Игра "Лекарство для слабых"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Целью мероприятия является изучение проблемы злопоупоребления спиртных напитков, пьянства и алкоголизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvo_dlya_slabyh.rar | 14.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «ЛЕКАРСТВО ДЛЯ СЛАБЫХ»
Цель: изучение проблемы злоупотребления спиртными напитками, пьянства и алкоголизма.
Задачи:
1. Расширить представления детей о путях и методах борьбы с алкоголизмом.
2. Информировать учащихся о последствиях употребления нелегальных спиртных напитков.
3. Стимулировать навыки самостоятельного мышления.
4. Создать условия для закрепления навыков работы в малых группах.
5. Продолжить формирование мотивации сохранения собственного здоровья.
Предварительная подготовка.
Необходимо подготовить символичные эмблемки-«ордена», которые в ходе игры будут вручаться наиболее активным зрителям.
Конкурс 1.
Ведущий. В 1919 году в США, Финляндии и некоторых других странах, в том числе в России, был принят «сухой закон». Он запрещал производство и продажу спиртных напитков. Из предложенного списка выберите номера тех последствий, к которым, на ваш взгляд, привело принятие этого закона.
1. Увеличение числа подпольных организаций, осуществляющих контрабанду спиртных напитков в неслыханных ранее масштабах.
2. Положение с пьянством и алкоголизмом нисколько не изменилось.
3. Положение с пьянством и алкоголизмом ухудшилось.
4. Казна лишилась миллиардов долларов.
5. Резко увеличилась смертность в результате употребления спиртных напитков.
6. Уменьшилось число прогулов, больничных, улучшилась производительность труда.
7. Более редкими стали случаи рождения детей с различными заболеваниями. Например, уменьшилось число новорожденных с диагнозом: болезнь Дауна.
Время на обсуждение – 5 мин. Затем представитель каждой команды оглашает выбранные номера. За каждый правильный ответ (выделены курсивом) команда получает 1 балл. Во время подсчетов баллов, ведущий проводит конкурс со зрителями. За правильный ответ игрок получает 1 «орден». Участники команд могут также принять участие в игре со зрителями, но при этом они зарабатывают отдельные «ордена», которые не влияют на общее количество баллов у команды.
Вопросы для зрителей:
1) Почему, на Ваш взгляд, после введения «сухого закона» резко увеличилась смертность в результате употребления спиртных напитков?
О т в е т: При подпольном производстве алкогольных напитков часто не соблюдаются элементарные санитарные нормы, такие как, например, мытье посуды. О том, что добавляют в «левую» водку, вообще, остается только догадываться. Основа спиртного напитка – этанол (рекомендация: ведущий может написать на доске формулу этанола – С2Н5ОН, так как, с одной стороны, учащиеся всегда живо интересуются подобной информацией, а с другой – сама информация расширяет кругозор, но при этом не способствует выработке позитивных установок в отношении алкогольной продукции). В «левую» водку могут добавить технический этанол. То есть спирт, загрязненный различными примесями, многие из которых могут вызывать тяжелейшее отравление. При подпольном производстве этанол может быть заменен метанолом (СН3ОН). Это тоже спирт. Но, в отличие от этанола, уже в маленьких дозах – сильнейший яд. Действует на нервную и сердечно-сосудистую систему. Вызывает слепоту. Прием метанола на донышке рюмки может привести к остановке сердца и мгновенной смерти. Еще один заменитель – изоамиловый спирт
(СН3–СН–СН2–СН3).
СН3
Можем провести нехитрый опыт.
Опыт: Приглашаются несколько добровольцев. Каждому на кожу руки с помощью ватного тампона наносится изоамиловый спирт (очень слабой концентрации). Внимание: после опыта необходимо тщательно вымыть руки.
При попадании на кожу изоамиловый спирт вызывает жжение, при значительных концентрациях – ожог, трудно заживающие язвочки. Теперь представьте, насколько сильно водка на основе изоамилового спирта может повредить слизистую желудка и кишечника.
Конечно, это далеко не полный перечень возможных добавок, но и этого примера достаточно, чтобы сделать выводы о вреде замены легальной, заводской водки на «левую».
Р е к о м е н д а ц и я: здесь и далее ответы на вопросы могут быть озвучены не только ведущим, но и одним из учащихся (в том числе из старшего класса), который заранее подготовил короткое сообщение по теме.
2) Почему после введения «сухого закона» казна потеряла миллиарды долларов?
О т в е т: Деньги, которые государство могло получить в случае легализации спиртных напитков, перекочевали в карманы нелегальных торговцев спиртным.
3) Какой выход нашло государство, для того чтобы восполнить свои финансовые потери?
О т в е т: В 1925 в России и в 1933 году в США «сухой закон» был отменен. Его сменило введение государственной монополии на продажу водки и ликеро-водочных изделий.
Ведущий. Теперь внимательно посмотрите на составленный вами список последствий принятия «сухого закона». В нем есть одна интересная особенность.
В о п р о с: В чем она заключается?
О т в е т: Все последствия принятия «сухого закона» носят негативный характер.
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Конкурс 2.
Ведущий. В отношении «сухого закона» получилось так же, как в известной всем поговорке: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Впрочем, неудачный опыт тоже опыт. Человечество на практике убедилось, что просто запретить алкоголь нельзя. Тогда возникает вопрос: каким образом можно свести опасность распространения пьянства до минимума? Для того чтобы на него ответить, вам предстоит составить свой список мер, направленных на предупреждение алкоголизма.
Время на обсуждение – 10 мин. Сначала представитель первой команды называет одну из предложенных мер, затем слово переходит к представителю второй команды и т. д. по кругу. Команда, которая завершает игру, то есть, команда, придумавшая наибольшее число мероприятий, получает 2 балла.
Р е к о м е н д а ц и я: по своему усмотрению жюри может присуждать дополнительные баллы за наиболее интересные и аргументированные предложения.
Вопросы для зрителей:
1) Человечеству известен и еще один не вполне удачный опыт борьбы с алкоголизмом: полная принудительная изоляция алкоголиков в специальных учреждениях до полного излечения от запоя. Как вы считаете, в чем положительная сторона такого подхода?
О т в е т: Человек в состоянии алкогольного опьянения теряет контроль над собой: автомобильные аварии, разбой, изнасилования. Как показывает печальный опыт, подавляющая часть всех преступлений, независимо от их характера, совершается людьми именно в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголик испытывает физические мучения в отсутствии «дозы» и пойдет на все, чтобы ее получить, – будь то попрошайничество или кража. Поэтому в определенной степени изоляция помогает обезопасить других людей от излишней агрессии со стороны человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения.
2) Может ли, на Ваш взгляд, принудительное лечение помочь человеку избавиться от алкогольной зависимости?
О т в е т: Нет. С помощью медицины можно снять симптомы отравления или подлечить цирроз. Но заставить человека бросить пить не может никто, так же как ни один человек не в силах заставить другого начать пить. Каждый сам делает свой выбор, сам решает свою судьбу.
3. Почему сегодня в развитых странах мира не допускается практика принудительного лечения от алкоголизма?
О т в е т: Свобода выбора, как и свобода вероисповедания, – то, что дано человеку от рождения. Принудительное лечение – это прямое нарушение прав человека.
4. Можно ли ограничить потребление спиртных напитков, если ужесточить меры в отношении людей, которые занимаются их подпольным производством и продажей?
О т в е т: В определенной степени, да. Так, например, в Китае самогонщик, продукция которого привела к отравлению или смерти человека, приговаривается к смертной казни.
5. Может ли, на ваш взгляд, повышение цен на спиртные напитки привести к снижению числа любителей «выпить»?
О т в е т: В Норвегии лозунг «Пьянство – дорогостоящая привычка» стал основой государственной политики. Во всей Норвегии только 100 магазинов, где можно купить алкоголь! (При этом население страны составляет 4 миллиона человек.) Цены на спиртные напитки самые высокие в Европе. В результате: каждый житель Норвегии старше 15 лет ежегодно употребляет в среднем не более 4 литров вина в год.
6. Тогда возникает следующий вопрос: к каким побочным явлениям может привести повышение цен на спиртное?
О т в е т: Последствия могут быть аналогичны введению «сухого закона».
Конкурс 3.
Ведущий. В таком случае непонятно, почему одни и те же меры в разных странах вызывают столь различную реакцию. Почему одни народы сильнее, другие слабее, а третьим алкоголь вообще не нужен? Вам предлагается список причин, которые могут объяснить это явление. Попробуйте выбрать ту, которая, на ваш взгляд, является главной, ведущей. Ответ аргументируйте.
1. Одни народы биологически больше предрасположены к алкоголизму, а другие нет.
Аргумент «против»: Если так, почему близкородственные народности относятся к алкоголю совершенно по-разному? А те, которые живут в разных концах света и никогда не контактируют друг с другом, – абсолютно одинаково?
2. Все зависит от социально-экономического уровня развития страны. Где дикость, там и пьют, как дикари.
Аргумент «против»: Совершенно неверно. Развитые страны, такие как Франция, Германия, США, гораздо больше страдают от алкоголизма, чем, например, Бразилия или Бирма. А наиболее отсталые страны Африки и Латинской Америки вообще почти не знают подобной беды.
3. Плохие условия жизни, война, экономический кризис – наиболее веские причины распространения пьянства.
Аргумент «против»: В России «сухой закон» был введен в самом начале Первой мировой войны – в 1914 году. Но значительный рост потребления спиртного произошел только в начале 1923 года. Истории известно немало примеров, когда условия жизни были гораздо хуже, чем сегодня, но масштабы распространения пьянства были гораздо меньше.
4. «Питейные» традиции, которые регулируют потребление спиртного.
Игроки выбирают причину, номер которой записывают на листе бумаги. Этот лист сдается жюри, для того чтобы избежать споров в ходе обсуждения. Далее представители каждой команды по очереди озвучивают тот или иной вариант, обосновывая при этом свой выбор. Игроки других команд имеют право его оспорить. Если несколько команд выбрали один и тот же вариант, каждая из них должна предложить свою аргументацию. Иначе ответ не будет засчитан. После окончания обсуждения в дискуссию могут вступить зрители. Жюри в зависимости от обоснованности ответа может присудить команде от 1 до 3 баллов. Зрители получают «орден». Ведущий может в случае необходимости сам озвучить контраргументы.
Конкурс 4 (финал).
Ведущий. Основной причиной, от которой зависит отношение общества к спиртным напиткам, являются традиции. Именно они в определенной степени ограничивают или способствуют распространению пьянства среди определенной группы населения. Например, в странах Азии употребление спиртного вообще запрещено, в некоторых регионах употреблять алкоголь можно только во время определенных ритуалов. Традиции любых народов запрещают употреблять спиртное детям, женщинам и мужчинам до 30 лет. Все это мощный тормоз, помогающий остановить эпидемию пьянства.
Но традиции создают сами люди. Приведите примеры своих «питейных» традиций, которые стимулируют или, наоборот, ограничивают рас-пространение спиртного. Например: «В моей семье на Новый год мы всегда покупаем бутылку шампанского и бутылку вина. Это традиция».
Время обсуждения – 5–7 минут. После обсуждения игроки каждой команды по очереди называют традиции, оговаривая при этом, насколько она ограничивает употребление спиртного. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Подведение итогов, объявление победителей и вручение призов игрокам и зрителям, которые набрали определенное количество «орденов» за игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия "Слабое звено" по теме "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"
Игра проводится анологично телевизионной передаче.9 обучающихся 9-х классов отбираются по результатам заранее проведенной викторины....
Слабое звено
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 10 - 11 классов...
Приемы активизации учебной деятельности при работе со слабыми учащимися
p { margin-bottom: 0.21cm; } Приемы активизации учебной деятельности при работе со слабыми учащимися....
Интеллектуальная игра "Слабое звено"
Игра рассчитана на учеников 11 класа...
Интеллектуальная игра «Слабое звено». 7-9 класс
Интеллектуальная игра по истории «Слабое звено».Цели: 1) Выработать представление о предлагаемой форме деятельности в системе внеклассной работы....
Игра "Слабое звено"
Вопросы для проведения химической викторины "Слабое звено" 9-10 класс...
Организация работы со слабыми и отстающими школьниками
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в...