Рабочая программа по предмету Технология (швейное дело), 5к класс на 2024-25 учебный год
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа по предмету Технология (швейное дело), 5к класс на 2024-25 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету Технология (швейное дело), 5к класс на 2024-25 учебный год | 90.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель творческой группы социально-психологической службы _____________С.М.Наумова Протокол №1 от 30 .08.2023г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________Попов О.Г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы Эгго А.Л. _______________________ Приказ № 176/А от 31.08.2023. |
Адаптированная рабочая программа
по АООП ООО
5 класс
Умственная отсталость
(интеллектуальные нарушения)
Учебный предмет:
Трудовое обучение
Учитель – Глушкова Л.П.
Квалификационная категория – первая
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по трудовому обучению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12 2014г №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской лёгкой одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи:
- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, технологии обработки ткани, художественной обработке материалов;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
•овладеть способами деятельностей: умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д. Учащиеся на занятиях осваивают компетенции - коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую, личностно-саморазвивающую.
Учатся формировать собственный алгоритм решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии.
Учащиеся учатся представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схемы, инструкционная карта).
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график и др).
Методы преподавания.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:
Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);
Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);
Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина)
Учебный план
№ | Количество недель | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть |
5 класс | 5 класс | ||
I | 8 | 6 | 48 |
II | 8 | 6 | 48 |
III | 10 | 6 | 60 |
IV | 8 | 6 | 48 |
год | 34 | 6 | 204 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе обучения в 5 классе учащиеся должны знать:
основные механизмы швейной машины; иметь представление о волокне, виды волокон, растительные волокна (хлопок); ручные и машинные работы при пошиве изделия; машинные швы: виды(краевой, вподгибку с закрытым срезом, накладной шов, двойной, стачной взразутюжку, взаутюжку), конструкция, применение; правила оформления чертежей.
Учащиеся должны уметь:
распознавать виды х/б ткани, качественно выполнять все виды швов ( стачной взаутюжку, вразутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом, накладной, запошивочный), обрабатывать срезы швов, работать на швейной машине с ручным и ножным приводами; выполнять утюжку изделия; ориентироваться по операционной предметной карте, рассчитывать ткань для наволочки, сумки хозяйственной; изготавливать мешочек, салфетку, наволочку, сумку хозяйственную.
Тематическое планирование
1 четверть
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Школьная швейная мастерская | 6 |
3 | Волокна и ткани | 10 |
4 | Ручные работы | 22 |
5 | Ремонт одежды | 6 |
7 | Итоговый КИМ | 1 |
8 | Самостоятельная работа | 1 |
Всего часов в четверти | 48 |
2 четверть
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Швейная машина | 14 |
2 | Машинные работы | 16 |
3 | Ремонт одежды | 10 |
4 | Итоговый КИМ | 1 |
5 | Самостоятельная работа | 3 |
6 | Резерв | 4 |
Всего часов в четверти | 48 | |
3 четверть
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Изготовление головного платка | 10 |
2 | Изготовление мешочка | 14 |
3 | Изготовление салфетки | 14 |
5 | Практическое повторение | 12 |
6 | Итоговый КИМ | 1 |
7 | Самостоятельная работа | 5 |
8 | Резерв | 4 |
Всего часов в четверти | 60 |
4 четверть
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Изготовление наволочки | 14 |
2 | Изготовление сумки хозяйственной | 16 |
3 | Изготовление футляра для ручек и карандашей | 2 |
4 | Изготовление мягкой игрушки | 4 |
5 | Изготовление прихватки для кухни | 4 |
6 | Итоговый КИМ | 2 |
7 | Самостоятельная работа | 4 |
8 | Резерв | 2 |
Всего часов в четверти | 48 |
Содержание изучаемого курса.
Тема | Кол-во часов | Теоретические сведения | Практические работы | |||||
I ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||
Вводное занятие. | 2 | Ознакомление с задачами и планом работы на год. Знакомство с профессиями швейного производства | Составление таблицы профессий швейного производства | |||||
«Школьная швейная мастерская» | 6 | Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Обязанности дежурного. Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ. Организация рабочего места. | Оформление альбомного листа для работ. | |||||
Волокна и ткани. | 10 | Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. | Составление коллекций тканей - гладкокрашеных, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с ворсовой поверхностью. Определение лицевой и изнаночной стороны тканей. Составление коллекции тканей с полотняным переплетением, зарисовка схемы. Оформление коллекции х/б тканей. | |||||
Ручные работы. | 26 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов. Устройства электрического утюга. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные стежки. Отделочные стежки: «вперед иголку», стебельчатые, тамбурные. Ручной стачной шов. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. | Отмеривание нитки для работы, завязывание узелка на конце. Упражнения по закреплению нитки в ткани в начале работы и в конце. Включение и выключение утюга в электрическую сеть. Выполнение прямых, косых, крестообразных, петлеобразных, петельных стежков на образце. Выполнение отделочных ручных стежков: «вперёд иголку» с перевивом, стебельчатых, тамбурных на образце. Выполнение ручного стачного шва, ручного шва вподгибку с закрытым срезом на полотенце. | |||||
Ремонт одежды. | 8 | Сведения о пуговицах. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Ремонт одежды в месте разрыва ткани. | Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). | |||||
Итоговый КИМ | 1 | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 1 четверть. | ||||||
Самостоятельная работа. | 1 | Пришивание пуговиц со сквозным отверстием. | ||||||
II ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||
Швейная машина. | 12 | Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Зигзагообразная строчка. | Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса), подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапу (прямых, закруглённых, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение зигзагообразных строчек. | |||||
Машинные работы. | 14 | Стачной шов. Двойной шов. Накладной шов. Шов вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов. Их конструкция и применение. | Выполнение стачного шва взаутюжку и вразутюжку, выполнение двойного шва, Накладного шва, шва вподгибку с закрытым срезом, шва вподгибку с открытым срезом, обтачного шва на образце. | |||||
Ремонт одежды. | 8 | Изготовление вешалки. Декоративная заплата аппликация. | Вырезание лоскута 10*4 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание места ремонта. | |||||
Итоговый КИМ | 1 | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 2 четверть. | ||||||
Самостоятельная работа. | 3 | Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см, шва вподгибку шириной 3 см. | ||||||
Резерв | 4 | |||||||
III ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||
Изготовление головного платка. | 10 | Головной платок. Построение чертежа и изготовление выкройки платка. Подготовка ткани к раскрою. Практические работы по пошиву головного платка. | Заметывание поперечного среза, заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками. | |||||
Изготовление мешочка. | 14 | Мешочек для хранения работ. Название тканей, используемых для изготовления мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. | Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2 см. Продергивание тесьмы. | |||||
Изготовление салфетки. | 14 | Салфетка. Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою. Раскрой и пошив салфетки. Практические работы по пошиву салфетки | Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия. | |||||
Практическое повторение. | 12 | Выбор изделия по желанию или потребности школы. | Ориентировка по образцу, планировать свою работу, соблюдать технику безопасности, анализировать выполненную работу, сравнивать с образцом. | |||||
Итоговый КИМ | 1 | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 3 четверть. | ||||||
Самостоятельная работа. | 5 | Построение квадрата 12*12 (работа с бумагой). Выполнение на образце стачного шва взаутюжку и вразутюжку, обработка срезов обмёточными строчками. | ||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||
Изготовление наволочки. | 14 | Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа. Подготовка выкройки наволочки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. План работы по пошиву наволочки. Обработка поперечных срезов наволочки. Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом. | Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия. | |||||
Изготовление сумки хозяйственной. | 16 | Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани. Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою. Раскрой сумки. Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов. Утюжка готового изделия. | Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет ткани расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки. | |||||
Изготовление футляра для ручек и карандашей. | 2 | Форма футляра, ткани, назначение. Обработка футляра ручными стежками. | Раскрой футляра, складывание футляра, скалывание. Обработка боковых срезов и клапана футляра петельными стежками. Отделка футляра вышивкой. Проверка качества работы. | |||||
Изготовление мягкой игрушки. | 4 | Материалы для изготовления игрушек, детали, их название. | Соединение деталей туловища . Набивка игрушки ватой. Изготовление накладки для носа Отделка игрушки | |||||
Изготовление прихватки. | 4 | Историческая справка.. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. | Соединение деталей между собой. Разутюживание шва. Соединение соседних полос и разутюжка припусков. Собирание рисунка, стачивание и приутюживание. Соединение деталей и окончательная обработка прихватки. Сметывание деталей прихватки. Выполнение окантовки изделия. Выполнение воздушной петли. | |||||
Итоговый КИМ | 2 | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 4 четверть. Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за год. | ||||||
Самостоятельная работа. | 4 | Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов, обработка верхнего среза швом вподгибку шириной 2 см. Обработка ручки накладным швом. | ||||||
Резерв | 2 |
№ п/п | Название модулей | Кол-во часов | Тип урока | Вид самостоятельной работы учащихся | Межпредметные связи | Дата |
1 четверть 54 часа | ||||||
1 | Введение | 2 | Вводный | Пр/р «Составление таблицы профессий швейного производства» | История, чтение | |
«Школьная швейная мастерская» 6 ч | ||||||
2 | Правила поведения и работы в мастерской | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Составление памятки дежурного» | Развитие речи, чтение | |
3 | Инструменты и приспособления для швейных работ | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ» | История, чтение | |
4 | Организация рабочего места | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Организация рабочего места и оформление альбомного листа для работы» | Элементы черчения, рисование, чтение | |
«Волокна и ткани» 10 ч | ||||||
5 | Сведения о волокнах, прядении и тканях | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Составление коллекции тканей» | Природоведение, история, география | |
6 | Полотняное переплетение. Сведения о нитках | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Изготовление макета ткани полотняного переплетения» | История, Развитие речи, чтение | |
7 | Хлопчатобумажные ткани | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Изучение свойств хлопчатобумажных тканей» | Природоведение, история, география, Развитие речи, чтение | |
8 | Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Выполнение коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей» | Природоведение, рисование, Развитие речи, чтение | |
9 | Изготовление панно из хлопчатобумажных тканей | 2 | Контрольный | Пр/р «Выполнение коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей» | Природоведение, рисование | |
«Ручные работы» 26 ч | ||||||
10 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение подготовительных швейных работ» | Чтение, Развитие речи, чтение | |
11 | Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов ткани | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Определение направления в ткани долевой нити и нити утка» | Природоведение, Развитие речи, чтение | |
12 | Электрический утюг | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение влажно-тепловой обработки» | Развитие речи, чтение, истрия | |
13 | Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение прямых стежков на образце» | История, развитие речи, чтение, рисование | |
14 | Косые стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение косых стежков на образце» | История, развитие речи, чтение,, рисование | |
15 | Крестообразные стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение крестообразных стежков на образце» | ||
16 | Петлеобразные стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение петлеобразных стежков на образце» | ||
17 | Петельные стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение петельных стежков на образце» | ||
18 | Отделочные ручные стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение отделочных стежков «вперед иголку» с перевивом на образце» | ||
19 | Стебельчатые стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение стебельчатых стежков на образце» | ||
20 | Тамбурные стежки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение тамбурных стежков на образце» | ||
21 | Ручной стачной шов | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение ручного стачного шва на образце» | ||
22 | Ручной шов вподгибку с закрытым срезом | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце» | ||
«Ремонт одежды» 8 ч | ||||||
23 | Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями» | История, развитие речи, чтение, | |
24 | Пришивание пуговиц | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Пришивание пуговиц с ушком и на стойке» | История, развитие речи, чтение, | |
25 | Ремонт одежды по распоровшемуся шву | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву» | развитие речи, чтение, | |
26 | Ремонт одежды в месте разрыва ткани | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение ремонта в месте разрыва ткани» | развитие речи, чтение, | |
«Самостоятельная работа» 2 ч | ||||||
27 | Итоговый КИМ | 1 | Контрольный | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 1 четверть. | Развитие речи,чтение, математика | |
28 | Самостоятельная работа | 1 | Контрольный | Пришивание пуговиц со сквозным отверстием. | Развитие речи,чтение, математика | |
2 четверть 42 часа (резерв 4ч) | ||||||
«Швейная машина» 12ч | ||||||
29 | Сведения о швейных машинах. Правила безопасной работы | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Подготовка к работе на швейной машине» | История, развитие речи, чтение | |
30 | Устройство швейной машины | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Пуск и остановка швейной машины» | Рисование, развитие речи, чтение, | |
31 | Машинная игла и моталка | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Шитье на швейной машине с ножным приводом без ниток» | Рисование, развитие речи, чтение, | |
32 | Заправка верхней и нижней ниток | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение пробных строчек на образцах» | развитие речи, чтение, | |
33 | Регуляторы строчки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение прямых и зигзагообразных строчек на образцах» | развитие речи, чтение, | |
34 | Работа на швейной машине | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Выполнение машинных строчек на образцах» | развитие речи, чтение, | |
«Машинные работы» 14 ч | ||||||
36 | Стачной шов | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение стачных швов взаутюжку и вразутюжку на образцах» | Развитие речи,чтение, математика | |
37 | Двойной шов | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение двойного шва на образце» | Развитие речи,чтение, математика | |
38 | Накладной шов | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение накладного шва на образце» | Развитие речи,чтение, математика | |
39 | Шов вподгибку с закрытым срезом | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце» | Развитие речи,чтение, математика | |
40 | Шов вподгибку с открытым срезом | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение шва вподгибку с открытым срезом на образце» | Развитие речи,чтение, математика | |
41 | Обтачной шов | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение обтачного шва на образце» | Развитие речи,чтение, математика | |
42 | Выполнение машинных швов | 2 | Контрольный | Пр/р «Выполнение машинных швов на образце» | Развитие речи,чтение, математика | |
«Ремонт одежды» 8 ч | ||||||
43 | Изготовление вешалки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Изготовление вешалки» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
44 | Изготовление вешалки на образце | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Изготовление вешалки на образце» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
45 | Декоративная заплата-аппликация | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Выполнение заплаты-аппликации на образце» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
46 | Изготовление декоративной заплаты | 2 | Контрольный | Пр/р «Изготовление декоративной заплаты» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
«Самостоятельная работа» 4 ч | ||||||
47 | Итоговый КИМ Самостоятельная работа. | 1 1 | Контрольный | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 2 четверть. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см | развитие речи, чтение, математика | |
48 | Самостоятельная работа. | 2 | Контрольный | Выполнение на образце шва вподгибку шириной 3 см. | ||
3 четверть 60 часов (резерв 4ч) | ||||||
«Изготовление головного платка» 10ч | ||||||
49 | Построение чертежа и изготовление выкройки | 2 | Комбиниро-ванный | Графическая работа «Выполнение построений» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
50 | Головной платок | 2 | Комбиниро-ванный | Оформление изделия «Платок» в альбоме | История, Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
51 | Пошив головного платка | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка поперечных срезов платка» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
52 | Пошив головного платка | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка долевых срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
53 | Пошив головного платка | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка углов платка косыми стежками, выполнение отделки платка и утюжка готового изделия» | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
«Изготовление мешочка» 14 ч | ||||||
54 | Мешочек для хранения работ | 2 | Комбиниро-ванный | Оформление изделия «Мешочек» в альбоме | Рисование, Развитие речи,чтение, математика | |
55 | Изготовление мешочка для хранения работ | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Выполнение отделки мешочка аппликацией» | Рисование, развитие речи, чтение, | |
56 | Изготовление мешочка для хранения работ | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом» | Развитие речи,чтение, математика | |
57 | Изготовление мешочка для хранения работ | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка срезов стачного шва обметочными строчками петельных стежков» | Развитие речи,чтение, математика | |
58 | Изготовление мешочка для хранения работ | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка верхнего среза мешочка краевым швом вподгибку с закрытым срезом» | Развитие речи,чтение, математика | |
60 | Изготовление мешочка для хранения работ | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Продергивание шнура и утюжка готового изделия» | Развитие речи,чтение, математика | |
«Изготовление салфетки» 14ч | ||||||
61 | Салфетка | 2 | Комбиниро-ванный | Оформление изделия «Салфетка» в альбоме | История, чтение, рисование, развитие речи | |
62 | Построение чертежа, подготовка выкройки салфетки к раскрою | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Построение чертежа, подготовка выкройки к раскрою» | Развитие речи,чтение, математика | |
63 | Раскрой салфетки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки» Обработка прямого угла на образце из цветной бумаги. | Развитие речи,чтение, математика | |
64 | Пошив салфетки | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом» | Развитие речи,чтение, математика | |
65 | Пошив салфетки | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Обработка углов» | Развитие речи,чтение, математика | |
66 | Пошив салфетки | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Выполнение отделки салфетки вышивкой» | Развитие речи,чтение, математика | |
67 | Окончательная отделка салфетки | 2 | Урок формирования и закрепления умений и навыков | Пр/р «Выполнение отделки салфетки вышивкой, утюжка готового изделия» Анализ изделия | Развитие речи, чтение, | |
«Практическое повторение» 12ч | ||||||
68 | Практическое повторение | 2 | Повторительно-обобщающий | Выбор изделий по желанию или потребностям школы. Составление плана изготовления | Развитие речи,чтение, математика | |
69 | Практическое повторение | 2 | Повторительно-обобщающий | Рациональная раскладка. Техника безопасной работы. | Развитие речи,чтение, математика | |
70 | Практическое повторение | 2 | Повторительно-обобщающий | Пошив изделий по индивидуальному плану. | Развитие речи,чтение, математика | |
71 | Практическое повторение | 2 | Повторительно-обобщающий | Пошив изделий по индивидуальному плану | Развитие речи,чтение, математика | |
72 | Практическое повторение | 2 | Повторительно-обобщающий | Пошив изделий по индивидуальному плану | Развитие речи,чтение, математика | |
73 | Практическое повторение | 2 | Повторительно-обобщающий | Пошив изделий по индивидуальному плану | Развитие речи,чтение, математика | |
«Самостоятельная работа» 6 ч | ||||||
74 | Итоговый КИМ Самостоятельная работа. | 1 1 | Контрольный | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 3 четверть. Построение квадрата 12*12 (работа с бумагой). | Развитие речи,чтение, математика | |
75 | Самостоятельная работа. | 2 | Контрольный | Выполнение на образце стачного шва взаутюжку, обработка срезов обмёточными строчками. | Развитие речи,чтение, математика | |
76 | Самостоятельная работа. | 2 | Контрольный | Выполнение на образце стачного шва вразутюжку, обработка срезов обмёточными строчками. | Развитие речи,чтение, математика | |
4 четверть 48 часов (резерв 2ч) | ||||||
«Изготовление наволочки» 14ч | ||||||
77 | Наволочка | 2 | Комбиниро-ванный | Оформление изделия «Наволочка» в альбом. Выполнение расчёта ткани на наволочку. | История, Развитие речи,чтение, математика | |
78 | Построение чертежа наволочки | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Построение чертежа и подготовка выкройки наволочки к раскрою» | Развитие речи,чтение, математика | |
79 | Раскрой и пошив наволочки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой наволочки» | Развитие речи,чтение, математика | |
80 | Пошив наволочки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом» | Развитие речи,чтение, математика | |
81 | Пошив наволочки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Выполнение разметки для клапана, обработка боковых срезов наволочки двойным швом» | Развитие речи,чтение, математика | |
82 | Пошив наволочки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Обработка боковых срезов наволочки двойным швом» | Развитие речи,чтение, математика | |
83 | Окончательная отделка изделия | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Утюжка готового изделия» | Развитие речи,чтение, математика | |
«Изготовление сумки хозяйственной» 16ч | ||||||
84 | Сумка хозяйственная | 2 | Комбиниро-ванный | Оформление изделия «Сумка хозяйственная» в альбом. Выполнение расчёта ткани. | История, Развитие речи,чтение, математика | |
85 | Построение чертежа сумки хозяйственной | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р «Построение чертежа сумки хозяйственной» | Развитие речи,чтение, математика | |
86 | Подготовка деталей выкройки сумки к раскрою | 2 | Комбиниро-ванный | Пр/р « Подготовка деталей выкройки сумки к раскрою» | Развитие речи,чтение, математика | |
87 | Раскрой сумки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой деталей сумки» | Развитие речи,чтение, математика | |
88 | Пошив сумки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами» | Развитие речи,чтение, математика | |
89 | Пошив сумки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Обработка верхних срезов основной детали сумки с одновременным втачиванием ручек» | Развитие речи,чтение, математика | |
90 | Пошив сумки | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Обработка боковых срезов основной детали сумки» | Развитие речи,чтение, математика | |
91 | Окончательная отделка изделия | 2 | Повторительно-обобщающий | Пр/р «Утюжка готового изделия» | Развитие речи,чтение, математика | |
«Для умелых рук» 10ч | ||||||
92 | Изготовление футляра для ручек и карандашей | 2 | Контрольный | Пр/р «Изготовление футляра для ручек и карандашей» | Развитие речи,чтение, математика | |
93 | Изготовление мягкой игрушки | 4 | Контрольный | Пр/р «Соединение деталей туловища Набивка игрушки ватой. Изготовление накладки для носа Отделка игрушки». | Развитие речи,чтение, математика | |
94 | Изготовление прихватки для кухни | 4 | Контрольный | Пр/р «Соединение деталей между собой. Разутюживание шва. Соединение соседних полос и разутюжка припусков. Собирание рисунка, стачивание и приутюживание. Соединение деталей и окончательная обработка прихватки. Сметывание деталей прихватки. Выполнение окантовки изделия. Выполнение воздушной петли.» | История, Развитие речи,чтение, математика | |
«Самостоятельная работа» 6 ч | ||||||
95 | Итоговый КИМ Итоговый КИМ | 1 1 | Контрольный | Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 4 четверть. | Развитие речи,чтение, математика | |
Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за год. | ||||||
Самостоятельная работа. | 4 | Контрольный | Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов, обработка верхнего среза швом вподгибку шириной 2 см. Обработка ручки накладным швом. | Развитие речи,чтение, математика |
Ресурсное обеспечение программы.
1. Швейное дело: учеб, для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учереждений VIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая 3-еизд.- М.: Просвещение, 2007г.
2. Рабочая тетрадь по швейному делу. 5 класс.Москва «Просвещение», 2007
3. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы : контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / Н.А.Бородкина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Демонстрационный материал
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Вводное занятие
- Правила внутреннего распорядка. Обязанности дежурного
- Хлопчатобумажное волокно и ткани. Стороны ткани.
- Инструменты и приспособления для ручной работы.
Швейная машина (с ручным приводом)
- Швейная машина с ручным приводом (плакат).
- Образцы машинных строчек.
Работа с тканью
- Образца платков, обработанных краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
- Коллекция волокон (хлопчатобумажное).
- Ткани для платков (хлопчатобумажные: ситец, батист).
- Демонстрационная инструкционная карта-макет «Шов вподгибку…»
- Образцы шва вподгибку с техническими требованиями (индивид.)
- Электроутюг. Правила безопасной работы.
Ремонт одежды
- Образцы и рисунки пришивания пуговиц в зависимости от вида пуговицы.
- Технология выполнения ручных швов: ручной стачной, косые обмёточные.
Практическое повторение
- Ручные украшающие стежки (образцы и схемы).
Самостоятельная работа
- Образцы: шов вподгибку с закрытым срезом шириной 1 см и пуговица
со сквозными отверстиями, пришитая на стойке.
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Вводное занятие
- Инструкция о правилах поведения в мастерской, БР ножницами и иглой.
- Образцы: мешочек, повязка, вешалка к одежде, заплата-аппликация.
Работа с тканью
- Мешочек для хранения изделий.
- Повязка для дежурного с завязками из тесьмы и основной ткани.
- Образцы видов машинного стачного шва.
- Слова-термины: обтачать, стачать.
Ремонт одежды
- Образец вешалки в одежде и белье косыми стежками и машинной строчкой.
2. Образец вешалки, втачанной в шов вподгибку с закрытым срезом.
3. Образец аппликации косыми и петельными стежками.
Самостоятельная работа
- Образец обработки вешалки, втачанной в шов вподгибку с закрытым срезом.
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Вводное занятие
Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина с ножным приводом.
1. Образцы машинной закрепки.
2. Регулятор строчки (Технология изготовления одежды).
3. Машинная игла
4. Образцы машинных игл и швейных ниток.
Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.
- Инструменты и материалы для изготовления выкройки.
- Сантиметровая лента.
- Образец оформленного альбомного листа.
- Электроутюг . Правила безопасной работы.
- Образцы тканей гладкокрашеных и с рисунком.
- Дидактический материал для определения нитей и срезов в ткани: долевой и поперечной.
- Макет подгиба угла салфетки по диагонали.
Двойной шов
- Образцы двойного шва (раздаточный материал).
- Предметные инструкционные карты «двойной шов» (индивидуальные).
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
- Предметная карта на изготовление наволочки с клапаном с применением
двойного шва.
- Образцы наволочек.
Практическое повторение.
Инструкционные карты, используемые в четверти, для изготовления
салфетки и наволочки.
Самостоятельная работа
Образец двойного шва шириной 0,7 см;
Шва вподгибку шириной 3 см.
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Вводное занятие
- Инструкции правил безопасности при шитье.
Накладной шов
- Образцы накладного шва с открытыми и закрытыми срезами (раздаточный материал).
2. Предметная индивидуальная карта «Накладной шов».
3. Макеты накладного шва с закрытым срезом; с двумя открытыми срезами с
изнанки, направленными в одну сторону и в разные стороны.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов.
- Образец сумки хозяйственной хлопчатобумажной с ручками из
двух слоёв ткани.
- Пособие «Хлопчатник». Получение пряжи из волокон.
- Образец чертежа и выкройки в натуральную величину.
- Предметная карта пошива сумки.
Практическое повторение.
- Предметные карты на пошив ранее выполненных изделий ( при
необходимости) подходящие для изготовления изделий по выбору: наволочки, сумки, футляра для хозяйственных предметов, повязки для дежурного.
Самостоятельная работа
Образцы отдельных операций по изготовлению сумки из готового кроя
(соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом
шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).
Список литературы.
- Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981
- Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, №5.
- Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982
- Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5-7 классы. – издательство «Экзамен», Москва – 2006
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
- Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
- Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
- Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Технология. Швейное дело 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа "Технология. Швейное дело" 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Экзаменационный материал по предмету технология(швейное дело) 9 класс. коррекционная школа.
Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса ГБОУ "Селенгинская СКОШИ".- Разработка экзаменационных билетов и краткое содержание ответов на билеты.- ...
Систематизация учебного материала по разделам программы по предмету технология (швейное дело)
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Совершенствуя методологию преподавания своего предмета, отобрала оптимальный объем учебно...
Рабочая программа по ПТО (профиль швейное дело), 9 класс, I и II четверти.
Аннотация к рабочей программепо профессионально-трудовому обучению (швейное дело)для обучающихся 9 класса Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) для 9 клас...
Рабочая программа по ПТО (профиль швейное дело), 7 класс
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) адаптивной школы разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 27...
Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 6 класс
Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 5 класс
Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...