Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами.
статья по технологии

Александр Сергеевич Новгородов

 Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. В современное время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционнопедагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами.

Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников и любой умственно отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.

Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива — это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Цель:

-подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях.

Задачи:

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

- коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности тонких движений рук. Для этого ребят обучают умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде. Исправление недостатков психического развития достигается в основном педагогическими средствами.

Известный ученый Л. С. Выготский высказал положение о том, что у всех детей, в том числе и у детей умственно отсталых, на основе обучения формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается за счет развития высших психических функций. Основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся, является обучение. Школьникам с интеллектуальными проблемами для получения наибольшего эффекта в их развитии необходима особая организация учебного процесса.                 Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся с интеллектуальными проблемами. Трудовое обучение в младших классах включает изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке, формирование системы трудовых операций и практических действий, необходимых для изготовления простейших изделий из бумаги, картона, ткани, природного материала, знакомство с необходимыми инструментами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении новых учебных и учебнотрудовых заданий. У многих учащихся с интеллектуальными проблемами постепенно формируется положительное отношение к трудовому обучению. Однако оно недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое. Известный психологи А.А. Корниенко выделяет четыре группы учащихся в зависимости от типа отношения к трудовому обучению.                                                         В первую группу вошли ученики с индифферентным отношением к труду. Мотивы их отличаются неопределенностью. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.                         

Вторая группа — это учащиеся с непосредственным отношением к труду. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Мотивы этих детей связаны, прежде всего, с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.

У третьей группы школьников отношение к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.

В четвертую группу вошли учащиеся, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко. Они относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке.

В процессе трудового обучения у большинства умственно отсталых школьников формируются устойчивые социальные мотивы трудовой деятельности. Однако у некоторых учеников отрицательное отношение к труду не удается изменить вплоть до выпускных классов. Они не готовы к самостоятельной трудовой деятельности и плохо адаптируются в трудовых коллективах после окончания школы. В связи с этим перед педагогами стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы ни от его характера, ни от личностных особенностей подростка. Ученик должен осознавать, что труд является неотъемлемой частью жизни.

Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида включает пять этапов:

1. Начальное трудовое обучение (I — III классы).

 2. Общетехническое трудовое обучение (IV класс).

3. Профессиональное обучение (V—VIII классы).

4. Профессиональная специализация (IX класс).

5. Производственное обучение (X класс). Каждый из этих этапов решает общие и специфические задачи профессиональнотрудового обучения.

Первый этап трудового обучения осуществляется в I — III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.

Второй этап трудового обучения осуществляется в IV классе на базе учебных мастерских. На данном этапе происходит формирование новых организационных умений и навыков поведения, необходимых для работы в мастерской (порядок использования станков, инструментов и т.п.), а также делается окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, его профессиональной ориентации. Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в I — IV классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Третий этап — этап профессионального обучения школьников с интеллектуальными проблемами. С V по VIII класс осуществляется обучение подростков определенной трудовой специальности, которая выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определенной местности. Это могут быть профессии: швея, санитарка, цветовод, слесарь, обувщик, токарь, столяр и др. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап — этап специализации трудовой подготовки — осуществляется в IX классе. Основной задачей данного этапа является овладение умениями и навыками, характерными для труда работников определенного предприятия. По окончании IX класса учащиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого им присваивается определенный трудовой разряд.

Пятый этап трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида — это производственное обучение. Оно организуется на базе конкретных предприятий. На данном этапе осуществляется адаптация учащихся с интеллектуальными проблемами к работе в условиях конкретного производственного коллектива, своение требований к качеству и производительности труда, установленных на предприятии. Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей.

Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам с интеллектуальными проблемами профессиональное образование, т.е. вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Уроки трудового обучения несут большую эстетическую нагрузку. Педагог помогает детям понять и почувствовать как естественную красоту окружающего мира, гармонию природы, так и рукотворную красоту. Поэтому знание приемов выразительного показа определенных чувств, умение использовать в своей деятельности выразительные средства языка, жестов являются неоспоримой составляющей педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения планировать свою деятельность на уроках трудового обучения учащихся 6-7 классов школы 8 вида.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования,  затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите...

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий тру...

Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития

Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...

Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида

В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....

Доклад. Профессионально-трудовое обучение учащихся с ОВЗ.

Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечит...

Коррекционные возможности профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта. 20.04.2017.

Из опыта работы по коррекции недостатков психического развития школьников с нарушениями интеллекта на уроках цветоводства и декоративного садоводства....

ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

        В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения   на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены н...