Пиление столярной ножовкой 5 класс специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Курбатов Игорь Борисович

План-конспект урока по трудовому обучению 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по трудовому обучению

5 класс

Тема урока: Пиление столярной ножовкой.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: формирование знаний о пилении ножовкой, закрепление на практике полученных знаний и умений.

Задачи урока:

обучающая – ознакомление с приемами пиления заготовок из древесины, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений; включение класса в деловой ритм урока; развитие доброжелательной атмосферы урока;

воспитательная – формировать у учащихся умения анализировать выполняемую работу; воспитывать ответственность каждого за работу в коллективе, развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; воспитывать мотивации к изучению этапов изготовления объектов труда;

развивающая - развить у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно, содействовать развитию эстетических и художественных способностей; умение анализировать урок, формулировать выводы, развитие умения строить простейший чертеж; развитие навыков пиления различных древесных материалов;

коррекционная – развитие у учащихся произносительных навыков и слуховых восприятий.

Материально-техническое оснащение:

  1. Учебные пособия;
  2. Столярная ножовка;
  3. Приспособления;
  4. Словарь;
  5. Презентация урока.

Методы проведения: фронтальная беседа, практическая работа.

Время проведения: 45 минут.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент (1 минута)

Приветствие явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Речевая минутка

(1 минута)

Проверка внешнего вида учащихся.

Наличие спецодежды

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Настраиваю учащихся на урок.

Называю тему урока и предлагаю ребятам поставить цель.

Какая цель и задача урока, т.е. что мы должны узнать?

Настраиваются на восприятие новой темы

Пытаются самостоятельно формулировать цели и задачи на основе темы урока.

Опрос учащихся по ранее изученному материалу

(5 минут)

Проверка опорных знаний. Постановка вопроса: «Какие породы древесины вы знаете?»

Какие свойства древесины вы знаете?

Назовите строение дерева?

Ответ:

- Породы древесины бывают: лиственные и хвойные.

Ответ: - Древесина бывает твердой и мягкой.

Ответ: - ствол, листья, корень, сучья.

Подвожу итог по изученной теме. Переход от изученного материала к изучению новой темы.

Изучение новых знаний, умений, навыков

(10 минут)

Сообщаю тему урока, которая записана на доске «Пиление столярной ножовкой»

Объяснение новой темы.

Основные правила при пилении 1. Делают надрез по черте; 2. Убирают брусок и отпиливают деталь; 3. В конце пиления нажим на пилу ослабляют. Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем отпилите с другой стороны. Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали. Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло. Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами. Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Пиление технологическая операция по разделению древесины на части с помощью пилы. Пилой называют многорезцовый режущий инструмент, у которого резцами являются зубья. Они перерезают (перепиливают) волокна древесины и образуют в заготовке пропил.

По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:

поперечное (поперек волокон);

продольное (вдоль волокон);

смешанное (под углом к направлению волокон).

Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.

Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.

Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.

Чаще всего применяется широкая столярная ножовка. Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки - узкую, с обушком, наградку, складную.

Узкая ножовка предназначена для раскроя тонких пиломатериалов, фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у неё узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья могут быть средние и мелкие.

Ножовка с обушком имеет утолщение — обушок. Он придаёт ей жёсткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина её полотна 0,8 мм, зубья мелкие.

Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев — отгибают их поочерёдно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.

Учащиеся настраиваются на восприятие новой темы

Первичное закрепление

(3 минут)

Вопрос: Какие ножовки вы знаете?

Какие элементы пилы вы знаете?

Обобщение ответов, и указывание на ошибки

Ответ: Широкая, узкая, складная.

Ответ: Рукоятка, Винты крепления рукоятки, Полотно, Обушко

Практическая работа и текущий инструктаж

(15 минут)

Расстановка учащихся по рабочим местам

Выдача задания и контроль работы.

Текущий инструктаж:

Работать в спецодежде с застегнутыми рукавами.

Подготовь рабочее место: убери все лишнее, подготовьте и разложите только нужные инструменты и приспособления.

Проверьте рабочий инструмент.

Проведение целевых обходов рабочих мест: наблюдение за работой учащихся

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.

Настраиваются на восприятие новой темы

Определяют сложность задания

Правильность выполнения задания.

Учащиеся соотносят свои ощущения, результаты своей работы с поставленной целью.

Уборка рабочих мест

Итоги урока.

Самоанализ и самоконтроль.

(5 минут)

Итоги урока:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какие трудности встречались?
  • За что можешь похвалить себя?
  • Что удалось?
  • Что сделал бы по-другому?

Оценка работы учащихся.

Дают самооценку и взаимооценку.

Учащиеся соотносят свои ощущения, результаты работы с поставленными целями.

Подводят итог.

Задание на дом

(2 минуты)

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Выучить словарь. Проверка усвоения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА

Даётся пояснительная записка к рабочей программе по логопедии для 1-5 классов школы VIII вида. Указаны основные цели и задачи, темы по классам,  и что должны уметь и знать к концу каждого класса ...

Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необх...

Внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

описание характеристики внимания у учащихся младших классов коррекционных школ...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...