Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
материал на тему
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_sovremennyh_usloviyah.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
Д О К Л А Д
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Зевайкина Н.М., заместитель директора по воспитательной работе, кл. руководитель 5 класса
МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
2015 г.
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
По плану проводятся общешкольные родительские собрания.(5 раз в год) Здесь родителей мы знакомим с документацией школы, с основными направлениями, задачами, итогами работы шкоды.. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики КДН, ПДН. Организуем отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, с Днём Защитника Отечества, с днем 8 Марта . Организуем выставки творческих работ учеников, занимающихся в различных объединениях, проводим творческие отчеты кружков. Тщательно продумываем тематику родительских собраний: «Роль семьи в поддержке обучающихся», «Семейное законодательство на защите ваших прав», «Организация безопасности жизнедеятельности», «Этические средства поощрения и наказания ребёнка в семье» и др.
. Родители постоянно привлекаются к совместной работе со школой. Дни открытых дверей проводятся в удобное для родителей время - в субботу. Педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Традиционными стали совместные внеклассные мероприятия с детьми и родителями: «Праздник осени», «Радуга профессий», «Мамины руки», «Мы вместе и душа на месте».
На совместные спортивные соревнования и мероприятия родители и дети идут с большим желанием. Проводятся семейные праздники «Спортивная семья – здоровое поколение».
Большая роль в работе с семьей отводится классному руководителю. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Члены родительского комитета совместно с классным руководителем и под его руководством планируют, готовят и проводят всю совместную работу по педагогическому образованию родителей, оказывают помощь в воспитании детей класса, организуют совместные досуговые мероприятия, анализируют, оценивают результаты данной деятельности и подводят итоги сотрудничества школы и семьи.
Родители классов обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют в организации воспитательной работы в классе, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий. Большинство родителей помогают в ремонте и оформлении кабинетов.
Опыт работы классного руководителя с семьей и родительским комитетом обобщается на МО классных руководителей школы.
Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социального - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, следовательно, о снижении учебно-познавательной мотивации школьников. В школе ведется работа с такими семьями по принципу непрерывности. Создан Совет профилактики, классные руководители постоянно взаимодействуют с данной категорией семей. Семьи стоят на учете в КДН, составлен совместный план работы с ОВД по профилактике правонарушений среди обучающихся.
Для улучшения работы с семьей ведется постоянное диагностирование семьи и семейного воспитания. Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, у которых в семье чрезвычайно трудное положение. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Оно осуществляется через школьный сайт, школьную
образовательную сеть индивидуальную и групповую работу, проведение консультаций администрацией школы, педагогами школы, родительским комитетом. Консультации проводятся в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации полезны как для родителей, так и для учителей. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается личность человека, формируется его отношение к себе, своему здоровью. Тем не менее школа была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.
Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...
Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.
Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...
Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.
Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к констр...
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...
Выступление на педсовете «Семья и Центр пути эффективного взаимодействия»
цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Выявление проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы Центра и семьи в интересах ребенка...