Авторская образовательная программа по предмету технология «Выбор профессии. Самоопределение. Профессия». 9 класс
материал по технологии (9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Актанышская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов" Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Авторская образовательная программа
по предмету технология
«Выбор профессии. Самоопределение. Профессия».
9 класс
Автор : учитель технологии Сибгатуллина Лейсан Мирфаязовна
с.Актаныш, 2024 год
Пояснительная записка
Авторская программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 22.11.2019 г. № 623 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомндуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год»;
- Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО, МБОУ «АСОШ №2»;
УМК.Учебники, входящие в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» соответствует ФГОС ООО. Выбор авторской программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывает региональные особенности, материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, интересы и потребности обучающихся.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Выбор профессии является один из самых важных выборов в современной жизни человека. Выбор своей будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. К данному выбору нельзя подходить необдуманно, спонтанно, или случайно: свой выбор необходимо очень хорошо обдумать; как говорится, взвесить все «за» и «против» в выборе своей будущей профессии, так как этот выбор является особо ответственным как перед самим собой, так же в будущем и перед другими людьми.
И это является основной проблемой учащихся при изучении той или иной темы, то есть шаг в будущее.
Чем же выпускники могут объяснить данный факт; почему учиться пошли не туда, куда лежала душа, а совершенно в другое место, на другую специальность? – Ответ на данный вопрос совершенно прост: преемственность поколений, родители заставили учиться, не поступили туда, куда хотели, не прошли на бюджет, лишь бы не идти в армию, было все равно куда идти учиться. В результате данного выбора немало лет было потрачено на учёбу, а на работу выпускники устраиваются «куда получится».
И в этой авторской программе я хочу дать знания по основным видам производства, выбора профессии в современной жизни. Деятельность обучаемых в рамках предмета «Технология» направлена на овладение компетенций 21 века за счет использования проектных технологий обучения, применения исследовательских, проблемных и частично-поисковых методов.
Цель: Содействие личностного и профессионального развития, самореализации и подготовке к своевременному, осознанному и реалистичному выбору профессии .
Задачи:
- ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
-обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
- формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований;
-ознакомлению с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;
-развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
- подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение курса «Технология» в 9 классах отводится по 1 часа в неделю, изучение предмета построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.Программа раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: промышленный дизайн, 3D-моделирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Технология", 9 класс
Название раздела | Предметные результаты ученик научиться | Предметные результаты ученик получит возможность научиться | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Блок 1. Современные материальные , информационные технологии и перспективы их развития | Называть и характеризовать актуальные управленческие, медецинские, информационные технологии производства и обработки материалов, биотехнологии, нанотехнологии; - оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции развития; - проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах - | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выживания в современном мире; -характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг. | Умение самостоятельно определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, определять проблему; -ставить цель на основе определенной проблемы; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; - поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; -проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности ; -самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности |
Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (на основе опыта персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических решений, организации проектной деятельности). | - следовать технологии, в том числе в процессе нового продукта; -проводить оценку и испытание полученной услуги - проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах | - выявлять и формулировать проблему, технологического решения; -оценивать коммерческий потенциал услуги; -осуществлять поиск, получение, извлечение, структурирование и обработку информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда | -выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; - самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию новых моделей - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач. | - становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации -бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; -готовность к рациональному выращиванию растений; -развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ; -реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности |
Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения стратегии собственного профессионального саморазвития и успешной профессиональной самореализации в будущем). | -обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность; -выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей; -составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам; -управлять моделями роботизированных устройств; -излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде творческого проекта. | -исследовать продукты питания лабораторным способом; - оптимизировать время и энергетические затраты; -осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания -приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий; -осуществлять поиск, получение, извлечение, структурирование и обработку информации об изучаемых технологиях, перспективах развития | -соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности . формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации ; - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства | -формирование организации технологического процесса; -самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; · формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; -бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам - проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. |
Содержание учебного предмета «Технология» 9 класс
№ | Модуль | Краткое содержание | Количество часов |
1 | Личность и профессия | Введение. Тема 1. Личностные особенности человека Место психологии в системе наук. Роль психологических знаний в жизни человека. Важность учета психологических особенностей при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Знакомство с понятиями «личность», «характер», «индивидуальность», «синдром Маугли». Понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». Основные характеристики профессионального интереса. Различия между профессиональными интересами и профессиональными склонностями. Определение профессиональных склонностей. Практическая работы. «Знаете ли вы себя?». «Мои профессиональные склонности». | 4 |
2 | Здоровье и выбор профессии | Профессия и здоровье Требования профессий к здоровью человека. Группы профессий по условиям труда. Понятие «медицинские противопоказания». Связь между характером человека и его здоровьем. Определение особенностей здоровья. Здоровье как фактор успешной карьеры. Практическая работа. «Мое здоровье». | 2 |
3 | Информационные и цифровые технологии. Робототехника. | Сетевой юрист. Дизайнер носимых энергоустройств. Тканевый инженер. Агроинформатик. Агрокибернетик. Оператор БПЛА для разведки месторождений. Практическая работа. «Я инженер цифровых технологий» | 9 |
4 | Профессиональная деятельность в пищевой промышленности. | Хлеб - всему голова. Подбор рецептов. Создание кондитерских изделий. Кулинария и выпечка. Анализ потребительских качества продукции. Торговля - планирование предпринимательской деятельности. Практические работы: Приготовление кондитерских изделий. Выпечка мучных изделий. | 6 |
5 | Растениеводство | Современное производство ХХ1 века -растениеводство. Выбор темы проекта растениеводства. Овощеводство. Способы выращивания культурных растений. Подготовка почвы для рассады. Подбор и составление перечня культур. Практические работы: Подготовка почвы для рассады. Подбор и составление перечня культур. Выбор по каталогам. Оформление приусадебного (школьного) участка. | 6 |
6 | Домашнее хозяйство | Введение. Выбор темы проекта домашнего хозяйства. Животноводство. Анализ качества товара. Выбор способа разведения животных. Технология их выращивания. Процесс введения бизнеса. Практические работы: Оценка имеющихся возможных потребностей семьи. Планирование выбора разведения животноводства. Изучение и способы разведения животных для реализации продукции с учетом их в дальнейшем в предпринимательской деятельности. | 7 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Календарные сроки план факт |
1 | Введение. Личностные особенности человека Место психологии в системе наук. | 1 | Роль психологических знаний в жизни человека | |
2 | Важность учета психологических особенностей при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. | 1 | Знакомство с понятиями «личность», «характер», «индивидуальность», «синдром Маугли». | |
3 | Понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». Основные характеристики профессионального интереса. | 1 | Знакомится с содержанием понятий. Различия между профессиональными интересами и профессиональными склонностями. Определение профессиональных склонностей. | |
4 | Выбор темы проекта. | 1 | Выбор и разработка творческого проекта | |
5 | Профессия и здоровье Требования профессий к здоровью человека. | 1 | Группы профессий по условиям труда. Понятие «медицинские противопоказания». Связь между характером человека и его здоровьем. Определение особенностей здоровья. Здоровье как фактор успешной карьеры | |
6 | Тема проекта «Мое здоровье». | 1 | Разработка творческого проекта | |
7 | Введение. Информационные и цифровые технологии. Робототехника | 1 | Знакомство с информационными и цифровыми технологиями. Робототехника | |
8 | Сетевой юрист. | 1 | Знакомство с сетевой юристом. Который занимается разрешением спорных ситуаций при совершении интернет-сделок, контролирует законность и правомочность использования различного контента, предоставляет юридическую поддержку как крупным бизнес-структурам, так и рядовым пользователям сети. | |
9 | Дизайнер носимых энергоустройств. | 1 | Знакомство с профессией. Проектировщик предметы одежды, обувь и аксессуары, способные самостоятельно генерировать электроэнергию. Чтобы это стало возможным, дизайнеры используют в изготовлении одежды особую ткань с напечатанными микросхемами. В результате такая одежда может заряжать носимые устройства (например, смартфон) без подключения к электрической сети. Цель такой продукции — снизить нагрузку на электрическую сеть и, как следствие этого, на окружающую среду. | |
10 | Тканевый инженер. | 1 | Знакомство с Тканевый инженером.Это медицинский специалист, который подбирает подходящие ткани и органы для пересадки пациенту и прогнозирует их приживаемость. Профессия является направлением трансплантологии и призвана минимизировать риски отторжений и осложнений при пересадке органов и тканей от доноров к пациентам. | |
11 | Агроинформатик. | 1 | Модернизация сельского хозяйство. Внедрение современных цифровых технологии, анализ данных и искусственный интеллект в сельское хозяйство. | |
12 | Агрокибернетик. | 1 | Специалист, который занимается разработкой, внедрением и совершенствованием новых технологий, механизмов, информационных, робототехнических и других систем | |
13 | Оператор БПЛА для разведки месторождений. | 1 | Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) сегодня необходим во многих сферах. С недавних пор этот специалист также помогает контролировать процесс разработки месторождения и помогает в поиске новых месторождений. БПЛА, предназначенный для этих целей, оснащён магнитометрами и другими геофизическими датчиками. | |
14 | Инженер по 3D-печати продуктов питания | 1 | Знакомство с отраслью 3D-печати продуктов питания считается самой необычной и удивительной. Инженер занимается техническим сопровождением, работой с оборудованием, программным обеспечением, созданием новых моделей принтеров - ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО | |
15 | Проект «Я инженер цифровых технологий» | 1 | Разработка творческого проекта | |
16 | Хлеб - всему голова. Подбор рецептов. | 1 | Рецепты домашнего хлеба и секреты хлебопечения. Изучение технологии приготовления хлеба -это мода, хобби и здоровый образ жизни. | |
17 | Создание кондитерских изделий. Кулинария и выпечка | 1 | Приготовление кондитерских изделий. Выпечка мучных изделий | |
18 | Анализ потребительских качества продукции | 1 | Исследование продукции | |
19 | Торговля - планирование предпринимательской деятельности. | 1 | Составление бизнес-плана. Творческий проект. | |
20 | Творческий проект | 1 | Разработка творческого проекта | |
21 | Защита проекта | 1 | Творческий проект | |
22 | Современное производство ХХ1 века -растениеводство. Агроном - специалист сельского хозяйства | 1 | Новые технологии выращивания растений. Управление сельскохозяйственным производством | |
23 | Овощеводство. Способы выращивания культурных растений. | 1 | Предмет и особенности овощеводство. Приемы выращивания культурных растений | |
24 | Подготовка почвы для рассады | 1 | Создание грунта для рассадов | |
25 | Подбор и составление перечня культур. Выбор по каталогам. | 1 | Подбор и составление перечня культур. Сортовая база семян овощных культур | |
26 | Механизация возделывания и уборки | 1 | Технология механизированных работ в растениеводстве | |
27 | Творческий проект | 1 | Разработка творческого проекта и защита | |
28 | Введение. Выбор темы проекта домашнего хозяйства. | 1 | Современные виды животноводство в России | |
29 | Животноводческие фермы. Животноводство | 1 | Производственно-технологическая характеристика животноводческих ферм. Зоотехния | |
30 | Выбор и способы разведения животных. Технология их выращивания. | 1 | Методы разведения животных. Технологии животноводство | |
31 | Процесс введения бизнеса. | 1 | Товарные фермы | |
32 | Механизация и автоматизация | 1 | Система машин для комплексной механизации животноводства | |
33 | Анализ качества товара. Производство и реализация | 1 | Методы качества продукции. Бизнес-план для начинающего фермера | |
34 | Защита проекта | 1 | Творческий проект |
Оценка достижений учащихся
Для оценки достижений обучающихся 9 класса использую текущий, тематический и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования. Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения в форме тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Информационное и научно-методическое обеспечение
- В мире животных. Дроздов Н. – М.: Дрофа, 2002.Домашние животные. Дроздов Н. Макеев А. – М.: Мнемозина, 2014.
- Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
- Технология. 8-9 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. и др.; под ред. В. М. Казакевича. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2020.
- Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология (5, 6, 7, 8-9 классы), ООО «Издательский центр «Вентана-Граф»
- Технология, 8-9 классы/ Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Технология, 8-9 классы/ Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Технология, 8-9 классы/ Тищенко А.Т., Синица Н.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- https://ciur.ru/deb/SDb_deb/DocLib17/Рабочие%20программы/Технология%205-11%20классы/Технология%20%208%20кл.pdf
- http://24школа.рф/images/Files/2019-2020/RP_2019/inform/tejnol8.pdf
- https://infourok.ru/vybor-professii-odin-iz-samyh-vazhnyj-vyborov-v-zhizni-cheloveka-4600546.htm
- https://сельхозпортал.рф/articles/vidy-zhivotnovodstva/
- https://pandia.ru/text/80/262/76969.php
- https://agro.tatarstan.ru/obraztsi-biznes-planov.htm
- https://marsbbz.ru/wp-content/uploads/2020/10/mishurov_n_p_buklagin_d_s_fedorenko_v_f_metody_kontrolya_kac-razblokirovan.pdf
- https://media.prosv.ru/
- http://iro23.ru/sites/default/files/21._metod._rekom._tehnologiya_2020-2021.pdf
- https://bvb-kb.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Презентация для 8 класса по разделу: Профессиональное самоопределение "Профессия - врач"
Презентация "Профессия - врач"...
Авторская программа учебного предмета "Информатика" для обучающихся 7-8 классов (вариант 1)
Представлена авторскя программа учебного предмета "Информатика", разработанная в соответствии с ФГОС. Разработка данной программы началась в 2018 году, прошла апробацию в качестве факультати...
Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива.
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении региональног...
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии. Для профессии 23.01.09 Машинист локомотива.
Методическая разработка предназначена для проведения лабораторных занятий по предмету Физика в профессии....
Авторская образовательная программа "Обновление уроков истории в 5-11 классах"
Данная программа включает в себя макро-, мезо-, микроуровни, в которых раскрываются приемы и формы работы с учащимися в соответствии с их возрастными особенностями....
Презентация профессии для проведения уроков технологии по разделу "Профессиональное самоопределение" 8 класс.
Презентация профессии фармацевт....
- Мне нравится (1)