Доклад. Профессионально-трудовое обучение учащихся с ОВЗ.
статья на тему
Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, но практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Когда же удается найти рабочее место, возникают другие трудности: неумение справляться с работой во время, продукты труда не соответствуют требованиям качества.
Поэтому, выбор профессии для учащихся с ОВЗ – основа самоутверждения в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Психологическая готовность к самоопределению – личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания подростков, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентации, осознания ими своих способностей и интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g.a._-_doklad.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный
Учитель трудового обучения: Кияткина Галина Александровна
Профессионально-трудовое обучение
учащихся с ОВЗ.
Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на труд распространено на всех граждан нашей страны вне зависимости от их возможностей и способностей. Теоретически каждый человек может обеспечить свою занятость, но практически выпускникам специальных (коррекционных) школ очень сложно найти работу на свободном рынке труда. Когда же удается найти рабочее место, возникают другие трудности: неумение справляться с работой во время, продукты труда не соответствуют требованиям качества.
Поэтому, выбор профессии для учащихся с ОВЗ – основа самоутверждения в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Психологическая готовность к самоопределению – личностное новообразование, которое основывается на сформированности самосознания подростков, развитости их мотивов и потребностей, ценностных ориентации, осознания ими своих способностей и интересов.
Дети с ОВЗ имеют целый набор специфических особенностей, отличающих от обычных школьников. В связи с этим, возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от коррекционной работы. Её основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, вводится в IV - IX классах. На уроках трудового обучения в IV классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относится - выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении.
В начале обучения помощь оказывается максимальная. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных теологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.
Профессионально-трудовое обучение в V-IX классах коррекционной школы VIII вида осуществляется по нескольким профилям.
В нашей школе трудовое обучение ведется по следующим профилям:
1 профиль: «Подготовка младшего обслуживающего персонала»
(5 класс, 8 класс, 9 класс).
2 профиль: «Сельскохозяйственный труд» (7 класс, 9 класс).
3 профиль: «Цветоводство и декоративное садоводство» (6 класс).
Учебное время делится на две части: изучение теоретического материала и выполнение практических работ. При этом в 8-9 классах на практическое повторение отводится приблизительно 50 % учебного времени, которое также направлено на отработку профессиональных навыков.
Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
- Создание психологической установки на изготовление изделий,
отвечающих техническим требованиям и имеющим товарный вид.
- Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
- Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
В первые два – три года профессионального обучения первостепенное внимание придаётся правильности выполнения трудовых приёмов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками.
Полученные знания и умения позволяют учащимся после окончания 9 класса трудоустроиться или продолжить профессиональное образование в специальных учреждениях начального профессионального образования г. Самары, г. Похвистнево (переплётчик, овощевод, озеленитель, швея).
Непосредственно я веду обучение по двум профилям – это «Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство». Программа по этим профилям содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а так же рассчитана на подготовку учащихся к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Содержание обучения растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке (эта работа благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики рук подростков), заготовка и составление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. Например, в ходе обучения поливу комнатных растений ребёнок осваивает такие операции, как ощупывание почвы и определение её влажности и или сухости, принятие решения – нужно или не нужно поливать растение на основе результатов ощупывания, выливание воды в горшок под стебель растения. В качестве продукции растениеводства предусматривается выращивание скороспелой зелени (лук, петрушка, укроп, редис), рассады цветов и овощей, горшочных декоративных растений.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа.
Известно, что мотивация возникает тогда, когда все аспекты деятельности связываются с потребностями. А для этого необходимо, чтобы предстоящая деятельность была привлекательной, желанной для учеников. Эффективным способом повышения мотивации у старшеклассников являются экскурсии.
Одна из них – экскурсия в подсобное крестьянское хозяйство. Экскурсия посвящена ознакомлению будущих специалистов с условиями содержания козы и её внешним видом. Следующая экскурсия была продолжением первой, так как дети побывали уже на животноводческой ферме с. Муханово, где узнали о видах крупного рогатого скота, об оборудовании коровника, о приёмах ухода за коровами зимой, о кормлении коров зимой, об уходе за телятами. Ребята буквально засыпали зоотехника своими вопросами. Впечатлений было много!
Другая не менее увлекательная экскурсия была организована в магазин «Хозяюшка» где нас интересовал отдел по продаже семян. Там мы познакомились с разнообразием семян и сортов растений и убедились в том, что наша работа по подготовке семенного материала для цветника, позволяет школе экономить на покупке семян.
С учащимися 9 класса были организованы экскурсии по темам: «Виды зеленых насаждений. Озелененная территория учреждения. Парк». Там они знакомились не только с видовым составом зелёных насаждений, но и с работами, которые ведутся в разные времена года.
Для эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
В VIII - IX классах учебным планом предусмотрена трудовая практика обучающихся по профилю обучения. Летняя трудовая практика в VIII - IX классах по окончании учебного года проводится по моему профилю непосредственно на пришкольном участке.
По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению, который состоит из двух частей: знание теоретического материала и выполнение практического задания. После сдачи экзаменов они получают документ установленного образца об окончании учреждения.
Таким образом, программа профессионально – трудового обучения предполагает формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по профилю (сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство) и профориентацию обучающихся, а так же открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения. Она наилучшим образом реализует право обучающихся старших классов с ОВЗ на соблюдение принципа подготовки к самостоятельной жизни с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Список литературы:
- Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Сборник 2. Москва 2001г.
- С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе.
- Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов: общие положения, организация и содержание: Методическое пособие для учителей. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004 г.
- Журнал «Коррекционная педагогика». 2(32), 2009 г.
Ткаченко В. Г. «Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ 8 вида.
- Журнал «Дефектология» № 5, 2006 г. «Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида».
- Журнал «Воспитание школьников» №10, 2010 г. «Разговор о выбираемой профессии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...
Доклад "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"
"Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения". В.А.Сухомлинский...
Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
Выступление на педагогическом совете...
Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...
Доклад "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории"
В данном докладе рассматривается самостоятельная работа на уроках истории как эффективный способ организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности учащихся....
Доклад: Самостоятельная работа учащихся в профильном классе
Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Поэтом...
Доклад "Интерактивное тестирование учащихся на уроках музыки"
к докладу о интерактивном тестировании прилагается презентация...