классный час для старших классов
классный час (8 класс) по теме

Хочу предложить вашему вниманию классный час для старших классов на тему "Мораль и закон" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moral_i_zakon.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры

старшеклассников.

 

Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.

Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

 

 

Изучение статей административного и уголовного кодекса.

Сочинение-размышление «Мое отношение к десяти заповедям».

Подготовка к инсценировке игры.

Создание «Азбуки нравственности» для младших школьников.

Ход классного часа:

I. Обсуждение притчи.

Ведущий рассказывает притчу.

«Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего  настроения: хорошее настроение – светила ярко, и всякий путник без труда  находил дорогу к дому; плохое настроение – трудно было людям добраться к своему очагу.

Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснуться не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения:

  1. Прав ли был мудрец?
  2. Нужны ли людям законы?
  3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
  4. Что значит слово «заповедь»?
  5. Какие заповеди вы знаете?
  6. Чем заповеди отличаются от законов?

II. Обсуждение сочинений-размышлений.

Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье? Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.

III. Работа в группах.

Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. (Приложение 1) Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.

Слова для работы в группах:

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Вежливость

Гордость

Любовь

Трудолюбие Правдивость

 Верность

Скромность

Милосердие

Выдержанность

Грубость

Тактичность

Искренность

Доверие

Совесть

Сострадание

Честь

Патриотизм

Заносчивость

IV. Самооценка нравственных качеств. (Приложение 2)

Учащимся раздаются листы  с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состоятся, будучи взрослыми.

V. Инсценировка и обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.Саша возвращался из школы с одноклассниками. Вдруг один из друзей заметил, что у девушки, которая идет впереди, из заднего кармана торчит кошелек, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.  

Ситуация 2. Гена решил отметить день рождения на дискотеке. Празднование проходило очень весело. Все отдыхали. Через час к ним подошел парень и предложил для лучшего проведения времени купить у него таблетки.

Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь которой была открыта. Мальчишки решили прокатиться, а потом поставить ее на место.

Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:

  1. Бывают ли такие ситуации в реальной жизни?
  2. Чем могут закончиться подобные ситуации?
  3. Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?
  4. Предложите модели поведения героев в данных ситуациях?

VI. Итог классного часа.

Приложение 1

Пояснения понятий:

        

Качество

Возможное определение понятия

Вежливость

Качество, характеризующее поведение человека; оно основывается на внимании, доброжелательности,

уважении к людям.

Верность

Качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Выдержанность

Умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Гордость

Это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость

Качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие

Это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость

Негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.

Искренность

Качество, характеризующее человека и его действия; искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь

Чувство глубокой привязанности к чему-либо или кому-либо.

Милосердие

Принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм

Нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считают независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость

Это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Скромность

Это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть

Способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание

Это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие

Это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности; оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность

Это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь

Это качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Приложение 2

Вежливость

Верность

Выдержанность

Гордость

Грубость

Доверие

Заносчивость

Искренность

Любовь

Нравственная  культура

Милосердие

Патриотизм

Правдивость

Способность к прощению

Скромность

Совесть

Сострадание

Трудолюбие

Тактичность

Честь

0

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.

Учащиеся старших классов это время, ко­гда осознанно начинает формироваться внутренний мир подрост­ка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...

Презентация к классному часу в старших классах "Человек сам себе враг?"

Цели: Рассмотреть проблему вырождения высоких моральных качеств Человека и причины этих изменений в оценке этического и эстетического начала в современных подростках.Попытаться помочь ребя...

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Классный час для старших классов "Нужны ли нам наркотики?"

Классный час для старших классов "Нужны ли нам наркотики?"...

Темы классных часов в старших классах

Понятие «личность» всегда интересовало и интересует не только психологию, но и такие науки, как медицина, социология, педагогика, философия, этика, эстетика. Все эти науки изучают личность с разных ст...

классный час в старших классах по теме : "Мы выбираем , нас выбирают".

Классный час разработан в форме квест-игры для учащихся 8-11 классов. Цели: формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей, характери­зующих самосознание российского н...

Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающи...