Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Семёнова Ольга Леонидовна

Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности. Образовательный блок программы состоит из трех последовательно выстроенных блоков: личностного, профессионально-управленческого и организационно-лидерского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

лагеря дневного пребывания

«ЛАГЕРЬ  АКТИВА»

                           

Пояснительная записка

Постоянно возникает  необходимость в  активизации и ежегодном обновлении, обучении органов ученического самоуправления школ и привлечении новых участников детского школьного движения. Одной из форм подготовки активистов детских общественных организаций школ для работы в своих школьных организациях является работа летнего лагеря дневного пребывания «Лагерь актива», который предоставляет большие возможности для развития и самовыражения школьных активистов (лидеров).

В настоящее время трудно представить себе человека, который не стремился бы к достижениям высокого результата в выбранном деле. Но это стремление нужно поддерживать и активизировать. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества взрослых и детей, в результате чего закладывается фундамент социальной инициативы будущего лидера. Досуг, игры, тренинги должны побуждать детей к приобретению новых знаний по здоровье сберегающим технологиям, к серьезным размышлениям, умениям и практическим навыкам самоуправления в школе. Поэтому программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые позволят детям без значительных материальных затрат полноценно отдохнуть и обучиться в лагере актива, узнавая много нового.

Актуальность программы «Лагеря актива» заключается в возможности для активиста получить новую информацию о себе самом и окружающем мире. В ходе реализации программы он совершенствует свою аналитическую деятельность, переосмысливает приоритеты и ценности. Программа работает на повышение его активности, коммуникативности. Благодаря программе дети изучают различные игры на сплочение и формирование коллектива, изучают методы организациии и проведения КТД, брифингов, пресс-конференций, дебатов Программа составлена с учётом разницы в опыте, знаниях, возможностях, а также возраста обучающихся. Процесс обучения дифференцирован, что повышает его результативность. Задача программы «Лагеря актива» в том, чтобы превратить процесс подготовки юных организаторов в коллективно-творческую деятельность учебного характера.

В программе использованы следующие элементы:

- создание ситуации успеха

- субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ребенку удоблетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности;

- создание ситуации выбора;

- целенаправленные занятия по развитию навыков вербального и невербального общения.

Отличительная особенность программы.  В программу включен образовательный блок.

 Цель программы «Лагеря актива» в том, чтобы превратить процесс подготовки юных активистов в коллективно-творческую деятельность учебного характера.

 Задачи:

  • Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства коллективом, умений анализировать свою деятельность.

  • Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления,  творческих и интеллектуальных способностей.

  • Воспитательные

создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально-значимой деятельности; привитие навыков здорового образа жизни, формирование навыков общения и толерантности.

Предполагаемые результаты (критерии оценки результатов):

Знать:

  • Нормы и правила работы в команде;
  • Понятие «тренинг» как метод работы в команде;
  • Элементы, модели лидерских качеств: «знание и чувствование себя», «активная жизненная позиция и стремление к лидерству», «видение перспективы», «социальная чувствительность», «ответственность»;
  • Эффективные средства организации коллективной деятельности.
  • Модели лидерского поведения в типичных проблемных ситуациях.

Уметь:

  • Владеть навыками оценки собственных действий, своей деятельности и достигнутых результатов;
  • Владеть навыками аналитической деятельности;
  • Самостоятельно использовать и находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения; организаторские приемы;
  • Организовывать дела на уровне: группы единомышленников,  коллектива образовательного учреждения.

Способы определения результативности: диагностический тест по каждому  блоку, анкетирование, огоньки – рефлексия, календарь настроения, карта успеха.

Блоки программы:

Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности. Образовательный блок программы состоит из трех последовательно выстроенных блоков: личностного, профессионально-управленческого и организационно-лидерского.

1. Личностный блок направлен на формирование у участников группы и стремление к лидерству, лидерского мировоззрения, повышение уровня моральной нормативности и социализации, а также на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности, как интересы группы, так и отдельных ее членов.

2. Профессионально-управленческий блок предназначен для формирования и развития компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять и управлять мотивацией подчиненных, направлять их не решение поставленных задач и т.п.

3. Организационно-лидерский блок направлен на формирование опыта управленческого взаимодействия лидеров с одногруппниками и закрепление их лидерского образа в глазах других детей.

Формы проведения учебных занятий. В соответствии с задачами обучения, учетом познавательных интересов и индивидуальных возможностей участников группы, специфики содержания данной программы   используются следующие формы занятий: лекции, беседы, практические занятия, деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии,  психотехнические игры и упражнения, открытые дела, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс - тесты и опросы.

Основные методы и приемы

В программе задействованы следующие методы групповой работы и тренинговые процедуры:

1. Диагностические процедуры. Используются как средство получения участниками группы новой информации о себе, формирования более глубокого самопонимания и самораскрытия, а также обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и программы в целом.

2. Информирование (запланированное и ситуативно-обусловленное). Осуществляется педагогом для развития компетентности участников группы в вопросах лидерства, руководства и управления, межличностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуациях, а также с целью формирования содержательного контекста в группе, подготовки участников к выполнению упражнений и процедур.

3. Психогимнастические упражнения. Включаются в программу как в содержательных целях (развитие профессионально- значимых и лидерских качеств, отработка лидерского поведения в моделируемых тренинговых ситуациях и т.п.), так и в целях создания оптимальной рабочей атмосферы (формирования внутригруппового тренингового пространства, поддержания работоспособности участников, завершения занятия и т.п.).

4. Групповая дискуссия. Используется в целях обучения участников конструктивному анализу ситуаций, формирования навыков убеждающего воздействия и управления процессами выработки коллективного решения, развития умения слушать и воспринимать аргументы оппонентов. Групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения, увидеть проблему с разных сторон, уменьшить сопротивление в отношении новой информации, отличной от ожидаемой.

5. Метод разыгрывания ролей. Позволяет отрабатывать и закреплять лидерские модели поведения в учебных ситуациях.

6. Метод анализа ситуаций. Используется в целях объективизации ситуации взаимодействия, стимулирования глубокого осознания участниками собственных способов поведения, а также действий и мотивов партнеров.

7. Сюжетно-ролевая игра. Предназначена для формирования навыка управления групповыми процессами, отработки и закрепления лидерского поведения в контексте внутригруппового взаимодействия.

8. Индивидуальная и групповая рефлексия. Проводится в конце занятия и направлена на осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

9. Ведение дневниковых записей, рабочих тетрадей. Используется для сохранения информации, полученной в ходе занятия (во время процедур информирования, выполнения саморефлексивных и иных упражнений), а также фиксации результатов наблюдений в рамках  «домашних» заданий.

Психолого - педагогическое  обеспечение программы

  • Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • Осуществление психолого-педагогического контроля с целью оценки и самооценки участников группы при анализе проводимых мероприятий, запланированных тематическим планом и организуемых по инициативе участников группы; открытого подведения итогов этапов программы;
  • Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности; оценки совершенствования личностных качеств участников группы;
  • Применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения. 

Условия и механизм реализации программы: программа рассчитана на психолого-педагогические методологические аспекты обучения, развития и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста и реализацию во время летних каникул. Программа разработана для лидеров и активистов детских общественных организаций школ района и реализовалась в лагере дневного пребывания на базе МБОУ ДО «Дом детского творчества», воспитатели – сотрудники данного учреждения имеющие педагогическое  образование, количество детей в смене - 30 человек, количество отрядов – 2, количество человек в отряде – 15, отряды разновозрастные, возраст детей от 10 до 16 лет. Срок реализации программы 21 день. Формы занятий (индивидуальные, групповые). Образовательный блок программы расчитан на 42 учебных часа - 2 часа в день с перерывом 15 минут. Занятия проводились в кабинетах соответствующих ТБ, пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. Кабинеты хорошо освещены и периодически проветриваются.

Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий, игр, развлекательных мероприятий рассчитанное на 30 мест, столы и стулья, оборудование (цифровой фотоаппарат, медиа-проектор, компьютер).

Оснащение инструментами и материалами: бумага, фломастеры, карточки для игр, тесты, игры, атрибуты для игр, спортивный и туристический инвентарь.

Формы подведения итогов. Система подведения итогов позволяет обеспечить дифференцированный подход к реализации программы для обучающихся с различными творческими, лидерскими, организаторскими способностями: Тестирование «Кто такой лидер?»;

  • Ролевые игры на развитие личностных качеств лидера;
  • Деловые игры на развитие творческих способностей;
  • Дебаты;
  • Конкурсная игра «Лидер».

Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Содержание программы:

        Учебно-тематический план

№ п/п

Блок

Кол-во

занятий

Количество часов

Всего

Теоретич

Практич

I

Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

1

1

II личностный блок

2.1

Развитие навыков общения и взаимодействия. Игры на сплочение коллектива.

2

2

1

1

2.2

Развитие навыков самооценки и понимания других.

2

2

1

1

2.3

Развитие навыков управления эмоциями. Практикум по культуре общения «Учимся решать конфликты»

2

2

1/2

1 1/2

2.4

Развитие навыков принятия и исполнения решений.

2

2

1

1

2.5

Развитие навыков работы с информацией. Подготовка школьных юнкоров.

2

2

1

1

2.6

Развитие навыков творчества (мастер-классы)

2

2

0

2

III профессионально-управленческий блок

3.1

Стрелка планирования.

2

2

1/2

1 1/2

3.2

Методика работы организатора досуга.

2

2

1/2

 1 1/2

3.3

Методика организации и проведения КТД.

2

2

   1/2

1 1/2

3.4

Правила проведения массовых мероприятий. Подготовка к походу «Туристическая тропа»

2

2

1

1

3.5

Методика организации и проведения дискуссии.

2

2

1

1

3.6

 Оформление документации в детской организации.

2

2

1

1

3.7

Методика организации и работы пресс-центров, проведения пресс-конференций.

2

2

1

1

3.8

Методика организации и проведения брифинга.

2

2

1

1

3.9

Методика подготовки и проведения социологического исследования.

2

2

1

1

3.10

Правила, алгоритм создания социальной рекламы. Снятие видеоролика.

2

2

1

1

IV организационно-лидерский блок

4.1

Лидер и его команда.

2

2

1

1

4.2

Стили работы лидера

2

2

1

1

4.3

Тренинг личностного роста

2

2

1

1

4.4

Методика организации и проведения дебатов. Выборы лидера в детской организации

2

2

1

1

Итого:        

42

42

18

24

Содержание программы:

  1. Введение в программу.

         Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения на занятиях, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. Инструктаж по технике безопасности во время проведения массовых мероприятий, игр, соревнований, походов, экскурсий, поездок на транспорте.

Практическая деятельность: беседа, упражнения, игры на знакомство, тестирование.

II личностный блок

Этот блок служит своеобразным фундаментом для последующей работы и включает в себя представления лидера о своём внутреннем мире, мечтах и стремлениях, иллюзиях и страхах. Блок включает 6 тем, изучение которых помогает сформировать у подростков комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни, способствует повышению его самооценки.

2.1. Развитие навыков общения и взаимодействия. Игры на сплочение коллектива.

Теоретические знания: Компоненты общения. Алгоритм взаимодействия. Техника «Я высказывания». Техники отказа.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, сюжетно- ролевая игра. Игры на сплочение коллектива.

2.2. Развитие навыков самооценки и понимания других.

Участники группы закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других; усваивают, что продуктивное  партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.

Теоретические знания: Ассоциативное восприятие. Характерологические особенности личности. Эмпатия. Наблюдение.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, индивидуальная и групповая рефлексия.

2.3. Развитие навыков управления эмоциями. Практикум по культуре общения «Учимся решать конфликты».

В данную тему включены специальные игровые учебные задания, в процессе реализации которых, участники группы смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием.

Теоретические знания: Чувства. Эмоциональные состояния.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, индивидуальная и групповая рефлексия.

2.4. Развитие навыков принятия и исполнения решений.

         Участники группы учатся видеть ближние и дальние цели, планировать свою деятельность, реализовывать планы и оценивать эффективность планирования и исполнения.

Теоретические знания: Волевой компонент. Эхо- техники.  Алгоритм принятия решения: цель, задачи, выбор стратегии, планирование, контроль выполнения планов, результаты деятельности.

Практическая деятельность: участники группы учатся видеть ближние и дальние цели, планировать свою деятельность, реализовывать планы и оценивать эффективность планирования и исполнения, практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная и групповая рефлексия.

2.5. Развитие навыков работы с информацией. Подготовка школьных юнкоров.

Теоретические знания: Критическое мышление. Рефлексивное мышление. Приемы эффективного чтения: «Пять сточек по правилам: синквейн», «Инсерт» (значки по ходу чтения), «Двухчастный дневник», изображение «Кустик идей». Особенности вопросов и ответов. Приемы решения проблем при чтении текста: стратегия «IDEAL».

Практическая деятельность: пересказ по плану, рассказ по опорным таблицам «ПМИ», интервью, практическая работа в группах, индивидуальная и групповая рефлексия.

2.6. Развитие навыков творчества. Мастер-классы.

Практическая деятельность: мастер–класс по квиллингу, тестопластике, хореографии, театру, вокалу, игре на гитаре, туризму.

 III профессионально-управленческий блок

Этот блок предусматривает освоение участниками группы методов игрового, социального взаимодействия.

3.1 Стрелка планирования.

Теоретические знания: азы социального проектирования: названия проекта, предмет планирования, цель, задачи, ресурсы, факторы успеха, препятствия, задания.

Практическая деятельность: разработка проекта.

3.2 Методика работы организатора досуга.

Теоретические знания: методика работы организатора досуга: игра, современные игровые технологии.

Практическая деятельность: проигрывание различных игр: деловых, ролевых, подвижных.

3.3 Методика организации и проведения КТД.

Теоретическое занятие: методика КТД

Практическое занятие: подготовка мероприятия - кинофестиваль «Мир кино-2016»

3.4 Правила проведения массовых мероприятий. Подготовка к походу «Туристическая тропа».

Теоретическое занятие: методы и приемы организации массовых мероприятий.

Практическое занятие: подготовка к походу «Туристическая тропа», инструктаж, оборудование, продукты.

 3.5 Методика организации и проведения дискуссии.

Теоретическое занятие: методика организации и проведения дискуссии.

Практическое занятие: организация дискуссий, игр – «Голоса», «Карточки - сигналы», «Колесо» и т.д.

3.6 Оформление документации в детской организации.

Теоретическое занятие: перечень документов необходимых в детской организации.

Практическое занятие: составление примерного плана работы в детской организации на учебный год.

3.7 Методика организации и работы пресс-центров, проведения пресс-конференций.

Теоретическое занятие: перечень документов необходимых для работы пресс-центра, принципы организации работы пресс-центра.

Практическое занятие: составление примерного плана работы пресс-центра, сценария пресс-конференции, выпуск газеты.

3.8 Методика организации и проведения брифинга.

Теоретическое занятие: методика организации и проведения брифингов.

Практическое занятие: Встреча кандидатов в лидеры лагеря с представителями средств массовой информации лагеря, избирателями, на которой они изложили свою программу лидера и ответили на вопросы.

3.9 Методика подготовки и проведения социологического исследования.

Теоретическое занятие: методика социологического исследования.

Практическое занятие: социологическое исследование.

3.10 Правила, алгоритм создания социальной рекламы

Теоретическое занятие: правила, алгоритм создания социальной рекламы.

Практическое занятие: выпуск социального плаката на любую из тем: «Дорогой добрых дел», «Мир без жестокости», «Я и моя семья», «Живи ярко».

 IV организационно-лидерский блок

4.1 Лидер и его команда

 Теоретические знания: Типы команд. Характеристики эффективной команды. Формирование команды. Сплочение команды. Пирамида логических уровней. Распределение ролей в команде. Характеристики командных ролей. Типы командных ролей и их основное назначение. Допустимые и недопустимые недостатки командных ролей. Приоритетные командные роли. Лидерство и командные роли. Стадии развития команды.

Практическая деятельность: практическая работа в группах, психогимнастические упражнения, упражнения на командообразование, на доверие, разыгрывание ролей, индивидуальная и групповая рефлексия.

4.2 Стили работы лидера

Теоретическое занятие: виды стилей (авторитарный, демократический, либерально-анархический), типы руководителей, критерии эффективного руководства

Практическое занятие: создать стиль руководителя.

4.3 Тренинг личностного роста

Теоретические знания: функции лидера в группе, 7 аспектов работы лидера.

Практическая деятельность: самоанализ, тренинг.

4.4. Методика организации и проведения дебатов. Выборы лидера в детской организации

Теоретическое знания: система выборов

Практическая деятельность: предвыборная работа.

Распорядок дня

лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»

 

1.06. 2017г. День заезда и знакомства:

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страны «Норвегия»

12.00 - образовательный блок

 - знакомство с планом работы лагеря дневного пребывания «Лагерь актива» (презентация), формирование актива лагеря (тренинг формирование команд), игры на знакомство.

-  Мастер-класс по изобразительному искусству - оформление отрядных уголков, анкетирование.  

14.00 - обед

14.30 - дневной проект «Квест СДО».

 

2.06.2017г

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак  

10.00 -  Проект страны «Швецария»

12.00 - образовательный блок

- «Развитие навыков общения и взаимодействия».

- Тренинг на сплочение коллектива»

14.00 - обед

14.30 -  дневной проект «Лучший отряд» (отрядный уголок, эмблема отряда, девиз, речёвка, название отряда, визитка отряда)

 

3.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страны «Грузия».  

12.00 -  образовательный блок

- «Развитие навыков самооценки».

- Тренинг «Природа и мы»

14.00 - обед

14.30 -  дневной проект – «Экологический квест».

05.06. 2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 -  Проект «Греция»

12.00 - образовательный блок

- «Развитие навыков управления эмоциями». Практикум «Учимся решать конфликты».

- Тренинг «Профилактика вредных привычек»

14.00 - обед

14.30 -  дневной проект – Спортивно-развлекательное мероприятие «Олимпийские игры».

06 .06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страны «Мексика»

 12.00 - образовательный блок

 - «Развитие навыков принятия и исполнения решений».

-    Тренинг «Разговор на чистоту»

14.00 - обед

14.30 -  Кинофестиваль «Мир кино-2017».

07.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 -  Проект страны «Англия»

12.00 -  образовательный блок

- Развитие навыков работы с информацией. Подготовка школьных юнкоров.

 - Съёмка социального ролика каждым отрядом. Просмотр видеороликов.

 14.00 - обед

14.30 -  дневной проект – Проект «Уроки дружбы» (толерантность). Костер дружбы «Вместе и навсегда».

08.06.2017г.

 9.30 - завтрак

10.00 – Проект страны «Германия».

12.00 - образовательный блок «Развитие навыков творчества» (мастер-классы).  

14.00 - обед

14.10 -  Дневной проект - игровая программа «Весёлый проспект».

09.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 – Подготовка к походу. Инструктаж по технике безопасности. Выход за территорию лагеря.

12.00 - образовательный блок – мастер-класс по туризму на местности.

 – Основное туристическое оборудование. Продукты питания.

- Чтение карты. Установка палатки.

14.00 - обед

14.30 -  дневной проект – эстафета «Туристическая тропа».

Старт акции «Тайный друг».

10.06.2017г.

9.00- зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страны «Шотландия».

 12.00 - образовательный блок «Методика работы организатора досуга». Методика организации КТД.

14.00 - обед

14.30 -  дневной проект – конкурсная программа «Мисс лагеря актива».

13.06. 2017г.

9.00- зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страна «Россия». Звёздный час «Моя Тамбовщина».

12.00 - образовательный блок  

- Диспут «Что значит быть гражданином?»

- Национальные ремёсла (презентация). «Народный костюм Тамбовской губернии» (презентация).

 14.00 - обед

14.30 -  дневной проект «Стань первым среди равных»

14.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 – Проект страны «Венгрия».

12.00 -  образовательный блок

– «Оформление документации в детской организации».

- Разучивание песен.

 14.00 - обед        

14.30 - дневной проект- спортивная игра «Весёлые старты».

15.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - утренний проект - экологический десант (уборка территории лагеря).

12.00 -  образовательный блок - «Методика организации и работы пресс-центров, проведения пресс-конференций».

14.00 - обед

14.30 - дневной проект – игра «Кладоискатель» (ориентация по карте).

16.06.2017г

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - утренний проект.

- Архипасторский визит

- Посещение сельского музея, расположенного в здании усадьбы графа Облова.  

 14.00 - обед

14.30 - дневной проект – Конкурс агитбригад «За экологию души».

17.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страны– «Финляндия».

 12.00 - образовательный блок

 – «Методика проведения социологического исследования». Социологический опрос.

- Познавательная игра «Что? Где? Когда?».

14.00 - обед

14.30 – дневной проект – концертная программа «Праздник детства».

19.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00-Проект страны «Франция»

12.00 - образовательный блок

– «Правила, алгоритм создания социальной рекламы». Выпуск социального плаката.

- Знакомство с профессиями «Дороги, которые мы выбираем» Мастер-класс по журналистике.

14.00 - обед

14.30 - дневной проект – шоу-программа «Сам себе режиссер».

20.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - Проект страны «Австралия».

12.00 -  образовательный блок

– Мастер – классы по декоративно-прикладному творчеству (глина, квиллинг, соломка)

14.00 - обед

14.30 - дневной проект «Чистый двор»

21.06.2017г.

 9:00 - зарядка

 9.30 - завтрак

10.00 – Проект страны «Китай».

Конкурс рисунка на асфальте «Наш лагерь и мы».

12.00 -  образовательный блок

 - «Стили работы лидера».

- «Лидер и его команда»

14.00 - обед

14.30 - дневной проект – Конкурс рисунка на асфальте «Наш лагерь и мы».

Подвижные игры на свежем воздухе.

 22.06.2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00- утренний проект – День памяти «Вспомним всех поименно». О ветеранах войны с. Петровское. Возложение цветов к стелле.

12.00 -  образовательный блок –  посещение музея с. Петровское.

 14.00 - обед

14.30 - дневной проект –  просмотр фильма на военную тематику. Фестиваль военной песни.

23.06. 2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - утренний проект -  предвыборные дебаты (лидеры представляют свои программы. Отборочный тур).

12.00 -  образовательный блок – «Выборы лидера в детской организации».

14.00 - обед

14.30 - дневной проект – конкурс «Лидер лагеря».

24.06. 2017г.

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 – Проект страны «Япония»

12.00 -  образовательный блок

 –   Русские народные ремесла. Традиционные ремесла Тамбовского края.

14.00 - обед

14.30 - дневной проект – Спортивные соревнования.  

26.06. День прощания:

9.00 - зарядка

9.30 - завтрак

10.00 - образовательный блок - подведение итогов работы лагеря. Награждение активистов. Закрытие лагерной смены.

12.00 - Шоу-программа «Мы такие разные».

14.00 - обед

14.30 - дневной проект – Концертная программа «Творческая волна-2017».

 

В первый день ребятам предлагается выбрать направление по интересам, придумать название, речёвку, песню своего отряда.  Каждый отряд ежедневно проявляет свои способности в области организации общелагерных дел, предлагает свои идеи по улучшению жизни лагеря. Каждый день в лагере посвящён определённой теме и не повторяется. С первого дня начинаются занятия по образовательному блоку, которые ведут воспитатели (педагоги дополнительного образования). В лагере вводятся специальные названия должностных лиц и избирается Совет лагеря. Ежедневно на утренней линейке лучшие награждаются отличительными знаками. С первых дней проводятся тренинги, где обучают взаимодействию, умению работать в команде, преодолевать трудности и конфликты, на умение работать в команде, на сплочение.

Между отрядами каждый день проводятся состязания, интеллектуальные и спортивные марафоны. Руководство в течение всей смены осуществляет начальник лагеря, важные вопросы решаются на Сборе отрядов.  Вожатые готовят свой отряд для проведения общелагерных мероприятий. Таким образом, дети организовывают досуговую деятельность сами для себя.

В ходе функционирования лагеря актива реализовываются следующие функции:

- коммуникативная - способствует развитию различных форм общения;

- регулятивная - проявляется в процессе выполнения детьми управленческих, организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;

- функция социальных связей;

- организаторская;

- досуговая;

- профориентационная;

Позиция вожатого при функционировании отражается в следующих правилах:

- не подменять детей там, где они сами могут справиться;

- поддерживать идеи детей;

- уважать решение детей, помогать их реализовывать;

- избегать прямого нажима, стараться убеждать, объяснять.

Формы и методы организации лагеря актива

Направление

Способы

Оздоровление детей

  • Утренняя зарядка
  • Походы
  • Спортивные мероприятия
  • Практические занятия
  • Игры
  • Экскурсии

Развитие творческих способностей

  • работа в кружках
  • мастерские по направлениям
  • конкурсы рисунков
  • музыкальные занятия (ЛЭП)
  • инсценировки
  • игры, тренинги
  • КТД

Формирование основ правовой культуры

  • Беседы
  • занятия
  • конкурсы
  • анкетирование
  • игры, тренинги

Развитие лидерских качеств у детей

  • КТД
  • Дни вопросов и ответов
  • Тренинги
  • Деловые игры
  • Творческие конкурсы

Механизм реализации: 

Участники:

  •  начальник лагеря;
  •  вожатые;
  •  воспитатели (педагоги дополнительного образования);
  •  учащиеся из районных школ.

1 этап – подготовительный

  • Анализ результатов деятельности за предыдущий год
  • Изучение запросов учащихся
  • Подбор литературы по тематике смены
  • Планирование смены
  • Подготовка вожатского отряда
  • Разработка основных общелагерных дел, оформление лагеря.
  1. этап – организационный
  • Организация жизнедеятельности лагеря через вовлечение участников программы в организацию самоуправления.
  • Формирование актива лагеря
  • Оформление отрядных мест
  • Экспресс-опрос, корректировка планов работы

3 этап – основной.

  • Участие детей и взрослых в ролевых играх и КТД программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.
  • Выходы в туристические походы, проведение экскурсий
  • Ежедневное проведение творческих мастерских, тренингов по направлениям
  • Проведение ежедневных линеек и мероприятий по профилактике здорового образа жизни.

4 этап – заключительный

  • Подведение итогов работы мастерских по направлениям школы актива, поощрение и награждение
  • Анкетирование воспитанников, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря

  1. этап – аналитический
  • Анализ работы, подведение итогов, обработка и оформление материалов смены.

Литература:

  • Алиева Л. В. Педагогика пионерского поручения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 127 с.
  • Асафова Т. Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в Российской провинции второй половины XX века: Автореф. дис.. … канд. пед. наук. — Кострома, 2002. — 24 с.
  • Басов Николай Федорович. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России (Методология, историография, источниковедение, нач. XX в. — 90-е гг.): Дис. … д-ра пед.наук : 13.00.01 : Москва, 1997 348 c
  • Борисова Л. А. Историко-педагогический анализ концепций детского движения в России: Автореф.дис. … канд. пед.наук — М., 1993. — 20 с.
  • В помощь вожатому: Сборник материалов по весенне-летней работе пионеротрядов Сибкрая. — Новосибирск: Изд-во Сиб.кабинета деткомвижения, 1928. — 51 с
  • Возжаев С. Н., Возжаева Е. И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок». — Кострома, 2000.
  • Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы прогр. СПО-ФДО «Игра — дело серьёзное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. — М.: СПО-ФДО, 1996. — 78 с.
  • Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: Научно-практический сборник / Сост. С. В. Тетерский / Под ред. Л. Е. Никитиной. — М.: Academia, 2000. — 160 с.
  • Волохов А. В. Будем работать вместе / Программы деятельности детских и подростковых организаций. — М., 1996. — 146 с.
  • Волохов А. В. Теория и методика социализации ребёнка в детских общественных организациях: Дис. … д-ра пед.наук. — Ярославль, 1999. — 460 с.
  • Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  • Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Кипарис-1. Изд. 3-е, перераб. М. — Педагогическое общество России, 2004, 212 с.
  • Детские объединения в системе социального воспитания. -

Кострома, 1998

  • Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности/ Авт. А. С. Веряскин, Н. И. Волкова, Г. А. Наумовская и др. С.- петерб.ассоц. «Взрослые-детям» — СПб-Москва, НИИ семьи, 1997. — 196 с.
  • Жуков И. Н. Стаи волчат и птенчиков. — Архангельск, 1917
  • Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  • Как вести за собой: Большая книга вожатого. / Науч. ред Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 607 стр.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа», 1992. 124 с.
  • Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод.пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  • Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.
  • Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. — Ярославль: Медиум-пресс, 2000. — 302 с
  • Чепурных Е. Е. Социальная защита детей как функция детских общественных организаций: Дис. … канд. пед.наук. — Ярославль, 1997. — 177 с.
  • Шмаков С. А. Игра в системе работы пионерской организации имени В. И. Ленина (на опыте экспериментальной работы в пионерских лагерях): Автореф.дис. … канд. пед.наук. — Новосибирск, 1961. 19 с
  • Черных В. Е. Скаутский лагерь-М.: Ялта: Гурзуф: ИП, 2000-93 с.
  • Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Вожатый — старт в профессию. Кипарис-12. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"

   Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...

Программа работы лагеря дневного пребывания "Арго"

Программа работы лагеря невного пребывания "Арго" расчитна на детей школьного возраста, в основу программы легли мифы древней Греции....

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"

Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко»  гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...

Программа пришкольного лагеря дневного пребывания детей «Радуга» профильная программа «Кинопоезд»

Лагерь «Радуга детства» – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назид...

Программа профильной смены «Темп» лагеря дневного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 127» «Вначале было слово…»

В летние каникулы ребята получают уникальную получить дополнительное образование наряду с закреплением урочного материала и устранением пробелов. Поэтому ведущие направления содержания деятельности, в...

Программа профильной смены «Темп» лагеря дневного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 127» «Путешествие в мир англо-американской литературы»

Рабочая программа «Путешествие в мир англо-язычной литературы» ориентирована на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей; на применения полученных знаний и умений ...