Композиция к Дню Победы
методическая разработка (6,7,8,9,10 класс) по теме

Задонская Ольга Владимировна

Разработка литературно-музыкальной композиции к Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

                      «65летию Победы посвящается».

                                                                          Задонская О.В.,   учитель русского языка

и литературы школы №144

На сцене плакат: Война – жесточе нету слова,

                                Война – печальней нету слова,

                                Война – светлее нету слова,

                                В тоске и славе этих лет.

                                И на устах у нас иного

                                Еще не может быть и нет.

                                                      А. Твардовский.

Играет тихая музыка, на сцене полумрак, на нее выходят ведущие.

1 вед. Родившимся в двадцатых, окончившим школу в сороковые и в 41 ушедших на фронт, не вернувшимся домой в 45 и тем, кто сумел уцелеть, посвящается.

2 вед.        Впрочем, это было так давно,

                 Что как будто не было и выдумано,

                  Может быть, увидено в кино,

                  Может быть, в романе вычитано.

3 вед.  65 лет прошло, 65 лет. Дети, родившиеся после войны, уже выросли, у них родились свои дети, и война постепенно уходит в прошлое, становится страницей в учебнике истории. Но мы вновь и вновь вспоминаем о ней.

4 вед.  Год за годом заря над землею вставала

            Поднималась Россия, забыв о былом,

            И любовью мальчишек своих баловала,

            Как могла согревала на сердце своем,

            Только вдруг 41 ударил огнем,

             Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

Звучит вальс, на сцене танцуют пары, вдруг музыка обрывается, слышны звуки взрывов, гаснет свет, девушки надевают черные платки, юноши набрасывают шинели и уходят. На сцене ведущие.

 

5 вед. Разве для смерти рождаются дети, Родина?

6 вед. Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

7 вед. Тихо сказала: «Вставайте на помощь!». Родина.

8 вед. Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега,

           Но поднимались в рост, звонкие, как Победа!

9 вед. Как продолжение дня шли тяжело и мощно,

           Можно убить меня..

Все:    Нас убить невозможно.

Играет тихая музыка, ведущие перестраиваются.

1 вед. Война. От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600, итого 2600.

2 вед. Это если считать по прямой.

3 вед. Так мало, правда? 2600 км. – это же, если поездом, то меньше 4 суток, самолетом – примерно 4 часа.

4 вед. Перебежками, по-пластунски 4 года.

Звучит песня (1куплет) «Эх, дороги».

5 вед. 4 года, 1418 дней, 34000 часов, и 20 миллионов погибших.

6 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к круглым цифрам. Мы с легкость, часто не задумываясь, произносим 1000 км. В час, миллион тонн сырья, но 20 миллионов погибших, вы представляете, что это значит.

7 вед. 20 мл. погибших на 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту.

8 вед. 20 мл. – это же каждый 8, каждый 8 житель нашей страны погиб во время той войны.

9 вед. Фашистские варвары уничтожили свыше 2000 городов, более 70 тысяч поселков.

Звучит «Бухенвальдский набат». Ведущие перестраиваются.

1 вед. Зловещим символом звериного облика фашизма стали концлагеря смерти.

2 вед. В Бухенвальде было уничтожено более 56 тысяч, в Дахау – более 70 тысяч.

3 вед.  В Маутхаузене – 122 тысячи, в Майданеке – около 1 миллиона 500 тысяч, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек.

4 вед.  Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. В предписании фюрера есть слова: «Войска имеют право и обязаны применять в этой войне любые средства, без ограничения, также против женщин и детей, если это только способствует успеху»

Выходит девочка в черном платке, звучит тихая музыка.

Они с детьми согнали матерей и яму рыть заставили, а сами,

Они стояли кучкой дикарей, и хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами окинул обреченных.

Нет, этого я не забуду дня, я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки, и в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля, в последний раз детей поцеловало,

В последний раз.

Детей внезапно охватил испуг- прижались к матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался звук, прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины, она смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка – все понял, понял все малютка:

  • Спрячь, мамочка, меня, не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже, нагнувшись, подняла двумя руками мать.

Прижала к сердцу, против дула прямо.

  • Я, мама, жить хочу! Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок, и страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

  • Не бойся, мальчик мой, сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза,

     Но голову не прячь, чтобы тебя живым не закопал палач.

     Терпи, сынок, терпи, сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза! И заалела кровь, по шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь, две жизни и одна любовь!

Гром грянул! Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ты хотя бы раз позор такой и варварство такое?

                                                                                            М. Джаллиль.

Звучит белорусская музыка.

5 вед. В Белоруссии 600 деревень вместе со всеми жителями были сожжены дотла. На постаменте Хатыни есть надпись.

6 вед. « Люди, добрые, помните: мы любили жизнь и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в мире жизнь не прерывалась так».

7 вед. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, которые забыть невозможно.

Звучит детская песенка, прерываемая взрывом и криком. Ведущие перестраиваются.

8 вед. Есть поговорка: « На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в мирном понятии этого слова.

Выходят маленькие мальчик и девочка.

Мальчик. А мы не стали памяти перечить,

                   И вспомнив дни далекие, когда

                    Упала нам на слабенькие плечи

                   Огромная, недетская беда.

Девочка.     Была земля и жесткой, и метельной.

                    Была судьба у всех людей одна,

                    У нас и детства не было отдельно,

                    А были вместе: детство и война.

1 вед. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужасы войны? Что помнит он? Что может рассказать? Что помнит об отце и матери? Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

Девочка. Осталась одна пуговица от маминой кофты, а в печи две булки теплого хлеба.

Мальчик. Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: « Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел».

 2 вед. «Вы не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы пойдем с ней гулять», - просит маленькая девочка немецкого солдата.

Играет музыка Шостаковича «7 симфония».

3 вед. А вот дневник Савичевой Тани, девочки из блокадного Ленинграда, в котором судьба всей ее семьи.

4 вед.   Ищет букву Ж по алфавиту, карандаш достала из стола,

            А затем не детски, деловито, вписывает: «Женя умерла.

             28 декабря. 12     часов 30 минут. 1941 год»

5 вед.   Вносит Таня в свой дневник-блокнотик этот скорбный факт на букву Б:

            «Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 год»

6 вед.   И опять же вынула украдкой свой блокнотик младшая сестра

             И вписала строго, крупно, кратко: « Лека умер, 5 часов утра.»

             Лека умер 17 марта 5 часов утра 1942 год.

7 вед.   И под новой тягостью раздумий, сжав дневник, как птаху в рукаве,

             Таня пишет: «Дядя Ваня умер» на страничке с черной буквой В.

             «Дядя Ваня умер 13 апреля 2 часа ночи 1942 год».

8 вед.    И Таня, взяв блокнот, вписывает кратко: «Дядя Леша».

              И под ним число, и час, и год.

             «Дядя Леша. 10 мая 4 часа дня 1942 год».

9 вед.    Мамы больше нет. И раскрыла свой блокнотик снова девочка 11 лет.

              « Мама. 13 мая 7.30 часов утра 1942 год»

1 вед.     Машинально Таня полистала свой немногословный дневничок.

               Все семейство Савичевых встало перед нею вновь наперечет.

2 вед.      И она буквально по два слова пишет, как на крайней полосе:

                « Савичевы умерли» и снова «Умерли», и добавляет: «Все».

3 вед.       За окном весеннее блистанье, а она сиротски занесла в свой дневник:

                « Осталась одна Таня…»

                Даже не поставила числа.

Музыка играет громче, затем постепенно затихает. Ведущие перестраиваются.

4 вед. Дети военной поры могут многое еще рассказать, как тосковали, когда наступило 1 сентября 1941 года и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящики, доставали до станков и работали по 12 часов в сутки. Как получали похоронки на погибших отцов, как усыновляли их чужие люди.

5 вед. Как, увидев после войны белый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб.

6 вед. Да, дети военного лихолетья взрослели быстро. В 5-7 лет они уже понимали, что такое война. И среди еще детей, но уже умудренных опытом возникла идея -–создать свой танк.

7 вед. И со всех городов страны полетели деньги и письма с просьбой поскорей создать танк.

Выходит девочка. Мне только 5 лет, а я уже год без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью отдаю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы он разбил врага.  Таня Чистякова.

2 девочка. Мама хотела мне купить новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое – а деньги на танк. Тамара Локутникова.

3 девочка. Я знаю: надо разбить Гитлера. Я копила деньги на куклу, а теперь отдаю на танк.

8 вед. И танк был собран, и дали ему доброе имя «Малютка». И воевал он на фронтах войны, и с его помощью была разбита армия Пауласа под Сталинградом.

1 вед. В тылу врага подвиг детей нельзя ни с чем сравнить, помогая бойцам при штурме городов, в подполье, они приносили неоценимую пользу.

 

Выходит чтец.

Был трудный бой, все нынче как спросонку,

И только не могу себе простить: из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет 10-12, бедовый, из тех, кто главарями у детей.

Из тех, что в городишках прифронтовых встречают нас, как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, таскать им воду ведрами не труд.

Приносят мыло с полотенцем к танку и сливы недозрелые суют.

Шел бой за улицу, огонь был страшен, мы прорывались к площади вперед.

И вдруг к машине подбежал парнишка: «Товарищ командир, товарищ командир

Я знаю, где их пушка, я разведал, я подползал, они вон там, в лесу.»

  • Да где же, где?
  • А дайте я поеду на танке с вами, прямо приведу.

Подъехали. Вот здесь и с разворота заходим в тыл и полный газ даем,

И эту пушку заодно с расчетом мы вмяли в черный рыхлый чернозем.

Я вытер пот, душила гарь и копоть, от дома к дому шел большой пожар,

И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец». И руку как товарищу пожал.

Был трудный бой, все нынче как спросонку.

2 вед. А те, которым было еще по 16-17, добавляли себе года и уходили на фронт, даже девчонки, которые становились медсестрами, сестричками, как ласково называли их солдаты.

Поют песню « Ах, война, что ты сделала, подлая.»

3 вед. Еще вчера был выпускной, гулянье до рассвета, поцелуи, объяснения в любви, планы на будущее, но все это было перечеркнуто одним махом.

4 вед. Из каждых 100 ребят 17-19 лет, ушедших на фронт в первые дни войны, 97 не вернулось назад. 97 из 100.

 

5 вед. Мальчик лежал посредине России, всех ее пашен, дорог и осин.

6 вед. Что же ты взводный? Докажем, осилим, вот он фашист – докажи и осиль.

7 вед. Вот он фашист, оголтело и мощно воет его знаменитая сталь.

8 вед. Знаю, что это почти невозможно, знаю, что страшно

Все. И все-таки встань!

9 вед. Встань, лейтенант, слышишь, просят об этом, вновь возникая из небытия.

1 вед. Дом твой, пронизанный солнечным светом.

2 вед. Город, отечество.

3 вед. Мама твоя.

Все  Встань, лейтенант!

4 вед. Заклинают просторы, птицы и звери, снега и цветы.

5 вед. Нежная просит девчонка, с которой так и не смог познакомиться ты.

6 вед. Просит далекая средняя школа, ставшая госпиталем с сентября.

Все. Встань!

7 вед. Чемпионы двора по футболу просят тебя, своего вратаря.

8 вед. Просит высокая звездная россыпь, горы, излучина каждой реки.

9 вед. Маршал приказывает и просит: «Встань, лейтенант, постарайся, смоги»

1 вед. Просят деревни, пропахшие гарью, солнце, как колокол, в небе гудит.

2 вед. Просит из будущего Гагарин. Ты не поднимешься – он не взлетит.

3 вед. Просят твои нерожденные дети. Просит история.

4 вед. И тогда встал лейтенант и шагнул по планете, выкрикнув не по уставу: «Айда!»

5 вед. Встал и пошел на врага, как вслепую, сразу же сделалась мокрой спина.

Все. Встал лейтенант.

6 вед. И нагнулся на полю, большую и твердую, как стена.

7 вед. Вздрогнул он, будто от зимнего ветра.

8 вед. Падал он медленно, как нараспев.

9 вед. Падал он медленно, упал он мгновенно.

1 вед. Он даже выстрелить не успел

2 вед. И для него наступила сплошная и бесконечная тишина.

3 вед. Чем этот бой завершился, не знаю.

Все. Знаем, чем кончилась эта война.

Звучит «День Победы».

4 вед. Вспомним их сегодня всех до одного, вымостивших страшную дорогу,

       Скоро среди нас уже не будет никого, кто вместе с ними слышал 1 тревогу.

5 вед. Помните, через века, через года, помните!

           О тех, кто уже не придет никогда, помните.

6 вед. 60 лет нет войны. Но для вас, кто воевал, кто полной чашей испил горечь отступлений и радость наших побед, этих событий никогда не забыть.

7 вед. И мы ваши внуки и правнуки от всего сердца благодарим вас за то, что нам, в отличие от детей войны, не приходится просыпаться от взрывов мин и бомб.

8 вед. Что мы знаем, как вкусен белый хлеб, можем ходить в школу и просто жить.

9 вед. Спасибо вам от всей души за наше счастье, за вашу любовь, мужество и отвагу.

1 вед. Дорогие ветераны! Носите ордена.

          Они вам за победу, за раны честные даны. Носите ордена!

2 вед. В них теплятся рассветы, что отстояли вы в окопах той войны.

           Носите ордена!

3 вед. В них как живые лица солдат, что крепко спят который год.

           Носите ордена!

4 вед. Носите ордена и в праздники, и в будни, на строгих кителях

           и модных пиджаках.

5 вед. Носите ордена, чтоб видели все люди.

Все. Вы вынесли войну на собственных плечах.

Звучит музыка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

литературно- музыкальная композиция к Дню Победы

Подборка стихов и исторического материала к Дню Победы...

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Чтобы помнили..."

Мероприятие проводится в рамках празднования Дня победы....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ,посвященной великой Победе

Сценарий музыкально-литературной композиции,посвященной великой Победе...

«Песням тех военных лет- поверьте!» Литературно- музыкальная композиция, посвященная Дню Победы

Внеклассное мероприятие посвящено Дню Победы. Этот праздник всегда был святым в нашей стране. поэтому на таких мероприятиях есть возможность продолжить воспитание патриотизма у учащихся.ценить...

Сценарий Музыкально-поэтической композиции к «Салют Победа!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов, помним о цене Великой Победы!...