуженный учитель школы РСФСР» Тарасова Анна Тарасовна Учитель начальных классов Отличник народного просвещения

Слайд 12

коллектив учителей ветеранов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...