Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы
статья (9 класс)
Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающихся является профориетнационная работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профориетационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы
Ласобык Елена Владимировна, учитель русского языка
МОУ СКШИ г. Нерюнгри РС(Я)
Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающихся является профориетнационная работа.
Целью профориентационной работы является:
- оказывать профориентационную поддержку обучающимся при выборе профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности;
- создать условия для формирования сознательного отношения к труду;
- создать условия для профессионального самоопределения, с учётом условий свободы выбора сферы деятельности, а также в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- подготовить выпускников к продолжению профессионального образования.
В качестве задач профориентационной работы можно выделить:
- получение данных о склонностях, возможностях и предпочтениях обучающихся с целью разделения их на профили обучения;
- обеспечить прочное и сознательное усвоение сообщаемых им в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений;
- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями профессионального образования.
Актуальность профориентационной работы классного руководителя в коррекционной школе для детей с ОВЗ важна и очевидна. Во - первых, формирование полноценных граждан, это во многом зависит от того, чем будут заниматься выпускники школы, какую профессию выберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы обучения, особенно в старших классах. Профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным способностям, возможностям, уровню практической подготовки учащихся с УО (ИН), предполагает осознание своей цели, планов и адекватного оценивания своих возможностей через сделанный выбор.
Результаты проведенных мониторингов и анкетирования показывают, что большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся с УО (ИН) должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.
Для преодоления вышеуказанных трудностей, профориентационная работа в МОУ СКШИ города Нерюнгри осуществляется с учетом Программы воспитательной работы классного руководителя, в которую входит модуль «Профориентация» и включает следующие формы работы:
Работа с учащимися класса:
- комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
- анкетирование;
- организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
- проведение родительских собраний;
- лектории для родителей;
- индивидуальные беседы классного руководителя с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
Ожидаемый результат:
- психологическая готовность учащихся к самостоятельному профессиональному выбору;
- наличие позитивно ориентированных и осознанных профессиональных планов и представлений о путях их реализации;
- готовность к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками в микро - и макросоциуме;
- готовность к вхождению в новое социокультурное пространство;
- учащиеся должны стать более уверенными в профессиональном самоопределении;
- учащиеся овладеют информацией об окружающей действительности и могут ориентироваться в выборе профессии, основываясь на своих знаниях, умениях и способностях;
- создание благоприятных психологических условий для самореализации учащихся в дальнейшей жизни;
- получение профессиональных знаний, умений, навыков по специальностям: «Швея», «Столяр», «Повар», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Парикмахер», «Младший медицинский персонал»;
- прослеживание динамики поступления учащихся в различные учебные заведения.
Немаловажная задача в формировании склонностей и интересов к определённому виду труда достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности: «Кулинария», «Рукоделие», «Умелец», «Твой выбор».
Умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует в трудовых делах класса и школы:
- разведение цветов для школьных коридоров;
- уход за клумбами;
- уборка школьных территорий;
- летняя трудовая практика;
- участие в ремонте школьных помещений.
В летний период обучающимся достигшим возраст 14 лет предлагается трудоустройство в ОАО «Дорожник» (курирующая организация – «шефы») в должности разнорабочих, где ребята впервые сталкиваются с этапами реального взаимодействия с организацией - работодателем: собеседование, сбор необходимых документов, заполнение документов в отделе кадров, рабочая дисциплина, получение заработной платы за выполненную работу и т.д.
Профессиональная ориентация в работе классного руководителя это не только проведение отдельных мероприятий, но это и комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет координирующую и направляющую роль:
1. Профессиональное просвещение - через проведение классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации.
2. Профессиональная консультация - пропаганда рабочих профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями профессиональных учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г. Нерюнгри. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище, колледже; знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских школы). Учителя в школьных программах по профильному труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищ.
3. Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных методик, анкет, тестовых заданий (адаптированных для школьников со сниженным интеллектом).
4. Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития учащихся через экскурсии в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г. Нерюнгри.
5. Профессиональная адаптация - адаптация учащихся к условиям производительного труда, новому социальному окружению, учебному коллективу через обучение углубленной трудовой подготовки на базе МОУ СОШ № 2 г. Нерюнгри по специальностям «Повар», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Парикмахер». На базе медицинского колледжа по специальности «Медицинский и социальный уход», «Младший медицинский персонал. В этом году учащиеся 9 класса приняли участие в Региональном этапе Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс». Отмечается тенденция в освоении навыков сестринского ухода лицами с ОВЗ с целью реализации своих возможностей, личным примером повысить активную жизненную позицию
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействованы специалисты коррекционного учреждения – зам. директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог. В рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрена реализация программы по профильному труду, образовательная область «Технология», с 5 по 9 класс мальчики «Столярное дело», девочки «Швейное дело».
Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда. К окончанию школы выпускник должен иметь четкое представление о доступных ему вариантах дальнейшего обучения или трудоустройства.
Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям устроившихся на работу выпускников на предприятия города и за его пределами. Анализ данных по выпускникам Нерюнгринской коррекционной школы показывает положительную динамику.
Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся и успешной социальной адаптации.
В 9 классе работа по профориентации, в большей степени, имеет практическую направленность. Мы знакомимся с предложенными нам профилями обучения, с работой в производственных условиях. В своей работе в рамках профессиональной ориентации я также использую профориентационную квест-игру.
Пояснительная записка
к профориентационной квест-игре «Город профессий»
Профориентационная работа – это часть работы образовательного учреждения, требующая в настоящее время разработки новых подходов к организации профессиональной ориентации учащихся. Профессиональная ориентация – это не только приобщение школьников к миру профессий, но и подготовка учащихся 9 класса к осознанному выбору профиля обучения в 10-11 классах, к грамотному выбору будущей профессии.
Квест как форма организации деятельности понятна и актуальна для подростков, создает свободную и независимую коммуникативную среду, дает возможность каждому участнику проявить себя. Игра создает творческую атмосферу, благодаря которой участники квеста имеют возможность выявить и продемонстрировать свои скрытые таланты и наклонности. Во время выполнения различных заданий участникам необходимо принимать верные решения, делать правильные выводы, выполнять действия профессиональной направленности, что погружает их в ту или иную профессию и помогает определить свои профессиональные предпочтения.
Форма проведения: квест-игра для обучающихся 9 класса МОУ СКШИ.
Состав команды: 7 человек. Всего команд-участников – 2. Максимальное количество баллов на каждой станции прописано в маршрутном листе.
Цель: создание мотивации учащихся к осознанному выбору будущего профиля обучения в 10 классе через познавательную и занимательную игру.
Задачи:
- предоставить возможность проявить индивидуальные профессиональные способности и направленности каждому участнику квеста;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
- создать условия для обогащения представлений обучающихся о доступных для данной категории обучающихся профессиях, разных видах профессиональной деятельности;
- развивать коммуникативные и личностные компетенции через командную форму работы, создание мотивирующей среды.
Оборудование, наглядность: презентация, конверты с заданиями на каждую улицу; маршрутные листы для каждой команды; карточки, фломастеры.
Актуальность: в ходе игры-квеста обучающиеся 9 класса не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профиля обучения в 10 классе, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей, развитию личностных качеств, формированию универсального способа решения жизненных проблем. Участие в квесте дает возможность учащимся получить знания о доступных для них профессиях, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Новизна:
- игры - квесты являются эффективной формой профориентационной работы с учащимися;
- профессиональный квест - это игра профессиональной направленности. Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача. Участникам игры предлагаются разные задания или ситуации профориентационной направленности. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание;
- игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути;
- именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе;
- в игре учащиеся получат знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Каждая команда проходит по 3 улицам, на каждой улице классный руководитель проводит экскурсию и дает задание. Он же оценивают работу, ставит баллы в маршрутном листе. Оценка проводится по следующим критериям: от 1 до 5 баллов – выполнение задания, от 1 до 2 баллов поведение команды.
Ход квест-игры
От 1 до 5 баллов – выполнение задания
От 0 до 2 баллов – поведение команды
Максимальное количество баллов - 7
От 1 до 5 баллов – выполнение задания
От 0 до 2 баллов – поведение команды
1-ая улица (слайд № 2)
«Повар»
Классный руководитель:
Школьная столовая
Сияет чистотой,
Пахнет в помещении
Вкусною едой.
Повар в накрахмаленном
Белом колпаке
Мило улыбается,
С половником в руке.
Разминка «Какие предметы нужны повару?» (слайд № 3)
1. «Блиц- турнир» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в учебнике «Русский язык» С.С., для команды «Умельцы» в учебнике «Чтение» М. М.)
Задание: быстро ответить на вопросы:
1. Какой фрукт обожают боксеры?
2. Одежда вареной картошки?
3. Фирменное блюдо «Сороки-белобоки».
4. Что не слаще редьки?
5. Овощ, припрятавший младенца.
6. Молочная яичница.
7. Картофель всмятку.
8. Печеный «кирпич» из муки.
10. «Белая» от мельника.
11. Первый всегда комом.
2. «Эрудит» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в верхнем ящике учительского стола в кабинете № 34, для команды «Умельцы» в нижнем ящике учительского стола в кабинете № 34).
Задание: письменно ответить на вопросе.
1. Напиток из колодца.
2. Черная «кузина» малины.
3. Хлебобулочное изделие шофера.
4.Продукт от курицы.
5. Вранье на ушах.
6. Дерево с листьями для супов.
7. Хитрый гриб.
8. Кушанье с запахом костра.
9. Луковица из сказки Джанни Родари.
10. Повар на корабле.
3. «Грамотная хозяйка» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в кабинете ОСЖ на 2-ой книжной полке, для команды «Умельцы» в кабинете ОСЖ на 1-ой книжной полке).
Задание: вставить пропущенные гласные буквы и определить, какое слово зашифровано.
М_К_Р_Н_
К _Л _Н _Р _Я
П _РЛ _ВК_
_ВС _НК_
М _РК _ВЬ
С _РН _К _
Б _Т _РБР _Д
2-ая улица (слайд № 4)
«Парикмахер»
Классный руководитель:
Этот четко знает дело,
Он ребята стрижет умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными…
Разминка «Какие инструменты необходимы парикмахеру?» (слайд № 5)
1. «Отгадайте загадку» (загадки на слайдах № 6-10). Та команда, которая отвечает первой и правильно, получает 1 балл.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана.
Овцу в нем видела овца
И обезьяну обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
А зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка,
А держит две косички.
Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.
2.«Наоборот» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в кабинете психолога в журнале «Экономика», для команды «Умельцы» находится в кабинете психолога в журнале «Совет профилактики»).
Задание: подберите противоположные по смыслу слова.
Длинные –
Густые –
Прямые –
Темные –
3. «Как точнее сказать» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится за портретом поэта, которому принадлежат строки «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…», для команды «Умельцы» находится за портретом поэта, которому принадлежат строки « На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит…»).
Задание: письменно ответить на вопросы.
Какого цвета очень темные волосы?
Как называют людей с темными волосами?
Как называют людей с очень светлыми волосами?
Как называю людей с рыжими волосами?
Волосы у пожилых людей с годами меняют свой естественный цвет. Как называют такие волосы?
4.«Заплети косу»
Задание: один член команды - модель, другой член команды - парикмахер. Быстро и качественно заплести косу.
3-ая улица (слайд № 11)
«Слесарь по ремонту автомобилей»
Классный руководитель:
Автослесарь с мастерской,
Всё зовёт на свой манер.
Про старинное авто,
Говорит — пенсионер.
Если кто-то поскользнулся,
Значит — лысая резина.
Ну, а если поперхнулся —
Плохо с качеством бензина.
Иногда такое скажет,
Хочешь — плачь, а хочешь — пой.
Вот таким порой бывает,
Слесарь с автомастерской.
1. «Всего понемножку» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в сером рюкзаке вашего одноклассника, для команды «Умельцы» - в красном рюкзаке вашей одноклассницы).
Задание: ответ запишите через черточку напротив.
Пешеходный переход-
Как водители называю руль-
Устройство, регулирующее дорожное движение-
Дорожка, по которой ходят люди-
Оно бывает бутербродное и моторное -
Перекладина, закрывающая ж/д переезд-
Устройство для наполнения шин воздухом-
Столовая для автомобиля -
Звуковое предупреждение –
2. «Отгадайте загадку» (загадки на слайдах № 12-15). Та команда, которая отвечает первой и правильно, получает 1 балл.
Путь закончился в кювете?
Что же так не повезло?
Ты, мой друг, и не заметил,
Как спустило…
Зачихал, остановился,
Будто ехать нету сил.
На заправку не заехал —
Вот и кончился…
А зимой холодным утром
Просто дверь открыть не смог.
Да, бывает и такое:
Приморозило…
Не заводится машина?
Вызывай эвакуатор.
Никуда ты не уедешь,
Коли сел…
3. «Кто больше»
Задание: перед вами чистые листы бумаги. Запишите марки легковых автомобилей. За каждую правильно названную марку автомобиля команда получает 1 балл.
Команды сдают маршрутные листы.
Классный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня вы с большим интересом и азартом выполняли задания, стараясь опередить соперников. Я думаю, что вы проверили все свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора.
А теперь давайте узнаем победителя (итоги игры подводятся по сданным маршрутным листам прохождения по улицам профессий). Выигравшая команда получает приз победителя. Команда, набравшая меньшее количество баллов, – поощрительные призы.
Игра «Город профессий» подошла к завершению, но уходим мы с багажом знаний и хорошим настроением. Хочу вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщетет.
Список используемых источников
1. Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М: 1988.
2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: ВАКО, 2005.
3. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Творческий Центр, 2006.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // URL: https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 15.04.2018)
5. Вахрушева А.Г. Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/statya-proforientacionnaya-rabota-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-osnovnogoobschego-obrazovaniya-387585.html.
6. Сечковская Н.В., Шебловинская И.В. Методические рекомендации по организации деятельности общеобразовательных учреждений по вопросам профориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся, включая лиц с ОВЗ и инвалидов. - Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018.
7. Бурдукова К. Методические материалы «Квест-технологии в профориентационной работе» // [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.ru/52395946- Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутный лист команды «Мастера»
Название улицы | Местонахождения задания | Баллы |
«Повар» | ||
«Блиц- турнир» | конверт с заданием для команды находится в учебнике «Русский язык» Степаниденко С. | |
«Эрудит» | конверт с заданием для команды находится в верхнем ящике учительского стола | |
«Грамотная хозяйка» | конверт с заданием для команды находится в кабинете 106 на 2-ой книжной полке | |
«Парикмахер» | ||
«Отгадайте загадку» | Слайды № | |
«Наоборот» | конверт с заданием для команды находится в кабинете психолога в журнале «Экономика» | |
«Как точнее сказать» | конверт с заданием для команды находится за портретом поэта, которому принадлежат строки «Поёт зима аукает, мохнатый лес баюкает…» | |
«Заплети косу» | Практическое задание | |
«Слесарь по ремонту автомобилей» | ||
«Всего понемножку» | конверт с заданием для команды находится в сером рюкзаке вашего одноклассника | |
«Отгадайте загадку» | Слайды № | |
«Кто больше» | Перед вами чистые листы бумаги. Запишите марки легковых автомобилей. | |
ИТОГО |
Маршрутный лист команды «Умельцы»
Название улицы | Местонахождения задания | Баллы |
«Повар» | ||
«Блиц- турнир» | конверт с заданием для команды находится в учебнике «Чтение» Марусич Максима | |
«Эрудит» | конверт с заданием для команды находится в нижнем ящике учительского стола | |
«Грамотная хозяйка» | конверт с заданием для команды находится в кабинете 106 на 1-ой книжной полке | |
«Парикмахер» | ||
«Отгадайте загадку» | Слайды № | |
«Наоборот» | конверт с заданием для команды находится в кабинете психолога в журнале «Совет профилактики» | |
«Как точнее сказать» | конверт с заданием для команды находится за портретом поэта, которому принадлежат строки «На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит…» | |
«Заплети косу» | Практическое задание | |
«Слесарь по ремонту автомобилей» | ||
«Всего понемножку» | конверт с заданием для команды находится в красном рюкзаке вашей одноклассницы | |
«Отгадайте загадку» | Слайды № | |
«Кто больше» | Перед вами чистые листы бумаги. Запишите марки легковых автомобилей. | |
ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"
Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....
Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.
Учащиеся старших классов это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...
Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"
Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ МОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕМОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДАВ общей системе профессионального образования детей с нарушением интеллекта приоритетное...
выступление на тему "Профориентационная работа классного руководителя"
выступление о работе кл.руководителя о профориентации.Какая работа ведется и результаты....
материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"
данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...
План профориентационной работы классного руководителя
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с со...