Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности. Образовательный блок программы состоит из трех последовательно выстроенных блоков: личностного, профессионально-управленческого и организационно-лидерского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
лагеря дневного пребывания
«ЛАГЕРЬ АКТИВА»
Пояснительная записка
Постоянно возникает необходимость в активизации и ежегодном обновлении, обучении органов ученического самоуправления школ и привлечении новых участников детского школьного движения. Одной из форм подготовки активистов детских общественных организаций школ для работы в своих школьных организациях является работа летнего лагеря дневного пребывания «Лагерь актива», который предоставляет большие возможности для развития и самовыражения школьных активистов (лидеров).
В настоящее время трудно представить себе человека, который не стремился бы к достижениям высокого результата в выбранном деле. Но это стремление нужно поддерживать и активизировать. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества взрослых и детей, в результате чего закладывается фундамент социальной инициативы будущего лидера. Досуг, игры, тренинги должны побуждать детей к приобретению новых знаний по здоровье сберегающим технологиям, к серьезным размышлениям, умениям и практическим навыкам самоуправления в школе. Поэтому программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые позволят детям без значительных материальных затрат полноценно отдохнуть и обучиться в лагере актива, узнавая много нового.
Актуальность программы «Лагеря актива» заключается в возможности для активиста получить новую информацию о себе самом и окружающем мире. В ходе реализации программы он совершенствует свою аналитическую деятельность, переосмысливает приоритеты и ценности. Программа работает на повышение его активности, коммуникативности. Благодаря программе дети изучают различные игры на сплочение и формирование коллектива, изучают методы организациии и проведения КТД, брифингов, пресс-конференций, дебатов Программа составлена с учётом разницы в опыте, знаниях, возможностях, а также возраста обучающихся. Процесс обучения дифференцирован, что повышает его результативность. Задача программы «Лагеря актива» в том, чтобы превратить процесс подготовки юных организаторов в коллективно-творческую деятельность учебного характера.
В программе использованы следующие элементы:
- создание ситуации успеха
- субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ребенку удоблетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности;
- создание ситуации выбора;
- целенаправленные занятия по развитию навыков вербального и невербального общения.
Отличительная особенность программы. В программу включен образовательный блок.
Цель программы «Лагеря актива» в том, чтобы превратить процесс подготовки юных активистов в коллективно-творческую деятельность учебного характера.
Задачи:
- Образовательные
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства коллективом, умений анализировать свою деятельность.
- Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, творческих и интеллектуальных способностей.
- Воспитательные
создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально-значимой деятельности; привитие навыков здорового образа жизни, формирование навыков общения и толерантности.
Предполагаемые результаты (критерии оценки результатов):
Знать:
- Нормы и правила работы в команде;
- Понятие «тренинг» как метод работы в команде;
- Элементы, модели лидерских качеств: «знание и чувствование себя», «активная жизненная позиция и стремление к лидерству», «видение перспективы», «социальная чувствительность», «ответственность»;
- Эффективные средства организации коллективной деятельности.
- Модели лидерского поведения в типичных проблемных ситуациях.
Уметь:
- Владеть навыками оценки собственных действий, своей деятельности и достигнутых результатов;
- Владеть навыками аналитической деятельности;
- Самостоятельно использовать и находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения; организаторские приемы;
- Организовывать дела на уровне: группы единомышленников, коллектива образовательного учреждения.
Способы определения результативности: диагностический тест по каждому блоку, анкетирование, огоньки – рефлексия, календарь настроения, карта успеха.
Блоки программы:
Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности. Образовательный блок программы состоит из трех последовательно выстроенных блоков: личностного, профессионально-управленческого и организационно-лидерского.
1. Личностный блок направлен на формирование у участников группы и стремление к лидерству, лидерского мировоззрения, повышение уровня моральной нормативности и социализации, а также на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности, как интересы группы, так и отдельных ее членов.
2. Профессионально-управленческий блок предназначен для формирования и развития компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять и управлять мотивацией подчиненных, направлять их не решение поставленных задач и т.п.
3. Организационно-лидерский блок направлен на формирование опыта управленческого взаимодействия лидеров с одногруппниками и закрепление их лидерского образа в глазах других детей.
Формы проведения учебных занятий. В соответствии с задачами обучения, учетом познавательных интересов и индивидуальных возможностей участников группы, специфики содержания данной программы используются следующие формы занятий: лекции, беседы, практические занятия, деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии, психотехнические игры и упражнения, открытые дела, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс - тесты и опросы.
Основные методы и приемы
В программе задействованы следующие методы групповой работы и тренинговые процедуры:
1. Диагностические процедуры. Используются как средство получения участниками группы новой информации о себе, формирования более глубокого самопонимания и самораскрытия, а также обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и программы в целом.
2. Информирование (запланированное и ситуативно-обусловленное). Осуществляется педагогом для развития компетентности участников группы в вопросах лидерства, руководства и управления, межличностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуациях, а также с целью формирования содержательного контекста в группе, подготовки участников к выполнению упражнений и процедур.
3. Психогимнастические упражнения. Включаются в программу как в содержательных целях (развитие профессионально- значимых и лидерских качеств, отработка лидерского поведения в моделируемых тренинговых ситуациях и т.п.), так и в целях создания оптимальной рабочей атмосферы (формирования внутригруппового тренингового пространства, поддержания работоспособности участников, завершения занятия и т.п.).
4. Групповая дискуссия. Используется в целях обучения участников конструктивному анализу ситуаций, формирования навыков убеждающего воздействия и управления процессами выработки коллективного решения, развития умения слушать и воспринимать аргументы оппонентов. Групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения, увидеть проблему с разных сторон, уменьшить сопротивление в отношении новой информации, отличной от ожидаемой.
5. Метод разыгрывания ролей. Позволяет отрабатывать и закреплять лидерские модели поведения в учебных ситуациях.
6. Метод анализа ситуаций. Используется в целях объективизации ситуации взаимодействия, стимулирования глубокого осознания участниками собственных способов поведения, а также действий и мотивов партнеров.
7. Сюжетно-ролевая игра. Предназначена для формирования навыка управления групповыми процессами, отработки и закрепления лидерского поведения в контексте внутригруппового взаимодействия.
8. Индивидуальная и групповая рефлексия. Проводится в конце занятия и направлена на осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.
9. Ведение дневниковых записей, рабочих тетрадей. Используется для сохранения информации, полученной в ходе занятия (во время процедур информирования, выполнения саморефлексивных и иных упражнений), а также фиксации результатов наблюдений в рамках «домашних» заданий.
Психолого - педагогическое обеспечение программы
- Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- Осуществление психолого-педагогического контроля с целью оценки и самооценки участников группы при анализе проводимых мероприятий, запланированных тематическим планом и организуемых по инициативе участников группы; открытого подведения итогов этапов программы;
- Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности; оценки совершенствования личностных качеств участников группы;
- Применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Условия и механизм реализации программы: программа рассчитана на психолого-педагогические методологические аспекты обучения, развития и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста и реализацию во время летних каникул. Программа разработана для лидеров и активистов детских общественных организаций школ района и реализовалась в лагере дневного пребывания на базе МБОУ ДО «Дом детского творчества», воспитатели – сотрудники данного учреждения имеющие педагогическое образование, количество детей в смене - 30 человек, количество отрядов – 2, количество человек в отряде – 15, отряды разновозрастные, возраст детей от 10 до 16 лет. Срок реализации программы 21 день. Формы занятий (индивидуальные, групповые). Образовательный блок программы расчитан на 42 учебных часа - 2 часа в день с перерывом 15 минут. Занятия проводились в кабинетах соответствующих ТБ, пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. Кабинеты хорошо освещены и периодически проветриваются.
Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий, игр, развлекательных мероприятий рассчитанное на 30 мест, столы и стулья, оборудование (цифровой фотоаппарат, медиа-проектор, компьютер).
Оснащение инструментами и материалами: бумага, фломастеры, карточки для игр, тесты, игры, атрибуты для игр, спортивный и туристический инвентарь.
Формы подведения итогов. Система подведения итогов позволяет обеспечить дифференцированный подход к реализации программы для обучающихся с различными творческими, лидерскими, организаторскими способностями: Тестирование «Кто такой лидер?»;
- Ролевые игры на развитие личностных качеств лидера;
- Деловые игры на развитие творческих способностей;
- Дебаты;
- Конкурсная игра «Лидер».
Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Содержание программы:
Учебно-тематический план
№ п/п | Блок | Кол-во занятий | Количество часов | ||
Всего | Теоретич | Практич | |||
I | Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | 1 | 1 |
II личностный блок | |||||
2.1 | Развитие навыков общения и взаимодействия. Игры на сплочение коллектива. | 2 | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Развитие навыков самооценки и понимания других. | 2 | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Развитие навыков управления эмоциями. Практикум по культуре общения «Учимся решать конфликты» | 2 | 2 | 1/2 | 1 1/2 |
2.4 | Развитие навыков принятия и исполнения решений. | 2 | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Развитие навыков работы с информацией. Подготовка школьных юнкоров. | 2 | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Развитие навыков творчества (мастер-классы) | 2 | 2 | 0 | 2 |
III профессионально-управленческий блок | |||||
3.1 | Стрелка планирования. | 2 | 2 | 1/2 | 1 1/2 |
3.2 | Методика работы организатора досуга. | 2 | 2 | 1/2 | 1 1/2 |
3.3 | Методика организации и проведения КТД. | 2 | 2 | 1/2 | 1 1/2 |
3.4 | Правила проведения массовых мероприятий. Подготовка к походу «Туристическая тропа» | 2 | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Методика организации и проведения дискуссии. | 2 | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Оформление документации в детской организации. | 2 | 2 | 1 | 1 |
3.7 | Методика организации и работы пресс-центров, проведения пресс-конференций. | 2 | 2 | 1 | 1 |
3.8 | Методика организации и проведения брифинга. | 2 | 2 | 1 | 1 |
3.9 | Методика подготовки и проведения социологического исследования. | 2 | 2 | 1 | 1 |
3.10 | Правила, алгоритм создания социальной рекламы. Снятие видеоролика. | 2 | 2 | 1 | 1 |
IV организационно-лидерский блок | |||||
4.1 | Лидер и его команда. | 2 | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Стили работы лидера | 2 | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Тренинг личностного роста | 2 | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Методика организации и проведения дебатов. Выборы лидера в детской организации | 2 | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 42 | 42 | 18 | 24 |
Содержание программы:
- Введение в программу.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения на занятиях, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. Инструктаж по технике безопасности во время проведения массовых мероприятий, игр, соревнований, походов, экскурсий, поездок на транспорте.
Практическая деятельность: беседа, упражнения, игры на знакомство, тестирование.
II личностный блок
Этот блок служит своеобразным фундаментом для последующей работы и включает в себя представления лидера о своём внутреннем мире, мечтах и стремлениях, иллюзиях и страхах. Блок включает 6 тем, изучение которых помогает сформировать у подростков комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни, способствует повышению его самооценки.
2.1. Развитие навыков общения и взаимодействия. Игры на сплочение коллектива.
Теоретические знания: Компоненты общения. Алгоритм взаимодействия. Техника «Я высказывания». Техники отказа.
Практическая деятельность: практическая работа в группах, сюжетно- ролевая игра. Игры на сплочение коллектива.
2.2. Развитие навыков самооценки и понимания других.
Участники группы закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других; усваивают, что продуктивное партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.
Теоретические знания: Ассоциативное восприятие. Характерологические особенности личности. Эмпатия. Наблюдение.
Практическая деятельность: практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, индивидуальная и групповая рефлексия.
2.3. Развитие навыков управления эмоциями. Практикум по культуре общения «Учимся решать конфликты».
В данную тему включены специальные игровые учебные задания, в процессе реализации которых, участники группы смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием.
Теоретические знания: Чувства. Эмоциональные состояния.
Практическая деятельность: практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, индивидуальная и групповая рефлексия.
2.4. Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Участники группы учатся видеть ближние и дальние цели, планировать свою деятельность, реализовывать планы и оценивать эффективность планирования и исполнения.
Теоретические знания: Волевой компонент. Эхо- техники. Алгоритм принятия решения: цель, задачи, выбор стратегии, планирование, контроль выполнения планов, результаты деятельности.
Практическая деятельность: участники группы учатся видеть ближние и дальние цели, планировать свою деятельность, реализовывать планы и оценивать эффективность планирования и исполнения, практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная и групповая рефлексия.
2.5. Развитие навыков работы с информацией. Подготовка школьных юнкоров.
Теоретические знания: Критическое мышление. Рефлексивное мышление. Приемы эффективного чтения: «Пять сточек по правилам: синквейн», «Инсерт» (значки по ходу чтения), «Двухчастный дневник», изображение «Кустик идей». Особенности вопросов и ответов. Приемы решения проблем при чтении текста: стратегия «IDEAL».
Практическая деятельность: пересказ по плану, рассказ по опорным таблицам «ПМИ», интервью, практическая работа в группах, индивидуальная и групповая рефлексия.
2.6. Развитие навыков творчества. Мастер-классы.
Практическая деятельность: мастер–класс по квиллингу, тестопластике, хореографии, театру, вокалу, игре на гитаре, туризму.
III профессионально-управленческий блок
Этот блок предусматривает освоение участниками группы методов игрового, социального взаимодействия.
3.1 Стрелка планирования.
Теоретические знания: азы социального проектирования: названия проекта, предмет планирования, цель, задачи, ресурсы, факторы успеха, препятствия, задания.
Практическая деятельность: разработка проекта.
3.2 Методика работы организатора досуга.
Теоретические знания: методика работы организатора досуга: игра, современные игровые технологии.
Практическая деятельность: проигрывание различных игр: деловых, ролевых, подвижных.
3.3 Методика организации и проведения КТД.
Теоретическое занятие: методика КТД
Практическое занятие: подготовка мероприятия - кинофестиваль «Мир кино-2016»
3.4 Правила проведения массовых мероприятий. Подготовка к походу «Туристическая тропа».
Теоретическое занятие: методы и приемы организации массовых мероприятий.
Практическое занятие: подготовка к походу «Туристическая тропа», инструктаж, оборудование, продукты.
3.5 Методика организации и проведения дискуссии.
Теоретическое занятие: методика организации и проведения дискуссии.
Практическое занятие: организация дискуссий, игр – «Голоса», «Карточки - сигналы», «Колесо» и т.д.
3.6 Оформление документации в детской организации.
Теоретическое занятие: перечень документов необходимых в детской организации.
Практическое занятие: составление примерного плана работы в детской организации на учебный год.
3.7 Методика организации и работы пресс-центров, проведения пресс-конференций.
Теоретическое занятие: перечень документов необходимых для работы пресс-центра, принципы организации работы пресс-центра.
Практическое занятие: составление примерного плана работы пресс-центра, сценария пресс-конференции, выпуск газеты.
3.8 Методика организации и проведения брифинга.
Теоретическое занятие: методика организации и проведения брифингов.
Практическое занятие: Встреча кандидатов в лидеры лагеря с представителями средств массовой информации лагеря, избирателями, на которой они изложили свою программу лидера и ответили на вопросы.
3.9 Методика подготовки и проведения социологического исследования.
Теоретическое занятие: методика социологического исследования.
Практическое занятие: социологическое исследование.
3.10 Правила, алгоритм создания социальной рекламы
Теоретическое занятие: правила, алгоритм создания социальной рекламы.
Практическое занятие: выпуск социального плаката на любую из тем: «Дорогой добрых дел», «Мир без жестокости», «Я и моя семья», «Живи ярко».
IV организационно-лидерский блок
4.1 Лидер и его команда
Теоретические знания: Типы команд. Характеристики эффективной команды. Формирование команды. Сплочение команды. Пирамида логических уровней. Распределение ролей в команде. Характеристики командных ролей. Типы командных ролей и их основное назначение. Допустимые и недопустимые недостатки командных ролей. Приоритетные командные роли. Лидерство и командные роли. Стадии развития команды.
Практическая деятельность: практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, упражнения на командообразование, на доверие, разыгрывание ролей, индивидуальная и групповая рефлексия.
4.2 Стили работы лидера
Теоретическое занятие: виды стилей (авторитарный, демократический, либерально-анархический), типы руководителей, критерии эффективного руководства
Практическое занятие: создать стиль руководителя.
4.3 Тренинг личностного роста
Теоретические знания: функции лидера в группе, 7 аспектов работы лидера.
Практическая деятельность: самоанализ, тренинг.
4.4. Методика организации и проведения дебатов. Выборы лидера в детской организации
Теоретическое знания: система выборов
Практическая деятельность: предвыборная работа.
Распорядок дня
лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»
1.06. 2017г. День заезда и знакомства:
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Норвегия»
12.00 - образовательный блок
- знакомство с планом работы лагеря дневного пребывания «Лагерь актива» (презентация), формирование актива лагеря (тренинг формирование команд), игры на знакомство.
- Мастер-класс по изобразительному искусству - оформление отрядных уголков, анкетирование.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект «Квест СДО».
2.06.2017г
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Швецария»
12.00 - образовательный блок
- «Развитие навыков общения и взаимодействия».
- Тренинг на сплочение коллектива»
14.00 - обед
14.30 - дневной проект «Лучший отряд» (отрядный уголок, эмблема отряда, девиз, речёвка, название отряда, визитка отряда)
3.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Грузия».
12.00 - образовательный блок
- «Развитие навыков самооценки».
- Тренинг «Природа и мы»
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – «Экологический квест».
05.06. 2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект «Греция»
12.00 - образовательный блок
- «Развитие навыков управления эмоциями». Практикум «Учимся решать конфликты».
- Тренинг «Профилактика вредных привычек»
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – Спортивно-развлекательное мероприятие «Олимпийские игры».
06 .06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Мексика»
12.00 - образовательный блок
- «Развитие навыков принятия и исполнения решений».
- Тренинг «Разговор на чистоту»
14.00 - обед
14.30 - Кинофестиваль «Мир кино-2017».
07.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Англия»
12.00 - образовательный блок
- Развитие навыков работы с информацией. Подготовка школьных юнкоров.
- Съёмка социального ролика каждым отрядом. Просмотр видеороликов.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – Проект «Уроки дружбы» (толерантность). Костер дружбы «Вместе и навсегда».
08.06.2017г.
9.30 - завтрак
10.00 – Проект страны «Германия».
12.00 - образовательный блок «Развитие навыков творчества» (мастер-классы).
14.00 - обед
14.10 - Дневной проект - игровая программа «Весёлый проспект».
09.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 – Подготовка к походу. Инструктаж по технике безопасности. Выход за территорию лагеря.
12.00 - образовательный блок – мастер-класс по туризму на местности.
– Основное туристическое оборудование. Продукты питания.
- Чтение карты. Установка палатки.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – эстафета «Туристическая тропа».
Старт акции «Тайный друг».
10.06.2017г.
9.00- зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Шотландия».
12.00 - образовательный блок «Методика работы организатора досуга». Методика организации КТД.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – конкурсная программа «Мисс лагеря актива».
13.06. 2017г.
9.00- зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страна «Россия». Звёздный час «Моя Тамбовщина».
12.00 - образовательный блок
- Диспут «Что значит быть гражданином?»
- Национальные ремёсла (презентация). «Народный костюм Тамбовской губернии» (презентация).
14.00 - обед
14.30 - дневной проект «Стань первым среди равных»
14.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 – Проект страны «Венгрия».
12.00 - образовательный блок
– «Оформление документации в детской организации».
- Разучивание песен.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект- спортивная игра «Весёлые старты».
15.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - утренний проект - экологический десант (уборка территории лагеря).
12.00 - образовательный блок - «Методика организации и работы пресс-центров, проведения пресс-конференций».
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – игра «Кладоискатель» (ориентация по карте).
16.06.2017г
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - утренний проект.
- Архипасторский визит
- Посещение сельского музея, расположенного в здании усадьбы графа Облова.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – Конкурс агитбригад «За экологию души».
17.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны– «Финляндия».
12.00 - образовательный блок
– «Методика проведения социологического исследования». Социологический опрос.
- Познавательная игра «Что? Где? Когда?».
14.00 - обед
14.30 – дневной проект – концертная программа «Праздник детства».
19.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00-Проект страны «Франция»
12.00 - образовательный блок
– «Правила, алгоритм создания социальной рекламы». Выпуск социального плаката.
- Знакомство с профессиями «Дороги, которые мы выбираем» Мастер-класс по журналистике.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – шоу-программа «Сам себе режиссер».
20.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - Проект страны «Австралия».
12.00 - образовательный блок
– Мастер – классы по декоративно-прикладному творчеству (глина, квиллинг, соломка)
14.00 - обед
14.30 - дневной проект «Чистый двор»
21.06.2017г.
9:00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 – Проект страны «Китай».
Конкурс рисунка на асфальте «Наш лагерь и мы».
12.00 - образовательный блок
- «Стили работы лидера».
- «Лидер и его команда»
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – Конкурс рисунка на асфальте «Наш лагерь и мы».
Подвижные игры на свежем воздухе.
22.06.2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00- утренний проект – День памяти «Вспомним всех поименно». О ветеранах войны с. Петровское. Возложение цветов к стелле.
12.00 - образовательный блок – посещение музея с. Петровское.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – просмотр фильма на военную тематику. Фестиваль военной песни.
23.06. 2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - утренний проект - предвыборные дебаты (лидеры представляют свои программы. Отборочный тур).
12.00 - образовательный блок – «Выборы лидера в детской организации».
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – конкурс «Лидер лагеря».
24.06. 2017г.
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 – Проект страны «Япония»
12.00 - образовательный блок
– Русские народные ремесла. Традиционные ремесла Тамбовского края.
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – Спортивные соревнования.
26.06. День прощания:
9.00 - зарядка
9.30 - завтрак
10.00 - образовательный блок - подведение итогов работы лагеря. Награждение активистов. Закрытие лагерной смены.
12.00 - Шоу-программа «Мы такие разные».
14.00 - обед
14.30 - дневной проект – Концертная программа «Творческая волна-2017».
В первый день ребятам предлагается выбрать направление по интересам, придумать название, речёвку, песню своего отряда. Каждый отряд ежедневно проявляет свои способности в области организации общелагерных дел, предлагает свои идеи по улучшению жизни лагеря. Каждый день в лагере посвящён определённой теме и не повторяется. С первого дня начинаются занятия по образовательному блоку, которые ведут воспитатели (педагоги дополнительного образования). В лагере вводятся специальные названия должностных лиц и избирается Совет лагеря. Ежедневно на утренней линейке лучшие награждаются отличительными знаками. С первых дней проводятся тренинги, где обучают взаимодействию, умению работать в команде, преодолевать трудности и конфликты, на умение работать в команде, на сплочение.
Между отрядами каждый день проводятся состязания, интеллектуальные и спортивные марафоны. Руководство в течение всей смены осуществляет начальник лагеря, важные вопросы решаются на Сборе отрядов. Вожатые готовят свой отряд для проведения общелагерных мероприятий. Таким образом, дети организовывают досуговую деятельность сами для себя.
В ходе функционирования лагеря актива реализовываются следующие функции:
- коммуникативная - способствует развитию различных форм общения;
- регулятивная - проявляется в процессе выполнения детьми управленческих, организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;
- функция социальных связей;
- организаторская;
- досуговая;
- профориентационная;
Позиция вожатого при функционировании отражается в следующих правилах:
- не подменять детей там, где они сами могут справиться;
- поддерживать идеи детей;
- уважать решение детей, помогать их реализовывать;
- избегать прямого нажима, стараться убеждать, объяснять.
Формы и методы организации лагеря актива
Направление | Способы |
Оздоровление детей |
|
Развитие творческих способностей |
|
Формирование основ правовой культуры |
|
Развитие лидерских качеств у детей |
|
Механизм реализации:
Участники:
- начальник лагеря;
- вожатые;
- воспитатели (педагоги дополнительного образования);
- учащиеся из районных школ.
1 этап – подготовительный
- Анализ результатов деятельности за предыдущий год
- Изучение запросов учащихся
- Подбор литературы по тематике смены
- Планирование смены
- Подготовка вожатского отряда
- Разработка основных общелагерных дел, оформление лагеря.
- этап – организационный
- Организация жизнедеятельности лагеря через вовлечение участников программы в организацию самоуправления.
- Формирование актива лагеря
- Оформление отрядных мест
- Экспресс-опрос, корректировка планов работы
3 этап – основной.
- Участие детей и взрослых в ролевых играх и КТД программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.
- Выходы в туристические походы, проведение экскурсий
- Ежедневное проведение творческих мастерских, тренингов по направлениям
- Проведение ежедневных линеек и мероприятий по профилактике здорового образа жизни.
4 этап – заключительный
- Подведение итогов работы мастерских по направлениям школы актива, поощрение и награждение
- Анкетирование воспитанников, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря
- этап – аналитический
- Анализ работы, подведение итогов, обработка и оформление материалов смены.
Литература:
- Алиева Л. В. Педагогика пионерского поручения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 127 с.
- Асафова Т. Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в Российской провинции второй половины XX века: Автореф. дис.. … канд. пед. наук. — Кострома, 2002. — 24 с.
- Басов Николай Федорович. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России (Методология, историография, источниковедение, нач. XX в. — 90-е гг.): Дис. … д-ра пед.наук : 13.00.01 : Москва, 1997 348 c
- Борисова Л. А. Историко-педагогический анализ концепций детского движения в России: Автореф.дис. … канд. пед.наук — М., 1993. — 20 с.
- В помощь вожатому: Сборник материалов по весенне-летней работе пионеротрядов Сибкрая. — Новосибирск: Изд-во Сиб.кабинета деткомвижения, 1928. — 51 с
- Возжаев С. Н., Возжаева Е. И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок». — Кострома, 2000.
- Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы прогр. СПО-ФДО «Игра — дело серьёзное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. — М.: СПО-ФДО, 1996. — 78 с.
- Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: Научно-практический сборник / Сост. С. В. Тетерский / Под ред. Л. Е. Никитиной. — М.: Academia, 2000. — 160 с.
- Волохов А. В. Будем работать вместе / Программы деятельности детских и подростковых организаций. — М., 1996. — 146 с.
- Волохов А. В. Теория и методика социализации ребёнка в детских общественных организациях: Дис. … д-ра пед.наук. — Ярославль, 1999. — 460 с.
- Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
- Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Кипарис-1. Изд. 3-е, перераб. М. — Педагогическое общество России, 2004, 212 с.
- Детские объединения в системе социального воспитания. -
Кострома, 1998
- Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности/ Авт. А. С. Веряскин, Н. И. Волкова, Г. А. Наумовская и др. С.- петерб.ассоц. «Взрослые-детям» — СПб-Москва, НИИ семьи, 1997. — 196 с.
- Жуков И. Н. Стаи волчат и птенчиков. — Архангельск, 1917
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Как вести за собой: Большая книга вожатого. / Науч. ред Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 607 стр.
- Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа», 1992. 124 с.
- Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод.пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.
- Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. — Ярославль: Медиум-пресс, 2000. — 302 с
- Чепурных Е. Е. Социальная защита детей как функция детских общественных организаций: Дис. … канд. пед.наук. — Ярославль, 1997. — 177 с.
- Шмаков С. А. Игра в системе работы пионерской организации имени В. И. Ленина (на опыте экспериментальной работы в пионерских лагерях): Автореф.дис. … канд. пед.наук. — Новосибирск, 1961. 19 с
- Черных В. Е. Скаутский лагерь-М.: Ялта: Гурзуф: ИП, 2000-93 с.
- Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Вожатый — старт в профессию. Кипарис-12. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/29/picture-46739-1730183584.jpg)
Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"
Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...
Программа работы лагеря дневного пребывания "Арго"
Программа работы лагеря невного пребывания "Арго" расчитна на детей школьного возраста, в основу программы легли мифы древней Греции....
Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"
Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-502778-1415102319.jpg)
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"
Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко» гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1210460-1580446969.jpg)
Программа пришкольного лагеря дневного пребывания детей «Радуга» профильная программа «Кинопоезд»
Лагерь «Радуга детства» – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назид...
Программа профильной смены «Темп» лагеря дневного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 127» «Вначале было слово…»
В летние каникулы ребята получают уникальную получить дополнительное образование наряду с закреплением урочного материала и устранением пробелов. Поэтому ведущие направления содержания деятельности, в...
Программа профильной смены «Темп» лагеря дневного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 127» «Путешествие в мир англо-американской литературы»
Рабочая программа «Путешествие в мир англо-язычной литературы» ориентирована на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей; на применения полученных знаний и умений ...