"Мир вокруг нас"
рабочая программа по технологии (5 класс)
- Васильева Туйаара Васильевна
- Образование: среднее
- Специальность по диплому: учитель технологии
- Общий трудовой - 13 и педагогический стаж -6 , педагогический стаж в МБОУ «Дюллюкинская СОШ» - 3, МБОУ «ВВССОШ им. Ю.Н.Прокопьева» - 3;
- Квалификационная категория: СЗД
- Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов на уроках технологии ФГОС.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_mir_vokrug_nas_5_klass_2023-2024_uch.god_.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
5 класс
Составитель:
Учитель технологии
Васильева Туйаара Васильевна
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 5 классов и направлена на развитие познавательной деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа разработана для учащихся 5 классов и учитывает их возрастные и психологические особенности школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
– формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу( 34 час)
Содержание программы :
1 раздел «Окружающий мир» - 12ч.
- Природа вокруг нас -2 ч.
- Животные вокруг нас – 5 ч.
- Растения вокруг нас -5 ч.
2раздел «Планета Земля» -10 ч.
- Наша земля на глобусе и карте – 2ч.
- Формы поверхности земли и родного края. – 2ч.
- Водоёмы.- 2 ч. .
- Заочное путешествие по родной стране. 2ч.
- – Планеты Солнечной системы 2 ч.
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч.
3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч.
3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -2ч.
3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч.
3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 2ч.
3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель и задачи | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата по факту |
1 раздел «Окружающий мир» - 12ч | ||||||
1 | Природа вокруг нас | Расширить знания о разнообразии природы | Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным при-знакам. | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | 06.09 | |
2 | Конкурс рисунков | Расширят знания о разнообразии природы | Научатся видеть и изображать красоту осенней природы | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | 13.09 20.09 | |
3-5 | Животные вокруг нас | Расширить знания о многообразии животных | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Сбор, обработка и передача информации различными способами; определять общую цель и пути её достижения; осознание ответственности человека за общее благополучие | 27.09 04.10 11.10 | |
6-7 | В мире птиц | Познакомить детей с многообразием представителей пернатых, развивать познавательный интерес | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие; | 18.10 25.10 | |
8-10 | Растения вокруг нас | Расширить знания детей о многообразии растительного мира | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий | 08.11 15.11 22.11. | |
11-12 | В мире удивительных растений | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология. | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 29.11 06.12 | |
2раздел «Планета Земля» - 10 ч. | ||||||
13-14 | Наша земля на глобусе и карте | Научить детей работать с глобусом и картами | Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач; | 13.12 20.12 | |
15-16 | Формы поверхности земли и родного края. | Познакомить с формами поверхности земли и родного края | Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 27.12 10.01 | |
17-22 | Заочное путешествие по родной стране. | Расширить знания детей о родной стране и родном городе | Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте | Сбор, обработка и передача информации различными способами; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 | |
23-24 | Планеты Солнечной системы | Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес | Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 28.02 06.03 | |
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч. | ||||||
25-26 | Изучаем экологические связи в живой природе | Дать понятие «прямые связи», «косвенные связи»; познакомить с сетью питания, или пищевой сетью, экологической пирамидой. | Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | 13.03 | |
27-28 | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | Познакомить с исчезающими видами живой природы | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие | 03.04 10.04 | |
29-30 | Изучаем способы охраны природы | Познакомить со способами охраны природы | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности); извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения; моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; | 17.04 24.04 | |
31-32 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 01.05 08.05 | ||
33-34 | Мы в борьбе за чистоту на планете. | Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | 15.05 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Немецкий вокруг нас"
С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...
ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
Презентация Зачем нужна химия...
Чудеса вокруг нас
Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"
Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....