Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства
рабочая программа по теме

Тугутова Туяна Доржиевна

Рабочая программа по бурятскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бурятский язык

2016

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии СПО 54.01.06  Изготовитель художественных изделий из металла, входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

Разработчик:

Тугутова Туяна Доржиевна, преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бурятский язык

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии 54.01.06 Изготовитель художественных изделий из металла, входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит  в цикл дисциплин регионального компонента.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - ориентироваться в тексте, прогнозировать его содержанию по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

- вести диалог этикетного характера;

 - понимать информацию, предъявляемую на слух;

- владеть лексическим минимумом;

- пользоваться различными словарями;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-  смысловые, морфологические особенности частей речи;

- нормы бурятского литературного языка;

- правила и орфографии и пунктуации;

- о месте и роли бурятского языка в современном мире.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -32 часа;

самостоятельной работы обучающегося -16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

20

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

16

в том числе:

1. подготовка рефератов по темам;

2. подготовка к практическим занятиям;

3. подготовка презентаций.

Итоговая аттестация в форме зачёта  


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 Бурятский язык

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Буряты и бурятский язык – сложная судьба

Содержание учебного материала

3

1.

Буряты и бурятский язык – сложная судьба.

 Географическое положение Республики Бурятия. Население. Государственные символы Республики Бурятия

2

2.

Бурятский язык _ Государственный язык Республики Бурятия.

Закон о языках Республики Бурятия.  Диалектные особенности языка. Высказывания поэтов и писателей о роли родного языка.  

3

3.

Бурятский язык и фольклор бурят.

Жанры фольклора. Художественные средства бурятского языка. Фольклорные традиции. Известные фольклористы

3

Практическая  работа.

Составление  коллажа « Государственные символы  Республики Бурятия».

Заполнение контурной карты: компактное  проживание бурят в разные периоды истории.

Определение диалектных особенностей языка: заполнение таблицы.

Оформление альбома «Фольклор: малые жанры».

Инсценирование народных сказок.

Изготовление кукол для проигрывания ситуаций.

8

Контрольная работа по теме «Бурятский язык -  Государственный язык Республики Бурятия».

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка к практической работе.

Подготовка к контрольной работе.

Выполнение домашнего задания.

Написание реферата на тему «Золотые россыпи фольклора».

Изучение основной и дополнительной литературы.

Поиск информации в сети Интернет.

4

Тема 2. Вводный курс

Содержание учебного материала

4

1.

Это Балма. Её зовут Дарима. У Даримы семья…

Графика и орфография. Грамматика бурятского языка. Основные группы слов по темам.

2

2.

Это семья Жаргала. Профессии .

Термины родства. Названия профессий. Грамматические особенности построения предложений.

2

Практические занятия

Определение и перевод  терминов родства.

Составление рассказа по теме «Моя семья».

Заполнение таблицы «Моя профессия».

Оформление коллажа «Моя профессия».

Редактирование текстов.

Проигрывание ситуаций.

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение домашнего задания.

Подготовка к практическому занятию.

Подготовка сообщения на тему «Моя профессия».

6

Тема 3. Основной курс.

Содержание учебного материала

3

1.

Одежда Торговля.

Словарь по теме. Использование лексики в речи. Имя существительное. Имя прилагательное.

2

2.

Наш дом. Мой день

Словарь по теме. Наречие. Качественные прилагательные.

2

3.

Мой выходной день. Моя биография. Моя родословная

Словарь по теме. Глаголы. Рассказ о себе.

3

4.

Я - студент.

Профессиональные термины. О колледже. Мои шаги к успеху.

2

Практические занятия.

Составление родословной своей семьи.

Составление распорядка дня.

Редактирование и перевод слов.

Распределение слов  по тематическим группам.

8

Контрольная работа по теме  «Я - студент».

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка мини - проекта на тему «Мой  выходной день».

Оформление презентации «Колыбель моей учебы – Иволгинский колледж».

Выполнение домашнего задания.

6

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бурятского языка.

Оборудование кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места для обучающихся;

- комплект учебно-методических материалов, методические рекомендации и

  разработки;

- комплект плакатов по основным группам слов;

Технические средства обучения:

- ПК;

- электронные пособия по бурятскому языку.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Мэндэ-э! начальный курс бурятского языка:  учебное пособие/ О.И. Богомолова, Г_Х Ц. Гунжитова, О. А. Дареева. – М.: Физкультура и спорт, 2002. -230 с.
  2. Нанзатова Э.П. Баян даа буряад оромнай – Улан – Удэ: изд – во БГУ, 2003. -174 с.

Дополнительные источники:

  1. О.А Дареева. Диалог культур в условиях двуязычия – Санкт – Петербург: Политехника , 2003. – 102 с.
  2. Д.Д. Доржиев. Современный бурятский язык. Улан – Удэ. БГУ. 2008.
  3. О.Г. Макарова. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному. Улан – Удэ.БГУ, 2007.
  4. А.Б. Санжаева, Ж.Д. Намтаров. Грамматика бурятского языка в упражнениях и комментариях: учебное пособие. Улан- Удэ:Издательство БГУ, 2008.- 212с.
  5. А.Б. Санжаева Тесты по бурятскому языку – Улан – Удэ. БГУ.2007.  
  6. Ж.С. Сажинов. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков. Улан – Удэ, БГУ, 2007.
  7. Журналы «Морин хуур»,  «Сагаалган», «Сурхарбан».
  8. Электронный учебник бурятского языка. Студия «Сансар», 2007.

Интернет- ресурсы:

  1. Тексты произведений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. nomoihan.org, свободный. - Заглавие с экрана.
  2. Традиции и обычаи народа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. mir2050.narod.rubur.html , свободный. - Заглавие с экрана.
  3. Культура бурятского народа [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. forum.baikal.netindex.php , свободный. - Заглавие с экрана.
  4. Уроки бурятского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. sansar.ru, свободный - Заглавие с экрана.
  5. Диалог культур. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. baikalib.ru›, свободный. - Заглавие с экрана.
  6. Материалы газеты «Буряад унэн»[Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.ynen.ru.свободный.- Заглавие с экрана.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

ориентироваться в тексте, прогнозировать его содержанию по заголовку

Наблюдение за выполнением практической работы

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания

Наблюдение за выполнением практической работы

вести диалог этикетного характера

Наблюдение за выполнением практической работы

понимать информацию, предъявляемую на слух;

Наблюдение за выполнением практической работы

пользоваться различными словарями

Наблюдение за выполнением практической работы

владеть лексическим минимумом;

Наблюдение за выполнением практической работы

Знать:

смысловые, морфологические особенности частей речи;

Оценка результатов практических и письменных работ

нормы бурятского литературного языка;

Оценка результатов контрольной работы

правила и орфографии и пунктуации

Оценка результатов контрольной работы

о месте и роли бурятского языка в современном мире.

Оценка результатов практических и письменных работ



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК

№ тем

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Тип урока

Уровень контроля

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1.

Буряты и бурятский язык – сложная судьба

Содержание учебного материала

12(3+8+1)

1

1.

Буряты и бурятский язык – сложная судьба.  Географическое положение Республики Бурятия. Население. Государственные символы Республики Бурятия

2

Изучение новой темы

Устный опрос

1

2

2.

Бурятский язык. Государственный язык Республики Бурятия. Закон о языках Республики Бурятия.  Диалектные особенности языка. Высказывания поэтов и писателей о роли родного языка. Бурятский язык и фольклор бурят. Жанры фольклора. Художественные средства бурятского языка. Фольклорные традиции. Известные фольклористы

1

Изучение новой темы

Устный опрос

2

Практическая  работа.

8

1

1

Составление  коллажа « Государственные символы  Республики Бурятия».

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

2

2

Заполнение контурной карты: компактное  проживание бурят в разные периоды истории.

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

3

3

Определение диалектных особенностей языка: заполнение таблицы

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

4

4

Оформление альбома «Фольклор: малые жанры». Инсценирование народных сказок. Изготовление кукол для проигрывания ситуаций.

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

Контрольная работа

1

1

Бурятский язык -  Государственный язык Республики Бурятия

1

Контроль и коррекция ЗУН

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение домашнего задания.

Написание реферата на тему «Золотые россыпи фольклора».

Изучение основной и дополнительной литературы.

Поиск информации в сети Интернет.

4

Тема 2. Вводный курс

Содержание учебного материала

10(4+6)

3

1

Это Балма. Её зовут Дарима. У Даримы семья… Графика и орфография. Грамматика бурятского языка. Основные группы слов по темам.

2

Изучение новой темы

Устный опрос

2

4

2

Это семья Жаргала. Профессии. Термины родства. Названия профессий. Грамматические особенности построения предложений.

2

Изучение новой темы

Тестирование

2

Практическая работа

6

5

1

Определение и перевод  терминов родства.  Составление рассказа по теме «Моя семья».

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

6

2

Заполнение таблицы «Моя профессия». Оформление коллажа «Моя профессия».

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

7

3

Редактирование текстов. Проигрывание ситуаций.

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение домашнего задания.

Подготовка к практическому занятию.

Подготовка сообщения на тему «Моя профессия».

6

Тема 3. Основной курс.

Содержание учебного материала

10(3+6+1)

5

1

Одежда Торговля. Словарь по теме. Использование лексики в речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Мой день. Словарь по теме. Наречие. Качественные прилагательные.

2

Изучение новой темы

Устный опрос

2

6

2

Мой выходной день. Моя биография. Моя родословная. Словарь по теме. Глаголы. Рассказ о себе. Я - студент. Профессиональные термины. О колледже. Мои шаги к успеху.

1

Изучение новой темы

Тестирование

2

Практическая работа

6

8

1

Составление родословной своей семьи.

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

9

2

Составление распорядка дня. Редактирование и перевод слов.

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

10

3

Распределение слов  по тематическим группам.

2

Совершенство

вание ЗУН

Практическая работа

Контрольная работа

1

2

1

Я - студент

1

Контроль и коррекция ЗУН

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка мини - проекта на тему «Мой  выходной день».

Оформление презентации «Колыбель моей учебы – Иволгинский колледж».

Выполнение домашнего задания.

6

Всего:

48(10+

20+2

+16СРС)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ  «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

Основные процессы образовательной деятельности

Реализация ОПОП

Комплект контрольно-оценочных средств

СК КТИНЗ ПО 2.4.34.2017

 

                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                 

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

УД БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК

ПРОФЕССИЯ 54.01.06 ИЗГОТОВИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА

с. Иволгинск

2017г.

Разработчики:

ГБПОУ КТИНЗ        преподаватель            Т.Д. Тугутова _________

(место работы)                   (занимаемая должность)            (инициалы, фамилия)


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        4
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        5

3.  Оценка освоения учебной дисциплины        7

3.1. Формы и методы оценивания        7

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины         12

4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточного контроля по учебной дисциплине ……………………………………………………………………………………..13

5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины………………………………...14


  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств         

        В результате освоения учебной дисциплины Бурятский язык обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции, и общими компетенциями:

- ориентироваться в тексте, прогнозировать его содержанию по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

- вести диалог этикетного характера;

 - понимать информацию, предъявляемую на слух;

- владеть лексическим минимумом;

- пользоваться различными словарями;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-  смысловые, морфологические особенности частей речи;

- нормы бурятского литературного языка;

- правила и орфографии и пунктуации;

- о месте и роли бурятского языка в современном мире.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Формой аттестации по учебной дисциплине является  Дифференцированного зачета.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У 1. ориентироваться в тексте, прогнозировать его содержанию по заголовку;

ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Оценка  результатов практической работы

У 2. читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Оценка   результатов практической работы

У 3. - вести диалог этикетного характера;

 - понимать информацию, предъявляемую на слух;

ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка  результатов практической работы

 У.4. - владеть лексическим минимумом;

- пользоваться различными словарями;

ОК.12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Оценка  результатов практической работы

Знать:

З1. -  смысловые, морфологические особенности частей речи;

 

Оценка  результатов контрольной  работы

З2. - нормы бурятского литературного языка;

-

Оценка  результатов контрольной  работы

З3 правила и орфографии и пунктуации;

-

Оценка  результатов контрольной  работы

З4

о месте и роли бурятского языка в современном мире

Оценка  результатов контрольной  работы

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные стандартом по дисциплине Бурятский язык,  направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.


Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Элемент учебной дисциплины

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Форма контроля

Проверяемые

 ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Тема 1.

Буряты и бурятский язык – сложная судьба

Устный опрос

Практическая работа №1

Составление  коллажа « Государственные символы  Республики Бурятия».

Заполнение контурной карты: компактное  проживание бурят в разные периоды истории.

Самостоятельная работа

У1,У4

З2,З3

ОК 1, ОК8

Устный опрос

Практическая работа №2

Определение диалектных особенностей языка: заполнение таблицы

У4

З2,

Устный опрос

Практическая работа №3

Оформление альбома «Фольклор: малые жанры».

У4

З2,

Устный опрос

Практическая работа №4

Инсценирование народных сказок.

Изготовление кукол для проигрывания ситуаций.

У4

З2,

Контрольная работа № 1

по теме «Бурятский язык -  Государственный язык Республики Бурятия».

У1,У4

З2,З3

ОК 1, ОК8

Тема 2. Вводный курс

Устный опрос

Практическая работа №5

Определение и перевод  терминов родства.

Составление рассказа по теме «Моя семья».

 

Устный опрос

Практическая работа №6

Заполнение таблицы «Моя профессия».

Оформление коллажа «Моя профессия».

У2, У6

З1, З5

ОК2

Тема 3. Основной курс.3.

.

Практическая работа №7

Составление родословной своей семьи.

Самостоятельная работа

У2,У3

З2, З5

ОК4, ОК2

Практическая работа №8

Составление распорядка дня.

.

У2,У3

З2, З5

ОК4, ОК2

Практическая работа №9

Редактирование и перевод слов.

У2,У3

З2, З5

ОК4, ОК2

Практическая работа №10

Распределение слов  по тематическим группам

У2,У3

З2, З5

ОК4, ОК2

Контрольная работа №2

по теме  «Я - студент».

Д/З

У1,У2, У3,У4

З1,З2, З3,З4

ОК1, ОК2,ОК4, ОК8

Таблица 2.2


3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1. Типовые задания для оценки знаний и умений (текущий контроль).

Задания в тестовой форме (Приложение 1).

Контрольная работа №1 (Приложение 2).

3.2.2. Типовые задания для оценки знаний и умений (промежуточный контроль)

(Дифференцированный зачет) (Приложение 3).

3.2.3. Типовые задания для оценки знаний и умений.

Практические работы (Приложение 4).


4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточного контроля по учебной дисциплине

Предметом оценки являются умения и знания.

4.1.Задания для промежуточного контроля в форме Дифференцированного зачета

Инструкция для обучающихся

4.1.1.Внимательно прочитайте задание.

4.1.2.Время выполнения задания – 1 час

4.1.3. Задание в виде теста (Приложение 3)

4.1.4.Количество вопросов: 20

4.2. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА

4.2.1.Время выполнения задания – 1 час.  

4.2.2.Оборудование: задания

4.2.3.Эталоны ответов

4.2.4.Ведомость для зачета (протокол).

4.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

17 ÷ 20

5

отлично

14 ÷ 16

4

хорошо

11  ÷ 13

3

удовлетворительно

менее 10

2

неудовлетворительно

 Приложение 1.

ТЕСТ № 1

1. Подберите к этим словам

а) синонимы                      б) антонимы

    yбгэн -                               набтар -

    жаахан -                               нариихан -

    hайхан -                               тарган -

    ехэ -                              муу -

    ажалладаг -                  хyгшэн -

2. Какое слово в этом ряду лишнее?

  1. нагаса, yеэлэ, аха заха, аша зээ, yбгэн
  2. аймаг, нютаг, газар, хото, можо
  3. хонгоодор, сартуул, хамниган, эхирид, хори, булагад
  4. бэрхэ, зохёохы, hайн, муу, туранхай
  5. хyyгэдэй сэсэрлиг, hургуули, эрдэмэй тyб, yйлэдбэри
  6. бэшэнэ, уншана, ябана, дуулана, хатарна
  7. хyтэлбэрилэгшэ, эмшэн, алба хаагша, шyлэгшэн, багша
  8. сэбэрхэн, hайн, шамбай, набтар, гое, хyгшэн
  9. зээнэр, нyхэд, ахайнар, ашанар, дyyнэр
  10. дyрбэхэн, арбан, нэгэн, зургаахан, хоердохи.

3. Распишите числительные в соответствующей контексту форме

  1. Бидэ гэртээ  ....  .              
  2. Минин дyy басаган ... .
  3. Тэрэ ... ахайнартай.
  4. Эжымни ...  аптекэдэ хyдэлдэг.
  5. Тэрэнэй шатада ... ухибууд hурадаг юм.
  6. Ангидамнай ... yхибyyд юм.
  7. Эдэ ... хyбyyд ямар бэрхэ гээшэб!
  8. Жаргал ... дyy басагатай..
  9. Би эдэ ... хyбyyдтэй хyдэлдэгби.

10. Минии дyy  ... .

а) дyрбэ

а) арбатайхан          

а) юhэ        

а) гурба            

а) хорин зургаа

а) арбан нэгэнтэй а) дyрбэнхэн

а) нэгэн

а) хоёртой

а) хориндо

б) дyрбэбди               б) арбантай

б) юhэнтэй

б) гурба дахин

б) хорин

б)зургаан      

б) арбан нэгэ

б) нэгэ

б) хоёр

б) хоридохи

в) дyрбэтэйбди      

в) арбан

в) юhэн

в) гурбадахи

в) хорин зургаантай 

в) арбан нэгэн

в) дyрбэн

в) нэгэнтэй

в) хоёрдохи

в) хоритой

4. Выберите подходящие по смыслу и по форме варианты из трех предложенных

  1. Шимнай хэнэй басаган... ?
  2. Та хонгоодор угай болоно ... ?
  3. Та хэды аша зээнэртэй...?
  4. Би гэртээ гансаараа... .
  5. Хэнтнай Хориин... ?
  6. Бэешни hайн... ?
  7. Та Сэлэнгын... ?
  8. Шимнай hайн ажалтай... .
  9. Ши угайнгаа хэды yе мэдэдэг… ?
  10. Минии аба баhа Яруунын ... .

а) -бши

а) -бта

а) -т

а) -биб

а) гy

а) гyш

а) -бта

а) -бши

а) -ш

а) -би

б) - 

б) гyт

б) -бта

б) -б

б) -бэ

б) -бэ

б) гyш

б) -ш

б) -бта

б) -б

в) -ши

в) -т

в) -та

в) -бди 

в) -бта

в) гy

в) гyт

в) - 

в) -бши

в) -

Часть В

       1. Восстановите предложения

1. Һурагшад, хорин, бyлэгтэ, hурадаг, дyрбэн, манай, юм.

2. Булад, hуудагбди, нyхэртэеэ, бидэ, сугтаа.

3. Басагантнай, хатардаг, тэрэ, нэрэтэйб, даа, гэжэ, хэн?

4. Ахайтамни, аймагай, Аршаан, байдаг, нютагта, hэн, Тyнхэнэй.

5. Хyбyyнби, гурбан, одхон, абынгаа, би, хyбyyдэй

  1. Восстановите благопожелания
  1. …………..адли басагатай,

…………..адли хγбγγдтэй

Болооройгты!

  1. Ута …………………

Удаан ………………

Ажаhуугыт даа!

  1. Yрхθθртнай ходо …………..

гаража байг,

γγдээртнай ходо ...................

орожо байг!

  1. Ажал хэрэгтээ

……………………………

Ябахатнай болтогой!

  1. Соотнесите правильно выражения

  1. Извините меня, пожалуйста

А. Орохыемни зγбшθθгыт

  1. Разрешите войти

В. Намайе хγлисыт

  1. Пожалуйста, заходите

В. Намда туhалыт

  1. Прошу помочь

Г. Намда бγ гомдыт

5.         Прошу вас проводить меня

Д. Намайе хγргэхыетнай гуйнаб

6.         Не обижайтесь на меня

Е. Ороходотнай болохо

4.  Отгадайте загадки

1. Шабараар гэрээ баридаг, шарабтар улан γбсγγтэй

2. Ута хγзγγтэйб, саган бэетэйб.

4. Хур-хур дуутай, хγхэ торгон дэгэлтэй.

5. Нарhан бэшэ аад, набшаhатай, дэгэл бэшэ аад, оемол.

А) саhан       б) галун   в) хараасгай  г) ном д) гулабхаа

Часть С

Оршуулагты

Дондок Улзытуев

Известный бурятский поэт Дондок Улзытуев родился в селе Шибертуй  (Шэбэртэ) Бичурского района в 1936 году. Первые стихи Д.Улзытуева были напечатаны в газете «Буряад Υнэн» в 1953 году. У него издано (хэблэгдээ) 17 книг. Из них 11 на бурятском языке. 6 книг вышли в Москве. Его книги также изданы на латышском, болгарском, монгольском языках. Дондока Улзытуева называют одним из самых талантливых бурятских поэтов. Его стихи о бурятии, о жизини, о любви. Его еще  называют  жаворонком (булжамуур) бурятской поэзии.

Приложение 2.

                                                Контрольная работа №1.

  1. Назовите авторов гимна Республики Бурятия.
  2. Сколько городов в Республике Бурятия. Назовите их.
  3. Опишите герб Республики Бурятия.
  4. Сколько районов в Республике Бурятия? Перечислите их.
  5. Подготовьте монолог о своем районе.

Приложение 3.

Задания для промежуточного контроля

  1. Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши? Хаанахибши? Хэдытэйбши? Хаана һуранабши?
  2. Назовите столицу Республики Бурятия, города.
  3. Сколько районов в Бурятии, перечислите от 10 и больше районов.
  4. Назовите авторов гимна Бурятии.
  5. Назовите триколор флага Бурятии.
  6. Опишите герб Бурятии.
  7. Напишите 10 мужских и 10 женских бурятских имен.
  8. Перечислите художников Бурятии (не менее 5).
  9. Назовите артистов Бурятии (не менее 10).
  10. Перечислите театры Улан – Удэ.
  11. Назовите музеи Бурятии.
  12. Перечислите фамилии выдающихся спортсменов (не менее 7).
  13. Напишите 3 пословицы на бурятском языке.
  14. Напишите 2 благопожелания на бурятском языке.
  15. Переведите на бурятский язык слова: тетрадь, сестра, младший брат, пальто, художник.
  16. Переведите на   русский язык следующие слова: энэ, ахай, багша, оюутан, суба.
  17. Напишите перевод следующих слов: эмшэн, хатаршан, уран зохеолшо, алба хаагша, hурагша, наймаашан, оёдолшон.
  18. Сделайте перевод следующих словосочетаний: ягаан малгай, улаан оймhон, ута хормой, богони түриитэй үмдэн, арhан заха, хабар намарай хубсаhан, үбэлэй дэгэл, зунай торгон самса.
  19. Переведите текст на русский язык:

Энэ Гомбо. Гомбо абатай, эжытэй, ахайтай, эгэшэтэй. Гомбын эжы Долгор гэжэ нэрэтэй. Тэрэ оёдолшон мэргэжэлтэй. Гомбын аба туранхай, үндэр. Тэрэ Арсалан гэжэ нэрэтэй. Ахайнь дээдэ һургуулида һурадаг, эгэшэнь – эмшэн. Тэдэ хоёр абадаа адли. Гомбын нүхэр хүбүүн Доржо. Тэрэ арбан зургаатай. Гомбо Доржо хоёр һайнаар һурадаг юм.

  1. Напишите на бурятском языке следующие числительные: 4, 56, 732, 1897, 2015, 186, 555, 7890, 234, 4321.

Приложение 4.

Прочитай.

a) Подбери к текстам заголовки. Один заголовок лишний.

1)Энэ манай зундаа амардаг газар. Эндэ бидэ олон майхануудые табидагбди. Yдэр бγри тγγдэг дээрээ γглөөнэй ,γдэрэй, γдэшын хоол шанадагбди. Волейбол, футбол наададагбди, орой тээшээ тγγдэгээ тойроод дуунуудые дууладагбди., ёохор хатардагбди.

2) Би 7 сагта бододогби. 7.40 сагта hургуулидаа ошодогби. 8. -hаа 2 саг болотор hурадагби. Хэшэээлэй hγγлдэ ерээд эжыдээ туhалдагби, hγлээрнь номоо γзэдэгби. Yдэшэндөө сэнхир экран харанаб, компьютераар нааданаб. Унтаридаа 10 сагта ородогби.

3)Баабгай тайгын зэрлиг амтан болоно. Тэрэ хадаа элдэб юумээр хоолллодог.Баабгай тγргөөр гγйдэг, холо hγрэдэг, модон өөдэ гаража шададаг, уhанда тамрдаг амитан. Баабгай ехэ хγсэтэй амитан.

4)Буряад зон шэнэ жэлээ сагаан hарада тэмдэглэдэг. «Сагаан» гэжэ γгэбуряад хэлэндэ тон гγнзэгы удхатай. Сагаан hарадаа бэе бэеэ амршалдаг, сагаан эдеэгээр бэе бэеээ хγндэлдэг. Мэндэеэ хэлсэжэ бэлэг барилсадаг.

  1. минии γдэр
  2. сагаалган
  3. хγсэтэй арьяатан
  4. багшын γдэрэй журам
  5. зунай амаралта

b). Закончи предложения, используя информацию текста.

1). Зундаа бидэ ой соо__________________________________________________.

2). Минии нγхэр γдэшэндөө____________________________________________.

3). Баабгай ойн _______________________________________________________.

4). Буряад зоной hайндэр ______________________________________________.

5). Манай хэшээл γглөөнэй ___________________________________________.

6). Минии аха футбол ____________________________________________.

7). Буряадууд сагаа hарада __________________________________________.

Прочитай три отрывка о семье Дугара.

а) Расположи отрывки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

1)Дугар Эржэн хоёр гурбан γхибγγтэй: хоёр басаган, нэгэ хγбγγн. Басагадай нэгэниинь зургаадахи класста hурана. Сэсэг гэжэ нэрэтэй. Тэрэ амитадта ехэ дуратай. Бадмаахай гэжэ миисгэйтэй.

2) Манай нагаса Дугар Захааминда байдаг. Наhанайнь нγхэр Эржэн гэжэ нэрэтэй. Дугар нагаса зохёолшон, тэрэнэй нγхэр Эржэн- зураашан.

3)Одхон хγбγγниинь сэсэрлигтэ ябадаг . Тэрэ дуу дуулаха дуратай. Минии hанахада, тэрэ артист болохо. Иимэл даа , минии нагасын бγлэ!

4) Сэсэгэй эгэшэ арбан нэгэдэхи класста hурадаг. Мγнөө жэл hургуулияа дγγргээд, Улаан –Yдэ hурахаяа ерэхэ. Тэрэ хатаршан болохо hанаатай.

b) Отметь буквой З (зγб) информацию, соответствующую тексту, и буквой Б ( буруу) – не соответствующую тексту.

  1. Дугар хоёр γхибγγтэй
  2. Сэсэг зурзгаадахи класста hурана.
  3. Дугарай бγлэ Улаан-Yдэдэ байдаг.
  4. Одхон хγбγγниинь гоёор дууладаг.
  5. Эржэн дуушан.
  6. Дугар нагаса зохёолшон.
  7. Сэсэг миисгэйдэ дуратай.

Би Эрдэни гэжэ нэрэтэйб. Би Улаан-Yдын hургуулида hурадагби. Манай hургуулида мянга гурбан зуугаадhурагшад. Манай hургуули γглөөнэй найман сагhаа hуралсалаа эхилдэг. Yдэшын долоон сагта хоёрдохи сменын hуралсал дγγрэдэг. Би хоёрдохи сменэдэ hурадагби. Орой гэртээ ерэнэб.

hургуулидамнай олон кружогууд ба секцинуууд бии. Би волейболой секцидэ ябадагби. Мγрысөөндэ хабаададагбди. hаяхана Красноярск мγрысөөндэ ошожо хоёрдохи hуури эзэлээбди.

Би Ивалгын дунда hургуулида hурадагби. Баярма гэжэ нэрэтэйб. hургуулимнай нэгэ сменэдэ hурадаг. Бидэ найман сагhаа хоёр саг болотор hурадагбди. Манай hургуулида мянгаад γхибγγд. Манай класс соо хорин табан hурагшад. Бидэ булта классаараа аман зохёолой кружогто ябадагбди. Элдэб зужэгуудые табидагбди, ёохор болон урданай дуунуудые дууладагбди. Кружогой hγγлээр гурбан сагта гэртээ ерэнэб.

Аудирование.

1).Прослушайте текст hэеы гэр и выполните задания.

hэеы гэр

Буряадуудай заншалта байра hэеы гэр гэжэ нэрэтэй юм. hэеы гэрнγγд зургаан, долоон, найман ханатай бадаг юм.

hэеы гэр дурбэн талатай.: урда, хойто, баруун, зγγн. Гэрэй уудэн заатагуй урда талада байдаг. Гэрэй хойто тала хоймор гэжэ нэрэтэй. Хойморто гэрэй эзэн hуудаг. Гэрэй баруун талада айлшадаа hуулгадаг. Баруун хойто талада бурханай шэрээ.Хойто талада айлай ханза, хайрсаг,орон. Баруун талада хубсаhанай ехэ ханза. hэеы гэрэй баруун тала эрэ хунэй гэжэ тоотой, эхэнэр хунэй зуун тала болоно.Тэндэ амhарта, эдеэ хэдэг. Гэрэй дунда-гуламта.Тэрэнэй дээрэ – гэрэй тооно. Тооноор буряадууд саг хэды болжо байнаб гэжэ элируулдэг.

Определите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию (З- Зуб),какие не соответствуют (Б-буруу).

  1. hэеы гэр найман ханатай
  2. hэеы гэр гурбан талатай
  3. гэрэй баруун тала айлшадай
  4. гэрэй уудэн хойто талада
  5. гэрэй хойто тала эрэшуулэй
  6. гэрэй дунда – гуламта
  7. тооноор саг мэдэнэ
  8. эхэнэрэй тала зγγн

2)Прослушайте письмо монгольского мальчика Баатора и выполните задание, выбрав правильный вариант ответа.

Сайн байна! Минии нэрэ Баатор.Би арбан гурбатайб. Би Монгол орондо Улаан-Баатар хотодо байдагби.Би буряад хэлэ hайн мэдэдэгби. Би спортоор бэеэ hоридогби. hур харбаанай мурысөөндэ хабаададагби. Ном уншаха дуратайб. «Монгол Шуудан» группын хугжэм шагнадагби. Чингис Раднаевай дуунуудта дуратайб. Манай Монголдо hая концерт харуулаа. Би Буряад орон энэ зундаа айлшалхаб. Буряад зоной соёлтой танилсаха hанаатайб. Дахин уулзатараа баяртай!

Выбери правильный вариант:

  1. Баатор хэдытэйб!
  1. 12
  2. 15
  3. 13
  1. Баатор хугжэм шагнана.
  1. Хадхуур зуу
  2. Монгол Шуудан
  3. «Байгал»
  1. Баатар … байдаг.
  1. Улаан-Yдэдэ
  2. Пекиндэ
  3. Монголдо
  1. Баатар ...ерэхэ.
  1. Хабар
  2. Намар
  3. Зун

Лексико – грамматический тест.

  1. Харша удхатай γгэнγγдые ологты. Найдите слова противоположные по значению.

1.Сэлмэг

А) халуун

Б) наратай

В) бурхэг

2. Томо

А) ехэ

Б)мантагар

В) бишыхан

3. Yндэр

А) томо

Б) ехэ

В) набтар

4.hайн

А) бэрхэ

Б) муу

В) залхуу

5. Ажалша

А) залхуу

Б) удаан

В) тэнэг

6. Сэсэн

А) жаахан

Г) тэнэг

В) ухаатай

  1. Синонимуудые ологты.
  1. Гоё.

А) муухай

Б) томо

В) hайхан

2. Сэсэн

А)ухаатай

Б)Зохидхон

В)залуу

3. Жаахан

А) хөөрхэн

Б)удаан

В)бишыхан

4. Томо

А) муу

Б) ехэ

В) халуун

3.Придайте этим словам уменьшительно-ласкательный оттенок.

  1. сагаан
  2. залуу
  3. шэнэ
  4. аалин
  5. шара

4.Найди бурятско – русские соответствия:

1. хуһан а) молоко

2. тоһон б) ночь

3. һүни в) человек

4. үдэр г) берёза

5. һамар д) масло

6. һархяаг е ) день

7. хүн ё) гриб

8. һүн ж) орех

Часть А

  1. Как  на бурятском языке обратиться  с просьбой повторить

А) тиимэ гγ

Б) дахин хэлыт даа

В) ойлгоогγйб

  1. Как правильно на бурятском языке передать просьбу «Скажите мне, пожалуйста»

А) намда хэлыт

Б) хэлыт намда

В) намда хэлыт даа

  1. “Энэ хэн бэ?” Соотнесите обе колонки
  1. эгэшын басаган
  2. нагасын хγбγγн
  3. эжын ахай
  4. эгэшын γбгэн
  5. абын ахай
  6. эгээ бага γхибγγн
  7. дγγ хγбγγнэй hамган
  8. абгын хγбγγн
  9. абын аба

10. дγγ хγбγγнэй хγбγγн

а) абгай

б) абга

в) нагаса

г) хγгшэн аба

д) зээ басаган

е) γеэлэнэр

ж) аша

з) одхон

и) хуряахай

к) бγлэ

4. Соотнесите а) синонимы                                                б) антонимы (5б)

а)   1. hайн

  1.        2. залуу

       3. γндэр

      4.  туранхай

5. бγдγγн

а) хγгшэн

б) тарган

в) нарин

г) муу

д) набтар

  б) 1. ехэ

     2. hамган

     3. hайхан

  1. бага      
  2. зγрхэтэй

а) эхэнэр

б) ажалша

в) жаахан

г) гоё

д) томо

Часть В

1. Распишите числительные в соответствующей контексту форме

1. Бидэ гэртээ …… .                        а) дγрбэ               б) дγрбэбди          в) дγрбэтэйбди

2. Минии дγγ басаган …… .           а) арбатайхан      б) арбантай          в) арбан

3. Дарма …… ахайнартай.              а) юhэ                   б) юhэтэй            в) юhэн

4. Балма ……дγγ басагатай.     а)нэгэн                 б) нэгэнтэй          в) нэгэ

5. Тэрэнэй бγлэгтэ …γхибγγд юм. а) хорин зургаа  б) хорин зургаан в) хорин зургаантай

2. Выберите подходящий по смыслу и по форме вариант из трех предложенных

  1. Ши хэды γхибγγдтэй… ?                а) -ши                б) -бши                в) -бта
  2. Бидэ гэртээ олон… .                а) -бди                б) -б                            в) -нбди
  3. Шимни номтой юм гγ…?                а) -ш                б) -бши                в) -ши
  4. Ахайшни хэдытэй…?                а) -бта                б) -т                в) -б
  5. Та хэн  …?                                     а) -б                б) -гγт                    в) -бта
  6. Би дγрбэн нγхэдтэй…                а) -                б) -бди                в) -б
  7. Шинии аба ямар хγн   …?                а) гγ                    б)   бэ                в) гγш
  8. Ши hайн нγхэртэй… .                 а) -бши        б) ха юмши        в) -ши
  9. Та табан басага… ?                        а) -нартайбта        б) -нэртэйт        в) -дтайт

          10. Энэ хэнэй гэр…?                           а) -б                        б) бэ                в) би

3.  В диалоге выберите подходящие по смыслу и по форме частицы из трех предложенных

  • Энэ хэн ...?
  • Тэрэтнай минии сугтаа хγдэлдэг басаган... .
  • Нээрээ... ?
  • Эдэ манай ород хэлэнэй багшанар ...
  • А-а, hургуулидатнай олон залуу багшанар хγдэлдэг... .
  • Ши хэдытэйбши ... ?
  • 26-тайб.
  • Ши залуу ... .
  • Та ... баhа залуулта.
  • γгы ...

а)  юм

юм

бэ

гээшэ

юм ха

даа

юм

ха юмши

даа

б) бэ

ха

гγ

ха

даа

-шье

гээшэ

юмши

-шье

юм ааб даа

в) гγ

бэ

юм ааб даа

даа

бэзэ

лэ

даа

хаш

юм ааб даа

4. Выберите подходящий по смыслу и по форме вариант из трех предложенных

  1. Баярмаа.... ехэ басаган багша юм.
  2. Би Базарай Сэрэн.... аша хyбyyнби.
  3. Ахай .... хоёр yхибyyд yшoo жаахан.
  4. Бата минии танил .... зээ хyбyyн юм.
  5. Энэ Гэрэлмаа.... дэбтэр хаш даа.
  6. Тэдэнэй нохой.... гэр ямар томо гээшэб!
  7. Дорж(о).... одхон хyбyyн гурбан yхибyyдтэй юм.
  8. Энэ хyгшэн Эрдэн(и).... эжы гээшэ.
  9. Тэрэ ном манай багш(а).... хаш даа.
  10. Ши манай Дар(и).... нyхэр басаган гyш?

а) –ын

а) –эй

а) –гай

а) –эй

а) –гай

а) –гой

а) –н

а) –иин

а) –ай

а) –ын

б) –гай

б) –ын

б) –ай

б) –ай

б) –гэй

б) –гай

б) –ой

б) –эй

б) –ын

б) –ай

в) –ай

в) –гэй

в) –н

в) –ын

в) –н

в) – н

в) –ын

в) –ын

в) –иин

в) –иин

Часть С

Переведите на бурятский язык

Это семья моего друга Цыдена. У него большая семья, 3 брата и 2 сестренки. Его маму зовут Дулма. Она маленькая и стройная, а отец высокий и полный. Самой  младшей сестренке  6 лет.

Отец Цыдена шофер, он работает на предприятии. А его мама работает на рынке, она- продавец.

Мы с Цыденом учимся вместе в колледже. Наша группа очень дружная . Цыден мой самый лучший друг.

. Распишите числительные в соответствующей контексту форме

  1. Бидэ гэртээ  ....  .              
  2. Минин дyy басаган ... .
  3. Тэрэ ... ахайнартай.
  4. Эжымни ...  аптекэдэ хyдэлдэг.
  5. Тэрэнэй шатада ... ухибууд hурадаг юм.
  6. Ангидамнай ... yхибyyд юм.
  7. Эдэ ... хyбyyд ямар бэрхэ гээшэб!
  8. Жаргал ... дyy басагатай..
  9. Би эдэ ... хyбyyдтэй хyдэлдэгби.

10. Минии дyy  ... .

а) дyрбэ

а) арбатайхан          

а) юhэ        

а) гурба            

а) хорин зургаа

а) арбан нэгэнтэй а) дyрбэнхэн

а) нэгэн

а) хоёртой

а) хориндо

б) дyрбэбди               б) арбантай

б) юhэнтэй

б) гурба дахин

б) хорин

б)зургаан      

б) арбан нэгэ

б) нэгэ

б) хоёр

б) хоридохи

в) дyрбэтэйбди      

в) арбан

в) юhэн

в) гурбадахи

в) хорин зургаантай 

в) арбан нэгэн

в) дyрбэн

в) нэгэнтэй

в) хоёрдохи

в) хоритой

5. Выберите подходящий по смыслу и по форме аффикс личного притяжания (10б.)

  1. Минин хyбyyн hамгатай юм. Hамган...   эрдэмэй тyбтэ хyдэлдэг.
  2. Би аяар дyрбэн ахайнартайб. Ахайнар...   булта бyлэтэй.
  3. Та басагатай бэзэт? Басаган...   эндээ гy?
  4. Бидэ ганса yхибyyтэйбди. Yхибyy(н)...   5-тай.
  5. Ямар гоё сyyмхэ гээшэб! Энэ улаан сyyмхэ…  хэнэйб?
  6. Энэл даа минии ажал. Ажал...    тиимэ хyндэ бэшэ.
  7. Дуратай эдеэн... бууза гy?
  8. Ахань hургуулида hурадаг, бага...   сэсэрлигтэ ябадаг.
  9. Манай аша хyбyyн оюутан юм. Эрдэм... 19-тэй.
  10. Тэдэ хэды басагадтайб? Басагад...   хадамтай гy?

а) -нь     а) -най     а) -тнай       а) -нтнай

а) -нь

а) -мнай

а) -мни    

а) -ниинь

а) -мнай  

а)-ниинь                

б) -ынь    б) -мни

б) -шни

б) -днай  

б) -ниинь

б) -мни б) -мнай

б) -нь    б) -ни  

б) -ынь                            

в) -иинь

в) -ни

в) -мнай в) -мнай

в) -ынь

в) -ни

в) -шни

в) -ынь

в) -най

в) -тнай

6. Выберите подходящие по форме падежные окончания и аффикс возвратного притяжания. (10б.)

  1. Аба эжытнай гэр… байна гy?
  2. Би Ахматова... номуудтайб.
  3. Тэрэ Росси... телерадиокомпанида хyдэлдэг.
  4. Новосибирск... гyрэнэй ехэ hургуулиин оюутанби.
  5. Тyнхэн... Хэрэн нютагта ажаhуудаг.
  6. Нагаса абгаймнай техникум... багшалдаг.          
  7. Хyгшэн абамнай Мухар-Шэбэр… байдаг hэн
  8. Нютаг… тyyхэ шэнжэлдэг.
  9. Бидэ нагаса абгай…  байдагбди.
  10. Сэсэг нyхэр хyбyyн… сугтаа байдаг.                                      

а) -тээ

а) -ын

а) -иин

а) -иин                                а) -ай

а) -тэ

а) -дэ    

а) -ынгаа

а) -тэеэ  

а) -тэ  

б) -тэ

б) -гай

б) -н

б) -эй

б) -эй

б) -дэ

б) -эй

б) -айнгаа

б) -тай

б) -тэеэ  

в) -тэй

в) -ай

в) -гай

в) -ын

в) -иин

в) -да

в) -тэ

в) -эйнгээ

в) -таяа

в) -тоео                          

7. Выберите подходящие по смыслу и по форме варианты из трех предложенных (10б.)

  1. Шимнай хэнэй басаган... ?
  2. Та хонгоодор угай болоно ... ?
  3. Та хэды аша зээнэртэй...?
  4. Би гэртээ гансаараа... .
  5. Хэнтнай Хориин... ?
  6. Бэешни hайн... ?
  7. Та Сэлэнгын... ?
  8. Шимнай hайн ажалтай... .
  9. Ши угайнгаа хэды yе мэдэдэг… ?
  10. Минии аба баhа Яруунын ... .

а) -бши

а) -бта

а) -т

а) -биб

а) гy

а) гyш

а) -бта

а) -бши

а) -ш

а) -би

б) - 

б) гyт

б) -бта

б) -б

б) -бэ

б) -бэ

б) гyш

б) -ш

б) -бта

б) -б

в) -ши

в) -т

в) -та

в) -бди 

в) -бта

в) гy

в) гyт

в) - 

в) -бши

в) -

8. Переведите словосочетания одним словом (10б).

  1. твоих сыновей
  2. в вашей школе
  3. со своими друзьями
  4. мы студенты
  5. моего мужа        
  6. с твоими старшими братьями
  7. своих родственников
  8. у себя на родине
  9. у меня есть внуки
  10. их ученики

а) хyбyyдни

а) hургуулидатнай

а) нyхэдэйнгoo

а) оюутадбди

а) yбгэндэмни

а) ахайнартайшни

а) тyрэлхидтэеэ

а) нютагтаймнай

а) зээтэйб

а) hурагшадни

б) хyбyyнэйшни

б) hургуулитнай

б) нyхэртэймни

б) оюутантайбди

б) yбгэнэймни

б) ахайдашни

б) тyрэлхидэйнгoo

б) нютагтамнай

б) зээнэртэмни

б) hурагшань

в) хyбyyдэйшни

в) hургуулитайт

в) нyхэдтэеэ

в) оюутанби

в) yбгэдэймни

в) ахайдаа

в) тyрэлхидтэймни

в) нютагтаа

в) зээнэртэйб

в) hургашадынь

9. Найдите грамматические ошибки в подчеркнутых частях предложения и исправьте их. Если нет ошибки, пишите в ответе Г- Алдуу угы (10б.)

1.         Базарын Сэрэн        басаган     хаана hурадаг бэ?    Алдуу yгы.

А                Б                  В                              Г

2.         Ахаймни          улаан yнгэдэ       дуратайб.        Алдуу yгы.

А           Б                   В                Г

3. Танай     басаган      эмшэн   гyт?         Алдуу yгы.

А           Б                  В                      Г

4.         Абамни      мyнoo           ажалда.          Алдуу  yгы.

А              Б                    В                           Г

5. Аюурай      бага хyбyyн     хyдэлдэг бэ?     Алдуу yгы

         А                  Б        В                        Г

10. Восстановите предложения (10б.)

1. Оюутад, хорин, бyлэгтэ, hурадаг, дyрбэн, манай, юм.

2. Булад, hуудагбди, нyхэртэеэ, бидэ, сугтаа.

3. Басагантнай, хатардаг, тэрэ, нэрэтэйб, даа, гэжэ, хэн?

4. Ахайтамни, аймагай, Аршаан, байдаг, нютагта, hэн, Тyнхэнэй.

5. Хyбyyнби, гурбан, одхон, абынгаа, би, хyбyyдэй.

  1. Бага хэмжээнэй аман зохеолнуудые тэмдэглэгты
  1. таабаринууд, оньhон γгэнγγд
  2. онтохонууд
  3. домог, γльгэр        
  1. Энэ уран бγтээлнγγдэй авторнууд хэн бэ?
  1. А. Цыбикова
  2. Д-Р. Батожабай
  3. Г.Чимитов, А. Андреев
  4. Ц. Шойжинимаев
  5. А.Андреев, Д. Жалсараев

а) «Тγрγγшын дуран»

б) «Эгэтын Адаг»

в) «Похищенное счастье»

г) «На земел Гэсэра»

д) Буряад республикын гимн

  1. Зγб харюу тэмдэглэгты
  1. «Песня табунщика»
  2. «Гэсэр»
  3. «Будамшуу»
  4. «Похищенное счастье»
  5. «Цветок Байкала»
  6. «Гостеприимная Бурятия»
  7. «Красавица Ангара»
  8. «Тоонто нютаг»

         9.       «На земле Гэсэра»

а) хатар

б) пьесэ

в) γльгэр

г) фильм

д) роман

е) балет

ж) панно

з) скульптура

и) дуун

  1. Мэдγγлэлнγγдые бγтэн болгогты
  1. …………..адли басагатай,

…………..адли хγбγγдтэй

Болооройгты!

  1. Ута …………………

Удаан ………………

Ажаhуугыт даа!

  1. Yрхθθртнай ходо …………..

гаража байг,

γγдээртнай ходо ...................

орожо байг!

  1. Ажал хэрэгтээ

А…………….,

Х……………..

Хγндэтэй

Ябахатнай болтогой!


ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  ______________________________________________________________________________________

ГРУППА _________

201 -201  уч.г.

ФОРМИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

З1. -  смысловые, морфологические особенности частей речи;

З2. - нормы бурятского литературного языка;

З3 - правила и орфографии и пунктуации;

З4 - о месте и роли бурятского языка в современном мире

У 1. ориентироваться в тексте, прогнозировать его содержанию по заголовку;

У 2. читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

У 3. - вести диалог этикетного характера;

 - понимать информацию, предъявляемую на слух;

У.4. - владеть лексическим минимумом;

ФИО студентов

Контрольная работа №1

Промежуточный контроль

З

У

ОК

Оценка

З

У

ОК

Оценка

  25.

Средний балл

Качество знаний

Успеваемость

Обучающиеся хорошо владеют предметной терминологией (ФИО обучающихся)

Среди наиболее частотных ошибок были следующие ...

Вызывает трудности выполнение заданий, связанных с ...

Обучающиеся продемонстрировали высокий уровень сформированности умений и знаний

(ФИО обучающихся)

Обучающиеся продемонстрировали низкий уровень сформированности следующих умений и знаний

(ФИО обучающихся)

Выводы

Рекомендации

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

наглядный, словесный, практический, игровой метод, использование ИКТ,  индивидуальная работа с детьми, кружковая работа, праздники, досуги, развлечения...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...

«Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства»

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...