Профессиональная проба. Профессия "Дизайнер"
план-конспект занятия по технологии (7 класс)

В процессе той или иной профессиональной пробы у учащихся актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности. В процессе профессиональных проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_proba_professiya_dizayner.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балаян Эльмира Сергеевна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА « профессия дизайнер»

   Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

   В ходе профессиональных проб:

- учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

- определяется уровень готовности учащихся к выполнению профессиональных проб;

- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

   В процессе той или иной профессиональной пробы у учащихся актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности. В процессе профессиональных проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.

   Профессиональные пробы дифференцируются  по возрасту, по уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и методам.

   В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов:

1. Вводно-ознакомительный этап. Решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности.

  Средством получения необходимой информации об учащихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа. На этом этапе очень значима работа психолога. Психолог проводит  тест для определения предпочтительности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 для ученика типа будущей специальности на основе его самооценки. Это дает возможность определить общую готовность ребенка к выполнению профессиональной пробы.

2. Подготовительный этап. Накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той или иной профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы.

На этом этапе приобретаются теоретические знания обучающимися, формируются представления о данном виде деятельности.

  Для знакомства  с реальной деятельностью специалистов можно предложить обучающимся просмотр фильмов, посещение предприятий, встречи с профессионалами определенной трудовой деятельности.

Полученные данные используются для определения подготовленности школьников для выполнения пробы и при анализе результатов ее выполнения.

3. Исполнительский этап. Содержит комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств специалистов.

На этом этапе разрабатываются задания различных уровней сложности, являющихся наиболее распространенными и типовыми для данного вида профессиональной деятельности. Эти задания различаются спецификой задач. Разнообразие задач оказывает влияние на успешность выполнения школьниками заданий различного уровня сложности. Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение задания и оценку практических заданий данного этапа.

   В процессе организации и проведении профессиональной пробы необходимо предусмотреть следующие условия:

1. Подготовка преподавателя к проведению занятий.

Должен быть подготовлен дидактический материал: профессиограммы на профессию, тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников, наглядные пособия, обеспечивающие успешное усвоение обучающимися предлагаемого материала; преподаватель должен разработать содержание профессиональных проб, подобрать материалы и инструменты и т.д.

2. Ознакомление учеников с требованиями профессий к человеку и содержанием  профессиональной деятельности.

Преподаватель знакомит обучающихся с предметами, средствами. Целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности. Идет работа с профессиограммами.

3. Осуществление диагностического тестирования.

Это позволяет школьнику самостоятельно сравнить требования, предъявляемые профессией к человеку со своими индивидуальными возможностями. Диагностику может проводить сам школьник или обратиться за помощью к психологу или педагогу.

4. Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности.

Это позволяет получить представление об интересах обучающихся, уровне их знаний, опыта в определенной сфере профессиональной деятельности.

5. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Ознакомление с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний обучающиеся смогли самостоятельно выбрать степень сложности задания. Практическое выполнение задания осуществляется по схеме:    задание – условие – результат.  Перед обучающимися ставится задача определенной степени сложности, проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности, который школьник должен получить. Преподаватель выявляет, формирует, закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это может быть краткое изложение теоретического материала, упражнения с рабочим инструментом, инструкционными и технологическими картами, чертежами, показ правильных приемов работы и т.д.  

6. Общее подведение итогов и рекомендации на будущее.

Это может быть беседа, в ходе которой выясняется изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения возникли при выполнение работы. Преподаватель анализирует

   По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:

- содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

- технологию выполнения пробы;

 - правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

  Показателями качества выполнения практических заданий пробы являются: самостоятельность, соответствие конечного результата целям задания, обоснованность принятого решения, аккуратность, активность  и целеустремленность в достижении качественного результата, стремление выполнить условия и требования практического задания, рефлексия результатов собственной деятельности, проявление общих и специальных профессионально важных качеств.

Профессиональная проба по технологии

7 класс

Для профессиональной пробы была выбрана профессия «Дизайнер», которая в современное время очень востребована в обществе

Первый этап (теоретический)

Тема: «Знакомство с профессией «Дизайнер»

Цель: сформировать у школьников представление о профессии дизайнера, составить профессиограмму.

Ученикам объясняется что такое профессиограмма и для чего она разрабатывается, раздаются бланки профессиограммы не полностью заполненные, демонстрируется презентация «Работы современных дизайнеров», задаются вопросы:

- Работы дизайнеров каких направлений были представлены в презентации?

- В чем заключается работа дизайнера?

- Какими, по вашему мнению, знаниями и умениями должен обладать дизайнер?

-  Какими личными качествами должны обладать люди этой профессии?

 - При каких видах работы на уроках технологии вы видите отражение дизайнерского направления?

Далее школьникам  представляется  презентация «Дизайнер одежды». После этого обучающиеся самостоятельно заполняют  бланк профессиограммы, происходит  обсуждение выполненной работы, вносятся коррективы в бланк.

Домашнее задание: обдумать свои личные качества и соотнести их качествами, представленными в профессиограмме.

Второй этап (практический)

Тема: «Изготовление бижутерии»

Цель: сформировать представления о производстве бижутерии, познакомить с некоторыми способами изготовления бижутерии в стиле хэнд мэйд, изготовить предмет бижутерии

Тема изготовления бижутерии выбрана потому, что:

-является одним из направлений дизайнерской работы;

- тема интересна девочкам данного возраста (14-15    лет);

- нет больших  сложностей при изготовлении изделия;

- не требуется больших материальных затрат.

  Проводится практическая работа по изготовлению вариантов бижутерии из имеющегося материала. Ученикам предоставляется возможность выполнить варианты бус, брошей, браслетов по своему желанию и видению или воспользоваться готовыми инструкционными картами изготовления конкретных изделий. Учитель оказывает помощь в выполнении работы.

Третий этап (подведение итогов)

Тема:  «Презентация результатов профессиональной пробы»

Цель: оценить возможности обучающихся в соответствии с требованиями профессии «Дизайнер»

Ученики представляют выполненные работы

Итог – есть «дизайнерская жилка» у всех участников: развит художественный вкус и воображение, присутствует оригинальность замысла, творчество, все довольно коммуникабельны, трудолюбие и терпение вижу на каждом занятии при выполнении любого задания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональные пробы.

В рамках работы классного руководителя 9 класса, в каникулярное время проводились профессиональные пробы....

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

Программа профессиональной пробы "Информационные технологии"

Программа профессиональной пробы "Информационные технологии" содержит презентацию, программу, тематическое планирование....

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...