Программа по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья составлена для II, III ступени является преемственной по отношению к программе I ступени «Личностное развитие».
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями.
Проблема развития личности подростка, формирование нравственности, элементарного этикета в семье, возможность налаживания межличностных отношений является одной из центральных задач программы. В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Нравственно- этический блок в коррекционной школе носит практически направленный характер, по своему значению примыкает к кругу предметов социального цикла и направлен на разрешение следующих задач:
Цели программы:
Формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах;
- Регуляция эмоционально-волевой сферы;
- Коррекция межличностного общения;
- Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения;
- Развитие устной речи учащихся;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Повышение уровня общего развития и культуры школьников;
- Способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак;
- Умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
Задачи:
- формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
- повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;
- воспитывать высоконравственные межличностные отношения;
- коррекция поведения мышления умственно отсталых школьников.
Содержание программы
Программу по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать в качестве подготовительного к изучению III модуля «Этика и психология семейной жизни» предлагаемого Проектом Государственного стандарта общего образования лип с ограниченными возможностями здоровья' (проект стандарта общего образования умственно отсталых учащихся) в 10 классе коррекционных школ VIII вида.
Программа по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья следует линейно-концентрическому принципу построения, включает в себя темы, актуальные для формирования нравственно-этических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников. В связи с последующим углублением и дифференциацией тем предлагается деление программы на модули:
I модуль - этика (5 — 6 классы) - 64 часа
II модуль- этика и психология взаимоотношений (7 — 8 классы) - 68часов.
III модуль- этика и психология семейной жизни (9-10 класс) - 68 часов.
Методы работы:
- мини-лекции;
- беседы;
- групповая дискуссия;
- упражнения тренингового характера;
- психологические игры;
- работа в малых группах;
- выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге;
- занятия-экскурсии;
- занятия-игры.
Так, например, тема I модуля «Давай поиграем» на первом этапе предусматривает уточнение и совместную с учащимися разработку правил игры на личный выигрыш и правил игры в команде. На втором этапе на занятиях по этой теме предполагается формирование у учащихся навыков организации и проведения праздничного досуга
Темы «В школе» и «Семь наших Я» также предполагают развитие нормативного поведения в данных сферах общения подростка к рассмотрению вариантов и способов выхода из конфликтных ситуаций.
Необходимость введения такой рубрики, как «Эмоциональный словарь», продиктована особенностями эмоциональной сферы умственно отсталых школьников. Известно, что учащиеся коррекционных школ не всегда правильно определяет собственные эмоции и эмоции других людей, затрудняются как в определении и дифференциации эмоциональных состояний, так и в вербальном их обозначении.
Тема «Посмотри в зеркало» предполагает переход от формирования внешних гигиенических навыков (на 1 этапе) к элементам самонаблюдения над качествами личности и чертами характера (на 2 этапе).
В модуль «Этика и психология взаимоотношений» введены необходимые старшим подросткам темы: «Разговор о сильных чувствах», «Я выбираю сам». Завершается модуль рубрикой «Если нужна помощь». В рамках этой рубрики старшеклассникам предлагаются практические советы и рекомендации по грамотному обращению за помощью в сложных жизненных ситуациях.
Модуль "Этика и психология семейной жизни" включает в себя введение, 6 основных разделов "Личность", "Межличностные отношения", "Брак и семья", "Основы семейных отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство" и заключение. Изучение этого модуля способствует формированию у юношей и девушек потребности в создании благополучной семьи, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
Методическое обеспечение
Для реализации поставленных задач в структуру занятий по этике рекомендуется включать следующие компоненты:
- знакомство с формулировкой этического правила;
- рассмотрение доступных данной категории школьников литературных примеров:
- анализ жизненной ситуации в рамках тематического занятия;
- самоанализ поступка;
- решение игровых задач на изучаемое правило;
- анализ пословиц и поговорок.
Структура занятия в данной последовательности компонентов отработана в ходе практических занятий и представляется оптимальной. Время, отводимое на занятии для того или иного компонента, можно варьировать в зависимости от состава класса- группы: уровня общего развития детей – психоэмоционального состояния, уровня развития коммуникативных навыков.
Участники программы:
- Учащиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида.
- Учителя, воспитатели, организаторы воспитательной работы;
Данная программа предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Проблема приобщения к нравственно-эстетическим ценностям решается на внеклассных . групповых и тематических занятиях, которые позволяют подросткам глубже воспринимать нравственные ценности, образную сущность искусств, постигать разнообразие их направлений.
Программа также предполагает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. Каждая тема включает в себя ряд отдельных мероприятий, проводимых в классе, а также общее мероприятие, проводимое на уровне школы.
Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки - это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления нравственно-эстетического направления в коррекционной школе VII вида. Необходим гибкий подход - можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к некоторым из них.
Ожидаемый результат освоения программы
- Коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.
- Формирование нравственно-этических навыков у учащихся;
- Коррекция развития личности у подростков;
- Повышения уровня общего развития и культуры школьников.
- Готовности воспитанников к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах ценностно-ориентационной, эстетической, познавательной и коммуникативной деятельности;
- Уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;
- Иметь осознанное желание планировать семью;
- Иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;
- Быть толерантным по отношению к людям противоположного пола.
6 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия |
1. | Введение: законы человеческого существования | 1 | Формировать у учащихсяправила поведения в обществе |
2. | Понятие поведенческой нормы и этикета | 1 | Формирование навыков поведения в общественных местах |
3. | Общие правила любой игры | 1 | Дать понятие учащимся о существовании общих правил для каждой игры |
4. | Общие правила любой игры | 1 | Закрепить знания учащихся о существовании общих правил для каждой игры на примере самой игры |
5. | Правила игры на личный выигрыш (каждый сам за себя) | 1 | Коррекция межличностного общения |
6. | Правила поведения учащихся. Ученик и Учитель | 1 | Формировать у учащихся соблюдение субординации ученик, учитель |
7. | У себя в классе (общение в ученическом коллективе). | 1 | Коррекция межличностного общения |
8. | Достоинства и недостатки человека (игра «Ты мне Я тебе») | 1 | Дать понятия о достоинстве и недостатках через игровую деятельность |
9. | Как избавиться от кличек (беседа) | 1 | Коррекция межличностных отношений через проигрывание проблемных ситуаций |
10. | Общение с младшими и старшими по возрасту школьниками | 1 | Формировать навык уважительного общение к младшим и старшим по возрасту |
11 | Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни) | 1 | Формировать умение адекватно оценивать ситуацию |
12. | Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни) | 1 | Закреплять знания учащихся в умение адекватно оценивать ситуацию |
13. | Как вести себя друг с другом | 1 | Формирование уважительного отношения друг к другу |
14. | Составление сводов правил для учащихся | 1 | Формирование навыков общественного поведения в школе и общественных местах |
15. | Правила поведения в общественных местах. Я – пассажир. | 1 | Воспитывать нормы поведения в общественных местах. |
16. | Правила поведения в общественных местах. Я – зритель» | 1 | Повторить правила поведения в общественных местах. |
17. | Театр уж полон» (роль зрителя) | 1 | Формирование закрепления навыков поведения в общественных местах |
18 | В музее и на экскурсии | 1 | Закрепления навыков поведения в общественных местах |
19. | Правила вежливости | 1 | Закрепить знания правил вежливости в различных жизненных ситуациях. |
20. | Беречь и охранять природу (поведение в лесу, в поле, у водоема) | 1 | прививать навыки бережного отношения к природе |
21. | Виды Эмоций: радость, грусть, обида | 1 | Сформировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных); |
22. | Виды Эмоций: радость, грусть, обида | 1 | Закреплять у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных); |
23. | Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене) | 1 | Формировать представления о личной гигиене |
24. | Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене) | 1 | Продолжать формировать представления о личной гигиене |
25. | Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене) | 1 | Закреплять представления о личной гигиене |
26. | Наше настроение | 1 | Формирование коммуникативных навыков, умения понимать свое настроение и настроение других людей |
27. | «Волшебные слова» | 1 | Продолжать формировать у детей понимание о такте, вежливости, качестве воспитанного человека |
28. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | Учить детей быть внимательными друг к другу, в различных ситуациях. Закрепление навыков вежливого общения. |
29. | Легко ли быть вежливым | 1 | Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемов эффективного общения |
30 | Навыки самонаблюдения | 1 | Развитие навыков самопознания и самонаблюдения |
31 | Навыки самонаблюдения (следи за собой) | 1 | закрепления навыков самопознания и самонаблюдения |
32. | Легко ли быть вежливым | Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемов эффективного общения | |
33. | Коллекция хороших манер | 1ч. | Воспитание общечеловеческих ценностей |
34. | Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год) | 1ч | Закреплять знания пройденного материала за год |
7 класс (36 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цель |
1. | Здравствуй школа! (Воспитатель - воспитанник) | 1 | Закрепление учащимися правил поведения в обществе (права и обязанности) |
2. | Введение: Законы человеческого, общественного существования (введение) | 1 | Закрепление навыков правильного поведения в общественных местах. |
3. | Нормы поведения и этикета | 1 | Формирование норм поведения и этикета в целом. |
4. | Диагностика пройденногоматериала. | 1 | Определить усвоение программного материала. Подвести итоги недели. |
5. | Общие правила любой игры. | 1 | Воспитывать умение подчиняться общим правилам. |
6. | Правила командной игры (один за всех и все за одного). | 1 | Формировать умение подчиняться и руководить. |
7. | Навыки работы в команде. | 1 | Формировать умение подчиняться и руководить. |
8. | Диагностика усвоения программного материала. | 1 | Определить усвоение программного материала. Подвести итоги недели. |
9. | Ученик и учитель | 1 | Учить детей вступать в бесконфликтные взаимоотношения с взрослыми |
10. | Общение в ученическом коллективе | 2 | Формирование дружеских, партнерских отношений между детьми, коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу |
11. | Диагностика усвоения программного материала. | 1 | Определить усвоение программного материала. Подвести итоги недели |
12. | Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне» | 1 | Продолжить знакомить детей с общечеловеческими ценностями |
13. | Я и мои товарищи. «Скажи мне кто твой друг?» | 1 | Продолжить знакомить детей с общечеловеческими ценностями |
14. | Основной закон бесконфликтного существования. | 1 | Развивать у детей стремление к созданию дружеских отношений с разными людьми |
15. | Основной закон бесконфликтного существования. | 1 | Определить усвоение программного материала. Подвести итоги недели |
16. | «Счастье семьи». Бабушка и дедушка – источник мудрости | 1 | Формировать положительное отношение к старшему поколению |
17. | «Счастье семьи». Роль отца | 1 | Формировать правильное понимание ведущей роли отца в семье |
18. | «Счастье семьи». Роль матери | 1 | Формировать правильное понимание роли матери в семье |
19. | «Счастье семьи». Мы и наши родители. | 1 | Повышать значимость роли родителей в жизни детей, воспитывать любовь к своим предкам |
20. | Я - пассажир | 1 | Формировать навыки правильного поведения в общественно транспорте |
21. | Роль покупателя | 1 | Формировать навыки правильного поведения покупателя |
22. | Роль зрителя в музее и на экскурсии | 1 | Формировать навыки культурного поведения в музее и на экскурсии |
23. | Диагностика усвоения программного материала. | 1 | Определить усвоение программного материала учащимися по данному разделу. |
24. | Беречь и охранять природу | 1 | Прививать навыки бережного отношения к природе, учить детей видеть красоту природы и слышать звуки леса |
25. | Природа – наш дом | 1 | Прививать навыки бережного отношения к природе |
26. | Виды эмоций: удовольствие, страх, злость. | 1 | Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние |
27. | Виды эмоций: удовольствие, страх, злость. | 1 | Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние |
28. | О личной гигиене | 1 | Развитие знаний и навыков ухода за своим телом, коррекция сознания и поведения |
29. | Женственность и мужественность. | 1 | Формирование правильных представлений о женственности и мужественности |
30. | Учись быть вежливым. | 1 | Формирование навыка вежливого поведения с окружающими людьми |
31. | Навыки самонаблюдения (следи за собой) | 1 | Формирование навыков контроля за своим внешним видом и поведением |
32. | Коллекция хороших манер | 1 | Помочь воспитанникам понять необходимость и ценность культурного общения; коррекция коммуникативных способностей через игру и решение ситуативных заданий; развитие навыков саморегуляции, привитие культуры поведения |
33. | Коллекция хороших манер | 1 | Помочь воспитанникам понять необходимость и ценность культурного общения; коррекция коммуникативных способностей через игру и решение ситуативных заданий; развитие навыков саморегуляции, привитие культуры поведения |
34. | Коллекция хороших манер | 1 | Помочь воспитанникам понять необходимость и ценность культурного общения; коррекция коммуникативных способностей через игру и решение ситуативных заданий; развитие навыков саморегуляции, привитие культуры поведения |
8 класс (34 часа)
№ п\п | Тема занятия | Колво часов | Цель |
1. | Введение: Основной закон бесконфликтного существования | 1 | Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим |
2. | Ученик и учитель. Навыки работы в команде. | 1 | Формировать умение правильно вести себя в организационных рамках учебного процесса |
3. | Ученик и учитель. Навыки работы в команде. | 1 | Формировать умение правильно вести себя в организационных рамках учебного процесса |
4. | Общение в ученическом коллективе. | 1 | Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим. |
5. | Общение в ученическом коллективе. | 1 | Закреплять знание правил уважительного отношение друг к другу и окружающим |
6. | Навыки работы в команде. | 1 | Воспитание стремления к объективной оценке достоинств и недостатков. |
7. | Навыки работы в команде. | 1 | Воспитание стремления к объективной оценке достоинств и недостатков. |
8. | Взаимоотношения с родителями. | 1 | Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье. |
9. | Взаимоотношения с родителями. | 1 | Формировать интерес детей к изучению своей родословной. Показать взаимосвязь понятий «семья» и «держава». |
10. | Взаимоотношения с родителями. | 1 | Воспитание чуткости, внимательного отношения к братьям и сестрам. |
11. | Гости в доме. | 1 | Формирование норм поведения и этикета в целом. |
12. | Ты в гостях. | 1 | Формирование норм поведения и этикета в целом. |
13. | Основы взаимоотношений с соседями. | 1 | Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям |
14. | Спокойствие уверенность, тревога, стыд. | 1 | Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние |
15. | Спокойствие уверенность, тревога, стыд. | 1 | Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние |
16. | Правила поведения в обществе незнакомых людей. | 1 | Учить детей вступать в бесконфликтные взаимоотношения с взрослыми |
17. | Правила поведения в обществе незнакомых людей | 1 | Учить детей вступать в бесконфликтные взаимоотношения с взрослыми |
18. | О личной гигиене. | 1 | Развитие знаний и навыков ухода за своим телом, коррекция сознания и поведения |
19. | Женственность и мужественность | 1 | Дать понятие об отношениях между юношей и девушкой |
20. | Женственность и мужественность | 1 | Дать понятие об отношениях между юношей и девушкой. |
21. | Навыки самонаблюдения и самоанализа. | 1 | Формировать знания в употреблении вежливых форм словесных выражений во время спора и ссоры |
22. | Организация праздничного досуга. | 1 | Формирование дружеских, партнерских отношений между детьми, коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу |
23. | Организация праздничного досуга. | 1 | Коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу |
24. | Близкий друг, приятель, знакомый. | 1 | Развивать у детей стремление к созданию дружеских отношений со сверстниками. |
25. | Основы дружеских взаимоотношений | 1 | Воспитывать уважительные отношения между мальчиками и девочками |
26. | Основы дружеских взаимоотношений | 1 | Формировать у детей представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности. |
27. | Взаимоотношения со взрослыми. | 1 | Воспитывать уважительное отношение к взрослым. |
28. | Взаимоотношения со взрослыми. | 1 | Воспитывать уважительное отношение взрослым, чувство ответственности за свои поступки. |
29. | Взаимоотношения девочек и мальчиков. | 1 | Воспитывать уважительные отношения между мальчиками и девочками |
30. | Дружба. Любовь. | 1 | Раскрыть значение понятия «дружбы» и «любви» |
31. | Дружба. Любовь. | 1 | Закреплять значение понятия «дружбы» и «любви» |
32. | Этикет. | 1 | Формирование норм поведения и этикета в целом. |
33. | Этикет. | 1 | Формирование норм поведения и этикета в целом. |
34. | Этикет. | 1 | Формирование норм поведения и этикета в целом. |
III модуль «Этика и взаимоотношения семейной жизни».
9-10 класс(34ч)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цель |
Введение в курс. | 1 | ||
1. | Знакомство с целями и задачами курса; | 1 | Закрепление учащимися правил поведения в обществе (права и обязанности), повторение правил речевого этикета. |
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества | 4 | ||
2. | Семья в различных культурах | 2 | Познакомить с семейным укладом различных национальных культур. |
3. | Нравственные нормы брака в христианской культуре. | 2 | Познакомить с нравственными нормами брака различных национальных культур. |
Личность и семья | 7 | ||
4. | Психология личности | 2 | Формирование личностных установок, поведение ребенка. |
5. | Самооценка и уровень притязаний | 1 | Формирование у подростка самооценки, культуры поведения, ответственности за свои поступки. |
6. | Выбор. Роль семьи в воспитании личности | 2 | Дать понятие о роли семьи в воспитании личности. |
7. | Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций. | 2 | Дать понятие об укладе семейной жизни. |
Особенности межличностных отношений юношества | 19 | ||
8. | Готовность к браку. Психология межличностных отношений. | 1 | Формирование дружеских партнерских отношений между юношей и девушкой. |
9. | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. | 2 | Формировать нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. |
10. | Современный юноша. Понятие о мужественности. | 2 | Формирование правильных представлений о мужественности |
11. | Современная девушка. Понятие о женственности. | 2 | Формирование правильных представлений о женственности. |
12. | О товариществе и дружбе | 2 | Формировать у детей представления о дружбе, товариществе как о важнейшей нравственной ценности. |
13. | Дружба как школа общения | 2 | Формировать навыки дружеских отношений со сверстниками. |
14. | Воспитание культуры чувств – дружбы и любви. | 2 | Закреплять значение понятия «дружбы» и «любви». |
15. | Любовь, как высшее человеческое чувство | 2 | Закреплять значение понятия «любви» |
16. | Особенности материнской и отцовской любви. | 2 | Формирование межличностного общения в семье. |
17 | Особенности юношеской романтической любви | 2 | Познакомить с романтической любовью в стихах. Составить свои правила ухаживания за девушкой. |
18. | Итог модуля. | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- Дать понятие "семья";
- Знакомство с функциями семьи;
- Развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
- Формирование осознанности в выборе спутника жизни;
- Развитие навыков партнёрского взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
Рабочая программа...
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья...