Авторская образовательная программа по предмету технология «Выбор профессии. Самоопределение. Профессия». 9 класс
материал по технологии (9 класс)

Сибгатуллина Лейсан Мирфаязовна
Авторская образовательная программа
 по предмету технология 
«Выбор профессии. Самоопределение. Профессия».
9 класс
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Актанышская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов" Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Авторская образовательная программа

 по предмету технология

«Выбор профессии. Самоопределение. Профессия».

9 класс

                                                                Автор : учитель технологии Сибгатуллина Лейсан Мирфаязовна

с.Актаныш, 2024 год

Пояснительная записка

Авторская программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 22.11.2019 г. № 623 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомндуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год»;
  • Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО, МБОУ «АСОШ №2»;

УМК.Учебники, входящие в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» соответствует ФГОС ООО. Выбор авторской программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывает региональные особенности, материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, интересы и потребности обучающихся.

     Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

     Выбор профессии является один из самых важных выборов  в современной жизни человека. Выбор своей будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. К данному выбору нельзя подходить необдуманно, спонтанно, или случайно: свой выбор необходимо очень хорошо обдумать; как говорится, взвесить все «за» и «против» в выборе своей будущей профессии, так как этот выбор является особо ответственным как перед самим собой, так же в будущем и перед другими людьми.

     И это является основной проблемой учащихся при изучении той или иной темы, то есть шаг в будущее.

     Чем же выпускники могут объяснить данный факт; почему учиться пошли не туда, куда лежала душа, а совершенно в другое место, на другую специальность? – Ответ на данный вопрос совершенно прост: преемственность поколений, родители заставили учиться, не поступили туда, куда хотели, не прошли на бюджет, лишь бы не идти в армию, было все равно куда идти учиться. В результате данного выбора немало лет было потрачено на учёбу, а на работу выпускники устраиваются «куда получится».

     И в этой авторской программе я хочу дать знания по основным видам производства, выбора профессии  в современной жизни. Деятельность обучаемых в рамках предмета «Технология»  направлена на овладение компетенций 21 века за счет использования проектных технологий обучения, применения исследовательских, проблемных и частично-поисковых методов.  

     Цель: Содействие личностного и профессионального развития, самореализации и подготовке к своевременному, осознанному и реалистичному выбору профессии .

Задачи:

 - ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;

 -обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

 - формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований;

 -ознакомлению с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;

-развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

- подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

     На изучение курса «Технология» в 9 классах отводится по 1 часа в неделю, изучение предмета построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.Программа  раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: промышленный дизайн, 3D-моделирование,  технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.  Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Технология", 9 класс

Название раздела

Предметные результаты

ученик научиться

Предметные результаты

ученик получит возможность научиться

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Блок 1.

Современные материальные , информационные технологии и перспективы их развития

Называть и характеризовать актуальные управленческие, медецинские, информационные технологии производства и обработки материалов,  биотехнологии, нанотехнологии;

- оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции развития;

- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах

-

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: выживания в современном мире;

-характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг.

Умение самостоятельно определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, определять проблему;

-ставить цель на основе определенной проблемы;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности ;

-самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности

Блок 2.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (на основе опыта персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических решений, организации проектной деятельности).

- следовать технологии, в том числе в процессе нового продукта;

-проводить оценку и испытание полученной услуги

- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах

- выявлять и формулировать проблему, технологического решения;

-оценивать коммерческий потенциал услуги;

-осуществлять поиск, получение, извлечение, структурирование и обработку информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; - самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию новых моделей

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач.

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации

-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-готовность к рациональному выращиванию растений;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ;

-реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности

Блок 3.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения стратегии собственного профессионального саморазвития и успешной профессиональной самореализации в будущем).

-обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;

-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей;

-составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам;

-управлять моделями роботизированных устройств;

-излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде творческого проекта.

-исследовать продукты питания лабораторным способом;

- оптимизировать время и энергетические затраты;

-осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания

-приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;

-осуществлять поиск, получение, извлечение, структурирование и обработку информации об изучаемых технологиях, перспективах развития

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической

культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности .

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации ;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства

-формирование организации технологического процесса;

-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

 · формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

 - проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Содержание учебного предмета «Технология» 9 класс

Модуль

Краткое содержание

Количество часов

1

Личность и профессия

Введение. Тема 1. Личностные особенности человека Место психологии в системе наук. Роль психологических знаний в жизни человека. Важность учета психологических особенностей при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Знакомство с понятиями «личность», «характер», «индивидуальность», «синдром Маугли».  Понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». Основные характеристики профессионального интереса. Различия между профессиональными интересами и профессиональными склонностями. Определение профессиональных склонностей.

Практическая работы. «Знаете ли вы себя?».  «Мои профессиональные склонности».

4

2

Здоровье и выбор профессии

 Профессия и здоровье Требования профессий к здоровью человека. Группы профессий по условиям труда. Понятие «медицинские противопоказания». Связь между характером человека и его здоровьем. Определение особенностей здоровья. Здоровье как фактор успешной карьеры.

Практическая работа. «Мое здоровье».

2

3

Информационные и цифровые технологии. Робототехника.

Сетевой юрист. Дизайнер носимых энергоустройств. Тканевый инженер. Агроинформатик. Агрокибернетик. Оператор БПЛА для разведки месторождений. 

Практическая работа. «Я инженер цифровых технологий»

9

4

Профессиональная деятельность в пищевой промышленности.

Хлеб - всему голова. Подбор рецептов. Создание кондитерских изделий. Кулинария и выпечка. Анализ потребительских качества продукции. Торговля - планирование предпринимательской деятельности.

Практические работы: Приготовление кондитерских изделий. Выпечка мучных изделий.

6

5

Растениеводство

Современное производство ХХ1 века -растениеводство. Выбор темы проекта растениеводства. Овощеводство. Способы выращивания культурных растений. Подготовка почвы для рассады. Подбор и составление перечня культур.

Практические работы: Подготовка почвы для рассады. Подбор и составление перечня культур. Выбор по каталогам. Оформление приусадебного (школьного) участка.

6

6

Домашнее хозяйство

Введение. Выбор темы проекта домашнего хозяйства. Животноводство. Анализ качества товара. Выбор способа разведения животных. Технология их выращивания. Процесс введения бизнеса.

Практические работы: Оценка имеющихся возможных потребностей семьи. Планирование выбора разведения животноводства. Изучение  и способы разведения животных для реализации продукции с учетом их в дальнейшем в предпринимательской деятельности.

7

Календарно – тематическое планирование

Изучаемый раздел, тема урока

количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

план факт

1

Введение. Личностные особенности человека Место психологии в системе наук.

1

Роль психологических знаний в жизни человека

2

Важность учета психологических особенностей при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры.

1

Знакомство с понятиями «личность», «характер», «индивидуальность», «синдром Маугли».  

3

Понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». Основные характеристики профессионального интереса.

1

Знакомится с содержанием понятий. Различия между профессиональными интересами и профессиональными склонностями. Определение профессиональных склонностей.

4

Выбор темы проекта.

1

Выбор и разработка творческого проекта

5

Профессия и здоровье Требования профессий к здоровью человека.

1

Группы профессий по условиям труда. Понятие «медицинские противопоказания». Связь между характером человека и его здоровьем. Определение особенностей здоровья. Здоровье как фактор успешной карьеры

6

Тема проекта «Мое здоровье».

1

Разработка творческого проекта

7

Введение. Информационные и цифровые технологии. Робототехника

1

Знакомство с информационными и цифровыми технологиями. Робототехника

8

Сетевой юрист.

1

Знакомство с сетевой юристом. Который занимается разрешением спорных ситуаций при совершении интернет-сделок, контролирует законность и правомочность использования различного контента, предоставляет юридическую поддержку как крупным бизнес-структурам, так и рядовым пользователям сети.

9

Дизайнер носимых энергоустройств.

1

Знакомство с профессией. Проектировщик предметы одежды, обувь и аксессуары, способные самостоятельно генерировать электроэнергию. Чтобы это стало возможным, дизайнеры используют в изготовлении одежды особую ткань с напечатанными микросхемами. В результате такая одежда может заряжать носимые устройства (например, смартфон) без подключения к электрической сети. Цель такой продукции — снизить нагрузку на электрическую сеть и, как следствие этого, на окружающую среду.

10

Тканевый инженер.

1

Знакомство с Тканевый инженером.Это медицинский специалист, который подбирает подходящие ткани и органы для пересадки пациенту и прогнозирует их приживаемость. Профессия является направлением трансплантологии и призвана минимизировать риски отторжений и осложнений при пересадке органов и тканей от доноров к пациентам.

11

Агроинформатик.

1

Модернизация сельского хозяйство. Внедрение современных цифровых технологии, анализ данных и искусственный интеллект в сельское хозяйство.

12

Агрокибернетик.

1

Специалист, который занимается разработкой, внедрением и совершенствованием новых технологий, механизмов, информационных, робототехнических и других систем

13

Оператор БПЛА для разведки месторождений.

1

Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) сегодня необходим во многих сферах. С недавних пор этот специалист также помогает контролировать процесс разработки месторождения и помогает в поиске новых месторождений. БПЛА, предназначенный для этих целей, оснащён магнитометрами и другими геофизическими датчиками.

14

Инженер по 3D-печати продуктов питания

1

Знакомство с отраслью 3D-печати продуктов питания считается самой необычной и удивительной. Инженер занимается техническим сопровождением, работой с оборудованием, программным обеспечением, созданием новых моделей принтеров - ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

15

Проект «Я инженер цифровых технологий»

1

Разработка творческого проекта

16

Хлеб - всему голова. Подбор рецептов.

1

Рецепты домашнего хлеба и секреты хлебопечения. Изучение технологии приготовления хлеба -это мода, хобби и здоровый образ жизни.

17

 Создание кондитерских изделий.  Кулинария и выпечка

1

Приготовление кондитерских изделий. Выпечка мучных изделий

18

Анализ потребительских качества продукции

1

Исследование продукции

19

Торговля - планирование предпринимательской деятельности.

1

Составление бизнес-плана. Творческий проект.

20

Творческий проект

1

Разработка творческого проекта

21

Защита проекта

1

Творческий проект

22

Современное производство ХХ1 века -растениеводство. Агроном - специалист сельского хозяйства

1

Новые технологии выращивания растений. Управление сельскохозяйственным производством

23

Овощеводство. Способы выращивания культурных растений.

1

Предмет и особенности овощеводство. Приемы выращивания культурных растений

24

Подготовка почвы для рассады

1

Создание грунта для рассадов

25

Подбор и составление перечня культур. Выбор по каталогам.

1

Подбор и составление перечня культур. Сортовая база семян овощных культур

26

 Механизация возделывания и уборки

1

Технология механизированных работ в растениеводстве

27

Творческий проект

1

Разработка творческого проекта и защита

28

Введение. Выбор темы проекта домашнего хозяйства.

1

Современные виды животноводство в России

29

Животноводческие фермы. Животноводство

1

Производственно-технологическая характеристика животноводческих ферм. Зоотехния

30

Выбор и способы разведения животных. Технология их выращивания.

1

Методы разведения животных. Технологии животноводство

31

Процесс введения бизнеса.

1

Товарные фермы

32

Механизация и автоматизация 

1

Система машин для комплексной механизации животноводства

33

Анализ качества товара. Производство и реализация

1

Методы качества продукции. Бизнес-план для начинающего фермера

34

Защита проекта

1

Творческий проект

Оценка достижений учащихся

      Для оценки достижений обучающихся 9 класса использую текущий, тематический и итоговый контроль.  Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования. Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения в форме тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Информационное и научно-методическое обеспечение

  1. В мире животных. Дроздов Н. – М.: Дрофа, 2002.Домашние животные. Дроздов Н. Макеев А. – М.: Мнемозина, 2014.
  2. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
  3. Технология. 8-9 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В.  и др.; под ред. В. М. Казакевича. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2020.
  4. Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология (5, 6, 7, 8-9 классы), ООО «Издательский центр «Вентана-Граф»
  5. Технология, 8-9 классы/ Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
  6.  Технология, 8-9 классы/ Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
  7.  Технология, 8-9 классы/ Тищенко А.Т., Синица Н.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
  8. https://ciur.ru/deb/SDb_deb/DocLib17/Рабочие%20программы/Технология%205-11%20классы/Технология%20%208%20кл.pdf
  9. http://24школа.рф/images/Files/2019-2020/RP_2019/inform/tejnol8.pdf
  10. https://infourok.ru/vybor-professii-odin-iz-samyh-vazhnyj-vyborov-v-zhizni-cheloveka-4600546.htm
  11. https://сельхозпортал.рф/articles/vidy-zhivotnovodstva/
  12. https://pandia.ru/text/80/262/76969.php
  13. https://agro.tatarstan.ru/obraztsi-biznes-planov.htm
  14. https://marsbbz.ru/wp-content/uploads/2020/10/mishurov_n_p_buklagin_d_s_fedorenko_v_f_metody_kontrolya_kac-razblokirovan.pdf
  15. https://media.prosv.ru/
  16. http://iro23.ru/sites/default/files/21._metod._rekom._tehnologiya_2020-2021.pdf
  17. https://bvb-kb.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌resh.edu.ru, uchi.ru, foxford.ru, infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Авторская программа учебного предмета "Информатика" для обучающихся 7-8 классов (вариант 1)

Представлена авторскя программа учебного предмета "Информатика", разработанная в соответствии с ФГОС. Разработка данной программы началась в 2018 году, прошла апробацию в качестве факультати...

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива.

Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении региональног...

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии. Для профессии 23.01.09 Машинист локомотива.

Методическая разработка предназначена для проведения лабораторных занятий по предмету  Физика в профессии....

Авторская образовательная программа "Обновление уроков истории в 5-11 классах"

Данная программа включает в себя макро-, мезо-, микроуровни, в которых раскрываются приемы и формы работы с учащимися в соответствии с их возрастными особенностями....