Методы, формы организации деятельности обучающихся на уроках технологии
материал по технологии (5 класс)

Ромашова Екатерина Валерьевна

Методы, формы организации деятельности обучающихся на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности обучающихся на уроках технологии

Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Словесные методы:

•   объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

•  рассказ — это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

•  работа с печатным словом (с книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

•  изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

•  повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

•  описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

•  рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

• проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

•  беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

Невозможно организовать эффективный учебный процесс на уроках трудового обучения без демонстрации учителем способов организации рабочего места, работы инструментами, обработки материалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последовательности выполнения трудовых операций.

Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, поскольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обеспечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить. Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную основу» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необходима для понимания любого действия.

К практическим методам относятся:

Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Практические методы на уроках технологии являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки можно только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий.

 Все методы в обучения на уроках технологии тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в словесных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятельность учеников.

Формы организации уроков технологии

Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.

Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельности школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

Выбор формы организации урока в школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа.  Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся. Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

 Работа в парах. Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках биологии

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследователь...

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках физики

Методы и приемы на уроках физики.Активность учащихся на уроке - одна из актуальных проблем в образовательном учреждении.Эффективным являются активные методы обучения – это методы, которые побужд...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...

«Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства»

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...

Методы, формы организации деятельности обучающихся на уроках технологии

Приоритетные задачи технологии во всех программах много десятилетий подряд указываются сле­дующие: воспитание трудолюбия, уважения к труду и к людям труда; формирование политехнических и трудовых ...