Мастер класс "Самовар: изготовление предметов декора".
методическая разработка по технологии

Лазарева Елена Владимировна

В мастер-классе подробно описывается технология поточного производства, которую успешно можно применять на уроках технологии. Её преимущество заключается в том, что все операции процесса выполняются непрерывно и ритмично. Время на изготовление изделия сокращается,   обучающиеся выполняют свои операции качественно за счет развития навыков, благодаря многократному повторению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_samovar.docx25.95 КБ
Файл master_samovar2020.pptx912.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат )

Мастер-класс

Тема: «Самовар: изготовление предметов декора».

Разработала педагог доп.образования: Лазарева Е.В.

Купино2020

Мастер-класс.

Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, гости.  Тема моего мастер класса: «Самовар: изготовление предметов декора». И сегодня, я расскажу, какое отношение элементы декора имеют к изготовлению одежды и при чем тут самовар.  Объединение дополнительного образования «Стиль», руководителем которого я являюсь, работает в системе допобразования, инженерной направленности созданной на базе Купинской школы-интерната№1 :«Сервис-Центр». Конечным результатом практической деятельности нашего объединения является создание моделей одежды.  У ребят, посещающих его,  имеются проблемы с  пространственным воображением, абстрактным и логическим мышлением,  необходимыми для моделирования и конструирования одежды.  Поэтому, для развития любых форм мышления и воображения, а также инженерных навыков, в программу включены блоки не только по проектированию одежды, но и  изделий декора  (дизайна).  К ним  относится самовар, выполненный из пенопласта и декорированный тканью.  Проектируя  его,  ребята имеют возможность познакомиться  с набором  геометрических тел, составляющих данное изделие (шар, параллелепипед, цилиндр и другие). Для декорирования  основы самовара и сопутствующих ему чашечек и тарелочек, ребята раскраивают лоскуты тканей в виде квадратов, прямоугольников, кругов и других простых плоских геометрических фигур. Понимание детьми геометрического содержания  изделий и тактильного общения с тканями, позволяет им в дальнейшем благополучно справляться с конструированием и моделированием моделей одежды.

С целью приучения детей к работе на производстве, при изготовлении самовара и его компонентов, я применяю технологию поточного производства. Где методом организации производства является поточный метод, характеризующийсяследующими признаками:

  • на каждой поточной линии изготавливается одно или несколько сходных между собой изделий;
  • за каждым рабочим местом закрепляется одна постоянная для изделия операция;
  • рабочие места на линии располагаются в соответствии с последовательностью операций технологического процесса;
  • передача деталей с операции на операцию производится поштучно или небольшими передаточными партиями непрерывно или с короткими перерывами;
  • технологический процесс в целом и отдельные операции осуществляются с соблюдением определенного ритма.

Основным звеном поточного производства является поточная линия, то есть совокупность рабочих мест, расположенных в последовательности, определяемой технологическим  процессом.

Сейчас мы попробуем изготовить с помощью технологии поточного производства тарелочку под чашку.

 Согласно технологической карте, для изготовления тарелочки необходимо выполнить 5 простых операций.

  1. Вырезать из пенопласта круги.
  2. Склеить их между собой.
  3. Обтянуть низ тканью.
  4. Приготовить треугольники для декорирования.
  5. Декорирование тарелочки.

Соответственно столько и будет рабочих мест. Каждое рабочее место оснащено своим необходимым инструментарием и инструкционной картой. Мне потребуется фокус-группа  в составе 5 человек. Зрители тоже будут принимать участие в производстве, если образуется немного больше чем нужно форм для декорирования.

Ход работы.

Учитель: Сейчас, когда вы заняли свои рабочие места, и увидели материалы, с которыми вам придется работать, ответьте мне на вопросы:

  1. Вопрос к 1 и 2 обучающемуся: Как из плоской формы можно выстроить вогнутую?
  2.  Вопрос к 3 и 4 обучающемуся: Что необходимо приготовить для декорирования тарелочки?
  3. Вопрос к 5 обучающемуся: Что может произойти если начать декорировать тарелочку от дна?

Учитель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Можно приступать к работе по инструкционным картам.

 Пока все заняты работой педагог говорит:

Как видите эффективность данной методики для обучающихся заключается в развитии у обучающихся в основном метапредметных ууд таких как:

Коммуникативные УУД:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

- определять действие и  составлять алгоритм в соответствии с учебной и познавательной задачей;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Познавательные УУД:

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи.

Преимущество поточной технологии заключается в том, что все операции процесса выполняются непрерывно и ритмично. Время на изготовление изделия сокращается,   обучающиеся выполняют свои операции качественно за счет развития навыков, благодаря многократному повторению.

 Учитель:    Работа над созданием тарелочки закончена. Расскажите, что вы для себя узнали или взяли нового? Мастер-класс закончен. Спасибо за внимание.

Сопровождение фильма.

Объединение дополнительного образования «Стиль» было создано на базе Купинской школы-интерната в 1996 году.  Обучающиеся занимались изготовлением сценических костюмов к различным спектаклям, праздникам и шоу. Со временем уровень содержания программы сильно изменился, стал углубленным, вид деятельности на сегодняшний день содержит не только изготовление костюмов, но и разработку моделей для модных показов и декоративно-прикладное творчество. На занятиях ребята вышивают бисером, лентами, изготавливают маски, проектируют одежду.  Выпускники,   объединения продолжают обучение по швейному профилю в колледжах легкой промышленности, в ПУ и лицеях. В связи с реализацией национального проекта цифровая образовательная среда, в школе-интернате была разработана и запускается в действие новая программа «Цифровой модельер».  В ходе профориентационной работы в 8-9 классах выявляется много детей, желающих приобрести профессию швея.  С 2019-2020  учебного года на базе швейной мастерской начата реализация производственной программы «Швея» 19601, с выпускными свидетельствами о получении профессии швея 2  разряда.  

Образовательная система   "Сервис-центр", в состав которой входит «Стиль»,  включает в себя все объединения допобразования, трудовую подготовку, внеурочную деятельность и, благодаря помощи предпринимателей, работает как матрица НТИ. Вместе с этим работа кружков связана взаимопомощью. Так, например, объединения «3-Д ручки» и «ИЗО» изготавливают для «Стиля» всевозможные украшения. Столярное дело- декорации,  табуреты, кронштейны для показов, а мы шьем для них рабочую одежду, халаты, полотенца,  многое другое. В последнее время  «Стиль» сотрудничает с другими образовательными учреждениями: выполняет заказы детских садов, например: на изготовление гапито-тростевых кукол. В результате  практическая деятельность «Сервис-Центра» превращается в единый технологический процесс, именуемый инжинирингом.

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс. Купинская школа-интернат №1 Самовар: элементы декора. Декорирование изделия из пенопласта Купино 2020

Слайд 2

инжиниринг В данном занятии рассматривается технология производства изделия по поточным линиям

Слайд 3

Программа «СТИЛЬ» Развивает любые формы мышления и воображения, а также инженерные навыки, за счет включения в программу блоков по проектированию одежды, и изделий декора.

Слайд 4

Проект «САМОВАР» обучающиеся знакомятся с набором геометрических тел, составляющих данное изделие (шар, параллелепипед, цилиндр и другие). понимают геометрическое строение изделий благополучно справляются в дальнейшем с проектированием моделей одежды.

Слайд 5

Технология поточного производства на каждой поточной линии изготавливается одно или несколько сходных между собой изделий; за каждым рабочим местом закрепляется одна постоянная для изделия операция; рабочие места на линии располагаются в соответствии с последовательностью операций технологического процесса; передача деталей с операции на операцию производится поштучно или небольшими передаточными партиями без межоперационного прослеживания или с короткими перерывами; технологический процесс в целом и отдельные операции осуществляются с соблюдением определенного ритма.

Слайд 6

ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ Вырезать из пенопласта круги. Склеить их между собой. Обтянуть низ тканью. Приготовить треугольнички для декорирования. Декорирование тарелочки.

Слайд 7

Рабочее место Каждое рабочее место оснащено своим необходимым инструментарием и инструкционной картой. Инструментарий: - Ножницы; -Утюги; -Клеевые пистолеты; -Канцелярские ножи; -Булавки - Выкройки кругов

Слайд 8

Материалы - Лоскуты ткани цветные - Пенопластовые пласты

Слайд 9

Инструкция 1 инструкционная карта: -Получить пенопласт и выкройки кругов разных размеров -Приложить выкройки к пенопласту и обвести выкройки карандашом -Вырезать круги канцелярским ножом из пенопласта Передать круги на второй поток.

Слайд 10

Инструкция 2 инструкционная карта - Получить пенопластовые круги и лоскуты для обклеивания низа изделия - Клеевым пистолетом склеить круги между собой, придавая изделию сферическою форму - Приклеить носик самовара. - Обклеить низ изделия лоскутом, равномерно расправляя складки ткани. - Передать сферические формы на 4поток

Слайд 11

Инструкция 3 инструкционная карта - Получить лоскуты ткани разных цветов для квадратиков -При помощи линейки и карандаша разметить квадратики на ткани размером 6Х6 см. - Вырезать квадратики -Сложить каждый квадратик по диагонали. Приутюжить , получив треугольник. -Сложить каждый треугольник по высоте и еще раз приутюжить . - Передать треугольнички на 4 поток.

Слайд 12

Инструкция 4 инструкционная карта - Получить сферические формы,треугольнички и булавки - Булавками наколоть треугольнички на заготовки, начиная сверху по направлению вниз, так чтобы каждый новый треугольник закрывал низ предыдущего, аккуратно обходя носик самовара. -Нижние срезы треугольников по низу изделия обклеить цветной лентой. - Предоставить изделие для просмотра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Изготовление картин в технике объемной аппликации "муляж"

Мастер - класс проводится с педагогами и воспитателями.Цели: ×          ознакомить педагогов с правилами работы в технике «муляж» и историей возникнов...

Мастер-класс.Изготовления цветов

1.Легкий способ сделать цветок из атласной ленты2.Мастер-класс: Открытки с цветами из ниток своими руками3.Мастер-класс: Круг для изготовления цветов из ниток4.Мастер-класс: Венок из роз в форме...

Мастер-класс Изготовление следков (на 2-х спицах)

На уроках технологии или на кружковых занятиях ,можно предложить учащимся в качестве зачётной работы изготовить следки. При вязании таких следков хорошо закрепляются приёмы вязания на двух спиц...

Публикация в научно-методическом журнале "Школа и производство" № 2, 2013 г. "Изготовление предметов декора в технике "артишок".

Работы (новогодние украшения) выполнены в технике "артишок" с использованием различных материалов....

Мастер – класса: « Творческая мастерская – изготовление новогоднего декора для дома".

Конспект мастер - класса « Творческая мастерская – изготовление новогоднего декора для дома"....

Мастер-класс: Изготовление косметички с использованием декора из плетения атласных лент «Косметичка в подарок»

Мастер-класс: Изготовление косметички с использованием декора из плетения атласных лент «Косметичка в подарок»...