Статья «Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках труда/ технологии»
статья по технологии

Шматько Валентина Петровна

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (А.В. Петровский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках труда/ технологии»

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (А.В. Петровский)

В связи с этим интерес определяется как эмоционально-познавательное отношение, мотивированное, способное переходить в познавательную направленность личности.

Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса - это и атмосфера в классе, интенсивность познания предмета.  Главный вид деятельности – учение, в процессе которого происходит овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение умений и навыков познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом.

Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.

В связи с этим широкая вне учебной деятельности представляет значительный простор для формирования познавательного интереса.

Кружковая работа даёт возможность вовлечению и развитию познавательного интереса учащихся 5,6 классов, а в 7 и 8 классах учащиеся добиваясь определённых успехов, целенаправленно занимаются в кружке.

На примере работы кружка «Шейте сами своими руками», который работал в течении 10 лет, можно с уверенностью констатировать факт познавательного интереса через вне урочной деятельности, что стимулирует мотивационные процессы – это желание ребёнка заниматься данной работой и развиваться творчески, получая знания, умения, навыки.

Начинали свою работу в кружке, используя нетрадиционные материалы (клеёнка, молочные пакеты, машинная плёнка). Дети взаимодействовали разновозрастные: старшие обучали младших демонстрации моделей под музыку. Интерес был огромный.  Первое выступление состоялось в школе перед педагогическим коллективом на 8 марта. Это был первый успех.

Затем была создана коллекция молодёжной одежды, включая элементы еврейской национальной. В создании подобных коллекций большую роль играет творчество подростков, их немыслимые на первый взгляд идеи, которые они реализуют в своих работах, тем самым подтверждая свою значимость, востребованность в современных условиях жизни.

Создавая коллекцию, учащиеся своими руками работают над музыкальным сопровождением, подбирают макияж, аксессуары. Поэтому в кружке находят себя все, кто умеет и любит шить, кто увлекается танцами. В подборе коллекции работают совместно разные возрастные группы, т.к. коллекция формируется и выполняется всеми желающими участвовать в конкурсах, смотрах – это ученики 5,6,7,8,9 классов, что сближает учащихся, формирует общие интересы, вырабатывает доброжелательную атмосферу в разных возрастных группах. Таким образом формируются социально-адаптированные способы поведения подростков.

Формирование познавательного интереса и активности личности – процессы взаимообусловлены. Познавательный интерес порождает активность, повышение активности в свою очередь укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Рассмотрим подробно все затронутые вопросы, проблемы познавательного интереса и его влияние на процесс обучения. Весь многовековой опыт прошлых лет даёт основание утверждать, что интерес в обучении – есть важный и благоприятный фактор.

Я.А.Каменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривал новую школу как источник радости, света, знания, считая интерес главным фактором обучения. Ж. Ж. Руссо пытался строить доступное ребёнку обучение. К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. В то же время он писал, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения – убивает в учении охоту учиться, утверждая, что учёба должна быть интересной, не превращаясь своей сутью в забаву.

Педагогический подход должен состоять в том, чтобы:

- обнажать объективные возможности интересных сторон, явлений;

- поддерживать и возбуждать состояние активной заинтересованности;

- всей системой обучения формировать интерес как ценное свойство личности.

Современная дидактика. Опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе ещё большие возможности для обучения, развития личности.

Проблема интереса в обучении остро стоит и по сей день. С учётом специфики нашего предмета, изменениями в потребностях современного общества, решение проблемы вижу в использовании:

- нестандартных форм уроков - использование игровых моментов;

- метод проблемного обучения - ставится проблема, необходимо найти пути её решения;

- метод алгоритма, это последовательная деятельность на уроке, с использованием инструкционных карт;

- метод эвристического обучения – это поиск способов и правил, которые приводят к открытию определённых законов, к решению проблемы, используя способы решения;

- метод исследовательского обучения – правила истинных результатов, их проверка и применение.

В своей практической работе активно использую работу в команде, для эффективной работы распределяются роли и назначаются ответственные за определённые виды работ, как теоретических, так и практических. Этот метод даёт возможность раскрываться каждому ученику по мере своих возможностей, учиться друг у друга и возможность получать результат, что обеспечивает уверенность каждого ребёнка в проделанной работе. Использование на уроках игровых моментов также вносит разнообразие и активизирует процесс обучения.

Приложение.

Конкурс – игра «Счастливый случай».

Цель:

Закрепить и обобщить знания, умения при изучении разделов программы; продолжить формирование творческих навыков учащихся;

Продолжить воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности;

Развивать умения для принятия самостоятельных решений, применять знания на практике, объяснять технологический процесс.

Наглядные пособия:

Кубик с цветовыми гранями, цветовые конверты с вопросами, конверты с образцами и карточками-заданиями для выполнения практического задания, песочные часы или секундомер колокольчик.

Методы обучения:

Урок-игра.

Оформление доски:

Название разделов и цвет, присвоенный каждому разделу:

Материаловедение – красный

Моделирование – зелёный

Технология – жёлтый

Конструирование – малиновый

Машиноведение – синий.

Ход урока.

1.       Учитель предлагает вспомнить разделы программы.

2.       Класс делится по желанию на команды, с равным количеством детей (в ситуации, когда класс не делится, оставшиеся ребята – судейская команда).

3.       Учитель знакомит с правилами игры.

                                             Правила игры:

- поделились на команды, по желанию при помощи жребия

- выбрать капитана команды

- проводиться жеребьёвка: капитаны вынимают из сосуда скрученные карточки с номером выступления

- на столах лежат задания

- судья выбрасывает цветной кубик, сторона куба и есть задание по цвету

- выставляют время и команды одновременно приступили к работе, первый зарабатывает очки

- по окончании игры, судья подводит итоги и объявляет команду-победителя.

         4. Подведение итогов игры, определение победителя.

         5. Подведение итогов урока. Лучшие работы продемонстрировать.

Существуют психологические предпосылки формирования познавательного интереса. Это не только приобретённые знания, но и процесс овладения знаниями, что ведёт к поступательному движению развития школьников. в процессе этой работы появляется:

-активный поиск

- догадка

- исследовательский поиск

- готовность к решению             задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес также важны на этом этапе работы:

- эмоции и удивление

- чувство ожидания нового

- чувство интеллектуальной радости

 - чувство успеха.

Большую роль в практической работе на уроке труда/ технология играют проекты, которые более полно раскрывают потенциал школьников, так как используется индивидуальная работа над проектом и командная. Учителя технологии хорошо знакомы с такой работой, которая ведётся с 1991года в нашей стране. Сейчас мы её активно используем при работе с новыми модулями в программе труда/ технология, в зависимости от оснащения школы.

Подводя итог можно сказать, что каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующим потенциалом, реализация которого зависит от творчества учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...

Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...

Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"

В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...

Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...

статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...