Доклад
материал по технологии

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_primenyaemye_na_urokah_stolyarnogo_dela.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Игры применяемые на уроках столярного дела

Развитие интереса, творческой активности и целеустремленности учащихся на уроках и внеурочных занятиях необходимое условие обучения в современной школе. Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках столярного дела является важным методическим средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. Таким образом, воспитание школьников на уроках столярного дела через развитие творческих способностей являются важным аспектом.

Активная познавательная деятельность обучающихся организуется с помощью разнообразных средств. Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности обучающихся в подростковом возрасте.

В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыки, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.

Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении.

Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная и правовая адаптация в условиях современного общества. Главная общедидактическая задача обучения столярному делу – формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Задача учителя любого учебного предмета - показать, что знания, полученные по какому–либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам, и тогда учащиеся получат не разобщенные знания, а систему знаний, которая может быть широко использована. Реализация при обучении столярному делу образовательных, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания с другими учебными предметами, а особенно с биологией, математикой, изобразительным искусством. Процесс обучения столярному делу следует строить так, чтобы знания, полученные на других уроках, использовались на уроках по столярному делу, повышали интерес учащихся к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость полученных знаний. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии характерных для той или иной категории детей с интеллектуальными нарушениями. Обучение должно строиться таким образом, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Учителю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, если их периодически и правильно использует учитель. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на уроке с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что позволяет с успехом использовать ее на уроках столярного дела для достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач. Игра – это прекрасная возможность дать ребенку в ненавязчивой форме представление об инструментах и материалах, используемых человеком в процессе труда, научить элементарным навыкам их использования, расширить знания о том, что связано с трудовым обучением школьника. В этой связи, представленные дидактические игры могут быть рекомендованы учителям профильного труда специальных (коррекционных) школ или учителям массовых общеобразовательных школ, которые обучают детей с нарушением интеллекта. Они помогут сделать уроки интересными, познавательными, доступными, т.к. игра способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Представленные игры могут быть обставлены наипростейшей атрибутикой, доступной учителю на уроке. Организация игры дается на усмотрение учителя.

При применении игр необходимо соблюдать следующие правила:

 1. Игры должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.

2. Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.

3. Перед проведением игры необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.

4. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия.

Игры. на развитие внимания

1. «Кто быстрее» - игра соревнование между рядами. Проводится в начале или в конце урока как физ. минутка. Правила: ручку от молотка нужно передать с первой парты на последнюю по первому варианту, а вернуть по второму. В процессе игры развиваются и корректируется быстрота движений, реакция, внимание. Воспитывает чувство коллектива, взаимопомощи.                                                                                                                               2. «Народные мудрецы» - игра направлена на усвоение и практическое применение половиц, поговорок, загадок. Правила: Учитель говорит поговорку, вторую половину говорит ученик. Например: Учитель- «без труда, ученик «не выловишь рыбку из пруда». В процессе игры корректируется и развивает память, мышление, воображение.                                                                  3. «Не делай как я» - и эта игра пример того как нельзя обращаться с инструментом. Оборудование: плакат по технике безопасности, инструменты, куски пиломатериала. Правила - один ученик из класса, подходит к столу учителя, берет (например) ножовку и начинает противоречить правилам техники безопасности. Остальные ученики указывают на ошибки при работе и объясняют  как нужно работать соблюдая правила техники безопасности. Игра направлена на коррекцию и развитие памяти, мышления.                                                                            4. «Карандаш на столе». Учитель кладет на край стола карандаш и предлагает определить на глаз, сколько раз он уложится по длине стола. Пусть ученики выскажут свои предположения, после этого, записав ответы, они измеряют стол карандашом, чтобы выяснить, чей ответ был точнее. Повторить состязание несколько раз, используя другую мерку, и тренируя глазомер на других предметах.                                                                                                                                                                    5. «Определи размер». Учитель показывает ребятам предмет и предлагает на глаз определить его длину и ширину, он вызывает к себе по одному ученику и каждый пишет на доске предполагаемые размеры предмета.  После этого измеряют предмет линейкой, и учитель отмечает, кто вернее всех определил размер.                                                                                                   6. «Сколько гвоздей». Наполните баночку гвоздями, попросите учеников  на глаз определить , сколько гвоздей и записать число на бумажке. Собрать  все записи и посчитать все гвозди. Выигрывает тот ,кто дал наиболее точный ответ.                                                                                             7. «Определи на ощупь». Играющему с завязанными глазами предлагают на ощупь определить различные предметы. Это может быть: кусок бумаги, резины, молоток и т.д

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету. При организации игровой деятельности на уроках применяются общепринятые педагогические методы и формы организации урока. При подборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Важно продумать содержание урока, его задачи и форму организации деятельности школьников на уроке. Развитие творческих способностей школьника через применение средств игровой деятельности на уроках столярного дела используется ведущими педагогами.  

 Использование  игровых упражнений на уроках столярного дела может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть существенную роль при ознакомлении с предметами окружающего мира. Игра, умело и тонко введенная в учебный процесс, позволяет ученику на уроке испытывать радость умственного напряжения, радость преодоления интеллектуальных трудностей. Использование при обучении игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, и в том числе Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для учащихся, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления к личности. Присутствие игры как средства организации учебного процесса, метода и приема обучения и воспитания, формы организации других видов деятельности, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в педагогическом процессе правомерно и необходимо. Одной из острых проблем обучения в школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Необходимость укреплять психику ученика, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...