Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой отсталостью учебного предмета «Ручной труд».
рабочая программа по технологии

Программа предназначена для обучающихся 1 класса коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_1_variant.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ручного труда: Шарапова Люция Вагизовна

ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»                                                    

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой отсталостью учебного предмета «Ручной труд».

1 класс

Пояснительная записка

 

        Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы по предмету «Ручной труд» составляют: 

  • Федеральным законом РФ "Об образовании в РФ" №273– Ф от 29.12.2012.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599).
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Каменск - Уральская школа».
  • Учебным планом ГБОУ СО «Каменск - Уральская школа» на 2023–2024 учебный год.
  • Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Каменск - Уральская школа» на 2023–2024 учебный год.

           Программа учебного предмета «Ручной труд» разработана для обучающихся      1- го класса на основе программы автора Н.Н. Павловой, опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы» под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой, Москва «Просвещение», 2006 год.

Общая характеристика учебного предмета

   Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.

На уроках ручного труда для обучающихся с интеллектуальными нарушениями решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений:
  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);
  • планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

                 Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
  •  взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
  • замедленность обучения;
  • подачу учебного материала малыми порциями;
  • предварение изучения нового материала пропедевтикой;
  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;
  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

  В начальных классах учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором». Данные виды работ имеют тесную связь с профилями обучения в среднем и старшем звене. Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения работы, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. Определяющими требованиями в содержании обучения для учителя начальных классов является учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность.

       

     На уроках труда используются:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развѐрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Место учебного предмета в учебном плане

              Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Трудовое обучение»

Количество часов на изучение предмета в неделю – 2 ч.

Количество учебных недель – 34;

Сроки изучения предмета, курса – 1 год.

         На реализацию программы по ручному труду в учебном плане предусмотрено 69 часов:

1 четверть – 17 часов

2 четверть – 15 часов

3 четверть – 21 час

4 четверть – 16 часов

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1 класса

          В 1 классе обучается   7 учеников. Девочек – 2, мальчиков – 5.  

Дети, которые воспитываются в полной семье – 1

Дети, которые воспитанники д/д – 2

Дети инвалиды – 1

    Состав обучающихся в классе по заключению областного психоло –медико педагогической комиссии: дети с легкой у/о – 7

Дети со сложной структурой дефекта: дети с диагнозом ранний детский аутизм – 1

Дети с тяжёлой и умеренной у/о – 1

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: дети с ДЦП –

Дети с нарушениями осанки – 2

Дети с нарушениями органов слуха - 1

Дети с нарушениями органов зрения - 1

        В специальной (коррекционной) школе VIII вида обучающихся по трудовому обучению можно разделить на три группы (по Н.П.Павловой).

         Первая группа – ученики, успешно овладевающие трудом при фронтальном обучении. Эти дети с известной долей самостоятельности могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, в основном совпадающие с образцом. При планировании ближайшей операции с опорой на предметно - операционную карту они способны правильно и чётко сформулировать пункт плана. Ответы учеников данной группы отличаются логичностью, пониманием называемых действий, пропуски и повторы операций у них редки. Учащиеся этой группы успешно овладевают двигательными трудовыми приёмами. Они не имеют локальных нарушений двигательной сферы, поэтому допускают сравнительно меньше ошибок. Постепенно увеличивается скорость их движений, без снижения качества. Ранее сформированные рабочие движения иногда актуализируются с незначительной помощью учителя и применяются ими при выполнении новых заданий. Учащиеся данной группы обладают относительно высокой способностью к анализу и обобщению. Они отличаются более высоким темпом умственного развития и овладения двигательными приёмами. Работоспособность у них чаще всего высокая или устойчиво средняя. Они менее других устают, могут преодолеть возникшее утомление.

          Вторая группа – ученики, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородна и включает несколько подгрупп.

  • Ученики, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями. Трудности возникают в овладении ориентировочной деятельностью: не могут разобраться в конструкции изделий, не обращают внимания на малозаметные, но важные детали. Для них характерны значительные трудности в пространственной ориентировке. Такие дети путают понятия “вправо-влево”, не понимают и не запоминают многокомпонентных пространственной характеристик. При планировании работы имеют место повторы, пропуски операций, пропуски и перестановка приёмов. Недостаточное понимание логики работы отражается в их деятельности, причём количество ошибок возрастает с усложнением задания. Все эти ученики имеют достаточно сохранную двигательную сферу и удовлетворительную работоспособность, что выражается в незначительной утомляемости на уроках. Разобравшись в логике изготовления поделки, учащиеся действуют правильно или с незначительными ошибками. Несмотря на трудности в усвоении материала, приобретённых навыков дети не теряют и могут применить их при выполнении аналогичного или нового несложного задания.
  • Учащиеся, затрудняющиеся в овладении двигательными трудовыми приёмами. Причины затруднений заключается в существенных нарушениях двигательной сферы, которые в большинстве случаев представляют собой последствия ДЦП. Для детей характерен замедленный темп овладения двигательными трудовыми приёмами, они медленно выполняют любые действия. Повышение темпа приводит к ухудшению результатов. Им свойственны недостаточная координированность, особенно тонких движений пальцев, а также наличие ненужных и неравномерных движений, излишняя резкость, неумение распределить мышечные усилия. Однако они понимают логику выполнения приёма и запоминают порядок действий. Кроме того, они отличаются положительным отношением к труду и устойчивой работоспособностью. Усвоив приём, ученики в дальнейшем работают правильно, могут применить его при выполнении нового изделия.
  • Учащиеся с нарушением работоспособности. Снижение работоспособности проявляется неодинаково. Одни работают старательно, заинтересованы в получении хороших результатов, положительно относятся к занятиям. Замедление темпа и ухудшение качества работы наблюдаются во второй половине урока. Дети, жалуются на усталость, головную боль, но работу не прекращают, переживают, если поделка получилась плохо. Другая часть детей работает на уроках неровно, может показывать то высокие, то низкие результаты, вплоть до прекращения действий. Такая неравномерность вызвана низким уровнем мотивации, быстрым наступлением утомления. Если эти ученики заинтересуются работой, то смогут выполнить изделие хорошо. Для них характерны раздражительность, склонность к конфликтам. У некоторых наблюдается низкая работоспособность из-за отсутствия положительного отношения к труду вообще. У них не замечается утомления, физическое состояние без отклонений, но дети с нежеланием относятся к работе, делают её кое-как, бросают, не окончив. Они нуждаются в постоянном стимулировании.
  • Учащиеся, у которых имеются трудности в усвоении двух сторон трудовой деятельности. Например, у одних школьников может быть нарушена работоспособность в сочетании с двигательными нарушениями. У других нарушения общетрудовых умений сопровождаются грубыми расстройствами двигательной сферы. У третьих недостатки умственной деятельности усугубляются сниженной   работоспособностью. В этих случаях имеет место сочетание проявлений, характеризующих каждое нарушение.

           Третья группа - ученики, испытывающие значительные затруднения в овладении тремя сторонами трудовой деятельности. Для них характерен низкий уровень логического мышления, недостаточность пространственной ориентировки, что не позволяет им самостоятельно ориентироваться в задании и планировать свою работу. Низкая способность к анализу и обобщению приводит к неадекватному применению имеющегося опыта. Недостатки ориентировки в задании осложняют планирование хода работы: дети переставляют или пропускают большинство операций, повторяют уже имеющиеся. Исполнительские действия свидетельствуют о том, что они недостаточно понимают последовательность изготовления объекта. Учащиеся плохо понимают фронтальные объяснения. Некоторые ученики не приступают к работе, ожидая помощи учителя, так как нуждаются в неоднократных и очень конкретных объяснениях и показе. Каждое последующее задание они воспринимают как новое, поскольку не в состоянии применить полученные ранее знания и умения. Нарушения двигательной сферы осложняют формирование двигательных трудовых приёмов. Недостаток работоспособности проявляется по-разному. У одних темп работы средний, но они не интересуются занятиями, не стремятся хорошо учиться. У других производительность труда понижена из-за нарушений двигательной сферы. К концу занятия они устают, и темп работы падает. Учащиеся этой группы продвигаются в обучении крайне медленно.

Классификация обучающихся по группам

  (по Н.П.Павловой)

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Начало года

Конец года

1

 Евгений Б.

3

2

2

Света Г.

3

2

3

Савелий Г.

3

3

4

Тимур М.

3

3

5

Алина С.

3

3

6

Саша А

3

3

7

Артём П

3

2

Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты должны отражать:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

       Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения и имеют два уровня: минимальный и достаточный.

  • Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
  • Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету "Ручной труд" на конец обучения в 1-м классе:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.  Знаний видов трудовых работ.

2. Знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними.

3. Знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

4. Умение сохранять порядок на рабочем месте.

5. Умение анализировать объект, подлежащий изготовлению с помощью учителя.

6. Умение составлять план работы по пунктам с помощью учителя.

7. Умение работать по составленному плану.

8. Умение работать с доступными материалами (пластилином, природными материалами, бумагой и картоном, нитками).

1. Знание правил рациональной организации труда.

2. Умение соблюдать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ.

3. Умение составлять план работы над изделием в коллективной беседе.

6. Оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

7. Выполнение общественных поручений по уборке класса после урока трудового обучения.

            Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями):

 Оценка «5»

тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

изделие изготовлено с учетом установленных требований;

полностью соблюдались правила охраны труда.

Оценка «4»

допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

в основном правильно выполняются приемы труда;

работа выполнялась самостоятельно;

норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

полностью соблюдались правила охраны труда.

Оценка «3»

имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

самостоятельность в работе была низкой;

норма времени недовыполнена на 15-20 %;

изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

не полностью соблюдались правила охраны труда

Содержание учебного предмета включает

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  1. Работа с бумагой.
  2. Работа с природными материалами.
  3. Работа с нитками.
  4. Работа с пластилином

1 четверть

   

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

       Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдения порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.  Выявление знаний и умений обучающихся.

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

 Упражнения в подготовке материала к лепке 

    Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

       Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

       Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).

       Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

      Технические сведения. Пластические свойства пластилина: твёрдый - мягкий; холодный – теплый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

    Приёмы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы 

     Экскурсия в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клёна, сучков и т.д)

     Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гофрированного картона.

Для слабых обучающихся можно ограничиться наклеиванием цветков.

     Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

      Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

     Приёмы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гофрированного картона. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

РАБОТА С БУМАГОЙ

Практические работы 

     Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

      Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

      Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги.

     Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).

     Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).

      Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

       Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

     Приёмы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приёмы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.

2  четверть

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы 

    Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

    Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

Технические сведения. Применение пластилина при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Приёмы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (несложные объемные изделия)

Практические работы 

      Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

      Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.

     Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.

      Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

      Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утёнка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.

     Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

     Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

     Приёмы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания,  вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

РАБОТА С БУМАГОЙ (с применением клея)

Практические работы

     Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.

     Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

     Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.

   Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).

      Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

    Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы. Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

   Приёмы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

3  четверть

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (с применением инструментов)

Практические работы 

    Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

    Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

    Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

    Приёмы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (многодетальные изделия)

Практические работы 

      Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие обучающиеся делают птичку без ножек.

     Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

     Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

     Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

       Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

     Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

     Приёмы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

РАБОТА С БУМАГОЙ (аппликации)

Практические работы 

      Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

      Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

      Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые обучающиеся выполняют работу с помощью учителя.

     Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые обучающиеся выполняют работу с помощью учителя.

      Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

      Приёмы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы 

      Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

     Витьё шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

      Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

     Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

     Приёмы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

4  четверть

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (макеты)

Практические работы 

     Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые обучающиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).

       Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.

      Приёмы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С БУМАГОЙ (аппликация)

Практические работы 

       Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

      Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

     Приёмы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ (шитьё по проколу)

Практические работы 

       Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).

      Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

     Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

     Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые обучающиеся вышивают по готовым проколам.

      Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые обучающиеся вышивают без вторичного прошивания.

     Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

     Приёмы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитьё по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

1 четверть  (17 часов)

Работа с природными материалами  

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Наклеивание на подложку из цветного картона засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

1

Образец изделия, клей, подложка, засушенные листья, мыло, салфетка, полотенце.

2.

Наклеивание на подложку из цветного картона засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы, вырезанной из бархатной бумаги.

1

Образец изделия, клей, подложка, засушенные листья, салфетка, мыло, полотенце.

Работа с   бумагой и картоном

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Упражнение в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям.  Изготовление книжечки.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, тетрадный лист.

2.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрела.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, альбомный лист.

3.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из бумаги.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, альбомный лист.

4.

Упражнение в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полос по прямым линиям.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, ножницы, цветная бумага.

5.

Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путём складывания бумаги.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  шаблоны.

6.

Вырезание прямоугольников,  квадратов, размеченных по шаблону.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  шаблоны.

7.

Скругление углов квадратов и  прямоугольников на глаз.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  шаблоны.

Работа с  пластилином

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Подготовительные упражнения: лепка палочек и столбиков различной длины и толщины.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

2.

Изготовление лесенки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

3.

Изготовление домика из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

4.

Изготовление колодца из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

2

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

5.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

6.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: кукла-неваляшка из двух шаров различной величины.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

7.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

2 четверть  (15 часов)

Работа с  пластилином

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: помидор.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

2.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму овала: огурец.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

3.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму овала: картофель.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

4.

Лепка по образцу моркови.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

5.

Лепка по образцу  груши.

1

Образец изделия из пластилина и натуральный объект, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

 

Работа с природными материалами  

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Изготовление по образцу ежа из пластилина.

1

Образец изделия, подложка, сосновые (еловые)  иглы, мыло, полотенце, пластилин, нарукавники, салфетка.

2.

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня, цветоножка из проволоки.

1

Образец изделия, подложка, проволока,  иглы, мыло, полотенце, нарукавники, салфетка, пластилин, лепестки из крылаток ясеня.

3.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой (еловой) шишки (хвост и плавники из пластилина).

1

Образец изделия, подложка, сосновые (еловые)  шишки, мыло, полотенце, пластилин, нарукавники, салфетка.

Работа с   бумагой и картоном

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (морковь, огурец)

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  полушаблоны.

2.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (помидор, яблоко, слива)

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  полушаблоны.

3.

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  шаблоны.

4.

Изготовление по образцу ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги: цепочка.

2

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  шаблоны.

5.

Изготовление по образцу ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги: гармошка.

2

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага,  шаблоны.

3 четверть  (21 час)

Работа с  пластилином

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Лепка по образцу рельефов букв на подложке.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

2.

Лепка по образцу рельефов цифр на подложке.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

3.

Лепка по образцу рельефов букв на подложке.

        1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

4.

Лепка по образцу рельефов цифр на подложке.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

 

Работа с природными материалами  

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны), пластилина, веточки.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, еловая шишка, веточка,  мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

2.

Изготовление по образцу кораблика с парусом из скорлупы грецкого ореха и бумаги.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, скорлупа грецкого ореха, цветная бумага, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

3.

Изготовление по образцу совы из шишки ели.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, еловая шишка, веточка,  мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

4.

Изготовление по образцу поросёнка из еловой шишки, пластилина.

1

Образец изделия, подкладные доски, пластилин, еловая шишка, веточка,  мыло, нарукавники, полотенце, салфетки.

Работа с   бумагой и картоном (аппликация)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур: снеговик.  

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш, папка  «Дидактические игры».

2.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур: домик.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно - операционный план, шаблон, салфетка, карандаш.

3.

Составление по образцу орнамента в полосе  из геометрических фигур: (квадрат, круг, треугольник), чередующихся по цвету и форме.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно - операционный план, шаблон, салфетка, карандаш.

4.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур: пирамидка.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш, папка  «Дидактические игры».

5.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур: лодочка.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш, папка  «Дидактические игры».

6.

Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш.

7.

Составление по образцу композиции овощи, фрукты на тарелке.

1

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш

Работа с нитками

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание ниток, наматывание ниток в клубок и на картонку.

2

Таб. «Нитки», «Свойства ниток», цветные и шерстяные  нитки, ножницы, картонка, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия,

2.

Составление коллекции ниток. Наклеивание на подложку из плотной бумаги.

1

Таб. «Нитки», «Свойства ниток», цветные и шерстяные  нитки, ножницы, подложка, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, клей, кисточка, салфетка.

3.

Витьё шнура из толстых ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком.

1

Таб. «Нитки», «Свойства ниток», цветные и шерстяные  нитки, ножницы, картонка, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия,

4.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

2

Таб. «Нитки», «Свойства ниток», цветные и шерстяные  нитки, ножницы, картонка, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия.

4  четверть  (16 часов)

Работа с  пластилином

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки  «Колобок»

2

Образец изделия, иллюстрация сказки,  подкладные доски, пластилин, мыло, нарукавники, полотенце, салфетки, карточки плана, предметно- операционный план.

Работа с   бумагой и картоном

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Составление по образцу растительного орнамента в полосе.

2

Таблица  «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш.

2.

Составление по образцу геометрического орнамента в полосе.

2

Таблица «Сорта бумаги», «Свойства бумаги», образец изделия, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы, полотенце, мыло, карточки плана, предметно- операционный план, шаблон, салфетка, карандаш.

Работа с нитками (шитьё по проколу)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал, приспособление, оборудование, наглядность

1.

Подготовительные упражнения: отмерить нить по локоток, отрезать её ножницами, вдеть нить в иглу, закреплять её в начале и в конце строчки.

1

Таб. «Нитки», «Свойства ниток», цветные  нитки, ножницы, игла, альбомный лист, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия,

2.

Шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» на полосе тонкого картона. Закрепление нити в начале и в конце строчки.

2

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия.

3.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круг. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.

4.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.

5.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: треугольник. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.

6.

Вышивание по готовым проколам фруктов: груша. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.

7.

Вышивание по готовым проколам фруктов: яблоко. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.

8.

Вышивание по готовым проколам овощей: помидор. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.

9.

Вышивание по готовым проколам овощей: морковь. Закрашивание контура.

1

Таблица «Нитки», «Свойства ниток», «Смёточный стежок», цветные  нитки, ножницы, игла, тонкий картон, карточки плана, карточки по ТБ, образец изделия, карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Адаптивная физкультура".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Адаптивная физкультура"....

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Профильный труд".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Профильный труд"....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) учебного предмета «Английский язык» для 2 класса 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.  Данная рабочая программа адап...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР (VII вид) по учебному предмету «Трудовая подготовка» 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Трудовая подготовка» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО обучающегося с задержкой психического развития по учебному предмету "Родной (русский) язык"

Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык»  направлено на воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего н...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Литература». 5-9 классы

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Литература». 5-9 классы...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы...