Развитие креативного мышления как элемента формирования функциональной грамотности школьников
статья по технологии
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:
· умение обозначить проблему;
· способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
· умение видеть нестандартные варианты решения;
· способность углубить идею, дополняя детали;
способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnogo_myshleniya.docx | 87.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Развитие креативного мышления как элемент функциональной грамотности школьников на уроках труда (технологии)»
28.11.2024 г. МБОУ «СШ № 2 рабочего поселка Новая Майна»
Благодарю коллег за интерес к моему выступлению. Надеюсь, я буду вам полезна. Мне крайне сложно будет вам что-то кардинально новое сообщить, поэтому могу предположить, что, выражаясь языком учителя, я смогу просто обобщить и систематизировать тот материал, который был изучен вами в рамках данной темы.
Хотела бы вам представить несколько педагогических приемов в процессе нашей работы и прошу всех присутствующих реагировать на мои просьбы.
Сейчас, прошу вас пройти по данному QR-коды и ответить на ряд вопросов:
- Как вы понимаете слово «креативность»? Попробуйте описать его, одним словом
- Как вы считаете, отличаются ли между собой понятия «креативное мышление» и «творческое мышление?
- Объясните
Большинство специалистов считают, что творческое и креативное мышление — это одно и то же. Однако существуют и другие мнения. Хотя по происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского creo — создавать, творить), есть тонкие отличия. Если творчество — это создание новых предметов искусства, то креативность — это создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию.
Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому лучше всего, если мы будем рассматривать два этих типа мышления как одно.
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:
- умение обозначить проблему;
- способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
- умение видеть нестандартные варианты решения;
- способность углубить идею, дополняя детали;
- способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Первым понятие креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд. Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.
Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Например, решение математической задачи: существует ответ, который нужно найти, выполнив последовательность действий.
Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений.
Конечно же, мы с вами знаем, что креативный и изобретательский подход к решению задач, является составляющим глобальных компетенций в формировании функциональной грамотности учащихся. Наряду с такими понятиями, как: критическое мышление, умений выстраивать коммуникацию и работать в команде. Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
Мы с вами активно применяем в нашей педагогической деятельности приемы по формированию глобальных компетенций. Так как критическое мышление – это работа с информацией, креативное мышление – это разработка различных вариантов идей, коммуникативные навыки – это работа в команде, умение выслушивать иное мнение по данному вопросу и строить социальные связи во взаимоотношениях.
А теперь ответьте, в каком виде деятельности учащихся на уроках технологии все это можно проследить и соответственно формировать? Конечно, это проектная деятельность.
В своей педагогической деятельности, вот уже на протяжении многих лет, я активно применяю этот метод по развитию креативного мышления у учащихся. Умение решать возникшие проблемы, разрабатывать банк идей и вариантов и воплощать это практически.
Самое сложное для меня и учащихся, в этой деятельности, это этап «запуска проекта». Нужно четко обозначить проблему и сформулировать цель для достижения конечного результата. Проблема должна быть четкая и ясная. Цель достижимая, проверяема и конкретная.
Для формирования навыков у учащихся работы на данном этапе часто использую различные методы решения творческих задач: мозговая атака, обратная мозговая атака, синектика, морфологический анализ, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, функционально-стоимостной анализ, и алгоритм решения изобретательских задач. Все эти методы подробно расписаны в учебнике В.Д. Симоненко для 11 класса, издательства 2002 года.
Предлагаю Вам посмотреть фрагмент моего урока с использование данных методов.
………
Есть еще один метод разработки идей на этапе эскизного проектирования коллекций одежды или образа костюма – это метод ассоциаций, когда учащиеся работают с «кляксой» или «пятном» Данный метод, широко применяется при проектировании одежды дизайнерами, в частности в текстильных учебных заведениях этому обучают студентов. Одним из разработчиков данного метода является Вячеслав Михайлович Зайцев. И в 2019 году я прошла двухмесячный летний интенсив «Лаборатория Моды Вячеслава Зайцева» по специальности «Дизайн костюма», где изучались дисциплины «Основы проектирования костюма», «Муляжный метод моделирования одежды», «Конструирование и технология».
Работа над проектированием коллекции начинается с «пятна». Далее это пятно наноситься на готовый эскиз модели и в последствие прорисовывается не только силуэт будущего костюма, а его конструктивные линии. Далее доводиться до готового эскиза.
Развивая креативное мышление у своих учащихся, стараюсь в своей урочной и внеурочной деятельности (в большей степени во внеурочной) формовать умение видеть и решать проблемы.
Темы проектных работ выбираются на актуальные вопросы – экология переработки сырья, создание новых технологий, использование традиционных технологий в необычных условиях при работе с нетрадиционным материалом.
Тема работ учащихся:
- Использование традиционных видов рукоделия в качестве отделки для создания индивидуального образа костюма (несколько – роспись по ткани, вышивка, теснение на натуральной коже).
- Метод наколки. Мастер-класс, запись (два платья).
- Использование фотографий при изготовлении изделий в технике валяния шерсти.
- Книжка-подушка в технике аппликация (развивающий коврик для детей из реабилитационного центра).
- Альбом в технике скрапбукинг.
- Женская байкерская куртка (искусственная кожа).
- Проектирование женской одежды с использование алгоритма решения творческих задач (метод ассоциаций, аналогия, морфологического анализа).
- Дизайн ткани. Была создана ткань в технике вышивка. Далее из нее было сшито изделие. Участие и победа в региональном конкурсе молодых дизайнеров-модельеров в городе Сургуте проект «60 параллель». Номинация моно - костюм. Искусствоведы из Санкт-Петербурга высоко оценили работу. Ивановская Анастасия учащаяся 9 класса была приглашена на двухмесячную стажировку в Дом моды Татьяны Парфеновой в городе Санкт-Петербурге.
- Элементы традиционного декоративно-прикладного творчества и современные технологии в дизайне одежды (Пальто и платье).
- Новогодний подарок маме (Кукла-ангел).
- Элементы одежды этнического стиля 70-80- х годов в современной моде (анализ истории моды. Мода молодости родителей).
- Экологическая мода как современное направление создания одежды из текстильных отходов. Абсайтинг (реставрация и перекрой старых вещей).
и т. д……
Посмотрите защиту проекта Бормотовой Алины, ученицы 10 класса 2021 год
Для того, что развивать у себя способность креативно мыслить, необходимо постоянно решать возникающие проблемы и искать оптимальные и эффективные пути ее решения. Удачи, нам всем в этой деятельности!
И самое главное – НЕ УСТАВАЙТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Основные приёмы формирования функциональной грамотности....
"Технология проблемного обучения на уроках химии с элементами формирования функциональной грамотности"
ВВЕДЕНИЕПроблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительн...
Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.
Основным направлением формирования функциональной грамотности является креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...
Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС...
Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности
Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...
Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....
Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности
Функциональная грамотность в дополнительном образовании это и развитие креативного мышления. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам,...