Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы
статья (9 класс)

Ласобык Елена Владимировна

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающихся  является  профориетнационная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориетационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы

Ласобык Елена Владимировна, учитель русского языка

МОУ СКШИ г. Нерюнгри РС(Я)

 Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающихся  является  профориетнационная работа.

      Целью профориентационной работы является:

  • оказывать профориентационную поддержку обучающимся при выборе профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности;
  • создать условия для формирования сознательного отношения к труду;
  • создать условия для профессионального самоопределения, с учётом условий свободы выбора сферы деятельности, а также в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • подготовить выпускников к продолжению профессионального образования.

     В качестве задач профориентационной работы можно выделить:

  • получение данных о склонностях, возможностях и предпочтениях обучающихся с целью разделения их на профили обучения;
  • обеспечить прочное и сознательное усвоение сообщаемых им в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений;
  • выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями профессионального образования.

      Актуальность профориентационной работы классного руководителя в коррекционной школе для детей с ОВЗ важна и очевидна. Во - первых, формирование полноценных граждан, это во многом зависит от того, чем будут заниматься выпускники школы, какую профессию выберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы обучения, особенно  в старших классах. Профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным способностям, возможностям, уровню практической подготовки учащихся с УО (ИН), предполагает осознание своей цели,   планов и адекватного оценивания своих возможностей через сделанный выбор.

       Результаты проведенных мониторингов и анкетирования показывают, что большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся с УО (ИН) должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

     Для преодоления вышеуказанных трудностей,  профориентационная работа в МОУ СКШИ города Нерюнгри осуществляется с учетом Программы воспитательной работы классного руководителя, в которую входит модуль «Профориентация» и включает следующие формы работы:  

Работа с учащимися класса:

  • комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
  • анкетирование;
  • организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний;
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы классного руководителя с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

 Ожидаемый результат:

  • психологическая готовность учащихся к самостоятельному профессиональному выбору;
  • наличие позитивно ориентированных и осознанных профессиональных планов и представлений о путях их реализации;
  • готовность к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками в микро - и макросоциуме;
  • готовность к вхождению в новое социокультурное пространство;
  • учащиеся должны стать более уверенными в профессиональном самоопределении;
  • учащиеся овладеют информацией об окружающей действительности и могут ориентироваться в выборе профессии, основываясь на своих знаниях, умениях и способностях;
  • создание благоприятных психологических условий для самореализации учащихся в дальнейшей жизни;
  • получение профессиональных знаний, умений, навыков по специальностям: «Швея», «Столяр»,  «Повар», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Парикмахер», «Младший медицинский персонал»;
  • прослеживание динамики поступления учащихся в различные учебные заведения.

Немаловажная задача в формировании склонностей и интересов к определённому виду труда достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности: «Кулинария», «Рукоделие», «Умелец», «Твой выбор».
Умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует в трудовых делах класса и школы:

 разведение цветов для школьных коридоров;
уход за клумбами;
уборка школьных территорий;
летняя трудовая практика;  
участие в ремонте школьных помещений.

В летний период обучающимся достигшим возраст 14 лет предлагается трудоустройство в ОАО «Дорожник» (курирующая организация – «шефы») в должности разнорабочих, где ребята впервые сталкиваются с этапами реального взаимодействия с организацией - работодателем: собеседование, сбор необходимых документов, заполнение документов в отделе кадров, рабочая дисциплина, получение заработной платы за выполненную работу и т.д.   

      Профессиональная ориентация в работе классного руководителя  это не только проведение отдельных мероприятий, но это и комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет координирующую и направляющую роль:

1. Профессиональное просвещение - через проведение классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации.

2. Профессиональная консультация - пропаганда рабочих профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями профессиональных учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г. Нерюнгри. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище,  колледже; знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских школы). Учителя в школьных программах по профильному труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищ.

3. Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных методик, анкет, тестовых заданий (адаптированных для школьников со сниженным интеллектом).

4. Профессиональный подбор – оказание помощи  в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации  самопознания и саморазвития учащихся через экскурсии в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г. Нерюнгри.

5. Профессиональная адаптация  - адаптация учащихся к условиям производительного труда, новому социальному окружению, учебному коллективу через обучение углубленной трудовой подготовки на базе МОУ СОШ № 2 г. Нерюнгри по специальностям «Повар», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Парикмахер». На базе медицинского колледжа по специальности «Медицинский и социальный уход», «Младший медицинский персонал. В этом году учащиеся 9 класса приняли участие в Региональном этапе Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов  и лиц с ОВЗ «Абилимпикс». Отмечается тенденция в освоении навыков сестринского ухода лицами с ОВЗ с целью реализации своих возможностей, личным примером повысить активную жизненную позицию

      Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

      Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействованы специалисты коррекционного учреждения –  зам. директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог. В рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрена  реализация программы по профильному труду, образовательная область «Технология», с 5 по 9 класс мальчики «Столярное дело», девочки «Швейное дело».

      Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда. К окончанию школы выпускник должен иметь четкое представление о доступных ему вариантах дальнейшего обучения или трудоустройства.

      Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям устроившихся на работу выпускников на предприятия города и за его пределами. Анализ данных по выпускникам Нерюнгринской коррекционной школы показывает положительную динамику.

       Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся и успешной социальной адаптации. 

         В 9 классе работа по профориентации, в большей степени, имеет практическую направленность. Мы знакомимся с предложенными нам профилями обучения, с работой в производственных условиях. В своей работе в рамках профессиональной ориентации я также использую профориентационную  квест-игру.

Пояснительная записка

к профориентационной квест-игре «Город профессий»

 

Профориентационная работа – это часть работы образовательного учреждения, требующая в настоящее время разработки новых подходов к организации профессиональной ориентации учащихся. Профессиональная ориентация – это не только приобщение школьников к миру профессий, но и подготовка учащихся 9 класса к осознанному выбору профиля обучения в 10-11 классах, к грамотному выбору будущей профессии.

Квест как форма организации деятельности понятна и актуальна для подростков, создает свободную и независимую коммуникативную среду, дает возможность каждому участнику проявить себя. Игра создает творческую атмосферу, благодаря которой участники квеста имеют возможность выявить и продемонстрировать свои скрытые таланты и наклонности. Во время выполнения различных заданий участникам необходимо принимать верные решения, делать правильные выводы, выполнять действия профессиональной направленности, что погружает их в ту или иную профессию и помогает определить свои профессиональные предпочтения.

        Форма проведения: квест-игра для обучающихся 9 класса МОУ СКШИ.

Состав команды: 7 человек. Всего команд-участников – 2. Максимальное количество баллов на каждой станции прописано в маршрутном листе.

        Цель: создание  мотивации учащихся к осознанному выбору будущего профиля обучения в 10 классе через  познавательную и занимательную  игру.

        Задачи:

  • предоставить возможность проявить индивидуальные профессиональные способности и направленности каждому участнику  квеста;
  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
  • создать условия для обогащения представлений обучающихся о доступных для данной категории обучающихся профессиях, разных видах профессиональной деятельности;
  • развивать коммуникативные и личностные компетенции через командную форму работы, создание мотивирующей среды.

Оборудование, наглядность: презентация, конверты с заданиями  на каждую улицу; маршрутные листы для каждой команды; карточки,  фломастеры. 

Актуальность: в ходе игры-квеста  обучающиеся 9 класса не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профиля обучения в 10 классе, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей, развитию личностных качеств, формированию универсального способа решения жизненных проблем. Участие в квесте дает возможность учащимся получить знания о доступных для них профессиях, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Новизна:

  • игры - квесты являются эффективной формой профориентационной работы с учащимися;
  • профессиональный квест - это игра профессиональной направленности. Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача. Участникам игры предлагаются разные задания или ситуации профориентационной направленности. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание;
  • игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути;
  • именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе;
  • в игре учащиеся получат знания о профессиях,  приобретут коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Каждая команда проходит по 3 улицам, на каждой улице классный руководитель   проводит экскурсию и дает задание. Он же оценивают работу, ставит баллы в маршрутном листе. Оценка проводится по следующим критериям: от 1 до 5 баллов – выполнение задания, от 1 до 2 баллов поведение команды.

Ход квест-игры

От 1 до 5 баллов – выполнение задания 

От 0 до 2 баллов – поведение команды 

Максимальное количество баллов - 7

От 1 до 5 баллов – выполнение задания 

От 0 до 2 баллов – поведение команды 

1-ая улица (слайд № 2)

«Повар»

Классный руководитель:

Школьная столовая
Сияет чистотой,
Пахнет в помещении
Вкусною едой.
Повар в накрахмаленном
Белом колпаке
Мило улыбается,
С половником в руке.

 Разминка «Какие предметы нужны повару?» (слайд № 3)

1. «Блиц- турнир» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в учебнике «Русский язык» С.С., для команды «Умельцы» в учебнике «Чтение» М. М.)

Задание:  быстро ответить на вопросы:

1. Какой фрукт обожают боксеры?  

2. Одежда вареной картошки?  

3. Фирменное блюдо «Сороки-белобоки».  

4. Что не слаще редьки?

5. Овощ, припрятавший младенца.

6. Молочная яичница.

7. Картофель всмятку.

8. Печеный «кирпич» из муки.

10. «Белая» от мельника.

11.  Первый всегда комом.  

2. «Эрудит»  (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в верхнем ящике учительского стола в кабинете № 34,  для команды «Умельцы» в нижнем ящике учительского стола в кабинете № 34).

Задание: письменно ответить на вопросе.

1. Напиток из колодца.

2. Черная «кузина» малины.

3. Хлебобулочное изделие шофера.

4.Продукт от курицы.

5. Вранье на ушах.

6. Дерево с листьями для супов.

7. Хитрый гриб.

8. Кушанье с запахом костра.

9. Луковица из сказки Джанни Родари.

10. Повар на корабле.

3. «Грамотная хозяйка»  (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в  кабинете ОСЖ  на 2-ой  книжной  полке,  для команды «Умельцы» в  кабинете ОСЖ  на 1-ой книжной  полке).

Задание: вставить пропущенные гласные буквы и определить, какое слово зашифровано.

М_К_Р_Н_

К _Л _Н _Р _Я

П _РЛ _ВК_

_ВС _НК_

М _РК _ВЬ 

С _РН _К _  

Б _Т _РБР _Д

2-ая улица (слайд № 4)

«Парикмахер»

Классный руководитель:

Этот четко знает дело,

Он ребята стрижет умело.

Зачем ходить косматыми?

Зачем ходить лохматыми?

Ведь лучше быть ребятами

Красивыми, опрятными… 

Разминка «Какие инструменты необходимы парикмахеру?» (слайд № 5)

1. «Отгадайте загадку»  (загадки на слайдах № 6-10). Та команда, которая отвечает первой и правильно, получает 1 балл.

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана.

Овцу в нем видела овца

И обезьяну обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

А зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка,

А держит две косички.

Не сеют, не сажают,

А сами вырастают.

2.«Наоборот»  (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в  кабинете психолога  в журнале «Экономика»,  для команды «Умельцы»  находится в  кабинете психолога  в журнале «Совет профилактики»).

Задание: подберите противоположные по смыслу слова.

Длинные –

Густые –

Прямые –

Темные –

3. «Как точнее сказать» (конверт с заданием для команды «Мастера» находится за портретом поэта, которому принадлежат строки «Поет зима аукает,  мохнатый лес баюкает…»,  для команды «Умельцы»  находится  за портретом поэта, которому принадлежат строки « На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит…»).

Задание: письменно ответить на вопросы.

Какого цвета очень темные волосы?

Как называют людей с темными волосами?

Как называют людей с очень светлыми волосами?

Как называю людей с рыжими волосами?

Волосы у пожилых людей с годами меняют свой естественный цвет. Как называют такие волосы?

4.«Заплети косу»

Задание: один член команды - модель, другой член команды - парикмахер. Быстро и качественно заплести косу.

3-ая улица (слайд № 11)

«Слесарь по ремонту автомобилей»

Классный руководитель:

Автослесарь с мастерской,
Всё зовёт на свой манер.
Про старинное авто,
Говорит — пенсионер.

Если кто-то поскользнулся,
Значит — лысая резина.
Ну, а если поперхнулся —
Плохо с качеством бензина.

Иногда такое скажет,
Хочешь — плачь, а хочешь — пой.
Вот таким порой бывает,
Слесарь с автомастерской.

1. «Всего понемножку»  (конверт с заданием для команды «Мастера» находится в  сером рюкзаке вашего одноклассника,  для команды «Умельцы» - в красном рюкзаке вашей одноклассницы).

Задание: ответ запишите через черточку напротив.

Пешеходный переход-

 Как водители называю руль-

Устройство, регулирующее дорожное движение-

Дорожка, по которой ходят люди-

Оно бывает бутербродное и моторное -

 Перекладина, закрывающая ж/д переезд-

Устройство для наполнения шин воздухом-

Столовая для автомобиля -

Звуковое предупреждение –

2. «Отгадайте загадку»  (загадки на слайдах № 12-15). Та команда, которая отвечает первой и правильно, получает 1 балл.

Путь закончился в кювете?

Что же так не повезло?
Ты, мой друг, и не заметил,
Как спустило… 

Зачихал, остановился,

Будто ехать нету сил.

На заправку не заехал —

Вот и кончился… 

А зимой холодным утром

Просто дверь открыть не смог.

Да, бывает и такое:

Приморозило… 

Не заводится машина?
Вызывай эвакуатор.

Никуда ты не уедешь,

Коли сел… 

3. «Кто больше»

Задание: перед вами чистые листы бумаги. Запишите марки легковых автомобилей. За каждую правильно названную марку автомобиля команда получает 1 балл. 

Команды  сдают маршрутные листы.

Классный руководитель:  Дорогие ребята! Сегодня вы с большим интересом и азартом выполняли задания, стараясь опередить соперников. Я думаю, что вы проверили все свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора.

А теперь давайте узнаем победителя (итоги игры подводятся по сданным маршрутным листам прохождения по улицам профессий). Выигравшая  команда получает приз победителя. Команда, набравшая меньшее количество баллов, – поощрительные призы. 

Игра «Город профессий» подошла к завершению, но уходим  мы с багажом знаний и хорошим настроением. Хочу вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд  и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщетет.

Список используемых источников

1. Картушина  Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М: 1988.

2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: ВАКО, 2005.

3. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Творческий Центр, 2006.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // URL: https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 15.04.2018)

5. Вахрушева А.Г. Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/statya-proforientacionnaya-rabota-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-osnovnogoobschego-obrazovaniya-387585.html.

 6. Сечковская Н.В., Шебловинская И.В. Методические рекомендации по организации деятельности общеобразовательных учреждений по вопросам профориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся, включая лиц с ОВЗ и инвалидов. - Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018.

7. Бурдукова К. Методические материалы «Квест-технологии в профориентационной работе» // [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.ru/52395946- Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист команды «Мастера»

Название улицы

Местонахождения задания

Баллы

«Повар»

«Блиц- турнир»

конверт с заданием для команды находится в учебнике «Русский язык» Степаниденко С.

«Эрудит»  

конверт с заданием для команды находится в верхнем ящике учительского стола

«Грамотная хозяйка»  

конверт с заданием для команды находится в  кабинете 106  на 2-ой  книжной  полке

«Парикмахер»

«Отгадайте загадку»  

Слайды №

«Наоборот»  

конверт с заданием для команды находится в  кабинете психолога  в журнале «Экономика»  

«Как точнее сказать»

конверт с заданием для команды находится за портретом поэта, которому принадлежат строки «Поёт зима аукает,  мохнатый лес баюкает…»

«Заплети косу»

Практическое задание

«Слесарь по ремонту автомобилей»

«Всего понемножку»  

конверт с заданием для команды находится в  сером рюкзаке вашего одноклассника

«Отгадайте загадку»  

Слайды №

«Кто больше»

Перед вами чистые листы бумаги. Запишите марки легковых автомобилей.

ИТОГО

Маршрутный лист команды «Умельцы»

Название улицы

Местонахождения задания

Баллы

«Повар»

«Блиц- турнир»

конверт с заданием для команды находится в учебнике «Чтение» Марусич Максима

«Эрудит»  

конверт с заданием для команды находится в нижнем ящике учительского стола

«Грамотная хозяйка»  

конверт с заданием для команды находится в  кабинете 106  на 1-ой  книжной  полке

«Парикмахер»

«Отгадайте загадку»  

Слайды №

«Наоборот»  

конверт с заданием для команды находится в  кабинете психолога  в журнале «Совет профилактики»  

«Как точнее сказать»

конверт с заданием для команды находится за портретом поэта, которому принадлежат строки «На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит…»

«Заплети косу»

Практическое задание

«Слесарь по ремонту автомобилей»

«Всего понемножку»  

конверт с заданием для команды находится в красном рюкзаке вашей одноклассницы

«Отгадайте загадку»  

Слайды №

«Кто больше»

Перед вами чистые листы бумаги. Запишите марки легковых автомобилей.

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.

Учащиеся старших классов это время, ко­гда осознанно начинает формироваться внутренний мир подрост­ка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ МОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕМОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДАВ общей системе профессионального образования детей с нарушением интеллекта приоритетное...

выступление на тему "Профориентационная работа классного руководителя"

выступление о работе кл.руководителя о профориентации.Какая работа ведется и результаты....

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

План профориентационной работы классного руководителя

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с со...