Авторская программа учебного предмета "Информатика" для обучающихся 7-8 классов (вариант 1)
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Бадаева Анна Владимировна

Представлена авторскя программа учебного предмета "Информатика", разработанная в соответствии с ФГОС. Разработка данной программы началась в 2018 году, прошла апробацию в качестве факультатива в 2020-2021, 2021-2022 учебных годах. Показав свою актуальность и значимость на современном этапе образования. Представлены результаты обучения, имеющие положительную динамику. Программа способствует созданию условий по совершенствованию овладения коммуникативными БУД, с целью дальнейшего обучения и профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnov_vvodimyy_predmet_informatika.docx293.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\Для аттестации в 2023 году\Скан_20221116.jpg

Содержание:

1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…………...3

2.Структура программы…………………………………………………………………………4

3. Особенностями системы оценки в соответствии ФГОС. Основные требования к БУД……………………………………………………………………………………………….4

4.Цели и задачи программы…………………………………………………………………….6

5. Содержание  разделов

Раздел I – 7 класс (34 часа). Краткие сведения о компьютере. Обзор программ Microsoft Word 2007, Windows Movie Maker, Microsoft Office Publisher 2007.  Метод слепой десятипальцевой печати

Раздел II – 8 класс (34 часа). Метод слепой десятипальцевой печати. Теория и практика составления необходимых в самостоятельной жизнедеятельности документов

6. Ожидаемые результаты освоения программы ……………………………………………..

7. Рекомендательные программы для изучения предмета информатика……………………

8 .Приложение………………………………………………………………………………

Пояснительная записка

Программа по информатике разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска».

Программа  направлена на создание условий для практической подготовки обучающихся 7-8 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них БУД способствующих социальной адаптации в условиях современного информационно развитого общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей пространственную ориентировку, мелкую моторику, ориентировку в тексте, улучшить орфографическую грамотность, способствовать развитию художественного вкуса и эстетики.

Данная программа призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Занятия по курсу информатики проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных данной программой.

Программа по информатике составлена с учетом возможностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1). Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из модулей, в  каждом модуле даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Основными формами и методами обучения являются практические работы. Каждый обучающийся, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть минимальными навыками работы за компьютером, составлению и печати жизненно необходимых документов, работе в программах Microsoft Word, Windows Movie Maker, Microsoft Office Publisher 2007, приобрести навыки слепого десятипальцевого метода печати.

Занятия по информатике тесно связаны с уроками русского языка, математики, чтения, изобразительного искусства, СБО. Используются специальные коррекционные приемы обучения. Данная программа соответствует принципам обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и несет коррекционную направленность.

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у обучающихся 7-8 классов комплекс теоретических и практических БУД  работы на компьютере, а так же приобрести навыки для успешной социализации в современный  информационный мир.

Коррекционная работа построена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, направлена на оказание комплексной помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями.

Актуальность  и необходимость введения программы по информатики

        Обучение информатике детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них не только компьютерных умений и навыков, но и коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

        Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.  

        

Структура программы

Программа предмета по информатике построена в соответствии с уровнем знаний данной категории детей и с учетом того, что ранее информатики в учебном плане не числилось. Большая часть отведена практическим занятиям, которые позволяют формировать прочные знания о компьютере и компьютерных программах, помогут приобрести необходимые полезные навыки работы за компьютером.

        Программа рассчитана на 2 года обучения, состоит из двух разделов и представлена модульным обучением:

Первый год обучения 7 класс

Второй год обучения 8 класс

Раздел I – (34 часа). Краткие сведения о компьютере. Обзор программ Microsoft Word, Windows Movie Maker, Microsoft Office Publisher.  Метод слепой десятипальцевой печати

Раздел II – (34 часа). Метод слепой десятипальцевой печати. Теория и практика составления необходимых в самостоятельной жизнедеятельности документов с помощью программ Microsoft Word, Windows Movie Maker, Microsoft Office Publisher.  

Распределение часов по темам носит рекомендательный характер и зависит от уровня  подготовленности учителя и образовательных технологий, используемых на уроке. Количество часов по темам может  быть изменено.

Место предмета в учебном плане  ОУ

Количество часов в неделю – 1 час.

Общее количество часов в год – 34 часа.

Место проведения – кабинет информатики.

Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе.

Так как весь процесс обучения данной категории детей направлен на преодоление имеющихся проблем, в уроки включены специальные коррекционные упражнения:

  • упражнения на умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода;
  • упражнения на поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
  • упражнения с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов.

При работе над логическими заданиями производится коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. На уроках информатики постоянно применяются приемы, корригирующие устойчивость внимания, его переключения и увеличение объема.

Данные задания улучшают ориентацию ребенка в любой предметной области и корригируют недостатки мыслительной деятельности, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Особенностями системы оценки для учащегося являются:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

        Особенностями системы оценки для учащегося являются:

* использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

*   оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

*   оценка динамики образовательных достижений обучающегося;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

* уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;

* использование накопительной системы оценивания (портфолио в электронном виде), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений каждого обучающегося;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения, которые помогают формировать личностные качества учащихся;

Основные требования к БУД

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения данного курса обучающиеся  должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  • что данные — это закодированная информация;
  • что тексты и изображения — это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;

называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютерных программ Microsoft Word , Windows Movie Maker, Microsoft Office Publisher.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты

1) владение базовым понятийным аппаратом:

цепочка (конечная последовательность);

мешок (неупорядоченная совокупность);

утверждения, логические значения утверждений;

исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.

Ожидаемые результаты

1. Социальная адаптация, коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей ребенка, улучшение качества жизни, возможностей в развитии и коррекции личности каждого ребенка индивидуально;  

2. Создание условий, способствующих усвоению программного материала, развитию у каждого обучающегося механизма компенсации имеющегося недостатка в развитии, развитие на их основе оптимальной интеграции в современное общество;  

3. Выполнение федерального государственного образовательного стандарта на I уровне обучения по адаптированной образовательной программе

4. Создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью дальнейшего трудоустройства, обеспечение возможности продолжения обучения в учреждениях профессионального начального образования;

5. Достижение потенциально возможного уровня образованности в соответствии с программой обучения;

6. Выполнение заказа общества и государства по реализации образовательных  программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности.  

Использованная литература

1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 223с.

2. Фролченко Ольга Александровна http://www.metod-kopilka.ru/adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_quotinformatikaquot_v_3_klasse-13742.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень).

1.       Рабочая программа учебного  предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень)....

Рабочая программа по учебной дисциплине «Музыка» 3-9 класс вариант II учебного плана Срок реализации: 7 лет

Рабочая программапо учебной дисциплине«Музыка» 3-9 классвариант II учебного планаСрок реализации: 7 лет...

Авторская программа учебного курса "Школа финансовой грамотности", 10 класс

Данная программа заняла 2 место во  II Всероссийском конкурсе лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций в номинации...

Рабочая программа для обучающихся 1 Б класса (вариант 2)

Рабочая программа для обучающихся 1 Б класса (вариант 2)...

Рабочая программа для обучающихся 2 Б класса (вариант 2)

Рабочая программа для обучающихся 2 Б класса (вариант 2)...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...