«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»
статья на тему
Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся во всех его формах и проявлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zozh.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МБОУ «СШ № 15»
города Смоленска
Колесникова С.Н.
Статья
«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»
В современных социально-экономических условиях в РФ обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. На состояние здоровья наших детей влияют многие негативные факторы:
- снижение уровня жизни в целом по стране,
- повсеместное ухудшение экологической обстановки,
- изменения в материальном положении и воспитательном потенциале семьи.
Рост заболеваний детей напрямую связан и с неправильным образом жизни. Поэтому воспитание здоровой, трудоспособной личности, неподверженной влиянию таких негативных привычек как курение, алкоголизм, наркомания становятся актуальной проблемой нашего общества.
Социальный запрос на сохранение и поддержание здоровья учащихся послужило основанием для разработки программы «Система работы
по созданию здоровьеобразующей среды в школе как условие сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса».
Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся во всех его формах и проявлениях.
Цель: Создать в школе здоровьеобразующей среду, способствующую сохранению и укреплению духовного, психического и физического здоровья участников образовательного процесса, осознанию ценности здоровья, перспективы личностного роста.
Задачи:
- Способствовать осознанию ценности и важности здоровья всеми участниками образовательного процесса.
- Внедрить здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс школы
- Отработать механизм формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.
- Создать систему профилактической работы по предупреждению приобщения учащихся к курению, алкоголю и ПАВ.
Главные особенности здоровьеформирующего образовательного пространства школы кратко могут быть представлены тремя положениями:
- Сутью здоровьеформирующего образовательного пространства школы является его позитивная основа, направленность на те возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья обучающихся.
- Другой особенностью здоровьеформирующего образовательного пространства школы является инновационно - творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
- Направленность на вовлечение самих обучающихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет образовательно-воспитательную программу, способствующую превращению из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые оберегают в субъектов здоровьесбережения.
Структура здоровьеобразующего образовательного пространства школы:
- Экологическое пространство
- Эмоционально-поведенческое пространство
- Культурологическое здоровьеформирующее пространство
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе мы рассматриваем в двух вариантах:
- задача-минимум, отвечающая фундаментальному принципу медицины и педагогики «No nocere!» - «Не навреди!». Реализация ее рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм обучающихся – их физическое, психологическое, репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и в дальнейшем устранение этих факторов или смягчение их воздействия на обучающихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы:
- касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические);
- обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические);
- связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).
Здоровьесберегающие образовательные технологии в первую очередь касаются третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников школы.
Таким образом, решение задачи минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
- задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у обучающихся физического, психологического и духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.
В таком варианте более верным будет определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Подготовить школьника к самостоятельной жизни значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Создание на уроке моделей разных условий жизни – это те мостики, которые позволяют обучающемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения и навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство, в конечном счете, определяет профессионализм учителя, является содержанием «педагогической адаптологии», рассматривающей многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Принципы и отличительные особенности ЗОТ:
- индивидуализация педагогических воздействий
В интересах здоровья ребенка «не загонять» его в «прокрустово ложе» шаблонов поведения, жестких временных регламентов, расписанных до минут схем действий и т.п. Даже учет только лишь возрастных и темпераментальных особенностей обучающегося требует серьезной «подстройки» психолого-педагогических воздействий.
- творческий характер образовательного процесса
Фактически это смещение методического репертуара учителя в сторону психологических технологий.
- Экологическое пространство
Связано с воздействием всех средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов (воздушная среда, воздействие температуры, комнатных растений, запахи и т.д.).
- Эмоционально-поведенческое пространство
Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы –являющееся составной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:
- уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
- характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;
- стиль поведения учащихся и учителя в школе;
- форма и характер поведения учащихся на переменах;
- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
- Культурологическое здоровьесберегающее пространство
Отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Использование здоровьесберегающих технологий при решении воспитательных зада в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...
Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельнос...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа
Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...
Статья. Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.
Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся....