РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Очумелый клубок»
рабочая программа по технологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Является частью ООП МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Очумелый клубок»
Количество учебных недель: 34
Количество часов в неделю/год: 1/68
(возраст детей: 11-15 лет)
Пояснительная записка
Программа курса сформирована с учетом
рабочей Программы воспитания МАОУ СОШ № 211 им. Л.И.Сидоренко
Цели курса:
- Приобщение обучающихся к ручному труду, в частности, к вязанию крючком;
#1043;армоническое развитие личности ребенка средствами художественно-эстетического образования;
#1057;одействие жизненному самоопределению обучающихся.
Задачи курса:
#1055;ознакомить школьников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества на примере декоративного вязания крючком.
#1053;аучить детей владеть инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
#1054;бучить основам вязания крючком в различным техниках.
#1056;азвивть потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
#1056;азвивать мелкую моторику и координацию рук.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие.
Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.
Украшение вязанных изделий.
Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязанному изделию.
Основные приёмы вязания.
Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.
Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.
Полустолбик – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.
Столбики без накида – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.
Столбик с накидом в один приём – свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.
Столбики с 2, 3 накидами – вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.
Вывязывание полотен различной формы.
Круглое полотно. Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков. Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.
Квадратное полотно. Квадрат от центра – свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда.
Квадратное полотно. Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.
Отделочные элементы.
Крючком можно вязать пуговицы – они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.
Для выполнения круглой пуговицы вырезают из плотного картона кружок желаемого размера. Затем вяжут косичку из трёх воздушных петель, замыкают их в кольцо и провязывают из его центра 8-10 столбиков без накида. Во втором ряду (если пуговица большая, то и в третьем) делают прибавления петель для увеличения диаметра вязанного круга. Когда диаметр вязанного и картонного кружков становятся равными, делают равномерные убавления, провязывают из двух столбиков один. Выполнив первый ряд с убавлениями, вкладывают картонный кружок внутрь связанного чехла и довязывают его до конца. Нитку обрывают и закрепляют с помощью иголки.
Можно связать круглую пуговицу и без картонки. Для этого в кольцо из воздушных петель провязывают сначала один ряд столбиков без накида, а сверху второй (можно и третий), пока не заполнится отверстие в середине.
Пуговицу в виде цветка можно выполнить, используя предыдущую, на петлях которой можно провязать 5-6 лепестков из длинных и коротких столбиков или из цепочек воздушных петель с обвязыванием их в последующем ряду столбиками без накида.
Для изготовления объёмной пуговицы вяжут прямоугольное полотно размером 3х2 см и, скатав его трубочкой (по короткому краю), крепко перевязывают его в середине.
Особенности вязания крючком.
Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.
Убавление числа петель – делают двумя способами. 1 способ – равномерно внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда. 2 способ – рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда, затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе. При втором способе убавления петель кривая линия края полотна получается более плавной, чем при первом способе. Убавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.
Сохранение длины ряда. Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания столбиков без накида – 1 петлю, с накидом – 2 петли и т.д.), выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик предыдущего ряда, так первый закроется цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний – в петлю подъёма. Если первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний выполняется перед последним.
Условные обозначения при вязании крючком.
Когда освоены основные приёмы вязания – происходит знакомство с условными обозначениями этих приёмов, позволяющих коротко и ясно записывать различные узоры вязания в виде схем. Для того, чтобы научиться легко понимать схемы вязания и работать по ним, необходимо поупражняться в вывязывании различных образцов.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- участие в конкурсном движении;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к вязанию.
Формы организации учебных занятий по курсу ««Очумелый клубок»
следующие:
- лекция,
- познавательная беседа,
- презентация,
- зачёт,
- практическая работа,
- самостоятельная работа.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение курса внеурочной деятельности ««Очумелый клубок»
предполагает достижение следующих результатов:
- в личностном направлении:
- позитивному отношению к учебной, познавательной и творческой деятельности;
- - осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- -самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
- в метапредметном направлении:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
-совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, схемы, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью выкройки, чертежных инструментов;
- - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
- в предметном направлении:
- подбирать материалы и инструменты для вязания, рационально размещать их на рабочем месте;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (спицы, швейные иглы);
- анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
- выполнять простейшие элементы вязания (лицевые петли, изнаночные, накид);
- выполнять вязание по схеме;
- рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия;
- выполнять вязание по кругу;
- определять назначение изделия и самостоятельно его изготавливать.
В результате освоения курса внеурочной деятельности предусмотрена публичная презентация продукта деятельности в следующие сроки:
- Ноябрь-декабрь
- Апрель-май
- Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
Учебно-тематический план..
всего | Виды деятельности | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | теория |
2. | Основные приёмы вязания. | 3 | практика |
Косичка из воздушных петель. | |||
| Изделие «Цветок » | 1 | практика |
| Изделие «Пенал» | 1 | практика |
Полустолбик. | 1 | практика | |
| Цветы «Роза» | 2 | практика |
| Изделие « Украшение» | 2 | практика |
Столбик без накида. | |||
| Изделие «Лягушка» | 2 | практика |
Столбик с накидом в один приём. | практика | ||
| Изделие «Резинка для волос» | 2 | практика |
3. | Вывязывание полотен различной формы. | 3 | практика |
Круглое полотно. | |||
| Изделие «Детская сумочка» | 2 | практика |
| Изделие «Зайчик» | 2 | практика |
Проект по выбору | 3 | практика | |
| Проект | 2 | практика |
| Проект | 2 | практика |
4. | Проект | 2 | практика |
| Проект | 2 | практика |
5. | Организация выставки | 1 | организация выставки |
Итого часов: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"
Данная программа предназначена для 2-го класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный клубок » для 7 классов
Программа курса рассчитана на 34 часа в 7 классе. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению творческих проектов. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочн...