Самоанализ
материал (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №2
города Жердевка
Материалы самоанализа
деятельности
учителя русского языка и литературы
Качновой
Ирины Евгеньевны
2009 год
Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.
Цель нашей школы – создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного доступного образования.
Предметом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ на уровне начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с целями я выдвигаю ключевую идею:
– формирование общеучебных умений, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, обучение умению самостоятельно выполнять задания по русскому языку и творческие задания по литературе.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны достаточно свободно пользоваться им во многих общественных сферах его употребления, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно обогащать свой словарный запас, чему также способствуют и уроки литературы.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения. Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. Следовательно, моя позиция предполагает:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;
- опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого
ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.
Задачей школы является также формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой. Эта задача перекликается с моей работой. Я разработала проект на тему “ Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе”.
Считаю, что в настоящее время такая проблема является актуальной.
Ставлю перед собой следующие задачи:
-заинтересовать учеников самим процессом чтения военно - патриотической литературы;
-формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы;
-потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала.
При этом организую совместные работы:
- отбор произведений для литературного чтения;
-чтение и обсуждение тематики произведений;
-определение ключевых слов и понятий;
- самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации;
- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях - “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.
Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, развивать творческую активность детей.
Для ребят старшего возраста предлагаю такие формы работы, как
- лекции;
- показ кинофильмов;
-создание собственных проектов.
Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов - ветеранов ВОВ, воинов – интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, и о дальнейшем выборе такой профессии, как защитник Отечества.
После последней аттестации в 2003году удалось решить следующие задачи:
- повышение профессионального уровня как учитель русского языка и литературы;
- повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся;
- повышение качества знаний учащихся;
- расширена возможность для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
- организация и соблюдение здоровьесберегающих технологий.
Учитель только тогда учитель, когда он не замыкается в себе, а обобщает и распространяет собственный педагогический опыт. Я с удовольствием делюсь с коллегами своими замыслами, педагогическими находками, знаниями (если в этом есть необходимость).
Участие в работе РМО, ассоциации учителей, экспертных советах, комиссиях.
- член районного методического объединения
- организатор ЕГЭ
- организация конкурса чтецов
- участвую в работе РМО, даю открытые уроки. Выступаю на августовских педагогических конференциях с проблемами преподавания русского языка и литературы.
- выступление на секционном занятии районной августовской конференции “О проведении государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений в 2005-2006 учебном году”.
- выступление перед родителями на тему «Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку».
- открытый урок для учителей-словесников на районном заседании в МОУ «Жердевская СОШ №2» «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе двух текстов на тему “ Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны?”»
- выступление на заседании районной августовской конференции «Новые подходы к проведению аттестационного экзамена по русскому языку в 9 классе».
- Выступление на семинаре “ Упражнения и приёмы для развития мотивации”.
- Выступление на ШМО с докладами:
- “Подготовка и проведение школьного репетиционного экзамена по русскому языку”. ( март, 2008)
- Доклад” Новые подходы к проведению аттестационного экзамена по русскому языку в 9 классе”.
- Доклад” Изучение жанров деловой речи в школе”. ( ноябрь 2006 – 2007)
- Доклад” Словарная работа на уроках русского языка”.
- Доклад” О проведении государственной ( итоговой) аттестации по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений в 2005 – 2006 учебном году”.
- Доклад” Познавательные задачи на уроках грамматики”.
- Доклад” Программы элективных курсов по русскому языку и литературе в 9 классах”.
- Доклад” Методика орфографического контроля, как тестирование”.
- Доклад” Освоение новых подходов в контрольно – диагностической деятельности учителя- словесника.
Программа развития образовательного учреждения предполагает переход к профильному обучению, введению предпрофильной подготовки учащихся, создание оптимальных условий для получения школьниками качественного доступного образования, личностно – ориентированного образовательного пространства, адекватных условий для глубокого владения обучающимися учебных предметов.
На протяжении ряда лет в школе ведётся предпрофильная подготовка. В 2006-2007 годах я преподавала элективный курс” Искусство и литература древней Руси”. Курс был рассчитан на 8 часов. Цель курса - заинтересо вать учащихся русской культурой и литературой, расширить их кругозор, общую и филологическую культуру.
В программе реализуется идея межпредметных связей с историей Отечества, изобразительным искусством, музыкой.
Большое внимание обращала на художественные тексты, комментированное чтение, наглядные материалы. Важно активи зировать знания учащихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы, изобразительного искусства, музыки. Учащиеся тща тельно готовили свои доклады не только с точки зрения содержания, но и формы, так как предполагалась устная подача материала, а не чтение с листа. Ребята по возможности иллюстрировали свои вы ступления, использовали слайды, репродукции, музыкальные фрагменты, виртуальные материалы. Многими учащимися были созданы презентации “Возникновение древнерусской литературы”, “ Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – славянские просветители”,
“ Иконы и иконописцы” и другие.
В рамках школьного компонента я веду предмет “Речь и культура общения”. Мною разработана программа для 5-7 классов.
Речь и культура общения очень нравится младшим школьникам. Данный предмет помогает детям научиться правильно говорить, умению общаться с взрослыми, со своими сверстниками, с незнакомыми людьми. Качество знаний по данному предмету составляет – 100%.
Я веду также уроки литературного краеведения Тамбовской области, которые
заинтересовали ребят, потому что мы знакомимся с биографией и творчеством наших земляков. Дети стремятся анализировать и оценивать произведения как явления искусства, как художественное целое; выявлять жанровые особенности и отношение автора к изображаемому; давать личную оценку; составлять устный и письменный развёрнутые ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих; пересказывать узловые сцены и эпизоды произведения; писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте; готовили доклады, сообщения, эссе об авторе и его произведении и многое другое. Качество знаний по литературному краеведению в 9 Б составляет -90,5%.
Новые технологии, которые я использую в своей работе, помогают реализовать проблему школы ” Качество образования – приоритетное направление развития школы”.
В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась.
Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся я большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Когда беру новый класс, то провожу психологическое тестирование (изучаю преобладание темперамента учащихся, вида памяти, мышления). На основе результатов формирую группы внутри класса. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания.
В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.)
На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Перед собой ставлю решение многих методических проблем:
- Как предупредить отставание ребят, не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости?
- Как активизировать деятельность учащихся?
- Как сделать процесс обучения радостным?
- Как привить желание детям узнавать больше и больше?
Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. Обязательно использую информационные технологии, которые позволяют сделать образовательный процесс наглядным, информационно – насыщенным.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.
На уроке и вне его современный учитель должен эффективно использовать своё время и время детей. Учителю следует стремиться, чтобы теоретический материал, как можно прочнее был усвоен на уроке, теорию всегда подкреплять практикой репродуктивного и дедуктивного характера, объяснять выполнение домашнего задания, чтобы учащимся было легче его выполнить.
Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности. Кроме того, применяю перспективные методические приёмы для развития способностей учащихся: кластеры (при изучении темы «Согласные звуки»), заполнение таблиц, дневник, чтение с остановками, совместный поиск, перекрёстную дискуссию, круглый стол; применяю элементы ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач): «Удивляй!» (при знакомстве с биографией писателя), «Лови ошибку!» (урок по теме «Орфоэпия»); классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов (занятия по «Литературному краеведению»).
Для достижения этой цели я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
- проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка;
- технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
- развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д.;
- проектные методы позволяют перейти на уровень социально – значимых результатов;
- технология “ Дебаты” развивает навыки публичного выступления;
- обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей;
- использование проектной технологии:
- повысит и углубит интерес детей;
- разовьёт творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;
- поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).
В результате обучения с использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность школьников, обеспечивается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по изучаемому предмету гуманитарного цикла.
В своей работе часто использую компьютер, что повышает мотивацию учащихся. При помощи компьютера детям интересно усваивать новый материал, и, естественно, проверять свои знания. На уроках пользуюсь электронными учебными пособиями – мультимедийны й курс “ Готовимся к ЕГЭ”, “ Уроки литературы Кирилла и Мефодия”, ”Хрестоматия по русской литературе”.
Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учеником, вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. На уроках - зачётах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики.
На своих уроках я применяю приёмы включения всех учащихся в активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать уроки, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя учащихся на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность урока.
Добиваюсь, чтобы для моих уроков были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности учащихся. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Их монологическая речь по теоретическим вопросам чередуется с разными видами практической работы: выборочные диктанты, комментированное письмо, все виды грамматического разбора, сопоставительный анализ языковых явлений, работы с обобщающими таблицами, самостоятельная работа с разными видами проверки, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа, - всё это позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения, учитывая индивидуальные особенности.
Я использую интерактивные технологии.
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Опишу, какие виды заданий я использую на уроках русского языка.
Устная работа.
- Традиционно провожу взаимопро верку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. За тем учащиеся меняются ролями, оцени вают друг друга. Учитель может спро сить любую пару.
- Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изучен ному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом сни маются монотонность и однообразие уст ных опросов (учебный диалог привлека ет внимание, заставляет включиться в работу).
Письменные работы.
- Уже несколько лет я использую такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.
- Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает ор фографическую и пунктуационную зор кость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
Я считаю, что уровень познавательной деятельности учащихся на моих уроках довольно высокий.
Стараюсь, чтобы наши дети «заболели» русским языком. Эта задача решается прежде всего на уроках. О том, что учащиеся полюбили язык, говорит тот факт, что ежегодно они выбирают русский язык и литературу в качестве экзамена и сдают его успешно. Любовь к русскому языку и литературе помогла некоторым учащимся в выборе профессии.
Для развития интереса использую следующие виды работ:
- применение разнообразных тестов, анкет;
- ведение словарей по предмету, которые состоят из нескольких разделов, где сконцентрированы правила, орфографические и орфоэпические словарики наиболее трудных слов и т.д.;
- тетрадки-пятиминутки (в начале урока используются для экспресс-опроса, мини-зарисовок, записи личных впечатлений от чтения, погоды и т.д.);
- использование на уроках компьютеров;
- проектная деятельность (во внеурочное время с детьми были созданы проекты на патриотическую тему).
Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности. В своей работе с одарёнными детьми использую модульную технологию. Будучи личностно ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.
Также данные дети участвуют в районных конкурсах сочинений, где занимают призовые места. Так, Полина Катя в 2007г. получила областной Диплом за участие в конкурсе “ Обложка книги”. ( “ Зимняя сказка”), Кочергин Сергей участвовал в конкурсе стихотворений “ Дорога глазами детей”, где занял призовое место и получил грамоту.
Выявлению лучших учеников способствуют олимпиады, проводимые ежегодно. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие глубокий интерес к русскому языку и литературе, к филологии. Но успешное участие школьников на олимпиаде возможно лишь при постоянной работе на протяжении всего учебного года. О том, что она ведётся у нас неплохо, говорят следующие факты: каждый год мы занимаем призовые места в районе. К сожалению, на областном уровне мы не выступаем, как хотелось бы. В этом, я думаю, есть свои причины: количество учащихся в классах сокращается, отсутствие материальных возможностей у родителей.
Победители районных олимпиад
Годы | Р у с с к и й я з ы к | Р у с с к а я л и т е р а - ту р а |
2005-2006 | Жданкина Саша (2 место) | |
2006-2007 | Краснова Нина (3место) | |
2007-2008 | Жданкина Саша (3место) |
Я пришла к выводу, что на уроке должна быть дифференцированная работа. Слабые активизируются, когда им задаётся посильная работа. Постепенно эти учащиеся втягиваются в учебную деятельность.
Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это викторины, олимпиады, тематические вечера, оформление стендов, выпуск бюллетеней, изготовление альбомов, просмотр и обсуждение фильмов, телепередач, различных записей выступлений художников слова, запись на диски самих учащихся с последующим их анализом, компьютерный набор текстов, их редактирование и совершенствование. В старших классах есть факультативы по предмету. Они позволяют изучать язык и литературу более углубленно. Вся эта работа проводится систематически.
Предметные недели в нашей школе проводятся ежегодно в марте – феврале. Стараюсь охватить ребят всех классов, в которых я работаю.
Проводятся такие мероприятия как:
-выпуск стенгазет,
-викторина по “ Горю от ума”,
-заседание в литературной гостиной на тему”…И жизнь, и слёзы, и любовь”.
- литературный вечер” Две дуэли”,
- инсценировка сказки “ Перо и чернильница”,
-проведение игр (“ Умники и умницы” на тему “ Мифология”, “Cлабое звено”, “Космическое путешествие” и др.)
-выставка рисунков – иллюстраций к литературным произведениям,
-турнир знатоков русского языка и литературы “Путешествие в страну Филологию”.
Динамика успеваемости обучающихся по предмету.
Учебный год | Качество знаний за 2005 – 2006 учебный год | Качество знаний за 2006 – 2007 учебный год | Качество знаний за 2007– 2008 учебный год | ||||||||
класс | 11б | 6б | 8б | 5б | 7б | 9б | 11а | 6б | 8б | 10а | 5а |
Русский язык | 58% | 61% | 65% | 71% | 44% | 57% | 63% | 59% | 44% | 39% | - |
Литература | 100% | 84% | 86% | 88% | 67% | 81% | - | 82% | 62% | 62% | 95% |
На государственной (итоговой) аттестации в 11 классе качество знаний по русскому языку по материалам и в форме ЕГЭ у моих выпускников – 67% (2006г.), в 2007 году в 9б классе на экзамене по русскому языку в новой форме (ЕГЭ) качество знаний – 76%.
Средний балл ЕГЭ по предмету:
2005-2006 учебный год: русский язык- 3,8
2006-2007 учебный год: русский язык 9 класс- 4,0
Средний балл по преподаваемому предмету на основе анализа классных журналов составляет:
2005-2006 учебный год: русский язык – 3.9 литература – 4,4
2006-2007 учебный год: русский язык - 3,6 литература – 4,2
2007-2008 учебный год: русский язык - 3,6 литература – 4,1
Средний балл по уровню обученности учащихся по предметам, не сдаваемым в форме ЕГЭ, за последние три года
по русскому языку-3,7
по литературе -4,2
Динамика качества знаний по русскому языку за 3 года
(средний балл)
В 2005-2007 учебных годах все ученики подтвердили свои знания на обязательном экзамене и показали результаты выше ожидаемых.
Я положительно отношусь к введению ЕГЭ. У школьников возросли шансы на поступление в высшие учебные заведения. Все эти вышеназванные выпускники сейчас продолжают учёбу в вузах на бюджетной основе.
В то же время экзамен выявил слабые места в практической подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. Итоги анализа качества знаний по предмету показали необходимость совершенствования содержания образования по русскому языку.
Неуспевающих по русскому языку нет, но нельзя сказать, что у нас нет проблем. Они есть, их постоянно и упорно пытаюсь преодолеть. С этой целью разработала чёткую систему отслеживания успеваемости каждого ребёнка в сравнении с прошлыми результатами, анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Выяснила, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины. Их много:
- усложнение учебного материала;
- завышенная самооценка;
- заниженная самооценка, комплексы;
- ослабление контроля со стороны родителей;
- преобладание внешкольных интересов.
В своей работе я использую различные методы оценки: оценочный, тестирование, дифференцирование. Основная наша задача в оценочной деятельности – всё больше обращать внимание учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.
Каждый ученик по – своему реагирует на то, что ему удаётся в учёбе и что не удаётся, по - своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников. Убивая у них жизнерадостность. Двойка в журнале или в дневнике ученика это наказание. Наказание же никому не приносит радости. Оценка оказывает воздействие на мотивацию учащихся. В работе я использую различные упражнения и приёмы для развития мотивации. Приведу примеры:
1.Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
2. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
3.В старших классах практикую "Защитный лист". Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
4.Оценка - не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
5.Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку "в кредит". Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Также провожу тестирование в разных классах, по различным темам, что помогает точно анализировать результат полученных знаний и, естественно, экономит время.
В классах, где я работаю, наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд. В 2005году, как классный руководитель, я взяла новый класс – 5Б. Главные цели, которые я перед собой поставила – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы.
Совместно со школьным психологом мы провели обследование интеллекта 5Б класса по методике Амтхауэра и выявили:
1.Высокий уровень интеллекта – 30%
2.Нормальный уровень интеллекта -40%
3.Средний уровень интеллекта – 13,5%
4.Низкий уровень интеллекта - 16,5%
Плохо у ребят развита логика и обобщение:
-логика – низкий уровень – 67%
- обобщение – высокий уровень – 0%
Кроме этого провели обследование компонентов успешности учебной деятельности в 6 классе.
1.Узнавание - высокая степень развития – 11человек из16.
2.Смысловая память - высокая степень развития – 9человек, у трёх учащихся смысловая память отсутствует совсем.
3.Слуховая память развита у девяти человек из 16.
4.Зрительная память развита у девяти человек из 16, у двух учащихся отсутствует совсем.
В 2008 – 2009 уч. году классы объединили, к нам в класс присоединились дети из 6А.
Через некоторое время мы с психологом провели диагностику” Характер отношений в классе”.
Социометрия показала, что в классе нет группы лидеров, есть предпочитаемые,
“ принятые”, отверженные”.
Из 29человек в классе:
- лидеры – явных лидеров нет
- предпочитаемые – 15 человек
- “ принятые”-11 человек
- “ отверженные”- 3 человека
Всё это показало, что на тот момент уровень сплочённости коллектива был низкий. Спустя полгода была проведена повторная диагностика, которая выявила, что уровень сплочённости в классе вырос. Это доказывает диаграмма:
Динамика изучения статуса учащихся
Согласно этому провожу свою работу по сплочению коллектива. Классные часы посвящаю таким темам, как “ Что такое сотрудничество”, “ О красоте души и сердца”, “ Кто такие мы”, “ О жадности и жадинах” и другие.
Уровень благополучия взаимоотношений в классе
В своей работе использую такие методики как Д. Марселли, Гильметта де Ла Бори “ Практическая психология для подростков (100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить)”, А.Н. Сизанов “Тесты и психологические игры” и многие другие.
Ребята с удовольствием участвуют во всех мероприятиях соревновательного характера – “Смотр строя и песни” 2005 -2006 – 2 место, 2005 – 2007 –внутришкольный зачёт по пионерболу – 1место, соревнования по баскетболу – 2место. В классе налажено самоуправление, общественные поручения в целом выполняются, особенно хорошо работают: староста, журналист, главные дежурные, художники.
Провожу совместную работу с детской библиотекой, где её работники помогают нам в проведении классных часов, мероприятий.
Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.
Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. В начале учебного года родители выбирают родительский комитет. Он оказывает большую помощь в воспитании детей. Совместно с комитетом я провожу беседы с детьми, мероприятия для родителей: встреча Нового года, поздравления пап с 23 февраля, а мам с 8 марта, совместные родительские собрания, а также посещение семей.
Использую такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации, встреча с администрацией, школьным психологом, социальным педагогом, родительские собрания, досуговые мероприятия с родителями “ Неразлучные друзья – взрослые и дети”, “ Мама, папа, я - туристическая семья”, “ Тропой Огня” (спортивно – развлекательная игра для детей и родителей).
Чаще всего информация об учебных достижениях сообщается на родительских собраниях, но есть родители, которые не посещают собрания, поэтому систематически оценки выставляю в дневник и просчитываю средний бал по каждому предмету, выписываю на отдельном листе, который вклеиваю в дневник.
Какова же результативность этой работы?
–100% охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Активная деятельность родительского комитета.
А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.
С родителями провожу индивидуальную работу, обращаю внимание на возрастные трудности и резервы развития, обсуждаю вопрос, как помогать дома.
Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения.
Своих коллег я считаю помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. Наш коллектив очень дружный, и мой вклад в это положение не последний. В своей работе я часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Уровень развития эмпатии довольно высок, я общительна, эмоционально отзывчива. Люблю общаться с интересными людьми. Быстро устанавливаю контакты и нахожу общий язык, поэтому взрослые и дети ко мне тянутся. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Всегда принимаю активное участие во всех мероприятиях проводимых в школе Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства.
С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы («Воспитательно-образовательная работа с детьми по экологическому воспитанию»), конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.
В школе созданы условия для педагогического творчества и роста. Стараюсь постоянно обмениваться опытом со своими коллегами, особенно часто это происходит на школьных методических объединениях. Пополняю свои знания чтением новой методической литературы, изучаю опыт коллег, также в своей работе использую Интернет (зарегистрирована на сайте “Сеть творческих учителей” и “ Завуч”). Выступала с докладами на РМО и ШМО.
Тема, над которой я работаю: “ Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы”. В ходе работы по данной теме мною были выделены следующие задачи:
1.Выявить характерные черты личностно-ориентированного урока;
2.Определить и апробировать на учебных занятиях приёмы и методы актуализации субъектного опыта ребёнка;
3.Выяснить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора для учащихся в учебно-воспитательном процессе;
4.Разработать схему педагогического анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока.
Мною используются следующие приёмы и методы построения личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:
-методы диалога и полилога;
-приёмы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;
-игровые методы;
-методы диагностики и самодиагностики.
Регулярно повышаю уровень квалификации. В 2005году прошла курсы повышения квалификации работников образования по теме “ Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы”. (108часов).
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами: в учебном плане наметилась тенденция к сокращению часов русского языка, что приводит к снижению грамотности учащихся. Дети стали меньше читать, реже посещать библиотеки, музеи. В кабинете русского языка нет компьютера, оргтехники.
Но всё же в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Пути решения проблем:
- продолжать изучать метод личностно - ориентированного обучения;
- продолжать изучение новых педагогических технологий;
- продолжать сочетать традиционные и новые методики преподавания русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя математики.
Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...
Самоанализ педагогической работы
Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....